Е (вагон метро)

  • 81-703 или Вагоны метро типа «Е» серийно выпускались в 1963—1969 годах (опытные образцы с 1959 года) Мытищинским машиностроительным заводом.

    В настоящее время немодернизированные вагоны типа «Е», по состоянию на 2016 год, эксплуатируются лишь в качестве музейных. 27 июля 2015 года последний регулярный пассажирский вагон № 4806 заехал в электродепо «Дарница» и был поставлен на разборку для отправки на модернизацию в вагон типа Е-КМ-Пм. 15 ноября 2015 года в честь 60-летнего юбилея Петербургского метрополитена) был восстановлен музейный состав 3935—3369—3427—3934 в оригинальной окраске и оригинальными надписями «Не прислоняться» на дверях.

    Ранее вагоны типа «Е» эксплуатировались также в Санкт-Петербурге (последний вагон № 3369 до марта 2015 года), Москве (последний вагон № 3605 до 2008 года) и в Баку (до 2001 года). Все эксплуатировавшиеся до 2015 года вагоны типа «Е» работали только в качестве промежуточных, последний раз вагоны типа «Е» использовались в качестве головных в 2006 году в Москве.

    Вагоны серии «Е» отличаются от вагонов предыдущей серии «Д» наличием полос гофрирования (у первого опытного вагона № 3001 полосы гофрирования были только в нижней части кузова). Также имеют более широкие двери и не имеют окон между последней дверью и торцом, противоположным кабине, из-за чего невозможна эксплуатация вагонов этой серии на линиях со станциями горизонтальный лифт. Из-за этого недостатка позже на базе вагона типа «Е» была создана новая модель «Ем».

    Начиная с 1979 года в Московском метрополитене в вагонах этой серии и серий «Еж» и «Ем» заводская отделка стен салона линкрустом заменялась на пластиковую, а деревянные рамы окон нередко окрашивались масляной краской. Некоторые старые вагоны (в основном вагоны №№ 47хх) проходили капитальный ремонт, в процессе которого линкрустовая отделка салона заменялась на пластиковую коричневого цвета. До 2008 года в пассажирской эксплуатации в Московском метрополитене оставался один линейный линкрустовый вагон типа «Е» — № 3605. Он же являлся последним вагоном типа «Е», который эксплуатировался с пассажирами в Московском метро. В декабре 2007 года вагон был поставлен на консервацию в депо «Калужское» для музея подвижного состава. В феврале 2008 года вагон был возвращён в депо «Фили» и эксплуатировался в качестве резервного на Арбатско-Покровской линии. Весной 2008 года он был передан на ответственное хранение в депо «Новогиреево», ныне снова находится в «Калужском». 15 и 16 мая 2015 года вагон типа «Е» № 3605 выставлялся на центральном пути станции «Партизанская» вместе с музейными вагонами других типов. Самый первый вагон типа «Е» № 3001, который стоял сараем в ТЧ-9 «Фили», весной 2006 года был разрезан. Вагон типа «Е» № 3007 стоит в ТЧ-8 «Варшавское» и используется как служебное помещение ОАО «Метровагонмаш».

    Каждая ось вагона приводится отдельным электродвигателем ДК-108А часовой мощностью 68 кВт через карданную передачу. Пуск реостатный, используется перегруппировка двигателей — при трогании (положение рукоятки «Ход-1») и первоначальном разгоне («положение Ход-2») двигатели соединены последовательно, при переводе рукоятки контроллера в положение «Ход-3» двигатели переключаются на последовательно-параллельное (ПП) соединение, напряжение на них повышается вдвое. Переключения в силовой цепи выполняет установленный под вагоном реостатный контроллер ЭКГ-17И.

Источник: Википедия

Связанные понятия

В (нем. Baureihe C) — советское обозначение типа трофейных вагонов метрополитена, произведённых в Германии, полученных в качестве репарации и эксплуатировавшихся в СССР после Второй мировой войны.
Б — тип вагона метрополитена, модернизированная версия типа А, выпускавшийся Мытищинским вагоностроительным заводом в период с октября 1937 года по январь 1939 года.
81-780/781 «Ладога» — экспериментальная модель вагонов метрополитена, выпущенная ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» в 2011 году.
НеВа (обозначение в Петербургском метрополитене — 81-556/557/558, заводское обозначение — 18Mt/19Mt/20Mt) — тип вагонов метрополитена, конструктивно являющийся дальнейшим развитием опытного вагона Skoda 6Mt. Дизайн вагонов, выполненный в итальянском стиле, был создан чешским художником Франтишеком Пеликаном.
81-720/721 «Яуза» — тип электровагонов метрополитена. Вагоны модели 81-720 — моторные головные, 81-721 — промежуточные.

Упоминания в литературе

В России первый паровоз был построен и пущен в 1833 г. на железной дороге Петербург – Москва, конструкторы Е. А. и М. Е. Черепановы. Использование паровозной тяги распространилось на железных дорогах многих стран в конце XIX – начале ХХ вв. Около 100 лет они служили для ведения поездов. Но в 1950-х гг. паровозы постепенно стали заменяться тепловозами и электровозами, которые оказались более экономичными. С 1956 г. производственный выпуск паровозов был прекращен, хотя они еще продолжали эксплуатироваться.
Несколько особняком в семействе машин Pz.II стоят танки моделей D и Е. В 1938 году фирма «Даймлер-Бенц» разработала проект так называемого «быстрого танка», предназначенного для танковых батальонов лёгких дивизий. От танка Pz.II Ausf.c была заимствована только башня, корпус и ходовая часть разрабатывались заново. Последняя имела опорные катки большого диаметра (по 4 на сторону), новые ведущее и направляющее колёса. Корпус сильно напоминал таковой у Pz.III. Экипаж состоял из трёх человек. Масса машины достигла 10 т. Двигатель Maybach HL62TRM позволял развивать максимальную скорость по шоссе до 55 км/ч. Коробка передач имела семь скоростей вперёд и три назад. Толщина брони колебалась от 14,5 до 30 мм. В 1938–1939 годах заводы «Даймер-Бенц» и MAN выпустили 143 танка обеих версий и около 150 шасси. Танки модели Е отличались от D усиленной подвеской, новой гусеницей и изменённым типом направляющего колеса.
Что касается полётов «Ильи Муромца», то в 1918 г. не совершено ни одного вылета, хотя самолёт строился серийно и за три года в модификациях серий Б, В, Г, Д, Е было построено около 80 самолетов. Лишь в сентябре 1919 г. Советская республика смогла использовать две машины в районе Орла, а в ноябре следующего года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца». В дальнейшем шесть самолётов использовались на первой в РСФСР почтово-пассажирской авиалинии Москва – Харьков – Москва. За это время было перевезено 60 пассажиров и несколько тонн грузов. Через полтора года линия была ликвидирована из-за изношенности двигателей.
Немцы, не имея времени на разработку принципиально нового истребителя, пошли по пути глубокой модернизации «ветерана» испанской войны. В январе 1939 г. Люфтваффе получили первый «Мессершмитт» Bf-109 серии Е. При сохраняющемся внешнем сходстве с предыдущими модификациями это был фактически другой самолет. В тех же габаритах моторного отсека был размещен новый двигатель «ДаймлерБенц» DB601А со взлетной мощностью 1050 л/с (мотор предыдущих модификаций имел мощность 700 л/с). На двигателе был применен уникальный для того времени гидропривод нагнетателя, что обеспечивало плавную бесступенчатую регулировку наддува. Важным преимуществом DB601 над любыми современными ему двигателями был прямой впрыск топлива в цилиндры (то, что сегодня называется «инжектор») – отсутствие карбюратора с поплавковой камерой обеспечивало устойчивую работу мотора при интенсивном маневрировании самолета-истребителя. Вооружение Bf-109 Е было также значительно усилено – к двум пулеметам винтовочного калибра добавились две 20-мм пушки MGFF, установленные в крыльях.
Magach 6 Bet (то есть Magach 6В) – М60А1(RISE), т. е. М60А1 с усовершенствованным двигателем, так называемым AVDS-1790-2C RISE (Reliability Improved Selected Equipment engine), вместо оригинального дизеля AVDS-1790-2A. Кроме того, танк получил более совершенную систему стабилизации орудия, а также гусеницы типа Т142 с резиновыми подушками, в то время как Magach 6А имел клинообразные гусеницы типа Т97 меньшей ширины. Постепенно двигатель и стабилизатор были усовершенствованы на всех М60А1, то есть все Magach 6 Alef были модернизированы до уровня Magach 6 Bet. Как следствие, название Magach 6 Alef вышло из употребления.

Связанные понятия (продолжение)

Л — тип вагона метро, контактно-аккумуляторный электровоз, предназначенный для вождения служебных поездов из вагонов типа Еж-6 по обесточенным или неэлектрифицированным линиям метрополитена. Всего Мытищинским машиностроительным заводом было выпущено шесть вагонов типа Л, получивших номера 5686, 5710, 5712, 0087, 0088 и 0089 (по некоторым данным построен также седьмой вагон с номером 5711). В настоящее время сохранился вагон № 0088, на котором аккумуляторы были заменены на дизель-генератор, все остальные...
ЭГ2Тв (Электропоезд Городской, 2-й тип, Тверской), известный также под коммерческим названием «Иволга» — электропоезд постоянного тока напряжения 3 кВ, созданный на ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ) в 2014 году как родоначальник базовой универсальной платформы российских электропоездов нового поколения. Заводское обозначение поезда — 62-4496; заводские обозначения вагонов — 62-4497, 62-4498 и 62-4499 для прицепных головных, моторных промежуточных и прицепных промежуточных вагонов соответственно...

Подробнее: Иволга (электропоезд)
Вагоны метро типа «Еж» были созданы на основе вагонов типа «Е». В обиходе данный тип (как и основанный на нём тип «Еж-3») вагонов часто называют «Ёжиками».

Подробнее: Еж (вагон метро)
Е-КМ (Тип Е, Крюковский Модернизированный) — модернизированная Крюковским вагоностроительным заводом версия электровагонов вагонов метро типов Е, Еж и Ема-502. Поезда формируются из головных безмоторных вагонов типа Е-КМ-Гб (81-7080), переоборудованных из Еж, и, начиная с 22 состава, из Ема-502, промежуточных моторных типов Е-КМ-Пм (81-7081) и Е-КМ-Пм-01 (81-7081-01), переоборудованных из Е и, начиная с 25 состава, из Еж. По состоянию на 2018 год выпущено 27 пятивагонных электропоездов, эксплуатирующихся...
А — тип вагона метрополитена, выпускавшегося Мытищинским вагоностроительным заводом в период с 1934 по 1939 год. Был спроектирован специально к открытию московского метрополитена, которое состоялось в 1935 году.
Вагоны метро типа «И» — экспериментальные вагоны метро для Московского метрополитена. В 1973—85 годах инженеры Мытищинского машиностроительного завода пытались создать «идеальный» вагон, однако из-за несоответствия нормам пожарной безопасности пришлось отказаться от алюминиевых кузовов.

Подробнее: И (вагон метро)
81-722/723/724 «Юбилейный» (в честь 60-летия Петербургского метрополитена, первоначально — «Охта», — тип электровагонов метрополитена, кузов которого конструктивно повторяет кузова вагонов 81-720/721 «Яуза». Вагоны спроектированы и производятся заводом ОАО «Метровагонмаш» для Петербургского метрополитена с учётом опыта эксплуатации вагонов метро «НеВа» российско-чешского производства. Вагоны модели 81-722 — моторные головные, 81-723 — моторные промежуточные, 81-724 — прицепные промежуточные.
81-765/766/767 «Москва» — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2016 года заводом ОАО «Метровагонмаш» и Октябрьским электровагоноремонтным заводом (ОЭВРЗ) с 2018 года по заказу Московского метрополитена. Вагоны модели 81-765 — моторные головные, 81-766 — моторные промежуточные, 81-767 — прицепные промежуточные.
81-701 или Вагоны метро типа «Г» серийно выпускались в 1939—1940, 1947—1955 годах Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском и в Ленинградском метрополитенах до 1983 года. Всего было выпущено 425 вагонов этого типа.

Подробнее: Г (вагон метро)
Д (ДП) — серия дизель-поездов, строившихся в 1960—1964 годах венгерским заводом Ганц-Маваг (венг. Ganz–MÁVAG), Будапешт, для железных дорог СССР.
Ев («Е венгерский») — тип вагона метрополитена, созданный на базе вагона типа «Еж», и поставлявшийся в Будапештский метрополитен (Венгрия).
71-931 «Витязь» — сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Выпускается в двух вариантах — базовой модели и модификации 71-931М («Витязь-М»), отличающейся изменённой передней и задней маской. По состоянию на 2018 год эксплуатируются в Санкт-Петербурге (СТТП), Краснодаре (Восточное трамвайное депо) и в Москве (депо имени Баумана, Октябрьское депо и депо имени Русакова), ранее один...
81-702 или Вагоны метро типа «Д» серийно выпускались в 1955—1963 годах. В 1949 году были построены прототипы «М-5» с номерами 401—406, позже 501—506, позже 601—606, позже 701—706 с присвоением типа «УМ-5», позже 801—806 Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском метрополитене до 1995 года, в Петербургском метрополитене до 1992 года, в Нижегородском до 1993 года (переданы из Москвы) и в Киевском метрополитене до 1969 года (переданы в Ленинград). Также три вагона такого...

Подробнее: Д (вагон метро)
Система многих единиц (СМЕ) — способ управления подвижным составом, при котором в один поезд сцепляется несколько локомотивов или моторных вагонов, а управление тяговыми двигателями ведётся с одного поста управления и одной локомотивной бригадой, является частным случаем кратной тяги. Применяется на электровозах, тепловозах, моторвагонном подвижном составе, трамваях и троллейбусах. Известны случаи использования по СМЕ грузовых автомобилей и тракторов при перевозке тяжеловесных грузов, а также автобусов...
Паровоз серии С (конструкции Сормовского завода; прозвища — Гончая Малаховского, Русский Прери) — первый российский пассажирский паровоз типа 1-3-1. Спроектирован для вождения курьерских пассажирских поездов небольшого состава. Выпускался с 1910 по 1919 год (в массовом производстве с 1912 года) на ряде российских паровозостроительных заводов. Всего за период производства было выпущено 678 паровозов серии С. .

Подробнее: С (паровоз)
ЭС1 (ЭС1П) / ЭС2Г (ЭС2ГП) (Электропоезд Сименс, 1-й / 2-й тип, Городской, «Премиум») — семейство пассажирских электропоездов с общим коммерческим названием «Ласточка». Создано на основе платформы Siemens Desiro для ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Электропоезда ЭС1 и ЭС1П — двухсистемные (постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ), ЭС2Г и ЭС2ГП — постоянного тока 3 кВ.

Подробнее: Ласточка (электропоезд)
81-760/761 «Ока» — модель электровагонов метрополитена, выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 года по 2016 год. Вагон модели 81-760 является моторным головным (Мг), модели 81-761 — моторным промежуточным (Мп). На основе базовой модели также были созданы поезда модификаций А (81-760А/761А/763А «Ока») и Б (81-760Б/761Б/763Б «Ока») со сквозным проходом, у которых добавлен вагон модели 81-763 — прицепной промежуточный (Пп).
Вагон ПВ40 (иногда ошибочно называемый ПВ51) — узкоколейный пассажирский вагон, выпускавшийся Демиховским заводом с 1955 года до конца 1980-х годов.
Плацка́ртный ваго́н — один из видов пассажирских вагонов в России и других странах СНГ. Является самым массовым типом вагонов в этих странах.
Паровозы серии Ь (ерь) — маневровые и промышленные танк-паровозы российских и советских железных дорог, разнообразные по числу осей и конструктивным особенностям, объединенные по классификации 1912 года в одну серию.

Подробнее: Ь (паровоз)
Pendolino/Пендолино — торговая марка, объединяющая серию скоростных и высокоскоростных электропоездов, производимых компанией Alstom на заводах в городе Савильяно в Италии и Уошвуд-Хите (Великобритания). Особенностью серии являются вагоны с наклоняемыми в повороте кузовами. Электропоезда используются в Италии (оператор Eurostar Italia), Испании, Португалии, Словении, Финляндии (оператор Suomen Valtion Rautatiet (VR)), России, Чехии, Словакии, Великобритании, Швейцарии, Китае, Польше. Планируется...
Паровозы серии ТЭ (тип 52 или BR 52) — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев и по репарациям и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в 1940—1970-х годах.

Подробнее: ТЭ (паровоз)
Парово́з Э (прозвища — Эховский, Эхо, Эшка, Эшак) — российский грузовой паровоз типа 0-5-0.
Паровозы серии Т — товарные и пассажирские паровозы русских и советских железных дорог с осевой формулой 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1 («Трёхосные» или «Трёхпарки»), объединенные по классификации 1912 года в одну серию.
Е (прозвища — Русский Декапод, Ефим, Елена) — серия грузовых паровозов типа 1-5-0, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах по чертежам, разработанным русскими инженерами. С 1917 года паровозы поставлялись как военная помощь, а с 1943 года — по ленд-лизу. Помимо этого, по различным мотивам, в том числе и политическим, данные паровозы эксплуатировались...
Б (Брянский завод) — российский/советский пассажирский паровоз, предназначенный для вождения скоростных поездов. Создан на основе конструкции паровозов Г. На момент постройки (по данным 1912 года) был самым быстрым паровозом на российских железных дорогах (125 км/ч).
2-D+D-2 406/546 8-GE 750-3300V (заводское обозначение) — электровоз типа 2-4о+4о−2, выпускавшийся в 1947 и 1948 гг. американской компанией General Electric. Изначально предназначался для эксплуатации на советских железных дорогах, на которых ему уже была присвоена серия А, но по политическим мотивам в СССР не попал. Вместо этого эксплуатировался в самих США, где получил прозвища Маленький Джо (англ. Little Joe (Joseph)) и 800-е, а также в Бразилии, где получил прозвище Русский (порт. Russa).

Подробнее: А (электровоз)
Паровоз О («Основной») — первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог. В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии, что сделало паровоз О самым массовым из дореволюционных локомотивов. Этот локомотив работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а также и на всех железных дорогах Советского Союза. Самые известные (и наиболее массовые) разновидности...
Паровоз У (Уральский) — пассажирский паровоз, производившийся на Путиловском заводе с 1906 по 1912 год для Рязано-Уральской, Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог.
RSD-1 (ДА) — тепловоз типа 3о—3о и мощностью 1000 л. с., выпускавшийся фирмой American Locomotive Company (АЛКО) с 1942 по 1946 год. RSD-1 был разработан по требованию Транспортного корпуса США и конструктивно является шестиосной версией тепловоза RS-1. Изначально строились для Ирана, позже значительная партия (по советским данным — 70, из них 2 утонули в пути) этих тепловозов поступила в Советский Союз, где им присвоили обозначение ДА (дизельный локомотив компании АЛКО, изначально ДА20). В...
Парово́з типа 2-4-0, серии М («Маруся») — 3-х цилиндровый пассажирский паровоз, производившийся с 1926 по 1930 год для обслуживания главных пассажирских направлений сети железных дорог СССР. До замены паровозами серии ИС относился к категории пассажирских паровозов большой мощности.

Подробнее: М (паровоз)
Общий вагон — пассажирский железнодорожный вагон в составе пассажирских поездов, не относящихся к скорым и скоростным, предназначенный для перевозки пассажиров сидя (не имеет мест для лежания). Обычно используется для перевозки пассажиров, чья поездка превышает маршрут обычного пригородного электропоезда, но по длительности не занимает больше 12 часов (в зависимости от маршрута поезда).
Электропо́езд (разг. электричка) — разновидность неавтономного моторвагонного подвижного состава, получающего энергию, как правило, от внешней контактной сети с помощью токоприёмников.
Д — обозначение, данное в 1912 г. сериям русских пассажирских паровозов постройки 1883—1906 гг. с осевыми формулами 1-2-0, 0-2-1, 2-2-1 и части 2-2-0 — Двухпарок (т.е. паровозов с двумя сцепными осями), не вошедших в другие серии. Поскольку локомотивы оказались разных типов, большая их часть получило помимо литеры надстрочный индекс, показывающий внутресерийные различия.
Грузовой троллейбус (троллейвоз, троллейтрак, или троллейкар) — разновидность электротранспорта с питанием от контактных проводов, используемого для грузовых перевозок.
Прототип паровоза был построен во Франции в 1769 военным инженером Николя-Жозе Кюньо. (Первый прошедший испытания образец выставлен в Musée des arts et métiers.) Второй вариант был построен и испытан в конце 1770 года, но в декабре того же года изобретатель и заказчик были отправлены в ссылку как сторонники оппозиции. Эти разработки предназначались для транспортировки тяжёлых военных грузов (пушек) и представляли собой скорее паровой автомобиль.
Паровоз Я (Ярославская дорога)— пассажирский паровоз типа 1-3-0, производившийся в 1896—1903 гг. для ряда российских железных дорог. Предназначался для вождения «дачных» (пригородных) поездов.

Подробнее: Я (паровоз)
Подвижной состав на сети железных дорог России — совокупность подвижного состава, находящегося в собственности или в оперативном управлении компании Российские железные дороги, других компаний-операторов подвижного состава.
Вагон метрополитена — тип рельсового подвижного состава (вагон), предназначенный для эксплуатации на линиях метрополитена. Ввиду особенностей эксплуатации вагоны метрополитена имеют существенные отличия от вагонов и локомотивов обычных наземных железных дорог. В подавляющем большинстве вагоны метрополитена перевозят пассажиров, однако существуют и специализированные вагоны: для хозяйственных нужд и грузовые.

Упоминания в литературе (продолжение)

Распространенным типом кузова является «универсал» (рис. 1.9). У таких машин грузопассажирский салон, две или четыре боковые двери и еще одна – пятая, которая расположена сзади и является грузовой (т. е. закрывает багажное отделение). Из всех легковых машин багажник универсала является наиболее вместительным, поэтому такие машины очень любят российские дачники. Кроме этого, в таких автомобилях удобно совершать семейные поездки. Заднее сидение при необходимости можно сложить, благодаря чему багажное отделение увеличивается чуть ли не в два раза; после этого в нем можно перевозить крупногабаритные грузы (например, холодильник). Классические представители советского (российского) автопрома, обладающие кузовом типа «универсал» – это ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104. Что касается иномарок, то с таким кузовом выпускают и «Мерседес», и «Опель-Омега», и «Форд-Эскорт», и «БМВ», и др.
Кузов автомобиля, подготовленный к установке на стенд, т.е. с частично или полностью снятыми механическими узлами, приподнимают с помощью тали или на подъемной платформе.
Производство ремонта машин «Т-28» на Кировском заводе велось обезличенным методом, т. е. каждая поступившая машина в ремонт проходила общую разборку на агрегаты и узлы, которые в свою очередь проходили общую разборку на детали. Детали со всех однородных агрегатов проходили общую дефектацию. После дефектации детали негодные или неудовлетворяющие техническим условиям на ремонт немедленно выводились из цеха в переплавку. Взамен их завод изготовлял новые детали.
Конструкторам давался всего один месяц для приведения своего оружия в соответствие с ТГТ конкурса. Повторные испытания были возобновлены 1 июля 1944 г. и продолжались в течение двух месяцев. На них были представлены усовершенствованные автоматы: КБ-2 Дегтярева конструкции Е.К. Александровича и А.А. Каштанова; Симонова, Судаева; Кузьмищева, а кроме того, два новых образца – Г.С. Шпагина и А.А. Булкина.
А вот следующая история просто уникальна. Сейчас это может вызвать улыбки, когда новейшие транзисторные генераторы имеют частоту до 70 кГц, а тогда… В 1958 г. В. С. Барановым, Л. С. Космовичем, Е. С. Лисковым были начаты эксперименты по закалке бортовых шестерен [5]. Завершены работы были в 1975 г. при содействии М. Н. Бодяко и С. А. Астапчика (рис. 2). Это был предварительный подогрев детали в шахтной печи, а затем в течение 5 с одновременный нагрев мощностью 1000 кВт на частоте 8 кГц всей зубчатой поверхности. Для этого и понадобилось параллельно включить 10 преобразователей по 100 кВт каждый. Правда, включать их можно было только по выходным, иначе останавливалось производство. Все получилось, твердость хорошая, результаты стендовых испытаний хорошие. Но цементация оказалась сильнее и процесс не пошел. Это ли сейчас главное. Главное – смелость и большое творческое желание осилить эту «неподъемную» деталь.
В марте 1963-го года распоряжением Военно-промышленной комиссии НИИ ВК была поручена разработка ЭВМ М4-2М. Задача системы – обеспечивать военно-политическое руководство страны достоверной информацией о возможной угрозе ракетного нападения и обстановке в космосе, т. е. она имеет чисто оборонительный характер. Для обеспечения возможности работы на трех уровнях были созданы три модификации М4-2М – 5Э71 для радиолокационных станций, 5Э72 – для командных пунктов (КП) радиолокационных узлов, 5Э73 – для будущего КП комплекса ПРО. В октябре 1964 года начались приемо-сдаточные испытания, в ноябре машина была принята заказчиком и отправлена на головной объект. К концу 1964-го года еще шесть машин 5Э71 были отгружены на объекты заказчика. В 1965-м – 66-м годах были проведены стыковки машин с РЛС и отработка на них программного обеспечения, которое создавалось следующим образом [9, 11].
В отличие от коммерческого графика мирного времени, на этом графике, кроме товарных и пассажирских поездов, были проложены нитки для воинских поездов с «режущим» расписанием, т. е. с правами преимущественного пропуска. По таким коммерческим графикам были выполнены перевозки по сосредоточению войск под Сталинградом, на Курской дуге, под Ленинградом, при форсировании Днепра, при подготовке Белорусской и других стратегических операций.
Но по причине нереальных, завышенных требований к возможностям судостроительной промышленности и неготовности отечественной производственной базы к столь массовой постройке крупных боевых кораблей, ежегодные планы судостроения систематически не выполнялись[497]. Соответственно, выделенные бюджетные средства по плану заказов на судостроение, вооружение и технику осваивались не полностью. Так, в 1938 году было освоено лишь 1,8 млрд рублей (т. е. 69 % от выделенных средств), в 1939 году – 3,5 млрд рублей (79 %), в 1940 году – 5,2 млрд рублей (89 %)[498]. Ход строительства боевых кораблей и вспомогательных судов протекал неровно, с постоянными срывами по срокам окончания работ, имело место большое количество брака в изготовлении агрегатов и деталей.
На железных дорогах Европы можно встретить разные типы поездов. Это ICE – интерсити экспресс (самый быстрый поезд), ЕС – евросити (международный экспресс), 1C – интерсити (внутренний экспресс, самый распространённый поезд). EN – евронайт (ночной экспресс), D – дцуг (традиционный скорый поезд), Е – эйльцуг (тоже скорый – эйль = спешить – поезд, но более медленный; в английских версиях расписания он называется «полускорый»), ER – еврорегионал (международный поезд местных сообщений), SPR – спринтер, R – региональный поезд (местное сообщение), RE – региональный экспресс, RB – регионалбан (обычный местный поезд) и, наконец, S – шнельбан (поезд внутригородского и ближнего пригородного сообщения, составляющий одну транспортную систему с поездами метро, о котором сказано выше). Такого разнообразия типов поездов в России нет, и поэтому объяснить тонкости их различий непросто. Все европейские страны малы по размерам и всегда расположены в пределах одного и того же часового пояса. Поэтому поясное время (его за рубежом называют стандартным временем – zonestandardtime (ZST) – в транспортных расписаниях не указывается. Если поезд, паром или автобус пересекает границу и попадает в новый часовой пояс, то в расписании, без всяких оговорок, указывается новое время.
В сентябре 1949 года на стартовую площадку полигона (пл. № 4) была доставлена ракета нового типа Р-2Э (экспериментальная). Это был первый отечественный образец, выполненный по новой конструктивной схеме. За два осенних месяца 1949 года было проведено 5 пусков этой ракеты, которые подтвердили работоспособность систем и агрегатов, надежность конструкции, правильность исходных теоретических предпосылок. В период 1950–1951 годов было проведено 30 летно-конструкторских пусков ракеты Р-2, из которых 24 были удачными. Надежность ракеты составила 80 %. 27 ноября 1951 года ракетный комплекс с ракетой Р-2 был принят на вооружение. В 1952 году на полигоне были проведены 14 пусков серийных ракет Р-2, изготовленных на Днепропетровском ракетном заводе (предшественнике Южмаша). Из числа пущенных ракет две ракеты не достигли цели. Надежность серийных ракет составила 86 %. Восемь ракет были пущены стартовыми расчетами 22 бригады особого назначения РВГК по плану учебно-боевых пусков. Пуски ракет Р-1А и Р-2, начиная с 1949 года, осуществлялись личным составом 1-го испытательного управления полигона, которое с января 1949 года возглавлял генерал-майор Тверецкий А. Ф. Вместе с ним из 22 бригады особого на значен и я РВГК в штат полигона пришел ря д опытных ракетчиков-испытателей: Трегуб Я. И., Носов А. И., Костальев В. В., Смирницкий Н. Н., Меньшиков В. И., Баврин В. А., Орлов Н. Н., Обухов К. А., Рождественский А. Т., Дядин Г. В., Пушкин Ф. Е., Эккер Г. Г. и другие.
В состав комплекса входили также Центральный киноконцертный зал «Россия» и кинотеатр «Зарядье». Они были закончены позже. Особенно долго строился концертный зал. Уж очень сложным оказался его проект, разработанный архитекторами Д. Чечулиным, Н. Чекмотаевым, П. Штеллером при соавторстве Н. Белавина и Е. Фадеева и инженерами Н. Вишневским, Б. Наумовым, Г. Копалейшвили, В. Лисицыным, Г. Хромовым. Предусматривалось шесть возможных вариантов трансформации – в зависимости от использования. Сцена могла расширяться за счет зрительного зала, а иногда, наоборот, сокращаться до минимума. При проведении собраний зал вмещал более 2,5 тысячи человек, в прочих вариантах – 2300, 1800, 1400, 950 человек. Быстрое преобразование обеспечивали соответствующие устройства.
Поскольку количество вооружения возросло, то пришлось увеличивать экипаж до 8 человек. Так как у броневика была небольшая скорость и большие габариты, то его нельзя было использовать для разведывательных действий. Он применялся в качестве противоштурмового орудия, т. е. как подвижная огневая орудийно-пулеметная точка, быстро перебазирующаяся на нужные участки фронта для отражения штурма.
В том же году Е.П. Тверитинов занялся оборудованием электрического освещения Гатчинского дворца. В соответствии с отношением Канцелярии Морского Министерства Верховский 14 декабря 1881 года просит разрешения Главного командира Кронштадского порта об увольнении лейтенанта Тверитинова Е.П. в г. Гатчину для представления Государю Императору. 19 декабря Тверитинов отбывает к новому месту назначения. Большие шары-плафоны электрического освещения диаметром 50 см, предусмотренные для установки на плацу на опорах, были изготовлены и поставлены в Гатчину Товариществом «Яблочков – изобретатель и Ко». Поставку проводов для освещения Гатчинского дворца осуществляло представительство фирмы «Сименс и Гальске» в Петербурге. «Проводники освидетельствованы с технической стороны Минным офицером лейтенантом Тверитиновым и признаны годными», – сообщал 23 сентября 1881 года командир МОК в контору Кронштадтского порта.
За всю историю глубоководных погружений в океане было создано всего одиннадцать аппаратов с рабочей глубиной 6000 метров и более. Три из них были сконструированы по типу батискафа, т. е. имели стальной поплавок, заполнявшийся легкой жидкостью – бензином, который обеспечивал плавучесть аппарата. Перед каждым погружением в поплавок закачивалось около 200 тонн бензина. Эти аппараты были тяжелыми и громоздкими. Восемь современных аппаратов-шеститысячников, построенных во второй половине 80-х годов и в начале XXI века, отличаются небольшими габаритами и весом, высокой маневренностью, практически полностью компьютеризированы.
Применение на самолётах реактивных двигателей открыло новую эру – эру реактивной авиации. Уже в сер. 1940-х гг. были созданы первые опытные самолёты с ракетными двигателями: Хейнкель Не.178 (Германия), Би-1 (СССР), Глостер Е.28/39 (Великобритания), Бел Р-59А (США), а также серийные самолёты Мессершмитт Ме 163В, Ме 262 (Германия) и Глостер «Метеор» (Великобритания). Реактивные двигатели резко увеличили скорость полёта самолётов; уже в сер. 1950-х гг. была превышена скорость звука, а в 1976 г. американский лётчик А. Бледсо на самолёте Локхид SR-71 достиг скорости 3367.2 км/ч. Способность реактивных двигателей работать в разреженной атмосфере позволила поднять потолок полётов до 37 650 м (русский лётчик А. В. Федотов на самолёте Е-266М, 1977 г.). Многократно возросли дальность полёта без дозаправки в воздухе (до 20 000 км, Боинг В-52 Н) и грузоподъёмность (до 500 т, Ан-225 «Мрия», СССР). Созданы пассажирские авиалайнеры, способные за один раз перевозить от 300 (Ил-86, А 300–600) до 650 пассажиров (Боинг 747–300) либо до 70 т груза на расстояния до 9000—11 000 км. Кроме больших авиалайнеров, создавались самолёты для местных воздушных линий (30–60 пассажиров, дальность 500—1000 км, скорость 600–800 км/ч), а также т. н. административные самолёты и самолёты специального назначения.
В салоне его вам предложат минимум за 6 у.е. Цена «детская», помнится, в начале века подобный гаджет менее чем за 20 у.е. приобрести было невозможно. (Как изготовить самодельный клип-корд и педаль к нему, описано мной в отдельной части10.)
Аппарат относится к классу GDI-устройств, т. е. известная часть работы по формированию выводимого на печать изображения выполняет хост-компьютер (под управлением Windows, Mac OS X, разных вариантов Linux, HP-UX или Solaris). Принтер довольно компактен (40×40×25 см), на задней стороне корпуса имеется ушко для замка Kensington. Панель управления проста и лаконична: стандартная пара кнопок возобновления-отмены задания, четыре кнопки со светодиодами для поворота барабана с картриджами и два индикатора состояния устройства. Никаких дополнительных средств расширения конфигурации не предусмотрено, да они и вряд ли необходимы для цветного лазерного принтера за 250 долл.
«Перед нами, – рассказывал Роберт Людвигович, – была поставлена задача построить самолет, каким можно достичь рекордную скорость сухопутных самолетов без рекордных моторов (имеется в виду форсированных короткоресурсных двигателей. – Прим. авт.) и без рекордных нагрузок на квадратный метр (крыла. – Прим. авт.), т. е. с реальными для эксплуатации данными. Для выполнения этой задачи пришлось отойти от нормальной схемы самолета.
В начале 60-х годов прошлого века в Ленинградском НИИ Минрадиопрома (позднее НПО «Ленинец») появилась идея применения для съемки подстилающей поверхности принципа радиотелескопа. Группу энтузиастов возглавили талантливые инженеры В. М. Глушков и С. Е. Конторов. Оригинальные аппаратные и конструктивные решения позволили получить разрешающую способность локатора порядка 10–22 метров, этого было вполне достаточно для различения пригодных для проводки судна участков и зон торошения льда. Опытный образец надо было испытать на практике. Пришлось использовать все возможные методы, чтобы в кратчайшие сроки организовать летные испытания вновь созданной аппаратуры в Арктике.
В свое время 16-17-этажные панельные дома серии ПЗ стали новой вехой в жилищном домостроении: большие прихожие, просторные кухни-столовые, встроенные шкафы и антресоли – все это было заметным шагом вперед после шестиметровых кухонь и тесных комнат. В 1996 году проектировщики МНИИТЭП (архитекторы Ю. Григорьев, В. Кан, С. Пахомов, В. Розанова, Т. Шарапова, инженеры Е. Никитин, Я. Козицын, Л. Коновалова, С. Мыльников) модернизировали проекты, представив серию ПЗМ, и домостроительный комбинат № 3 приступил к их массовому возведению. Для наружных стен стали использоваться энергосберегающие трехслойные панели, для стыков – утеплитель из пенополиуретана (ПЗМ – одна из самых теплоэффективных московских серий). Для изготовления панелей была применена новая конвейерная технология горизонтального формования, резко повысившая качество изделий. Дома сдаются в эксплуатацию с полностью остекленными балконами и лоджиями, что позволяет создать единый архитектурный облик здания. Визитная карточка ПЗМ – цветовое разнообразие фасадов: панели наружных стен с рельефным рисунком окрашены атмосфероустойчивыми красками, гармонирующими с цветом окружающей застройки либо выделяющими дом как акцент.
Первый российский автомобиль был создан в 1896 году Е.А. Яковлевым и П. П. Фрезе. Хотя дореволюционная Россия не имела высокоразвитой автомобильной промышленности, первые автомобили по своим внешним качествам и техническим характеристикам не уступали лучшим образцам зарубежной автомобильной промышленности. К большому огорчению, ни один образец не сохранился до нашего времени.
Чтобы повысить огневую мощь штурмовых вариантов по-ликарповского самолета, по заданию А.А. Туржанского инженер бригады И.Е. Павлов установил дополнительно в крыльях Р-5 четыре пулемета и на бомбодержателе вместо имевшихся 10 замков – 44. Стрельба и бомбометание модифицированного самолета были продемонстрированы на полигоне высшему командованию Красной армии. Комиссия дала высокую оценку огневым возможностям машины и рекомендовала ее для серийного производства под наименованием Р-5Ш, а комбриг А.А. Туржанский и бригадный инженер И.Е. Павлов были награждены орденом Красной Звезды[21].
Необходимо отметить тот факт, что в 1940 году, помимо выполнения перенапряженных плановых заданий, авиапромышленность должна была также обеспечить потери советской авиации в войне с Финляндией (потери самолетов представлены в Таблицах 71–72). Новая ситуация потребовала поступления в ВВС РККА увеличенного количества самолетов и легла дополнительным бременем на отечественный авиапром. В письме от 14 февраля 1940 года № 487821 ее начальник ГУ ВВС КА Я.В. Смушкевич, военком ГУ ВВС КА Ф.А. Агальцов, начальник штаба ВВС КА Ф.К. Арженухин сообщали наркому обороны К.Е. Ворошилову, что только для доукомплектования строевых частей и ВУЗ, формирования резервных полков и пополнения убыли на фронте требовалось до 1 июля 2848 боевых самолетов, причем подчеркивалось: «Убыль самолетов для фронта предусмотрена в размере 800 боевых самолетов (ДБ-3 – 180, СБ – 320, И-16 – 100 и И-153 – 200), не считая самолетов старых типов»[367]. Это также мешало освоению новых типов машин. М.Ю. Мухин отмечает, что на заводе № 22 предполагалось свертывание производства СБ и начало производства новых бомбардировщиков – первоначально поликарповского СПБ, а затем петляковского Пе-2. Однако реалии советско-финской войны потребовали в первую очередь покрыть фронту боевую убыль освоенного в частях СБ, а уж во вторую очередь заниматься внедрением в серию новых моделей[368].
При наличии бумажного делопроизводства документы переходят из отдела в отдел, затем попадают руководству. В результате проходит очень много времени от момента поступления информации до принятия управленческого решения. Кроме того, бизнес-процессы при таком подходе очень часто не регламентированы. Зачастую сотрудник, который занимается обработкой документов, может их неправильно интерпретировать. Таким образом, информация при прохождении и обработке от сотрудника к сотруднику и далее к руководителю может искажаться. Например, в одной из строительных организаций бизнес-процесс ручного учета путевой документации был организован следующим образом. Поскольку техника работала вдали от офиса, то водители не имели возможности каждый день сдавать путевые листы. Путевки сдавались бригадиром раз в неделю. Причем сдавалась отдельная пачка путевых листов и отдельная пачка талонов на горючее. Далее один диспетчер вручную просчитывал каждую путевку, т. е. на калькуляторе вычислял расход топлива по норме, количество отработанных часов, и затем записывал эти данные в специальную справку. А другой диспетчер подсчитывал количество горючего по талонам и эту информацию также заносил в специальную накопительную ведомость.
Лондонское метро – самое старое в мире, и называют его здесь Андеграунд (Underground, то есть подземка) или в просторечье – «тьюб» («tube» – труба). Метро поделено на зоны и линии. Стоимость проезда в Лондонском метро зависит от зоны, т. е. от расстояния, а билеты проверяются на входе и выходе. Наиболее выгодна покупка суточного (около 4 GBP в пределах 1–2 зоны) или недельного билета (19 GBP в пределах 1–2 зоны), правда, для недельного потребуется фотография. Фотоавтоматы расположены почти на всех вокзалах и станциях метро. Четыре цветных снимка обойдутся вам в 3 GBP. Правда, вы можете привезти свои цветные фотографии, сделанные в автомате, и из дома!
Отечественные полотенцесушители вполне демократичны по цене; они производятся в двух модификациях (п– и м-образные), причем с учетом размеров труб, использующихся для водоснабжения, т. е. диаметры труб в стояках и полотенцесушителях одинаковы – 1 дюйм или 1 дюйм с четвертью. В последнем обстоятельстве кроется основное отличие российских приборов этого типа от импортных, которые рассчитаны на полудюймовые или трехчетвертные трубы. Это главная причина того, что напрямую состыковать полотенцесушитель зарубежного производства с нашей водопроводной системой невозможно. Кроме того, могут иметь место несовместимость материалов и расположения подводящих труб. Для разрешения данной проблемы применяются переходники и установочная арматура.
Емкость памяти – 16 Гбайт, причем, в отличие от iPhone, есть возможность расширить память с помощью флэш-карт (аппарат справляется с картами до 8 Гбайт). Плюс все атрибуты «флагмана серии»: 5-Мпиксел камера с оптикой Carl Zeiss, подключение к сетям третьего поколения и WiFi, FM-тюнер и др. Есть особенности и в конструкции, – например, возле объектива располагается откидное кольцо, которое используется как подставка, телефон можно поставить на стол и смотреть видео. Он собран в формфакторе «двойной слайдер», т. е. сдвигается и вверх, открывая телефонную клавиатуру, и вниз, давая доступ к клавишам управления мультимедиаплеером. Дизайн симпатичный, но корпус глянцевый и пачкается моментально. Качество пластика, из которого он сделан, оставляет желать лучшего. Экран яркий и крупный, 2,8 дюйма по диагонали (но не сенсорный). Батарея, по меркам смартфонов, довольно емкая – 1050 мА·ч. Как показывает практика, одной зарядки хватает примерно на 4 ч просмотра видео, полдня – в режиме плеера и, что интересно, почти столько же – при чтении с экрана. В общем, в реальной жизни разряжать придется по графику «через два дня на третий».
Arisaka, «тип 30 / 38 / 44 / 99», Tera («тейсин-раккасан» – яп. «воздушный десант») – семейство японских магазинных винтовок-«болтов» конструкции Н. Арисака. Первая версия «тип 30» (обр. 30 г. эры Мэйцзи, т. е. 1897 г.) создана по мотивам «маузера», в русско-японскую модифицирована в «тип 38» и стала основным оружием в армии микадо, позднее появился карабин «тип 44» (забавное совпадение с «мосинкой»). В 1930-х гг. при переходе на патрон помощнее создана винтовка «тип 99» (обр. 2599 г. от сотворения мира, т. е. 1939 г.), а для парашютистов в 1942-1944 гг. выпускалась ее разборная версия «тера». Также «арисаки» поставлялись в Российскую империю как союзническая помощь в Первую мировую и в Мексику по заказу тамошней революции. После Второй мировой винтовка не выпускалась, однако китайцы и корейцы перестволили часть трофеев и оставили «арисаку» как тренировочную. Калибр 6.5 Арисака («тип 30/38/44»), 7.7 Арисака («тип 99» и «тера»), 7 мм Маузер (мексиканская),30-06 Спрингфилд (корейская), 7.92 Маузер и 7.62 советский (китайская); встроенный магазин на 5 патронов, снаряжается из обоймы или по одному.
Рис. 3. Обозначения на боковине шины: 1 – условная ширина профиля (195 мм); 2 – серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах, т. е. 65 %); 3 – радиальная конструкция; 4 – посадочный диаметр (15 дюймов); 5 – индекс грузоподъемности (91, соответствует максимальной нагрузке 615 кг); 6 – индекс скорости (Т, соответствует максимальной скорости 190 км/ч); 7 – указание страны-производителя; 8 – усиленный каркас; 9 – метка расположения внешней стороны; 10 – допустимая эксплуатация в грязи со снегом; 11 – сертификация стандарта; 12 – указание, что шина бескамерная; 13 – товарный знак-логотип или название компании-производителя; 14 – максимально допустимое давление воздуха в холодной шине; 15 – название модели шины; 16 – направление вращения однонаправленного рисунка протектора; 17 – покрышка для зимних условий
Продолжалась на заводе и борьба с браком, по-прежнему безуспешная. В начале 1936 г. приказом еще прежнего директора Л. Е. Радкевича был введен паспорт изделия, который должен был сопровождать его до окончательной сдачи военпреду. Приказ от 5 мая того же года возлагали организованный учет и исследование брака в масштабе завода на ОТК и ЛИО. Были разработаны профилактические мероприятия, ответственным за которые назначили главного металлурга завода. В механических цехах № 1 и 2 ввели должности старших контрольных мастеров, в штат сборочного цеха – должность начальника испытательной станции, главными функциями которого являлись руководство испытаниями и оформление выпуска готовой продукции. Всего в штат контрольных аппаратов цехов вошел 21 человек.
На судах, которые эксплуатируются круглосуточно, при экипажном методе работы, т. е. при постоянном нахождении на борту судна всего экипажа в течение навигационного периода – устанавливается трехсменная вахта. Если работа на судне осуществляется бригадным методом работы, т. е. экипаж делится на бригады для обеспечения несения вахт, может быть установлен как трехсменный, так и двухсменный график работы. На тех судах, которые эксплуатируются не круглосуточно, устанавливается либо двухсменная, либо односменная вахта.
Электрическая схема отличается от плана электропроводки тем, что на ней изображают электрические связи между электрооборудованием и элементами проводки, не учитывая их расположения в помещении или на местности, т. е. без соблюдения масштаба.
Все расстояние пути между СПб и Гельсингфорсом составляет 415 верст. Из этого числа уже выстроено средствами Великого княжества 67 верст, а именно до ст. «Рихимяки» на Тавастгустской линии. Кроме того, изготовлено полное соображение для продолжения этого пути по направлению к Петербургу на 56 верст до м. Лахтис, что составит всего устройства железной дороги финляндскими средствами на 123 версты, т. е. без малого на 1/3 всего пространства от Гельсингфорса до столицы империи.
Царскосельский вокзал представлял собой вытянутое прямоугольное здание в два этажа, с высоким цоколем и рядами окон. В центре находился вход, защищенный большим металлическим навесом от дождя. Крытый перрон находился с противоположной стороны. После смены собственника дороги началось строительство новых путей до Витебска и Одессы, что потребовало реконструкции станции и в Петербурге. Тогда решили соорудить абсолютно новый комплекс, проектирование которого выполнил академик С.А. Бржозовский, при участии инженера С.И. Минаша (отделка). Новый вокзал стал одним из тех первых столичных общественных зданий в стиле модерн, где зодчий мастерски обыгрывает классические архитектурные мотивы. Здание не просто богато декорировано, но и имеет сложное объемно-пространственное решение. Высотными доминантами прилегающей площади служат часовая башня и большой четырехгранный купол над главным вестибюлем вокзала. Вход внутрь организован с Загородного проспекта в виде массивного ризалита и украшен рельефными гербами Санкт-Петербурга и Витебска; выход с поезда выведен в боковые части комплекса – в сторону улицы Введенского канала и Подъездного переулка. Мраморная, с чугунными перилами парадная лестница из вестибюля ведет на второй этаж в Главный зал под куполом. Внутренняя отделка вестибюля, зала и некоторых помещений выполнена в стиле модерн и являет собой выдающийся пример использования этого направления. В создании живописных панно принимали участие художники С.И. Дудин, Н.С. Самокиш, Е.П. Самокиш-Судковская и В.И. Быстренин.
Углошлифовальные машины Bosch GWS (10-125С, 10-125СЕ, 14-125С, 14-125СЕ) – профессиональные инструменты мощностью 1020, 1020, 1400, 1400 Вт. «Болгарки» Bosch обладают солидной мощностью при довольно малых размерах. Так, габариты 1400-ваттных моделей такие же, как у 1020-ваттных. При этом, несмотря на компактность, их надежность не снизилась. Применение бронированной обмотки обеспечивает эффективную защиту от абразивной пыли. Индекс «Е» в маркировке сообщает о наличии электроники, позволяющей регулировать обороты в широком диапазоне и тем самым подбирать режимы для резки или шлифовки. Помимо этого, электронная схема в самом начале процесса резки или шлифовки автоматически увеличивает мощность инструмента, чтобы обеспечить плавный старт. Инструменты фирмы Bosch отличаются компактностью и высокой удельной мощностью. С этой точки зрения особенно примечательна модель GWS 14-125CE, которая, не превосходя GWS10-125C по размерам, имеет более мощный двигатель и современные электронные системы управления.
Системная плата GIGABYTE GA-H55M-UD2H формфактора microATX обладает более широкими возможностями, чем предусмотренные эталонным дизайном Н55. Она соответствует спецификациям Ultra Durable 3, т. е. в отношении использованной схемотехники и качества подложки (с удвоенной толщиной медных слоев в цепях питания и заземления) нареканий не вызывает. Плата снабжена четырьмя разъемами для ОЗУ DDR3 (т. е. 16 Гбайт на нее при желании установить можно), портами COM и FDD (контроллер iTE IT8720) и контроллером T.I. TXB43AB23, который обеспечивает работу двух разъемов IEEE 1394a. Дополнительного SATA-контроллера на плате нет, так что построить RAID-массив на ее основе без соответствующей PCI-платы расширения не удастся. На GIGABYTE GA-H55M-UD2H представлены по одному разъему PCI Express 2.0 x16 и PCI Express 2.0 x4, а также пара PCI 2.2.
Очень часто далекие от ИТ-технологий покупатели – в основном родители школьников и студентов – приступают к выбору мобильного ПК для своего чада или для себя, рассматривая в первую очередь полки с нетбуками. К счастью, многим все-таки удается избежать ошибки – и остановить свой выбор на хоть и более дорогом, но полноценном мобильном компьютере. Именно к такой категории относится ASUS X53U, имеющий 15,6-дюйм глянцевый экран с разрешением 1366×768, платформу AMD Brazos (двухъядерный 1,6-ГГц ЦП E-350 и интегрированная графика Radeon HD 6310), 2-Гбайт двухканальную память DDR3 1066, жесткий диск на 320 Гбайт, оптический накопитель, WiFi 802.11n. Масса ноутбука со штатной батареей на 56 Вт·ч составляет 2,4 кг, т. е. при желании его несложно использовать в качестве по-настоящему мобильного рабочего места. Дома и на даче производительности X53U будет вполне достаточно для работы с офисными приложениями, Web-серфинга и отображения мультимедиа. И все это – за сумму, не превышающую розничной цены иного нетбука.
Аналогичные проекты рассматривались и нашими специалистами. Кроме МАКСа – многоразовой авиационно-космической системы, проектировавшейся под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского и предусматривавшей запуск небольшого челнока со «спины» самолета-носителя Ан-224 «Мрия», нашими специалистами разработан и еще ряд менее известных проектов.
Приобретая автомобиль, следует интересоваться его комплектностью, т. е. типом двигателя, системой безопасности, наличием сигнализации, сервисными дополнениями (люками, магнитолами, центральным замком, кондиционерами, сидениями и др.).
Шкафы и тумбы могут быть определенного назначения (для платья, белья, книг, посуды, постельных принадлежностей и т. д.) и комбинированные, т. е. многофункционального назначения, по конструкции – универсально-разборные, секционные, стеллажные и однокорпусные.
Конечно, от портативного принтера нельзя ожидать столь же высокой производительности, как от стационарного, тем не менее модель H470 не назовешь медленной. Согласно спецификациям, печатающий механизм обеспечивает при черновом качестве скорость вывода до 22 и 18 стр./мин в черно-белом и цветном режимах соответственно. В наших экспериментах печать 10-страничного текстового документа в режиме по умолчанию длилась 2 мин 13 с, а в быстром черновом режиме – 1 мин 6 с. Примечательно, что насыщенность символов в быстром черновом режиме была практически такой же, как в обычном, а расплата за скорость – заметное искажение некоторых строк на странице. Миниатюризация принтера практически не сказалась на качестве вывода, т. е. с помощью Officejet Р470 можно получать отпечатки такого же качества, как и у других изделий HP с аналогичной конструкцией картриджей. В задачах на вывод фотоизображений аппарат HP распечатал фотографию 10×15 см в режиме наилучшего качества чуть более чем за 2 мин, а вывод стандартной мишени PDI формата A4 (с полями) в режиме наилучшего качества занял 4 мин 23 с.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я