Вход (богослужение)

  • Вход — это праздничное шествие духовенства во время православного богослужения, когда священнослужители, в приличествующих моменту облачениях, со священными предметами (Святыми Дарами, Евангелием, кадилом, напрестольными крестами, копием, лжицей, евхаристическими тарелями), торжественно входят в алтарь через царские врата. Богословие входа подразумевает восхождение в Горний мир, невидимо сопровождаемое ангелами Божьими с входящим духовенством во святилище, о чем свидетельствуют молитвы, произносимые в это время.

    Архиерей имеет право через царские врата входить в алтарь и выходить из него в любое время, не ограничиваясь литургическими входами, дозволенными только священникам и диаконам.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Литурги́я оглаше́нных — вторая, после проскомидии, часть литургии византийского обряда. Имеет целью приготовить молящихся к достойному присутствию при совершении таинства евхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему, с точки зрения Церкви, были и могут быть спасительны жизнь и страдания Христовы.
Литурги́я преждеосвяще́нных Даро́в, или литурги́я Григо́рия Двоесло́ва (греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων) — вечерня, во время которой христиане причащаются Святых Даров, освященных прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Литургия преждеосвященных Даров в строгом смысле литургией не является, так как в этом богослужении нет анафоры, и во время этого богослужения не совершается...
Вели́кая пя́тница (Страстна́я пя́тница, греч. Μεγάλη Παρασκευή, церк.-слав. Вели́кїй пѧто́къ, лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских...

Подробнее: Воздвижение Креста Господня
Вели́кий четве́рг (греч. Μεγάλη Πέμπτη), (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Упоминания в литературе

Совершается вход во время пения «Блаженств». Священник кланяется перед престолом, берет с него Евангелие и отдает диакону. Затем в предшествии свещеносца священник выходит северными дверьми из алтаря на середину храма. Когда процессия останавливается на середине храма, диакон, обращаясь к священнику, произносит: «Благослови, владыко, святых вход». Священник отвечает: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков». Под святыми здесь могут пониматься священнослужители, входящие в алтарь, а в расширительном смысле – вся церковная община, включая ангелов и святых, незримо присутствующих в храме.
После третьего возглашения священник берет Евангелие со святого престола и совершает малый вход. Ему предшествует свещеносец с зажженной свечой и хоругви. В это время поется Воскресный или праздничный Тропарь. В то же время священник тайно читает молитву. Как только мы видим, что священник входит с Евангелием и свещеносец с зажженной свечей предшествует ему, душа каждого из нас должна «смешаться» с толпой тысячи Ангелов и принять вход Господа не только в мир – потому что именно это, как мы сказали, символизирует собой малый вход – но и в мир сердца каждого из нас. Тогда и мы становимся «блаженными».
В центре местного чина располагаются Царские врата. Они называются Царскими потому, что символизируют вход в Царство Божье. А Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на створках врат дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения Архангела Гавриила Деве Марии, а также четыре евангелиста, благовествующие миру через свои писания. Когда-то на литургический возглас «Двери, двери!» служители закрывали наружные двери храма, оставляя всех, кто не причащался, вне собрания верных. В древней Церкви название Царских носили наружные двери, ибо все верующие суть царственное священство, теперь же закрываются двери алтаря, знаменуя тем самым особенные моменты богослужения. Например, Царские врата закрываются во время евхаристической молитвы, так что благодарящие Господа за Его искупительную жертву находятся как бы по разные стороны алтарной преграды. Но для того чтобы связать тех, кто стоит вне алтаря, и таинство, которое происходит в алтаре, над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря» (или «Причащение апостолов»), ибо и священники, и миряне все вместе совершают таинство евхаристии, заповеданное Спасителем накануне своих страданий. И поэтому все стоящие в этот момент в храме суть участники Тайной вечери.
Вход – одно из действий священнослужителей. Торжественный вход в алтарь через Царские врата. На великой вечерне бывает «вход с кадилом» перед пением «Свете тихий», а на литургии – «вход с Евангелием» (малый вход), совершаемый после того, как хор пропоет антифоны, и «вход с дарами» (великий вход), предназначенными для евхаристии либо преждеосвященными. В процессе входа с дарами их переносят с жертвенника на престол. На литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста великий вход бывает во время пения Херувимской. На литургии Преждеосвященных даров, в Великую субботу и Великий четверг вход с дарами совершают во время пения других, особых песнопений. Что касается происхождения входа, оно таково: в первые времена христианства дары хранили в отдельном помещении храма – на жертвеннике или в ризнице, а вносили их в алтарь с особой торжественностью. Со временем жертвенник и ризница стали располагаться в самом алтаре, но вход, тем не менее, сохранился как особо торжественная часть богослужения. Согласно толкованиям некоторых богословов малый вход символически изображает выход Спасителя на проповедь, а великий вход – шествие Учителя на крестную смерть.
Покрыв священным покровом, ставят его в сосудохранительнице во время совершения проскомидии. После начала Божественной литургии, когда совершается великий вход, впереди идет смотрящий за благочинием, потом чтецы со свечами, знаменующие Божественный свет Духа, затем – первый из священников, держа в руках алавастр мира и изображая самую благодать Духа. Держит его именно первый из священников, как совершеннейший (других).

Связанные понятия (продолжение)

Литурги́я Иоа́нна Златоу́ста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года в православной церкви.
Пасхальное богослужение — праздничное богослужение, совершаемое на праздник Пасхи.
Литурги́я апо́стола Иа́кова — чин литургии Иерусалимского типа, по преданию, составленный апостолом от 70-ти Иаковом, братом Господним. Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX веку. В XIX века возрождена в приспособленном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях. В 1930-х годах усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской православной церкви заграницей...
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.

Подробнее: Происхождение честных древ Животворящего Креста
Свещено́сец (греч. δεποτάτος или греч. κηροφόρος — буквально: несущий воск (восковую свечу), от греч. κηρός — воск и греч. φορέω — носить) — в христианстве — самый низший чин церковнослужителей, предшественник чтеца, носящий высокий подсвечник с возжжённой свечою или просто возжжённую свечу на входах, при чтении Евангелия, перед Святыми Дарами, на крестном ходе, кроме того, свещеносцы носят иконы и хоругви; в древности обязанностью «депотатоса» или «депотата» было ещё приглашать начальников к архиерею...
Полиеле́й (греч. Πολυέλεος; др.-греч. πολύ — «много» + ἔλεος — «милость, сострадание») — наиболее торжественная часть Всенощного бдения или праздничной утрени. Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го (в греческой нумерации): 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два...
Вели́кая суббо́та (греч. Μεγάλη Σάββατον), Страстна́я суббота — суббота Страстной седмицы, посвящённая воспоминанию погребения и пребывания во гробе тела Иисуса Христа и сошествия Христа во ад (согласно вероучению большинства христианских конфессий), она является также приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.
Ца́рские врата́ — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Полу́нощница (греч. Μεσονύκτικον) в византийском обряде — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Иисуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра; в монастырях Русской православной церкви обычно бывает рано утром в соединении с Братским молебном, а в современной приходской практике почти не встречается.
Лития́, или Лита́ния (церк.-слав. лїтίа, греч. λιτανεία — длинное шествие, или от греч. λιτή — «просьба, мольба, молитва») — одно из православных богослужений, совершаемых в притворе храма. Литиёй в современной практике может называться...
Катапéтасма, катапета́сма (греч. καταπέτασμα — «занавес»), церковная заве́са в православных храмах — занавес за иконостасом, отделяющий царские врата и престол.

Подробнее: Катапетасма
Трисвято́е, или Трисвята́я песнь, — православная молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается, или поётся, трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб. Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».
Отпу́ст (греч. ἀπόλυσις, лат. dismissio) у христиан — благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения.
Вече́рня (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. vesperae) — богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех исторических церквах, сохранивших апостольское преемство, а также в «традиционных» протестантских сообществах (лютеранство, англиканство). Традиционное время совершения — около девятого часа дня (считая от примерно 6 часов утра, условного восхода солнца), то есть «вечером» (отсюда название). Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят...
А́ртос (греч. άρτος — хлеб) — в Православной церкви освящённый на Пасхальной седмице квасной (дрожжевой) хлеб.
«Торжество́ правосла́вия» (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
«О Тебе́ ра́дуется…» (греч. Ἐπὶ σοὶ χαίρει…) — богородичен седален восьмого гласа в воскресенье на утрени, по второй кафизме. Текст написан святым Иоанном Дамаскином в честь Богоматери, он находится в Октоихе. Перед текстом данного песнопения в Октои́хе сделано специальное указание: «Не седя́ще пое́м, но стоя́ще, и со стра́хом и благогове́нием». Кроме того, этот текст в православном богослужении используется как задостойник в литургии Василия Великого (вместо песнопения «Достойно есть» в литургии...
Заамво́нная моли́тва — в православной церкви молитва, читаемая священником в самом конце литургии, пред «отпустом».
Отпева́ние, или Чин погребе́ния, или Чин быва́емый на погребе́ние — в русском православии название богослужения, описанного в Требнике под названием После́дование ме́ртвенное (греч. Νεκρώσιμος Ἀκολουθία); одно из богослужений (треб); совершается единожды над телом умершего христианина, как правило в храме.
Вели́кое славосло́вие (греч. Ἡ μεγάλη δοξολογία) — в православном богослужении молитвословие, основанное на ангельской песне, пропетой при благовестии пастухам о Рождении Иисуса Христа...
Панаги́я (греч. παναγία — «всесвятая») — небольшой богато украшенный образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на цепочке у своей груди.
Литургия верных — третья часть литургии византийского и латинского (Missa fidelium) обрядов. Получила своё название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия, приготовлением к которым были предыдущие части литургии (проскомидия и литургия оглашенных). По учению церкви, на литургии верных благодатью Святого Духа происходит преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь...
Молитва верных (лат. Oratio fidelium), Всеобщая молитва (лат. Oratio universalis) — в западных литургических обрядах один из элементов литургии, завершающий Литургию Слова. В ординарном чине мессы следует непосредственно за провозглашением Символа веры (Credo) и перед офферторием. В византийских литургиях (Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных даров) первой и второй молитвами верных называются фиксированные тайные молитвы епископа или пресвитера, открывающие последование литургии...
Песнь Симеона Богоприимца (лат. Nunc dimittis, «Ныне отпущаеши…») — приводимые в Евангелии от Луки слова Симеона Богоприимца, которые он произнёс в Иерусалимском Храме в день Сретения (Лк. 2:29-32). Песнь вошла в состав богослужебных песнопений христианских церквей (Православной, Католической, Англиканской и ряда древневосточных).
Преполове́ние (Преполове́ние Пятидеся́тницы, Преполовение Господне, греч. Μεσοπεντηκοστή) — христианский праздник, отмечаемый на 25-й день по Пасхе. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.
Неде́ля крестопокло́нная (рус. Крестопоклонное воскресенье, греч. Κυριακή της Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресения) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая также называется «Крестопоклонной».
Вели́кий понеде́льник (греч. Μεγάλη Δευτέρα), Страстно́й понедельник — понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
У́треня (греч. ὄρθρος; также устаревшее разговорное, применительно к утрени Пасхи — зау́треня) — самое продолжительное из ежедневных богослужений суточного круга в Православной церкви.
Рипи́да, рипи́ды (греч. ριπίδιον — опахало, веер) — в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти.
Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).
Плащани́ца (греч. επιτάφιος от ἐπί- «на, сверх-» + τάφος «могила») — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
Проскоми́дия (греч. προσκομιδή «принесение, подношение» от προσκομίζω «приношу») — первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста, так и в литургии Василия Великого). На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.
День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Троицын день, Пятидеся́тница (греч. Πεντηκοστή), Неде́ля Святой Пятидеся́тницы, (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής), иногда Духов день — один из главных христианских праздников.
Адорация (поклонение Святым Дарам) — в Католической церкви разновидность внелитургического почитания Святых Даров, освящённых в ходе Евхаристии. Как правило имеет форму выставления Святых Даров на алтарь в специальном сосуде — монстрации, варианте дароносицы, и проведения специального богослужения; либо частной молитвы верующих перед выставленными Дарами.
«Пещное действо» (Чин воспоминания сожжения трёх отроков) — название древнего русского церковного чина (с элементами театрализованного представления, своего рода литургической драмы), совершавшегося в неделю Праотец (предпоследнее воскресение перед праздником Рождества Христова) или в Неделю святых отец (последнее воскресение перед праздником Рождества Христова) в XVI—XVII веках. Действо изображало историю чудесного спасения трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи (Дан. 3:22-51). Это...
Ага́па, (от др.-греч. ἀγάπη «любовь»), вечеря любви в I—V веках н. э. — вечернее или ночное собрание христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием Иисуса Христа. Основанием этому изначально было исполнение заповеди Христа о любви, поэтому словом αγάπη стали называть и само это собрание.
Кади́ло, кади́льница, кади́льник (ивр. ‏מַחְתָּה, מִקְטֶרֶת‏‎; др.-греч. πυρεῖον, θυμιατήριον, λιβανωτὸν; ст.‑слав. кади́ло, кади́льница, кади́льник, кадѣ́ло, кадѣ́льница, кадѣ́льник) — изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена, — жертва праведного Авеля. Сам Господь Сущий в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для...
Вели́кая среда́ (греч. Μεγάλη Τετάρτη), Страстна́я среда — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.
Многоле́тие, многоле́тствование — торжественное провозглашение за православным богослужением слов «Мно́гая ле́та!». Является формой пожелания долгих лет жизни и благополучия.
Алта́рник (служитель алтаря) — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин встречается в Библии (Иоил. 1:13), но стал общепринятым в указанном значении к концу XX века во многих европейских епархиях Русской православной церкви.
Елеопомазание — обряд православной и некоторых других Церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом — елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого.
Освяще́ние креста́ (лат. Benedictio nouae Crucis — «Благословение нового Креста») — обряд или чинопоследование благословения, изготовленного для употребления креста.
Го́рнее место (греч. ἡ ἄνω καθέδρα — верхняя (горняя) кафедра) — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Дики́рий (греч. δικήριον — «двухсвечник») и Трики́рий (греч. τρικήριον — «трёхсвечник») — принадлежности архиерейского богослужения в Православной Церкви.
Вели́кий вто́рник (греч. Μεγάλη Τρίτη), Страстно́й вто́рник — вторник Страстной недели, в который вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (Мф. 22:15-22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23-33), о Страшном суде (Мф. 25:31-46) и кончине мира (Мф. 24:3-42), о десяти девах и талантах.

Упоминания в литературе (продолжение)

Освящение Мира. В Великий Четверг, перед чтением Часов Патриарх со всем духовенством торжественно идет в мироварную палату, чтобы забрать приготовленные сосуды с Миром и перенести их в соборный алтарь, на жертвенник. Там же ставится сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Его привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами. Во время великого входа священники, сослужащие Патриарху, предносят (несут) сосуды с Миром (и освященным, и еще не освященным) и ставят их вокруг Престола. Сосуд же с преждеосвященным Миром ставится на Престоле. После слов: «И да будут милости…», – Патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву.
Каждение в начале священнодействия не только внутри алтаря, но и вне его, в храме, можно видеть совершаемым и в великой Фессалоникийской церкви – именно тогда, когда во время первого входа священной литургии[56] выносится от жертвенника кадило, которым диакон кадит Евангелие, архиерея и сослужащих с ним священников, чем знаменуется небесная благодать и дар, излиянные на мир через Иисуса Христа, и благоухание Духа, силою Его вновь восходящее к небу.
15. В святой алтарь, как святая святых, отнюдь не входить никому из неосвященных, за исключением пономарей и свечников по 19-му правилу Лаодикийского собора и по обычаю, принятому в благоустроеннейших православных монастырях. Самое поминовение родственников одинаково слышит Бог, как из алтаря, так и из церкви, с того места, где ты стоишь. Богу приятнее будет молитва твоя из церкви, когда, по причине благоговения к Нему, ты устраняешься входа в алтарь, нежели из алтаря, когда ты вошел в него без должного благоговенья, нарушив преподанное тебе правило.
Крыльцо, площадка перед входом называются паперть. Внутри храм разделяется на три части: притвор, где стоят иноверцы, кающиеся, а в день Пасхи освящаются куличи, яйца; средняя часть храма, где стоят молящиеся; алтарь, где священнослужители совершают богослужения и находится самое главное место храма – святой престол, на котором совершается таинство святого причащения. Алтарь символизирует Царство небесное. Он отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон. Иконы содержат изображения Христа, Богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах иконостас отличается пышностью и богатством. Так, например, иконостас Успенского собора Московского Кремля насчитывает 69 икон, некоторые из них 5-метровой высоты. В иконостасе мы видим три двери: средняя называется Царские Врата, потому что, когда священник выносит чашу с Причастием, Сам Христос проходит их в Святых Дарах.
Притвором называется западная часть храма, где находится главный вход. Она соответствует двору ветхозаветного храма, где молился весь народ. Раньше притвор предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения; и тяжело согрешившие и отступившие от Церкви, посланные стоять в притворе для исправления. В настоящее время в притворе продаются свечи и просфоры. Иногда в притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет свое духовно-практическое значение.
Со временем, к главному входу стало достраиваться особое помещение, называемое притвором. Это было место, где находились оглашенные – люди, наставляемые в началах христианской веры, оглашаемые, по-славянски. Оглашенные готовились принять основное Таинство, которое делало их полноправными членами христианской общины – Крещение. В связи с большим притоком в христианскую Церковь недавних язычников, Таинство Крещения не совершалось сразу. Для его принятия была необходима соответствующая подготовка. Она заключалась в постижении христианских истин, норм христианской этики и морали. Поскольку, оглашенные еще не были полноправными христианами, они не допускались на главное богослужение, за которым совершалось Таинство Причащения – Литургия. Это Таинство принимали, в первые века официально существующей Православной Церкви, все крещеные последователи учения Христа. Оглашенные, не приняв Крещения, не могли и участвовать в остальных христианских Таинствах. Поэтому, они находились в притворе. Там же были и христиане, совершившие тяжелые грехи, которые на время отстранялись от Таинства Причащения. В притворе совершались некоторые виды богослужений, определенные обряды. Из притвора вводились в храм новокрещенные христиане. В притворе могли находиться и нехристиане, люди, исповедующие иную религию. Там воины оставляли оружие. В притвор, верующие приносили съестные припасы для участия в совместных трапезах. Притвор и ныне сохранен в православных христианских храмах. Но, только это уже небольшое помещение, где могут совершаться некоторые обряды, откуда новорожденного ребенка священник вносит в храм.
Наступила пора утрени, и святой Николай, по обыкновению став на молитву с полуночи, прежде всех пришел в церковь. При входе в церковный притвор его остановил сподобившийся видения епископ и спросил об имени. Святой Николай, изумленный таким вопросом старейшего из епископов, сначала смолчал. Когда же архиерей неотступно стал просить об этом, он скромно и тихо отвечал: «Называюсь я Николай, раб святыни твоей, владыко!»
Благодаря таким подвигам, отец Серафим удостоился особых откровений. Временами он видел Ангелов в белых златотканых одеждах, сослужащих братии в монастырских богослужениях. Особенно же знаменательного видения удостоился иеродиакон Серафим при совершении Божественной литургии в Великий Четверг. Когда после малого входа иеродиакон Серафим возгласил: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» и, обратясь к народу, закончил: «и во веки веков», – то весь сразу преобразился, не мог сойти с места и вымолвить ни слова. Иеродиаконы под руки ввели его в алтарь, где он, будто онемев, простоял три часа, то разгораясь лицом, то бледнея. Когда пришел в себя, то рассказал старцам Иосифу и Пахомию о видении Самого Господа, который “от церковных врат шел по воздуху, остановился против амвона и, воздевши Свои руки, благословил служащих и молящихся». Великое Господне явление побудило отца Серафима к еще большему молитвенному рвению, все чаще уходил он по вечерам в лесную келию, проводил там в молитве целую ночь и лишь к утру возвращался в Саров.
Святитель Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и разместил их мощи в своей епархии по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. Седьмой Вселенский собор (787) вынес определение: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных». Своим седьмым правилом Собор постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики строились на могилах мучеников, а на Западе мощи полагались при входе в храм или по ту или другую сторону алтаря.
Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.
Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм[4]. Праведные Богоотцы с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень. К общему изумлению всех присутствующих, трехлетняя Мария скоро и бодро взошла, без посторонней помощи, до самой верхней ступени, где Ее принял первосвященник Захария, окруженный священниками. Приняв Марию, он не остановился с Нею там, где обыкновенно стояли молящиеся, но ввел Ее за первую и вторую завесу, то есть в глубину внутреннего святилища, называемого «Святое Святых», куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам, да и сам первосвященник входил туда только однажды в год, после продолжительного поста и молитвы, в день очищения с жертвенною кровью за себя и за грехи народа. Это было сделано по внушению Божию; Дева Мария введена во Святое Святых, подобно древнему кивоту Божию, служившему прообразованием Матери Христа, Искупителя мира.
Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты[5] пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Праведные Богоотцы с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень. К общему изумлению всех присутствующих, трехлетняя Мария скоро и бодро взошла, без посторонней помощи, до самой верхней ступени, где ее принял первосвященник Захария, окруженный священниками. Приняв Марию, он не остановился с Нею там, где обыкновенно стояли молящиеся, но ввел Ее за первую и вторую завесу, то есть в глубину внутреннего святилища, называемого Святая Святых, куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам, да и сам первосвященник входил туда только однажды в год, после продолжительного поста и молитвы, в день очищения с жертвенною кровью за себя и за грехи народа. Это было сделано по внушению Божию; Дева Мария введена во Святая Святых, подобно древнему кивоту Божию, служившему преобразованием Матери Христа, Искупителя мира.
Итак, сколько мы могли узнать и сколько дано нам, худшим и смиренным, мы, собрав сведения большей частью из отцов, с любовью отвечаем вам на то, о чем вы нас вопросили, считая нас за нечто. У нас не новое что-либо по сравнению с тем, что нам передано, и мы не изменили того, что приняли, но соблюли это, как и Символ веры, почему и совершаем литургию так, как предано Самим Спасителем, и апостолами, и отцами. Как Господь некогда священнодействовал со Своими учениками, преломив хлеб и дав им, а также и чашу, так и теперь поступает Церковь, когда священнодействует и приобщает епископ с иереями или иерей с прочими. Об этом свидетельствует и преемник апостольский – я говорю о священном Дионисии[3], учащий священнодействовать так, как священнодействуем мы. И богоглаголивые Василий и Златоуст, подробно изложившие чин тайноводства, заповедали так совершать, как совершает наша Церковь, о чем свидетельствуют молитвы их при священнодействии, указывающие на первый и второй Вход, равно как и на прочие части службы священного таинства.
Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание «красным вратам» иерусалимского храма, упоминаемым в Деяниях св. апостолов (III, 2). Царские врата православного храма всегда обращены на запад и помещаются насупротив алтаря. Называются вратами царскими оттого, что они служат главным входом в земной дом Царя Небесного. В царских вратах, при входе в храм, православные цари снимали с себя корону и оружие, оставляли оруженосцев и телохранителей. Царскими вратами или святыми называется также главный вход из церкви в алтарь, главная дверь иконостаса, ведущая в ту часть алтаря, где помещается престол. Через царские врата на литургии входит Царь славы «датися в снедь верным» (Тип., гл. 9 и 22); название святых им присвоено оттого, что через них выносятся св. Дары и непосвященным не дозволяется входить в них – через царские врата могут входить только священнослужители. Царские врата называются еще «великими», по сравнению с северными и южными вратами, и по величине благодатных даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию их при богослужении. Открытие царских врат изображает отверзтие небесного царства.
Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и с благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Иконография праздника Сретения сложилась в IX–X веках на основе повествования св. евангелиста Луки. Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Завета: Божия Матерь передает Богомладенца Симеону, и тот принимает Его на руки, покрытые пеленами, как принимают только Великую Святыню. За спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух голубей, а за спиной праведного Симеона – праведная Анна со свитком в руке, ее голова покрыта платом, а на лице отражается пророческое вдохновение. На многих иконах Сретения можно увидеть напоминание об устройстве ветхозаветного иерусалимского храма – это красная завеса, которая отделяла вход в Святая Святых. Более поздние иконы дополняются новыми деталями, имеющими назидательный характер. Например, на иконе Палехской школы XIX века внизу изображено грядущее спасение, которое ждет тех, кто принял христианство, и адские муки для тех, кто не признает Христа.
О запрете женщинам приступать к таинствам в определенном состоянии говорят 6-е правило Тимофея Александрийского и 2-е правило Дионисия Александрийского. Правило Тимофея Александрийского запрещает крестить в этом состоянии женщину. Сербская редакция Кормчей: «Оглашеннии, аще будут во истчении, не крестятся, дондеже очистятся»114. А правило Дионисия Александрийского запрещает не только причастие женщине, но и вход в церковь в этом состоянии: «Жены суще в течении крове, в божественную ц(е)рковь да не внидут, и с(вя)тых таин да не причастятся» (сербская редакция Кормчей)115. Пространная редакция этого правила содержит объяснение этому запрету: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божии, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы они, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовы. Ибо и жена, имеющая двадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни было расположен, поминати Господа и просити помощи не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть Святая святых, да запретится не совсем чистому душею и телом»116.
Первой в северо-западном углу, слева от входа, расположена рака с мощами свт. Ионы. Он был первым митрополитом, избранным Собором русских епископов без участия Константинопольского патриарха. С тех пор Русская Церковь стала автокефальной. 29 мая 1472 г., во время работ по возведению в Москве нового Успенского собора, состоялось обретение нетленных мощей святителя, от которых исходило благоухание. Вскоре от них произошло два исцеления: 6-летнего сына священника и Селивана Рязанца, имевшего «внутри болячку». Мощи Ионы почивают в серебряной раке с балдахином, под роскошной сенью с иконой «Спас Нерукотворный» и картиной художника XIX века, изобразившего митрополита перед распятием.
В ІV–V вв. отделяется Рождество Христово от Крещения, устанавливается 40-дневный Великий пост. В календаре появляются праздники Входа Господнего в Иерусалим, Сретения и Вознесения Господнего, появляются первые праздники в честь Богородицы, устанавливается праздник в честь Всех Святых, а также праздник в честь обретения св. Еленой Честного Креста. Распространяется ритуал празднования последних дней Страстной недели – чтение торжественных литаний (молитв) в Великий четверг, Вынос Креста и поклонение ему в Великую пятницу, самый строгий пост, крещение оглашенных (тех, кто готовится принять крещение), продолжительная литургия – в субботу [10].
Во второй половине вечерни Церковь приметно переводит нас на высшую степень молитвы – усугубляет её, возвышает. Это видно как из того, что в это время (во дни праздничные) бывает вход священнослужителей в алтарь, так и из тех высоких песней, которые поют в этой части богослужения иногда сами священнослужители, например «Свете тихий…», и из ектении, называемой сугубою, то есть соединяемой с троекратным «Господи, помилуй». «Премудрость, прости!» – возглашает диакон или священник, показывая, что следующая песнь содержит высокое значение, что мы должны усугубить наше внимание и потому стоять прости, то есть в прямом положении, с добрыми и напряжёнными чувствами духа. Затем славим Божественного Спасителя нашего песнию «Свете тихий…». В ней именуем мы Господа Иисуса Христа тихим светом святыя славы Отца Небеснаго, потому что только чрез Него, чрез Его воплощение свет славы Божией стал для нас источником блаженства, а без того для грешников он был бы огнём попаляющим. Он же, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, научил нас знать и славить Отца, Сына и Святого Духа – Бога. Он дарует нам истинную жизнь и потому достоин святых славословий и вечного благодарения.
Ее в храм Господень, по толкованию Святой Церкви, было предобручением Богу Слову и уневещением Духу Святому благодатной Невесты Царя-Бога: «Емуже Слову Божию, яко храм избранный и всенепорочный, предобручилася еси Духом таинственно, обручена Богу и Отцу»[75], так что «обстоятельства уневещения Твоего ныне Духу Святому в доме Божием оказываются Божественными знамениями превышающего ум рождения Твоего, чистая Дева!»[76] «Невеста Царя-Бога! – взывает Святая Церковь, выражая мысль и цель священного события входа Богоотроковицы в храм. – Ты посвящаешься ныне в храме подзаконном – соблюдаться для Него, Всечистая!»[77]
30 апреля. Произнесение приветственной речи к вдовствующей императрице Марии Феодоровне пред вступлением ее в Успенский собор: «Прииди, Матерь Царей! Отец светов да благословит вход Твой; и да совершит приносимую нам Тобою надежду, вскоре увидеть в полноте Священной славы, уже сияющаго Царскими доблестями, Николая, – Твое и наше утешение» (Сочинения. Т. 3. С. 29).
БЛАГОСЛОВЕ́ННЫ – тропари «Ангельский собор», посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресенья всего года, кроме праздников Пасхи, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресенья после Пасхи. Называются по первому слову припева к тропарям – «Благословен еси Господи, научи мя оправданиям Твоим».
Под так называемой сороковою молитвой разумеются те молитвы, которые вычитываются священником в храме над матерью и младенцем в 40-й день по его рождении. По образу Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, в 40-й день пришедших к храму по закону Моисееву, – мать в первый раз, по разрешении от бремени, приходит с младенцем в храм для получения очистительной молитвы, чтобы Господь очистил ее скверну душевную и телесную, сподобил входа в храм, а затем – удостоил и принятия Святых Тайн. Такое очищение потребно потому, что мать передает младенцу в рождении наследственный (первородный) грех и все греховные немощи: «во грехе родила меня мать моя» (Псал. 50, ст. 7). Над младенцем же совершается обряд «воцерковления», т. е. введения в Церковь, или в общество верующих христиан. Как праведный Симеон принял в 40-й день в свои объятия Христа, так и священник берет на руки младенца, творит им образ креста и говорит три раза: «Воцерковляется раб Божий (или раба) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь…» В конце читает молитву праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».
Честные мощи святых мучеников находятся в Италии. Архиепископ Сергий пишет: «Св<ятые> мощи их перевезены соплеменными Киприану мореплавателями в Рим, где они почивают и доныне”[30]. Рядом с кафедральным собором во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Риме находится баптистерий святого императора Константина (?337; пам. 21 мая), в котором имеется несколько приделов. Кроме того, к баптистерию сделана пристройка, в которой находятся два придела. Второй “в той же пристройке (налево от входа из крещальни) – придел во имя священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии девы, память 2 октября. Внутри находящегося в приделе престола, как видно сквозь имеющееся в передней доске его отверстие с решеткой, стоит белая мраморная гробница, в которой почивают мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины”[31]. Русские паломники, посещая Рим, стремятся поклониться их святым мощам.
Через соседствующую с монастырем эфиопскую церковь можно пройти в Храм Гроба Господня, в котором расположены оставшиеся пять остановок. Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Иерусалима (это в северо-западной части Старого города). Храм находится на месте, где, по преданию, был распят и погребен, а затем воскрес Иисус. Построенный в IV веке Константином Великим, храм пострадал в VII веке от нашествия персов. Был отстроен в XII в. В 1927 г. он пострадал от землетрясения, но был восстановлен. Во двор храма ведет ничем не примечательная калитка, как бы символизирующая скромность земной жизни Спасителя. Сразу при входе в храм располагается низкая, облицованная мрамором плита – это камень Помазания, на который было положено снятое с креста Иосифом Аримафейским тело Господа, которое перед погребением, по обычаю, умастили ароматическими веществами. Если пройти внутрь храма и спуститься по лестнице, можно попасть в довольно темный зал с множеством колонн. В его центре находится весьма небольшая, покрытая куполом часовня из розового мрамора. Она поставлена в 1810 г. над пещерой Гроба Господня или Кувуклией. У часовни имеется два придела. Первый – придел Ангела (того самого, возвестившего Воскресение Христово). Здесь находится фигура ангела, сидящего на камне гроба. Второй – сама гробница, низкий проход в которую заставляет склониться в сугубом поклоне. Это небольшое помещение площадью два на полтора метра. По традиции все освещение в ней исходит только от лампад. В стену вделано мраморное надгробие. Каждый год в Великую Субботу в этой гробнице совершается великое чудо, удостоверяющее сквозь века и тысячелетия спасительность христианства. Это – схождение Благодатного Огня.
Пища была самая простая, все носили худые одежды, у дверей келий не было запоров. Кроме обычного монашеского правила, каждый инок творил до тысячи и более поклонов в день. К божественной службе являлись по первому благовесту, и каждый занимал в храме строго определенное место; переходить с места на место и разговаривать во время службы запрещалось. В свободное от службы время иноки участвовали в общих работах или в своих кельях занимались рукоделием. Среди прочих трудов в монастыре уделялось большое внимание переписке богослужебных и святоотеческих книг. После повечерия всякое общение между монахами прекращалось, все расходились по своим кельям. Обязательной была ежевечерняя исповедь с откровением помыслов своему духовному отцу. Большая часть ночи проходила в молитве, сну предавались лишь на короткое время, многие – сидя или стоя. Женщинам и детям вход в монастырь был строго воспрещен, а братии не позволялось даже беседовать с ними. Подчиняясь этому правилу, сам преподобный Иосиф отказал в свидании своей престарелой матери-инокине.
Икону оставили на избранном Богородицей месте, над вратами при входе в обитель. А иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает и по сей день. Икона называется Портаитисса, что в переводе на русский означает Вратарница (или Привратница), а по месту своего явления на Афоне – Иверская.
Алтарь имеет три входа или двери, занавешенные завесами. По учению Церкви, алтарь знаменует собой горний мир, где обитает Бог, а также место, откуда Христос шествовал на проповедь и претерпел крестную смерть, где было его воскресение и вознесение на небеса.
В 1880 г. началось восстановление из руин древнего Симоно-Кананитского храма, причем были приняты меры для сохранения его древнего облика: развалины тщательно очистили от мусора и щебня, восстановили местами обрушившиеся стены и покрыли храм куполом в византийском стиле. Пол был сделан деревянный, а иконостас поставлен резной дубовый; многие иконы для храма прислали с Афона. Освящение храма совершил в день памяти св. апостола Симона Кананита, 10 мая 1882 г., экзарх Грузии, архиепископ Иоанникий. С. В. Булгаков писал об этой церкви в 1913 г., что «в ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, причем один из ликов святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности». Вблизи храма был устроен беломраморный фонтан в виде креста, материал для которого привезли со Святой Горы Афонской, а воду провели из скалы, где, по преданию, была пещера св. апостола Симона. Соседняя высокая пирамидальная гора, на которой находились остатки Анакопийской крепости, была названа Иверской в честь одной из главных святынь Афона. В дальнейшем на этой горе в месте, где сохранились высокие стены еще одной древней церкви, была устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери[173]. В 1884 г. пещера св. ап. Симона Кананита, где, по преданию, уединялся и молился апостол, была освящена водосвятием, в ней прорубили вход для паломников и поставили икону святых апостолов Андрея и Симона.
Как прежде святая святых, так и теперь алтарь означают Царство Небесное. В ветхозаветные времена в святая святых мог входить только первосвященник, и то лишь один раз в году, с кровью очистительной жертвы. Ведь после грехопадения Адама и Евы Царство Небесное было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа и вход его во святая святых как бы показывал людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови откроет Царство Небесное для всех. Вот почему в час его крестной смерти завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: Спаситель для верующих в Него открыл врата Царства Небесного.
Воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению верующие посвящают последнюю – Страстную – неделю Великого поста. Снятое с Креста распятое тело Спасителя его ученики Иосиф и Никодим поместили в пещеру в саду вблизи Голгофы, привалили огромный камень к входу и удалились. Враги Христовы к камню приложили свою (синедрионову) печать и поставили воинскую стражу, опасаясь, что сбудется предсказание Иисуса: «После трех дней воскресну». Веру в силу крестных страданий за людей Иисуса Христа верующие выражают крестным знамением во время молитв.
При входе в церковь видно, что на тебя смотрят лики с икон, надо думать, что их глазами смотрят все святые и сам Господь, хорошо бы в этот момент испытать страх Божий. При вхождении в церковь выполняются поклоны: впраздники – три поясных, в будни – три земных. При этом произносятся следующие молитвы: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне, грешнему», «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного», «Все святи, молите Бога обо мне, грешном».
Ангелы любят себе подобных – таких, как Преподобный Сергий Радонежский. Когда он совершал Божественную литургию, то его ученики, удостоенные видения, заметили в алтаре чудного образом мужа, сослужащего преподобному и сияющего необычным светом, в блистающих ризах. Во время малого входа с Евангелием чудный муж шел вслед за Сергием, и лицо его сияло как солнце. Литургия окончилась, и тот чудный муж стал невидим. Ученики наедине спросили преподобного о его таинственном сослужителе. И смиренный старец сказал: «Если уж Сам Господь Бог открыл вам эту тайну, то могу ли я скрыть от вас? Тот, кого видели вы, действительно, Ангел Господень: и не теперь только, а и всегда, когда совершаю Божественную литургию, мне, недостойному, бывает такое посещение. Но вы строго храните это в тайне, пока я жив».
Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов и достойно причаститься Святых Христовых Таин. Телесная подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому посту, который делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева суббота (Вербная суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Таким образом, Великий пост длится семь недель (точнее, 48 дней).
Входная арка разделена: посредине створчатыми деревянными воротами; по сю и по ту сторону ворот, внутри арки, поставлены с правой и с левой стороны от входа святые изображения, во весь рост писанные на холсте масляными красками. По сю сторону ворот, на правой стороне, изображены 11 преподобных отцов Российской Церкви: 1) Савва Звенигородский, 2) Лаврентий Калужский, 3) Тихон Калужский, 4) Никон Радонежский, 5) Варлаам Хутынский, 6) Елеазар Анзерский, 7) Макарий Калязинский (у него на хартии, держимой в руках, эпиграф: “От всякаго пути лукаваго возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя”), 8) Пафнутий Боровский (на хартии написано: “Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим”), 9) Сергий Радонежский (на хартии надпись: “Не скорбите братие и не унывайте: аз отхожду от вас душею, но духом с вами пребуду; Обитель моя вовеки не оскудеет”), 10) Кирилл Белоезерский (на хартии написано: “Во веки не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси”), 11) Нил Сорский (на хартии надпись: “И свою немощь подобает исповедати; и слово Божие не скрывати от хотящих послушати е́”).
Изжить в практике прикосновение к Святым Потирам глав верующих на Великом входе.
В III веке во время языческого гонения семь молодых христиан укрылись в горной пещере близ города Эфеса в Малой Азии и, уверенные в своей близкой кончине, предались посту и молитве. Действительно, гонитель Декий завалил входное отверстие камнями, дабы непокорные погибли голодной смертью. И вот через 170 лет, в царствование Феодосия Младшего (408–450), вход в пещеру был случайно открыт, и юноши, ничуть не постаревшие, вышли оттуда как живое свидетельство воскресения мертвых. Чудо не есть нарушение законов природы – это явление, которое совершается в соответствие с законами другого, неведомого нам космоса…
В алтарь ведут Царские врата (так называется украшенная резьбой и росписями центральная дверь в иконостасе), а также боковые северные и южные двери, которые называются еще и диаконскими. Через них проходят священнослужители, которые помогают вести богослужение. Женщинам входить в алтарь запрещено. Мужчины могут заходить в туда, но только по разрешению священников, и не со стороны западного входа, а исключительно через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь могут входить только священнослужители.
Закрытые двери храма обозначают «гроб затворенный» – погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя. На рассвете первого дня после субботы (теперь этот день недели мы называем воскресеньем, в память о воскресении Христа), когда жены-мироносицы подошли ко гробу, чтобы помазать благовониями тело своего Учителя и Господа, оказалось, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру погребения, отвален. Гроб пуст: в нем лишь погребальные пелены, в которые было завернуто тело Иисуса Христа. Сам же Христос воскрес!
Речь Патриарха при входе великого князя в храм Св[ятого] Гроба[38]
Крещение является Таинством, которое открывает уверовавшему во Христа вход в Церковь. Без принятия Крещения невозможно быть православным христианином. В современной практике Православной Церкви в чинопоследование Таинства Крещения инкорпорировано также Таинство Миропомазания. Представляется поэтому логичным рассмотреть Таинства Крещения и Миропомазания в одной главе.
Перед входом в храм трижды осеняют себя крестным знамением с поясным поклоном.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я