Религиозный этикет

Олег Давтян, 2017

Книга создана при содействии специалистов по делам религии и священнослужителей высокого ранга. Предназначена для тех, кто профессионально вовлечен в сферу церковно-общественных отношений, в том числе для сотрудников дипломатических и консульских учреждений, занятых в системе внешних связей, государственных служащих, деятелей науки и культуры, а также представителей бизнес-структур.

Оглавление

Из серии: Библиотека дипломата

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Религиозный этикет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь, членами которой по Крещению являются до 75 процентов российских граждан, является крупнейшей религиозной организацией на территории нашей страны. В настоящее время в России зарегистрировано 11,5 тысяч ее приходов, монастырей и учебных заведений.

Канонической территорией Русской Православной Церкви является все пространство СНГ и стран Балтии за исключением Грузии, православных христиан которой окормляет Грузинская Православная Церковь.

Русская Православная Церковь является частью Московского Патриархата, в который помимо нее входят также Украинская Православная Церковь, Японская Автономная Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Латвийская Православная Церковь и Эстонская Православная Церковь). В пределах России названия «Русская Православная Церковь» и «Московский Патриархат» могут считаться полностью идентичными.

Правила хорошего тона не допускают сокращать наименование Русской Православной Церкви как «РПЦ», однако позволяют сокращать синонимичное название «Московский Патриархат» как МП. Также стоит учесть, что словосочетание «Московская Патриархия» (или просто «Патриархия») является названием центрального аппарата Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и не синонимично словосочетанию «Московский Патриархат».

Устройство Православного храма

Духовное значение православного храма — ковчег спасения, поэтому чаще всего храм строился в форме корабля, как писали апостолы, «продолговато устроенным, и на восток обращенным». Христианские храмы всегда ориентированы алтарем на восток.

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Каждый храм посвящается Богу, а его название всегда хранит память о том или ином важнейшем историческом событии или о ком-то знаменитом, причисленном к лику святых. Все церковное здание делится на притвор, собственно храм, и алтарь (с восточной стороны), и если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. В этом случае все алтари, кроме главного, называются приделами.

Алтарь

Это самая важная часть храма, отгороженная иконостасом с множеством икон, высотой, в большинстве случаев, до потолка. В алтаре находится главная святыня храма — престол, представляет собой особо освященный стол, на котором во время литургии совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, поэтому стоять спиной к алтарю нельзя ни в коем случае.

В алтарь ведут Царские врата (так называется украшенная резьбой и росписями центральная дверь в иконостасе), а также боковые северные и южные двери, которые называются еще и диаконскими. Через них проходят священнослужители, которые помогают вести богослужение. Женщинам входить в алтарь запрещено. Мужчины могут заходить в туда, но только по разрешению священников, и не со стороны западного входа, а исключительно через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь могут входить только священнослужители.

Солея

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — площадка, расположенная на возвышении вдоль всего алтаря. Полукруглый выступ солеи перед Царскими вратами называется амвон. На всю эту площадку заходить без разрешения священнослужителей также не разрешается. По краям солеи, у самых стен, также находятся выступы — клиросы для хора и чтецов.

Иконы в храме

Все иконы в храмах занимают соответствующее место. Так, на иконостасе справа от Царских врат размещена икона Спасителя, слева — образ Пресвятой Богородицы, за ними — иконы особо чтимых святых. При этом обычно справа от образа Спасителя помещают храмовую икону — на ней изображен святой или праздник, в честь которого освящен храм. Поэтому нижний ряд в иконостасе называется местным рядом. Именно по иконе, помещенной справа от образа Спасителя, всегда можно узнать, как называется храм.

Следующим за местным рядом обычно идет ряд праздничных икон с изображением двунадесятых праздников (двенадцати главных событий Евангельского повествования).

Третий ряд — деисисный (от греческого deesis — «моление»). В этом ряду — изображение Божией Матери, Святых Апостолов, Архангелов и святых, склонившихся к Господу в молитвенной позе.

По всем стенам храма и на колоннах также располагаются иконы. Как правило, все они помещаются в красивых рамах под стеклом — киотах, либо лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые ставятся свечи. В средней части храма, обычно, у северной стены находится канун — прямоугольный стол с мраморным или металлическим верхом с множеством гнезд для свечей, на котором или за ним установлено распятие. Это то место, где можно ставить свечи о упокоении усопших. Именно здесь проводятся заупокойные службы — панихиды и литии.

Правила поведения в православном храме

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Подходя к храму, верующий человек всегда совершает крестное знамение. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, он повторяет этот жест.

Входящему в храм неверующему или по долгу службы не следует бравировать своим неверием или принадлежностью к иной вере, Входя в храм, необходимо следовать общепринятым принятым правилам поведения в молитвенном доме. В религиозном этикете действует главное правило, что и во всех других видах этикета: будьте крайне доброжелательны к окружающим и уважайте достоинство и убеждения других людей.

Внутри церковной ограды (а также, разумеется, на паперти и внутри самого храма) нельзя курить. В храме недопустимо громко разговаривать, смеяться, есть или пить, пользоваться жевательной резинкой, принимать лекарства, говорить по мобильному телефону. Кстати, перед входом в храм мобильник следует выключить или отключить звук. С осторожностью надо относиться к фотографированию, поскольку в большинстве храмов фото — и киносъемка запрещена. В исключительных случаях — только с разрешения священнослужителей.

Во время богослужения мужчинам положено стоять в правой части храма, а женщинам в левой, оставляя свободный проход от главных дверей к Царским вратам.

Находясь в храме, не следует стоять, сцепив руки за спиной или держа их в карманах Нельзя стоять спиной к алтарю, о чем уже было сказано.

В православном храме не принято сидеть, однако, пожилые или больные люди могут на некоторое время присесть на лавки, обычно расположенные слева и справа от главного входа.

Расписание служб обычно вывешивается слева от входных дверей. Прихожанам рекомендуется приходить на богослужение следует за 10–15 минут до его начала. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Прихожане вначале подходят к центральной, праздничной иконе, прикладываются к ней или же просто касаются рукой, а потом ставят зажженную свечу в подсвечник. Ее следует зажигать не от лампады, а от любой горящей свечи. Прежде чем прикоснуться к иконе или к мощам, вначале полагается осенить себя крестным знамением дважды, приложиться — поцеловать икону или коснуться ее лбом, затем отойти, в третий раз осенить себя крестным знамением и сделать поклон. Надо также помнить, что неправильно одновременно креститься и кланяться: сначала надо совершить крестное знамение и только затем — поклон.

В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не мешать молитве других. Во время богослужения ни в коем случае нельзя вести себя как в музее — ходить по храму, рассматривать иконы и разговаривать, проявлять любопытство или пристально рассматривать окружающих. Чиновники, которых направляют на праздничные богослужения, как правило, не принимают участие в вышеописанных церковных обрядах — просто стоят, смотрят, слушают. После окончания службы архиерей или священник всегда произносит приветственное поздравительное слово. Если приглашенное светское должностное лицо хочет что-то сказать в ответ, то ему также предоставляют слово для поздравлений и пожеланий, но не для длинного выступления на тему, которая напрямую не касается праздника.

Если же вы пришли только для того, чтобы осмотреть внутреннее убранство храма, его роспись, иконы, а, заодно, поставить свечки или подать записки, то следует для этого выбрать время до или после церковной службы. При этом недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме, осуждать или одергивать новичка, не знающего церковных правил. В этом случае лучше помочь ему вежливым и добрым советом, например, убрать руки из-за спины или вытащить их из карманов, снять головной убор и т. д.

Если вы пришли в храм, чтобы поговорить со священником, сделать это можно только после богослужения. В том случае, когда не было предварительной договоренности о встрече с ним, то передайте свою просьбу через алтарника — священнослужителя, который время от времени выходит в зал из алтаря. Как правило он проходит через северную дверь, т. е. слева от Царских врат. К этой двери можно подойти поближе, но ни в коем случае нельзя наступать на солею.

Следует также напомнить, что нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Например, приветствуя православного священнослужителя, неверующий человек не должен первым протягивать ему руку, даже если он и старше по возрасту, а уж тем более, не стремиться первым обнять и расцеловаться. Что касается прихожан, то они знают, что при приветствии следует вначале испросить у священнослужителя благословения и, лишь потом, поцеловать его руку.

В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфья, камилавка, клобук). Одежда посещающего храм или церковные мероприятия, не должна быть особо яркой или же чрезмерно открытой. Женщинам в храме следует находиться с покрытой головой, брюки — нежелательны.

Отдельно следует остановиться на некоторых моментах, связанных с церковными праздниками. Немаловажно знать, как следует в эти дни одеваться для посещения православного храма. Зачастую в провинциальных церквях на праздничных службах можно увидеть чиновников в куртках, свитерах, черных рубашках, как бы приехавших на загородную прогулку. Однако в русской традиции всегда было принято идти в храм как на праздник, и даже самые бедные всегда имели для такого случая праздничную одежду.

На церковные праздники также принято дарить подарки. Например, местная администрация или состоятельный бизнесмен может принести в дар храму или монастырю икону, колокола, сделать личное или коллективное пожертвование в виде автомашины, оплаты стоимости ремонта храма. Подарком от высокопоставленных государственных служащих может быть, например, принятие административного решения о постройке дороги к храму.

Церковные трапезы

В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.

После праздничного богослужения в одном из церковных помещений принято организовывать совместную трапезу. Она бывает двух форматов: либо шведский стол, либо с рассадкой за столом или за столами.

Если светских гостей много, то главный стол делится пополам. На одной половине рассаживается духовенство, на другой — гости. Если участников трапезы немного, то духовные лица рассаживаются вперемежку с приглашенными чиновниками.

На столе принято ставить таблички с фамилиями, однако в любом случае гостей подведут к своим местам. Супруга главного гостя обычно сидит рядом с ним, однако в ряде случаев, когда настоятель женат, ее приглашает к себе за стол его супруга, к которой, как и ко всем женам или матерям священников, следует обращаться «матушка» или же «матушка (имя)». В случаях, когда сложились личные отношения, женщин можно называть просто по имени.

Прием без рассадки — фуршет, характерен тем, что приглашенные трапезничают стоя. Этот вид приема продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.

Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно также по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.

Приглашения на такие трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашения бывают красочно оформлены; если, например, прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека дипломата

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Религиозный этикет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я