Связанные понятия
Бейлербей (беглярбек, беглербег или беклербек) (от тур. Beylerbeyi, букв. бек всех беков) — чиновник высокого ранга, наместник в мусульманских государствах в Средние века и Новом времени: в Сельджукской империи, Конийском султанате, государствах Хулагуидов и Сефевидов, при династиях Афшаров, Зендов и Каджаров, в Османской империи.
Санджак-бей , Санджак-бек (тур. Sancak Beyi) — правитель санджака, военно-административной единицы в Османской империи. Санджак соответствует округу, а правитель санджака одновременно являлся начальником его вооруженных сил.
Капуда́н-паша (осман. کاپیتان پاشا), или каптан-ы дерья (тур. Kaptan-ı derya) — титул командующего флотом Османской империи с конца XVI века. Термин капудан-паша впервые был применён по отношению к Синану-паше в 1551 году. Установлено, что он использовался и для Пияле-паши в 1565 году. Следующими по ранжиру были терсане эмини, управляющий верфью, затем кетхуда, следивший за порядком на верфи, и терсане агасы, помощник командующего флотом.
Диван (перс. دیوان) — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа.
Шехзадé или Шахзадé (тур. şehzade от перс. şāhzādeh شاهزاده ) — титул сыновей султанов в Османской империи в XV—XVIII веках и сыновей шахов в Сефевидском государстве.
Подробнее: Шехзаде (титул)
Упоминания в литературе
Говорят, что изменение системы явилось результатом случая, когда одетый в лохмотья туркоман случайно забрел на заседание дивана и спросил на грубом диалекте своего народа: «Ну и который из вас – счастливый император?» Султан был разъярен, и
великий визирь убедил его, что в будущем, дабы избежать подобных оскорблений его священной особы, дела дивана должны находиться в руках одних только визирей. Так великий визирь фактически стал главой правительства, держателем государственной печати. Он обладал, как заместитель султана, большими светскими полномочиями, определяя ответственность для каждой ветви гражданской администрации, осуществляя контроль над назначением и работой чиновников.
Тех, кто поступил на государственную службу и кто доказал своей преданностью и способностями, что достоин занимать высокие должности, повышали по службе до тех пор, пока лучшие из них не возвращались во дворец на самые ответственные посты. Даже в этом случае учебный процесс продолжался, поскольку Тайный совет тоже был своеобразной школой, где его члены усваивали опыт высокопоставленных сановников, обсуждали их идеи и демонстрировали способность занимать более высокие посты, и даже должность главы государственного аппарата –
великого визиря . Он считался представителем султана, главным министром, ответственным за все назначения в армии, столичной и провинциальной администрации. Великий визирь командовал армией во время войны, если султан не брал эти обязанности на себя, нес ответственность за поддержание законности и порядка в столице. Его официальная резиденция, известная как «Баб-и-Али» – «Высокие ворота», которой европейцы дали более яркое название «Высокая Порта», – отождествлялась Западом с правительственной резиденцией Османской империи. Тем не менее этот назначенец был таким же рабом султана, как простой рекрут, и так же, как раб, подвергался суровым наказаниям, впав в немилость, в случае признания не соответствующим своему посту или вовсе ненужным.
Накануне провозглашения Танзимата Абдул Меджид перераспределил часть властных полномочий между садразамом, которого с 1838 г. стали также официально называть баш векияем («главным наместником султана»). Из векилей падишах сформировал «совет наместников»85, или кабинет министров, под председательством
великого визиря . Баш векиль стал выступать в качестве первого министра (везир-и эввель) османского правительства, заседания которого стали проводиться уже не в диван-хане султанского дворца Топкапы, а в соседней с ним резиденции садразама (паша капусы) с высокими воротами (баб-и али) (857, с. 41). Документы, регистры и записи султанского Сарая, хранившиеся в Топкапы, были перевезены в новое здание архива, расположенного в комплексе зданий резиденции первого министра близ султанского дворца. Практика традиционных еженедельных заседаний имперского совета в Топкапу Серайе ушли в прошлое. Как замечает турецкий исследователь Мехди Ильхан, с началом реформ Танзимата имперский диван (диван-и хумайюн) был заменен новым правительствующим органом – Высокой Портой – с новыми ведомствами, советами и комитетами (850, с. 30). Таким образом, передача властных функций диван-и хумайюн новому комплексному правительствующему органу в самом начале Танзимата подвела черту под старой классической формой султанской власти, ознаменовав начало новой (сформированной в 1830-е гг. в Стамбуле) системы османской администрации, которая с начала 40-х гг. XIX века стала активно внедрятся во всех провинциях Османской империи.
Мурад I (1359 – 1389) был первым султаном Турции, который выбрал себе визиря. Мехмед Завоеватель считал, что пост визиря сосредотачивает слишком много власти в руках одного человека, и хотел упразднить его, но вместо этого оставил его пустующим в течение восьми месяцев. При Селиме I, таком же сильном монархе, как и Завоеватель, место визиря, который делал султана почти излишним, пустовало девять месяцев. Однако его сын Сулейман вскоре после восшествия на трон дал своему фавориту Ибрагиму высочайший пост, находившийся во власти султана, и тот продержался на нем тринадцать лет. Вероятно, имея в виду разделить огромную власть, присущую этому посту, султан увеличил количество визирей до трех, а позднее и до четырех. Из них один назывался
великим визирем (визирь азам) и только к нему одному относится данное выше описание. Сначала Ибрагим-паша был третьим визирем, а двумя другими были Пири Мустафа-паша и Ахмед-паша. Между визирями всегда существовала большая зависть. Ахмед-паша, которому не терпелось стать великим, обвинил Пири-пашу в крамоле и добился его краха; но, к невыразимой досаде Ахмеда-паши, султан предпочел ему Ибрагима, которому «передали добрую весть о его назначении великим визирем и принесли радость и свет в диван». Недовольство Ахмеда было так сильно и последующие разногласия в диване настолько серьезны, что Сулейман отправил Ахмеда править Египтом, чтобы освободить место для Ибрагима, который на службе у султана получил драгоценный перстень в знак своей новой власти.
Сербии сперва оставили автономию, а когда сочли, что без дружин ее князей можно обойтись, тоже учредили там пашалык Но некоторые страны – Ливан, Молдавия, Валахия, отколовшаяся от Венгрии Трансильвания, Крым – автономию сохранили. Они лишь платили некоторую дань, их правители утверждались султаном и по его приказу выставляли войска. Ну а в Триполи, Тунисе и Алжире пашалыки стали чисто номинальными. Реальная власть там принадлежала янычарским и пиратским начальникам. Они помогали султанам флотом, но в остальном жили вполне самостоятельно. Общее управление империей осуществлялось
великим визирем , и название его канцелярии «Великая Порта» стало синонимом названия Турции.
Связанные понятия (продолжение)
Паша ́ (сокращ. персидск. «падишах»; тур. paşa, осман. پاشا — paşa, от перс. پادشاه, восходящего к др.-перс. pāti-xšāya- — правитель) — высокий титул в политической системе Османской империи, в Египте (до 1952 года) и некоторых других мусульманских странах. Восходит к титулу «пэха», применявшемуся к наместникам провинций ещё в Ассирийской и Древнеперсидской империях и упоминаемому в Библии (ивр. פֶּחָה) —.
Валиде́-султа́н (осман. والده سلطان — мать султана) — официальный титул матери правящего султана Османской империи, употреблявшийся с XVI века. Первой носительницей титула была Хафса-султан, мать Сулеймана Великолепного. До этого по сельджукской традиции использовался термин хатун, а также мехд-и ульа, валиде-и масиде, валиде-и мухтерем.
Лалá (также Лалé или Лелé; осман. لالا, тур. Lala от перс. Lelê لله - учитель) — титул учителя-наставника наследных принцев в Османской империи и Сефевидском государстве . В отличие от более ранних наставников наследных шахзаде (принцев) — атабеков, обладавших значительной личной властью и полномочиями, со временем ставших регентами, фактически управлявших государством, Лала хоть и обладали значительным влиянием на опекаемых ими будущих правителей, но при этом не имели никаких властных полномочий...
Подробнее: Лала (титул)
Яныча́ры (тур. yeniçeri «новое войско») — регулярная пехота вооружённых сил (ВС) Османской империи в 1365—1826 годах.
Хасеки ́-султа́н (осман. خاصكي سلطان, тур. Haseki Sultan) — титул жён и наложниц османских султанов.
Ага ́ (осман. أغا тур. ağa азерб. ağa перс. آقا от пратюрк. аka — старший) — в некоторых странах Востока (Османская империя, Сефевидское государство и др.) — форма обращения к старшему по рангу, обозначение племенной знати и титул.
Кадиаскер , Казаскер (тур. Kazasker — «войсковой судья») — должность верховного судьи по военным и религиозным делам, введённая в Османской империи в середине XIV столетия.
Дефтердар (с перс. دفتردار «daftardâr», دفتر «daftar» + دار «dâr». Персидское daftar происходит от греческого слова διφθέρα — кожа, преимущественно козья, из которой изготавливали материал для письма, отсюда — грамота, книга) — министр финансов и главный казначей в Османской империи с 14 по 19 век. В 19 веке должность была преобразована в «Maliye Naziri» (министр финансов).
Санджа́к (осман. سنجاق, тур. sancak, буквально «знамя, флаг»; синоним араб. لواء, liwâ) — административная единица в Османской империи, средняя между вилайетом и кадылыком. Синоним — мутасаррифат.
Визи́рь (вазир, везер, везир, визир; мн. ч. вюзера́) — титул министра или высшего сановника в странах мусульманского Востока.
Девширме ́ (осман. دوشيرمه — devşirme «набор» ← осман. ديوشرمك — devşirmek «собирать <плоды, цветы и т. д.>»; греч. παιδομάζωμα «набор детей»; арм. տերշիմէ; серб. данак у крви / danak u krvi и болг. кръвен данък «кровная дань, налог кровью») — в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве kapıkulları («слуг Порты»), то есть личных невольников султана...
Осма́ны (тур. Osmanlı Hanedanı, Osman oğulları) — династия османских султанов и халифов, правившая в 1299—1924 годах.
Османское междуцарствие — период в истории Османской империи, когда государство не имело единого правителя. Период междуцарствия начался в 1402 году после поражения османов в Ангорской битве и пленения султана Баязида I Тамерланом. Между сыновьями Баязида шла борьба за власть, из которой только в 1413 году победителем вышел Мехмед I.
Сипахи (спахи, от перс. — «войско, солдат», в советской литературе также спаги) — разновидность турецкой тяжёлой кавалерии вооружённых сил Османской империи.
Кады́н-эфе́нди (тур. Kadınefendi, Kadın efendi, Kadın Efendi) — титул официальных жён султанов Османской империи. По традиции, султан имел четырёх официальных жён, то есть «кадын-эфенди», но встречались случаи, когда султан имел от 5 до 8 жён. Предшественниками этого титула являются более ранние титулы «хатун» и «хасеки». Официально титул был введён Ахмедом III вскоре после восшествия на престол.
Шейх-уль-ислам (араб. شيخ الإسلام, узб. Shayx ul-islom, азерб. Şeyxülislam, тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств.
Подробнее: Шейх аль-ислам
Женский султанат , или султанат женщин (тур. Kadınlar saltanatı, осман. قادينلر ساطنتي), — период в истории Османской империи, когда женщины оказывали большое влияние на государственные дела. Началом женского султаната принято считать 1550 год, а окончанием — 1656 год.
Султа́н (араб. سلطان sulṭān, от арам. שולטנא šulṭānā — власть) — титул правителя в исламских государствах, с несколькими историческими значениями. Если государством правит султан, то вместо слова государство употребляется слово султанат.
Эялет (тур. eyalet, от араб. ийяла — управление) — административно-территориальная единица, провинция в Османской империи с конца XVI века по 1860-е годы и в Сефевидском государстве с начала XVI века по 1722 год. Во главе эялета стоял бейлербей. В начале XVII века Османская империя делилась на 32 эялета, Сефевидская держава — на 13 эялетов. В Османской империи система эялетов в 1864 году была реорганизована, а в 1866 году — заменена системой вилайятов.
Тима́р — военный лен, представляющий собой условное феодальное земельное держание, существовавшее в Османской империи вплоть до отмены военно-ленной системы (1839). Установлено при султане Мураде I. Годовой доход с одного тимара составлял менее 20 тысяч акче.
Удж-бей (тур. Uc-Bey) — тюркский военачальник, повелитель одного уджа (тур. اوج;: букв. верх, край), который ему обычно выделяло центральное правительство Конийского султаната, надеясь таким образом удалить чересчур воинственные элементы от столицы во избежание угрозы госпереворота.
Фирма́н , ферман — указ или декрет монарха в некоторых исламских государствах Ближнего и Среднего Востока, например в мамлюкском Египте, Османской империи, Империи Великих Моголов, Иране времён шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Термин происходит от персидского фармāн (перс. فرمان) — «приказ».
Кызля́р-ага ́ (осман. قيزلر اغاسی, тур. Kızlar Ağası — «Ага девушек»), офиц. Ага дома счастья (осман. دار السعاده اغاسي, тур. Darüssaade Ağası) — глава евнухов, охранявших гарем султанов Османской империи в Стамбуле.
Сераски́р (также сераскер, от осман. سرعسكر, тур. Serasker) — главнокомандующий турецкими войсками.
Сардар (от перс. «سردار» — «глава; руководитель; начальник») — название правителя, вождя в Средней Азии и Западной Азии.
Акынджи ́ (от тур. akın — «рейд, набег, нападение») — иррегулярная турецкая лёгкая маневренная и быстро перемещавшаяся конница. Основа армии в начальный период существования османского государства. В мирное время совершали набеги на пограничные земли. Вместе с сипахами и янычарами составляли основу войска в Османской империи до конца XVII века. Организация акынджи носила название акынджлик.
Эпоха тюльпанов (тур. Lâle Devri, осман. لاله دورى) — период в истории Османской империи, получивший своё название благодаря моде на разведение тюльпанов. Началом этого периода принято считать заключение Османской империи мира с Австрией и Венецией в 1718 году; окончанием — восстание в Стамбуле в 1730 году. Эта эпоха характеризуется приобщением к науке, культуре, экономике и архитектуре Европы.
Осма́нская импе́рия (осман. دولت عالیه عثمانیه — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye), также Оттома́нская империя, Оттома́нская По́рта или просто По́рта — государство, созданное в 1299 году турками-османами под предводительством удж-бея Османа Гази на северо-западе Малой Азии.
Таклиди́ сеи́ф (от араб. taklid — «опоясывание», seif — «меч»); буквально «опоясывание мечом» (тур. kılıç kusanma; тур. kılıç alayı) — обряд, который совершался над турецким султаном, вскоре после вступления его на престол (церемонии Джулюс) и соответствовал европейскому обряду коронации. Меч, которым опоясывали султана, принадлежал Осману I — основателю династии Османов.
Разгон янычарского корпуса (осман. واقعة خيرية — Vaka-i Hayriye, дословно «счастливое событие») — ликвидация янычарского корпуса, проведённая в июне 1826 года османским султаном Махмудом II.
Бей , бий — тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək — вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана.
Имарет ы — восточное название благотворительных учреждений, открываемых обычно при мечетях и поддерживаемых подаяниями прихожан.
Вали — должность в администрации исламских стран, соответствующая должности наместника провинции или другой административной единицы, на которое делится страна.
Акче ́ (осман. اقچه, тур. akçe — «беловатый») — мелкая серебряная монета XIV—XIX веков, обращавшаяся на территории Османской империи и сопредельных государств.
Эфе́нди (перс. آفندی, араб. أفندي, тур. efendi, тат. әфәнде, әfәnde — господин, повелитель, от новогреч. αφέντης - правитель, начальник) — титул и офицерское звание в Османской империи и некоторых других странах Востока в XV—XX столетиях.
Осмáнский флот (тур. Osmanlı Donanması) — военно-морской флот Османской империи. В средние века являлся одним из сильнейших военно-морских флотов в Средиземноморье. Кроме того, в сферу интересов флота в разное время входили Чёрное и Красное моря, Индийский океан.
Мамлюкское правление в Ираке — период истории Ирака с 1704 по 1831 год когда у власти там находилась мамлюкская династия грузинского происхождения.
Младотуре́цкая револю́ция — революция 1908 года в Османской империи, целью которой было свержение султана Абдул-Хамида II и восстановление конституции. Революцию возглавила младотурецкая организация «Единение и прогресс».
Новые османы (тур. Yeni Osmanlılar, также тур. Genç Osmanlı) — возникшая в 1865 году секретная организация националистически настроенной османской интеллигенции, находившейся под влиянием западных мыслителей, в частности Монтескьё и Руссо, а также идей Французской революции. Организаторами движения были Ибрахим Шинаси, Зия-паша, Намык Кемаль, Хусейн Авни-паша и бывший визирь Мустафа Фазыл-паша.
Хеди́в (осман. خدیو ) — титул вице-султана Египта, существовавший в период зависимости Египта от Османской империи (1867—1914). Этот титул носили Исмаил, Тауфик и Аббас II.
Сердар (от перс. «سردار» — «глава; руководитель; начальник») — название правителя, вождя в Средней Азии, Иране и некоторых тюркских странах.
Конийский (Иконийский), Румский, или Сельджукский султанат (перс. سلجوقیان روم Saljūqiyān-i Rūm) — средневековое тюркско-мусульманское государство в Малой Азии, в котором удачно сочетались элементы городской иранизированной культуры, скотоводческие и военные навыки простых кочевников-туркоманов, а также древние ремесла и культура покоренных местных христиан (армян и греков).
Падишах (перс. «پادشاه» через пехл. «pādšāh» от др.-перс. «pati-xšāyaθiya-» — «правитель, царь») — иранский монархический титул, также использовавшийся в некоторых странах Азии.
Тугра (тогра; араб. طغراء, тур. tuğra, осман. طغراء — tuğra, крымско-тат. tuğra) — персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул. Наибольшее распространение получил в Османской империи, где ставится на всех государственных документах, иногда также на монетах и воротах мечетей.
Упоминания в литературе (продолжение)
Те, кто надеялся на политические преобразования, не увидели никаких существенных перемен в управлении Османской империей. Лидер младотурецкого движения – партия «Единение и прогресс» – решил оставить султана Абдул-Хамида II во главе государства. Добровольное согласие на восстановление конституции вызвало определенное доверие к нему, и, кроме того, значительная часть населения империи почитала его не только как султана, но и как халифа – духовного главу мусульманского мира. Смещение Абдул-Хамида в 1908 году могло принести младотуркам больше проблем, чем пользы. Кроме того, лидеры «Единения и прогресса» были действительно «младыми» – молодыми – турками. В основном это были младшие офицеры и чиновники низкого ранга в возрасте 25–40 лет, которым не хватало ни уверенности в себе, ни необходимого опыта, чтобы взять власть в свои руки. Поэтому они передали функции правления страной
великому визирю (премьер-министру) Саид-паше, и его кабинет взял на себя роль надзорного комитета, следящего за тем, чтобы султан и его правительство соблюдали положения конституции.
Позднее в июне вспыхнуло восстание янычар – элитного корпуса регулярной пехоты османского войска, которые потребовали от Мехмеда повысить им жалованье. Этот корпус комплектовался из христианских юношей путем периодических принудительных наборов, известных под названием «девширме». Юноши обращались в ислам и воспитывались в духе мусульманского фанатизма. Они получает щедрые подачки, а некоторые из них выдвигались на высшие военные и административные должности империи, поднимаясь вплоть до поста
великого визиря . В походах Мурад II поручал им самые трудные дела, и они неизменно оправдывали его доверие, однако в отсутствие султана в рядах янычар началось брожение. Они почувствовали, что могут воспользоваться неопытностью Мехмеда. После того как взбунтовавшиеся янычары спалили в Эдирне крытый рынок, Мехмед пошел на уступки и повысил им жалованье, создав тем самым прецедент, который станет источником постоянных волнений вплоть до последнего века Оттоманской империи.
Еще одним важным фактором было получение центральной властью доли в военных набегах, которая составляла одну пятую часть всей военной добычи. Основы этого порядка были заложены в годы правления Орхан-бея. Однако в годы правления Мурада I стараниями кадия Бурсы Джандарлы Халиля (позже, получив должность
великого визиря , он стал именоваться Хайреддином-пашой) и Кара Рустема этот порядок стал распространяться также на военнопленных27. Таким образом, правитель, если даже сам не участвовал в военном походе, тем не менее получал свою долю от добычи. Это привело к накоплению огромного богатства в руках центральной власти, а также к увеличению состава личных рабов султана, капыкулу, часть которых участвовала в военных походах.
В начале сентября восемьдесят высокопоставленных персон, включая Фархад-мирзу Мо'тамеда од-Дойлы, председателя Государственного совета (исполнявшего в отсутствие шаха обязанности регента), подписали прошение о смещении мирзы Хосейн-хана. Английский посланник, узнав о позиции мирзы Саид-хана, министра иностранных дел, сделал попытку убедить его в несвоевременности такого шага, поскольку «падение
Великого Визиря … не может не оказать самое неблагоприятное впечатление на Европу после возвращения Его Величества в свои собственные владения по завершении поездки по Европе».
Еще в сентябре 1875 г. в беседах с Новиковым Андраши открыто подозревал Игнатьева «в намерении возвратиться к преданиям Ункяр-Искелесийского договора и, устранив в советах Порты влияние всех прочих держав, подчинить Турцию исключительно русской опеке». Кстати, именно в эти дни Абдул-Азиз и
великий визирь Махмуд Недим в беседах с Игнатьевым и драгоманом посольства М. К. Ону предлагали возродить «старые добрые времена» Ункяр-Искелесийского договора 1833 г., по которому султану предоставлялись гарантии против его врагов, а Россия получала взамен определенные привилегии в Оттоманской империи[462].
Все чиновники целиком зависели от султана, так как не могли жить вне дворца: они были христианскими мальчиками, забранными из домов в рамках системы девширме. Их обращали в ислам и отправляли на воспитание в турецкие семьи, а затем переводили в жесткие условия придворной пажеской школы. Лучших отбирали на придворную службу, и они могли подняться до самых вершин османского общества в качестве
великих визирей или наместников провинций. Позднее эту систему стало принято осуждать, но она лишь в ничтожной степени влияла на состав балканского населения и в любом случае была менее жестокой, чем, к примеру, у английского короля Генриха VI, который создал Итон в качестве закрытой школы, воспитывающей образованных юношей для королевской службы. В действительности бывало, что мусульманские семьи платили своим христианским соседям, чтобы выдать своего сына за христианского мальчика.
Исмаил ибн Ахмад перенес столицу в Бухару и там тоже славился как заботливый властитель. Причем эта его слава сохранилась, несмотря на прошедшие столетия. Два века спустя Низам аль-Мульк, бывший
великим визирем при дворе Сельджукидов, писал о правлении первого Саманида с глубочайшим восхищением. В своем знаменитом труде «Сиасет-наме» («Книга о правлении») Низам аль-Мульк описывал, как Исмаил каждый день выезжал верхом из дворца без всякого сопровождения, свиты и охраны и останавливался посреди главной площади Бухары. Там он находился, пока муэдзины не призовут к полуденному намазу. И происходило это летом и зимой в любую погоду. Правитель пояснял, что считает необходимым дать возможность обратиться к нему с жалобой на беду или несправедливость всякому человеку, которого иначе бы не допустили к владыке. Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар Наршахи в своей «Истории Бухары» писал, что Исмаил освободил подданных от платы за строительство и ремонт укреплений города, говоря, что пока он жив, он сам – стена Бухары.
Россия уже в те времена имела неплохую разведку. И в сложившейся напряженной ситуации ярко проявил себя дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Он был направлен в Молдавию с тайной миссией – под видом, будто поступил на службу к господарю Василию Лупулу. Ордин-Нащекин завоевал дружбу и доверие господаря и части молдавской знати. Через них забросил в Стамбул подлинную информацию о провокации с убийством татарских послов. Организовал сеть агентов и информаторов среди православных подданных Речи Посполитой и Османской империи. И вскоре выяснил, что «партия войны» в Польше не так сильна, как кажется. Что паны хотят лишь столкнуть Порту и Россию, а сами вмешиваться не собираются. Разузнал он и о внутренних проблемах Турции. Там многие были недовольны султаном, от лица которого фактически правил
великий визирь Мухаммед-паша. Против него возникали заговоры.
Исмаил являлся не только создателем империи, но и, согласно источникам, человеком высочайшей набожности и образцовым правителем. Низам аль-Мульк,
великий визирь турок-сельджуков, правивший двумя столетиями позже Исмаила, весьма восторженно писал об этом Саманиде. Он рассказывает, будто Исмаил имел обыкновение в одиночку проезжать на своем коне по центральной площади Бухары, даже если было холодно и шел снег. И оставался там до полуденного намаза. Он объяснял это наличием бедствующих и нуждающихся людей, которые другим способом не могли обратиться к нему или его двору. Такие люди всегда могли найти его на площади, дабы подать жалобы на несправедливое обращение с ними.
В августе 1864 г. в Константинополь прибыл новый посланник, Н. П. Игнатьев, бывший начальник Азиатского департамента МИДа, хорошо знакомый с болгарским вопросом.[80] Главной задачей Игнатьева было вывести болгарский вопрос из того состояния стагнации, в котором он находился. Для Игнатьева было ясно, что мирным путем распря преодолена быть уже не может, но на первых порах он не исключал возможности добиться урегулирования путем выполнения основных требований болгар под дипломатическим нажимом России. При всем личном сочувствии делу болгар, новый посланник не мог не считаться с интересами Патриархии и был вынужден проводить политику компромисса. К идее образования автономной Болгарской Церкви, чт о соответствовало требованиям крайнего крыла болгар, Игнатьев придет значительно позднее, когда все средства для достижения компромисса будут уже исчерпаны. Первым делом он постарался войти в доверие глав обеих противоборствующих партий. Чтобы повысить свой авторитет в среде болгар, он добился у Порты возвращения в сентябре 1864 г. в Константинополь Илариона Макариупольского и Авксентия Велесского. После переговоров с болгарскими и греческими лидерами Игнатьеву удалось получить согласие умеренных представителей той и другой партии принятия своей программы; что касается
великого визиря Али-паши, то он категорически возражал против деления епархий на болгарские и смешанные. Не поддержали Игнатьева и крайние представители греческой и болгарской сторон.
Прежде тон записок османских послов о Европе был насмешливым. Комплекс превосходства препятствовал турецким реформам. Восторженные отзывы Ресми-эфенди ознаменовали собой сильную – и болезненную – перемену, однако не все в Стамбуле были столь же восприимчивы к западному влиянию. Явная и неявная критика Ресми-эфенди турецкой административной системы и армии, вероятно, стали причиной того, что этот талантливый чиновник так и не стал
великим визирем .