Бомбардировка

  • Бомбардиро́вка или бомбомета́ние (воздушный налёт, авианалёт) — поражение разного рода объектов, техники, живой силы противника (а в ряде случаев и мирного населения) на поверхности земли, водной поверхности, а также на небольшой глубине под водой, огнём артиллерии или авиационными бомбами с помощью специального типа военных самолётов — бомбардировщиков.

    До и во время Первой мировой войны бомбометание производилось также с цеппелинов. Кроме того, в ряде случаев применяют термин бомбардировка (устар. бомбардирование) при обстреле каких-либо объектов с помощью артиллерии (см. Бомбарда).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Штурмови́к — боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также для прицельного поражения наземных и морских целей.
Пикирующий бомбардировщик (также «пикировщик») — самолёт-бомбардировщик, специально сконструированный для нанесения ударов из пикирования.
Истреби́тель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника.
Воздушная война — ведение воюющими сторонами военных действий в воздушном пространстве с помощью любых летательных аппаратов. Воздушная война включает как воздушную разведку, так и применение летательных аппаратов для нанесения ударов по противнику.
Боевая коробка — боевой порядок, использовавшийся тяжёлыми стратегическими бомбардировщиками Военно-воздушных сил армии США в ходе Второй мировой войны.

Упоминания в литературе

Таким образом, в эти летние месяцы командование бомбардировочной авиации не имело возможности провести бомбардировки территорий в масштабе, сравнимом с тем, который был характерен для больших сражений 1943 года. Плану ударов по нефтяным заводам уделялось все большее внимание в течение июня и июля, он стал высшим приоритетом, и, когда в июле была предпринята попытка подвергнуть серии массированных бомбардировок с воздуха один из германских городов, меры воздействия были опрометчиво забыты: ко времени третьего и заключительного авианалета, в данном случае на Штутгарт, на базах 3-й авиагруппы использовали даже бомбы, помеченные на снятие с вооружения до 1940 года. Их начинка состояла из взрывчатых веществ времен Первой мировой войны. Основная масса взрывчатых веществ, сброшенных во время этих ведомых «следопытами» авиарейдов на Штутгарт, состояла из малых бомб общего назначения, непригодность которых еще за три года до этого доказал профессор Цукерман. Единственным новшеством было взятие на вооружение реактивных авиабомб, тридцатифунтовых реактивных бензиновых бомб, сконструированных так, что из них вырывается пламя на расстояние 10 метров.
Таким образом, в налетах на различные объекты 14-й армии и Северного флота 28 июня участвовало большинство всей авиационной группировки 5-го Воздушного флота в Заполярье. Пикирующие бомбардировщики противника действовали мощными группами до 20 самолетов, причем делали они по нескольку заходов на цели. Сила удара 5-го Воздушного флота по советским объектам в Заполярье 28 июня была весьма чувствительной. С этого момента ощущался мощный напор авиации противника, обусловленный в первую очередь решительными действиями пикирующих бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87. Вражеские бомбардировщики в первые дни войны действовали порой весьма дерзко из-за незначительных потерь, так как наши истребители явно опаздывали с перехватом из-за несовершенной системы ПВО, когда посты ВНОС находились в нескольких десятках километров от аэродромов базирования истребителей, а радиолокационных станций, способных на большом расстоянии обнаружить подход вражеских самолетов, на Севере в то время не было. Немаловажным фактором в обеспечении действий бомбардировщиков имели истребители сопровождения Ме-109 и Ме-110. В то же время необходимо подчеркнуть, что ПВО противника также не справлялась с задачей перехвата наших самолетов и предотвращением наших бомбардировок.
Однако и после этого боевая работа истребителей отнюдь не прекратилась: летчики 115-го полка продолжали выполнять вылеты по знакомым районам, преследуя задачи «психологического воздействия» и демонстрируя готовность пресечь любые попытки активных действий противника. Налеты производились по данным разведки с бомбометанием по душманским лагерям в горах и опорным пунктам в селениях. Тогдашний командир 115-го иап полковник О.Н. Струков, на счету которого было 140 боевых вылетов со своего аэродрома, доходчиво характеризовал такие задачи: «Держать «духов» в черном теле и не давать поднять головы». Раз-два в неделю наносились бомбовые удары по намеченным объектам. Ближе к дате полного вывода войск интенсивность боевой работы возросла: бомбардировкам подвергались места, прилегающие к путям, по которым тянулись уходящие колонны. В осенние и зимние месяцы 1988/89 года, вплоть до середины февраля, летчикам приходилось выполнять по три-четыре вылета в день. Боевая зарядка МиГ-21бис составляла по две бомбы калибра 500 кг или четыре по 250 кг на самолет. Типы боеприпасов определялись боевой задачей, от фугасных, осколочно-фугасных, зажигательных и РБК при ударах по населенным пунктам и базам боевиков до бетонобойных и объемно-детонирующих бомб для поражения горных укрытий, укреплений и защищенных целей.
И все же планы Великобритании по продолжению бомбовой войны были слишком грандиозными для того, чтобы быть выполненными. Вызывал тревогу рост потерь (до 5,6%). Неблагоприятные метеоусловия, в особенности низкая видимость и плотная облачность, необходимость выполнения ряда других задач – словом, различные факторы не позволяли сосредоточить все имевшиеся в наличии бомбардировщики на нанесение ударов по городам Германии. Таким образом, результаты первого этапа бомбового наступления к концу года нельзя было назвать очень обнадеживающими. Было проведено примерно 100 рейдов, в том числе 17 массированных налетов, за время каждого из которых по целям было сброшено более 500 тонн бомб. Иногда потери при выполнении задач были удивительно низкими или, по крайней мере, приемлемыми. Но в основном, по мнению командования, потери в самолетах и экипажах были недопустимо высокими. На каждые 40 тонн сброшенных бомб приходился один потерянный бомбардировщик. Черчилль писал по этому поводу: «Даже тогда, когда командование бомбардировочной авиации считало, что цель обнаружена, двум третям экипажей, как правило, не удавалось наносить удары с вероятным отклонением от цели менее пяти миль. Данные аэрофотосъемки показывали, насколько низким был понесенный противником ущерб... Если не устранить все эти недостатки, то в продолжении ночных бомбардировок не было особого смысла» (Вторая мировая война. Т. 4. С. 250).
Англия имела и другие преимущества. Британские самолеты были бронированными, а немецкие истребители и бомбардировщики не имели брони, и их спешно покрывали ею во время сражения. Немецкие бомбардировщики не подходили для выполнения своей задачи. В то время у ВВС Германии не было четырехмоторных бомбардировщиков, а пикирующий («Штука»), применяемый в сражениях сухопутных войск, оказался медлительным и уязвимым при стратегических бомбардировках. «Хейнкели» и «Дорнье» были хорошими рабочими машинами, но их защитное вооружение оказалось недостаточным, а бомбовые загрузки слишком малы для выполнения поставленных задач. Дальность их полета и вооружение, а также обучение немецких ВВС не подходили для осуществления эффективных атак на Королевские военно – морские силы, которые должны были стать одной из наиболее важных целей.

Связанные понятия (продолжение)

Га́ншип (англ. gunship , в пер. «пушечный корабль») — летательный аппарат артиллерийской поддержки сухопутных войск или сухопутных компонентов других родов войск и видов вооружённых сил. Наличие большого авиапарка ганшипов и собственных частей специального назначения позволяет ВВС США самостоятельно (без привлечения армейских частей) решать широкий спектр боевых задач.
Воздушный бой — организованное вооружённое противостояние лётчиков (самолётов (экипажей)), авиационных подразделений и частей в воздухе с целью уничтожения воздушного противника и отражения его атак. Включает в себя различные фигуры пилотажа.
«Ковровые бомбардировки» — непрерывное, интенсивное, последовательное бомбометание по значительным площадям, как правило, населённым пунктам. При этом применяется большое число бомб (часто в сочетании с зажигательными) для полного уничтожения выбранного района, либо уничтожения личного состава противника и его материальной части, либо для его деморализации.
Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится как к ракетам воздушного базирования, так и наземного.
Сейсмическая бомба — принцип действия авиационной бомбы, заключающийся в применении мощной бомбы обтекаемой формы с прочным корпусом, которая, достигая земли на высокой скорости и значительно углубляясь в грунт до детонации, при взрыве под землёй производит локальное землетрясение, разрушая близлежащие подземные и наземные сооружения цели.
«Непра́вильная му́зыка» (нем. Schräge Musik — Шрéге музи́к) — немецкое название способа установки пушечного вооружения на ночных истребителях во время Второй мировой войны (применялся на самолётах Люфтваффе с июня 1943 года). Такая установка пушек обеспечивала ведение стрельбы под значительным углом вверх-вперёд к направлению движения самолёта, что позволяло эффективно атаковать бомбардировщик противника при полёте под ним в «мёртвой», непросматриваемой с бомбардировщика, зоне.
Воздушный авианосец (в литературе встречаются другие названия — летающий авианосец, авиаматка) — воздушное судно, несущее на себе (внутри — на борту, либо снаружи — на внешней подвеске) другие летательные аппараты.
Торпедоносец — тип самолёта, предназначенного для поражения торпедами боевых кораблей в море и на базах, транспорта на морских коммуникациях, а также для постановки минных заграждений, обеспечения высадки морского десанта, содействия сухопутным войскам, действовавшим на приморских направлениях.
Бомбардиро́вщик — военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения.
Зажигательное оружие (ЗО) — оружие, поражающее действие которого основано на использовании боевых зажигательных веществ.
Самолёт-разведчик — самолёт, предназначенный для ведения воздушной разведки. Может быть доработанным серийным летательным аппаратом или специально разработанным узкоспециальным.
Противовоздушная (противовертолетная) мина — вид минного оружия, предназначенный для поражения воздушных целей без участия человека, в том числе и без отдачи приказа на запуск. Разработки подобного оружия велись еще с 1970-х и продолжаются сейчас. Дополнительным стимулом стало появление БПЛА, в т.ч. мультикоптеров, в т.ч. работающих группой.
Огненный воздушный шар (яп. 風船爆弾 фу:сэмбакудан, «бомба-воздушный шар»), кодовое название «Фу-Гo» (яп. ふ号 фу-го: , « №2») — оружие, созданное Японией во время Второй мировой войны. Заполненный водородом аэростат весом 12 кг нёс осколочно-фугасную бомбу весом 15 кг и четыре зажигательных боеприпаса весом по 5 кг. Предполагалось, что шары станут дешёвым оружием, которое достигнет США на восходящих потоках воздуха и будет сеять хаос в канадских и американских городах, лесах и сельскохозяйственных угодьях...
Стратегический бомбардировщик — боевой самолёт, способный нести авиационное оружие (авиационные бомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное, предназначенный для нанесения бомбовых и/или ракетных ударов по стратегически значимым объектам, расположенным на территории враждебного государства, как правило, вне главных театров военных действий, с целью подрыва его военного и промышленного потенциала.
Истреби́тель-бомбардиро́вщик — фронтовой (тактический) истребитель, способный наносить удары по наземным и надводным целям противника.
Бомбардировочная авиация (БА, ФБА) — род Фронтовой авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов в оперативной глубине обороны противника бомбами и ракетами, в том числе с применением ядерного оружия. ФБА также привлекается для ведения воздушной разведки.
Гидросамолёт — самолёт, способный взлетать и приземляться на водную поверхность. Раннее название — гидроплан.
Бомбардировки Хельсинки, столицы Финляндии, осуществлялись в годы Второй мировой войны 39 раз. 245 человек было убито и 646 ранено — большинство из них во время трёх крупных бомбёжек в феврале 1944 года.
Истребительно-бомбардировочная авиация (ИБА) — один из родов Фронтовой авиации Военно-воздушных сил Вооружённых сил государства, предназначенный для поражения наземных (надводных), в том числе малоразмерных и подвижных, объектов в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны противника с применением ядерных и обычных средств поражения. Может также привлекаться для уничтожения воздушного противника, ведения воздушной разведки и решения других задач.
Прыгающая бомба (англ. Bouncing bomb) — специальная глубинная авиабомба, разработанная британским инженером Барнсом Уоллесом для разрушения плотин в Рурской области Германии. Характерной особенностью бомбы является способность совершить перед окончательным погружением несколько прыжков по водной поверхности. Это, вкупе с предварительной раскруткой, позволяет бомбе вплотную приблизиться к плотине, защищенной металлическими сетями. Затем, погрузившись на глубину, такая бомба прижимается к взрываемой...
Воздушный взрыв, также Воздушный разрыв, Воздушный подрыв (англ. Airburst) — термин, использующийся преимущественно в военном деле. Воздушным разрывом называют детонацию взрывных устройств, таких как артиллерийские снаряды, противопехотные мины, гранаты и т.д., в воздухе, в отличие от детонации при контакте с землей или с поверхностью цели. Такой способ подрыва используется для увеличения поражающей способности снаряда. Главным преимуществом воздушного взрыва является то, что энергия от взрыва и...
Операция «Хромированный купол» (англ. Operation Chrome Dome) — операция, проводившаяся Стратегическим командованием ВВС США с 5 июня 1961 года в период Холодной войны.
Истребительная авиация (ИА) — род фронтовой авиации, предназначенный для уничтожения самолётов и беспилотных средств противника с целью завоевания господства (превосходства) в воздухе, прикрытия войск и объектов тыла, обеспечения боевых действий других родов и видов авиации. Может применяться также для действий по наземным (морским) объектам (целям) и ведения воздушной разведки.
Противо-возду́шная оборо́на (сокр. ПВО) — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника.
Зенитный гранатомёт — носимое средство противовоздушной обороны пехоты. Представляет собой реактивную систему залпового огня, стреляющую с плеча неуправляемыми реактивными снарядами по низколетящим летательным аппаратам. Являлся предшественником переносного зенитно-ракетного комплекса, но не мог сравниться с ним в эффективности и за исключением одной модификации периода Второй мировой войны (Luftfaust-B) никогда не выходил за пределы стадии опытно-конструкторских работ или полигонных испытаний.
«Кубанская этажерка» — боевой порядок самолётов-истребителей, применявшийся советской истребительной авиацией во время Великой Отечественной войны.
Боевой вертолёт — категория военного вертолёта предназначенная для поражения наземных и воздушных целей различным вооружением, а также для сопровождения и прикрытия транспортно-десантных и многоцелевых вертолётов.
Минимальный интервал взлёта (англ. Minimum Interval Takeoff) — методика срочного взлёта всех имеющихся на военно-воздушной базе бомбардировщиков и самолётов-заправщиков с интервалом от двенадцати до пятнадцати секунд, которая практикуется в Военно-воздушных силах США. Её назначение — запуск максимального числа самолётов за минимально возможное время, прежде чем база подвергнется ядерному удару, который бы уничтожил все воздушные суда, оставшиеся на земле. Хотя такая практика направлена на эффективный...
«Бомбы-тыквы» (англ. Pumpkin bombs) — авиационные бомбы, разработанные в рамках Манхэттенского проекта и использовавшиеся ВВС США против Японии во время Второй мировой войны. Бомба-тыква была близка по своим баллистическим характеристикам к плутониевой бомбе «Толстяк», но, в отличие от «Толстяка», была оснащена обычным осколочно-фугасным зарядом. Бомбы-тыквы использовались как для тренировочных и учебных целей, так и для выполнения боевых задач 509-м соединением ВВС США, которое осуществляло бомбардировки...

Подробнее: Тыква (бомба)
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА, реже БЛА; в разговорной речи также «беспилотник» или «дрон», от англ. drone — трутень) — летательный аппарат без экипажа на борту.
Бомбомёт «Хеджхог» (англ. Hedgehog — ёж), в советской классификации многоствольная бомбомётная установка Mk 10 «Хеджхог» — британский противолодочный бомбомёт, использовавшийся в годы Второй мировой войны почти на всех кораблях КВМС Великобритании, а также на некоторых кораблях Военно-морского флота СССР.
Войска противовоздушной обороны Сирии — один из видов Вооружённых сил Сирийской Арабской Республики.
Ору́жие возме́здия (нем. Vergeltungswaffe; V-Waffen) — название ряда амбициозных авиационных и ракетно-артиллерийских проектов нацистской Германии по созданию оружия для более действенных бомбардировок английских городов и вновь планируемых атак на США, как «возмездие» за налёты союзников. «Оружие возмездия» являлось одним из направлений развития так называемого «Вундерваффе».
Контрпартизанский самолёт (противопартизанский самолёт) — штурмовик, специализированный для контрпартизанской борьбы.
Зенитная управляемая ракета (ЗУР) — ракета класса «поверхность-воздух» («земля-воздух»), входящая в состав зенитного ракетного комплекса, предназначенная для поражения различных воздушных целей.
Свободная охота — тактический способ ведения боевых действий тактической единицы в военной авиации или военно-морском флоте.
Огнемёт — оружие, поражающее цель огнесмесью (горящим веществом, обжигающим или поджигающим цель). Существуют также сельскохозяйственные огнемёты (газовые горелки), применяемые для уничтожения сорняков и вредителей.
Такти́ческое я́дерное ору́жие (ТЯО), или нестратегическое ядерное оружие (НСЯО) — боеприпасы для поражения крупных целей и скоплений сил противника на фронте и в ближайших тылах.
Флеше́тта (также Флаше́тта, от фр. fléchette, нем. Fliegerpfeil, в русской печати 1910-х годов иногда именуется «Стре́лкой») — металлическая стрела-дротик размером с карандаш; особый тип авиационного оружия, разработанный в начале XX века и применявшийся ВВС противоборствующих сторон при атаках скоплений пехоты и кавалерии противника в боях Первой мировой войны, а также во время Гражданской войны в России.
Сверхтяжёлые танки — танки, массо-габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для тяжёлых танков. Обычно к таковым относят образцы бронетехники огромных размеров и массой свыше 75 тонн.

Подробнее: Сверхтяжёлый танк

Упоминания в литературе (продолжение)

Для того чтобы «сломить способность Германии к дальнейшему ведению войны, создать условия для открытия союзниками второго фронта в Европе и облегчить тяжелое положение Красной Армии на Восточном фронте», командующий Бомбардировочным командованием решил направить основные усилия своей авиации на подавление «морального духа населения Германии, и особенно немецкого рабочего класса». Однако выбор объектов на территории Германии ограничивался относительно небольшим радиусом действия радионавигационного прибора «Джи», равным 550–650 км, и боевыми возможностями бомбардировочной авиации. Отсюда следовало, что английские бомбардировщики могли производить налеты только на города Западной и Северо-Западной Германии. Бомбардировка по площади, успешно оправдавшая себя в условиях, когда невозможно прицельное бомбометание, была теперь официально признана в качестве основного метода боевых действий британской бомбардировочной авиации.
Ничто не препятствует успешной массовой закупке ботинок или касок, грузовиков или боеприпасов. Но для военного снаряжения, которое будет использовано в прямом взаимодействии с врагом (то есть в области стратегии), однородность вполне может стать слабым местом. Например, если противовоздушные ракеты стандартизуются по единственному однообразному образцу, чтобы добиться значительной экономии при их производстве и содержании и при обучении персонала, то проистекающая из этого экономия может быть очень большой в сравнении с производством ряда ракет разных типов. Но на войне толковый противник выявит эти стандарты, определит границы применимости этого оружия и постарается найти способы не попадать в зоны его действия. У любого имеющегося типа ракеты будут минимальный и максимальный пределы высоты, а потому вражеский самолет может пролететь либо ниже, либо выше этих пределов. Все же ракета может оправдать свою стоимость, потому что самолет, летящий слишком низко или слишком высоко, не способен действовать вполне эффективно; но, вероятно, такого «виртуального истощения противника» окажется недостаточно для того, чтобы достичь целей противовоздушной обороны (самолет все же может атаковать цель, либо проникнув на слишком малой высоте, либо посредством бомбардировки с большой высоты – пусть и не так успешно, как с некоей оптимальной средней высоты).
Одной из самых ранних известных систем контроля за распознаванием целей была автоматизированная идентификация целей в рамках операции «Лайнбакер» во Вьетнамской войне. Тогда впервые были созданы и использованы на полях сражений системы точного целенаведения. Они позволили американским вооруженным силам отказаться от ковровых бомбардировок и использовать высокоточные боеприпасы, поражающие не только здания вместо отдельных кварталов, но и отдельные этажи или участки зданий. Надо прямо сказать, что в ходе Второй мировой войны не только Германия, но и союзники, лишенные возможности использовать высокоточное оружие, осуществляли ковровые бомбардировки городов. В их ходе вместе с промышленными объектами и военными базами стирались с лица земли целые жилые кварталы. Многие до сих пор полагают, что это были преступные в юридическом смысле действия командования военно-воздушных сил и бомбардировочной авиации Великобритании и США.
На Западе противовоздушная оборона была значительно сильнее, что неизбежно сказывалось на тактике ночных разведчиков. Обычно аэрофотосъемка производилась с высоты 6400—9000 м. Единственным исключением были вылеты, имевшие целью наблюдение за портами и судоходством, а также контроль результатов бомбардировок, когда съемка велась с высоты от 3500 до 5500 м. Если условия полета позволяли, то время прохождения над целью выбиралось так, чтобы лунный свет мог облегчить обнаружение и идентификацию объектов. Однако в полнолуние увеличивался риск самого самолета-призрака быть обнаруженным истребителями ПВО.
23 августа, в качестве ответной меры за бомбардировки немецких городов, был впервые произведен воздушный налет на военные цели в Лондоне. Последующие налеты на Лондон, порты, особенно на юго-восточном и южном побережье Англии, и на систему аэродромного обслуживания, были весьма эффективными. Затем были проведены не менее успешные налеты на британские суда, которые несли потери и от минирования акваторий.
До войны немцы в основном планировали применять дирижабли для авиаразведки, но быстро оказалось, что над сушей и в дневное время дирижабли слишком уязвимы. Основной функцией тяжёлых дирижаблей стало морское патрулирование, разведка на море в интересах морского флота и дальние ночные бомбардировки. Дирижабли Цеппелина бомбили Лондон, Париж, Варшаву и другие города. Но эффект был в основном моральным. Правда, для нужд ПВО пришлось использовать сотни самолётов и зенитных орудий.
Для поддержки немецкого контрнаступления были временно сосредоточены крупные авиационные соединения: две немецкие истребительные авиационные группы, усиленные румынскими и словацкими эскадрильями истребителей, две авиационные группы пикирующих бомбардировщиков и одна бомбардировочная эскадра, состоявшая из двух авиационных групп[13]. Эти авиационные соединения попытались разгромить противника, засевшего на плацдарме, сбросив на него необычно много для Восточного фронта мощных бомб. Однако в этой совершенно непросматриваемой горной местности с множеством расщелин и заросшей густым кустарником было очень трудно обнаружить цели бомбометания. Именно сложностью горного рельефа можно было объяснить и неудачную бомбардировку собственной передовой, повлекшую много жертв среди наших пехотинцев. Все это время противник продолжал ожесточенно сопротивляться. При этом эффективную поддержку ему оказывала советская артиллерия, занимавшая хорошо замаскированные позиции на другом берегу Цемесской бухты, которую никак не удавалось заставить замолчать даже массированными бомбардировками.
Вследствие огромных объемов перевозок авиация не может являться основным транспортным средством в войне, по крайней мере до тех пор, пока не появятся источники энергии более мощные, чем нынешние, а пока военно-воздушные силы имеют намного меньше прав на самостоятельность, чем военно-морской флот. Это объясняет, почему потерпели полную неудачу попытки применения самостоятельной воздушной стратегии в соответствии с идеями Дуэ и почему «стратегические» ВВС потребовали огромных усилий только для того, чтобы дублировать действия других. Тут лучшим примером являются бомбардировки Японии, которые разрушили ту часть японской промышленности, которая уже не работала в связи с недостатком сырья в результате господства на море Соединенных Штатов Америки.
Поставленная группе бомбардировщиков 54-го БАП задача, как видим, дословно повторяет указания, данные в 8.40 «рижским штабом полковника Рассказова» («при массовых налетах авиации противника на нашу территорию поднимать бомбардировочную авиацию и следовать в хвосте для атаки на его аэродромы»). Дальнейшие события не вполне понятны. Как пишет М.Тимин, «десятка СБ без прикрытия вылетела на бомбардировку аэродрома Гумбинен... немецкие истребители атаковали нашу группу несколько раз; в результате 5-я эскадрилья 54-го СБАП потеряла три СБ вместе с экипажами». (40) К сожалению, эта версия не подтверждается другими документами; более правдоподобным – и соответствующим исходному заданию, поставленному перед группой бомбардировщиков 54-го БАП, – представляется мне описание событий, данное в упомянутой выше докладной записке начальника 3-го отдела СЗФ:
Но вернемся к «Фау-1». Запускался он специальной катапультой, разгонявшей снаряд до 240 км/ч. Затем начинал работать двигатель, скорость возрастала до 580 км/ч, и самолет-снаряд двигался к цели с характерным похрюкиванием, за что и получил прозвище «хрюшка». Наведение на цель было примитивным. На борту имелся часовой механизм, с помощью которого через определенный промежуток времени отключалась подача топлива, и «Фау-1» падал вниз подобно авиабомбе. Понятно, что при такой точности можно было поражать лишь крупномасштабные цели. И немцы применяли «Фау-1», в основном, для бомбардировки Лондона.
Удары по аэродромам. Одним из излюбленных методов люфтваффе в борьбе с авиацией противника являлось ее уничтожение на аэродромах. Причем нельзя сказать, что аэродромы обязательно должны были «спать». Участие «Легиона Кондор» в гражданской войне в Испании дало немцам бесценный опыт и стало своего рода полигоном для отработки тактики и стратегии такой борьбы. В ночь на 2 октября 1936 г. 2 принадлежавших франкистам бомбардировщика Ю-52 бомбили республиканский аэродром Хетафе. На нем выстроились в линию 9 самолетов, составлявшие основу республиканской авиации на мадридском направлении. Они были уничтожены одним ударом. В дальнейшем немцы непрерывно оттачивали в Испании тактику удара по аэродромам. Так, на Северном фронте в 1936–1937 гг., где активно действовал «Легион Кондор», из 62 потерянных республиканцами И-15 и И-16 около трети (18 машин) было уничтожено на аэродроме бомбардировкой противника. Поэтому было бы большой ошибкой считать германский план уничтожения ВВС Красной Армии на аэродромах чем-то новым и из ряда вон выходящим в практике люфтваффе.
Значительное развитие зажигательное оружие получило во время первой и особенно второй мировой войны. Начиная с 1942 г. большую часть авиационных бомб, сброшенных английскими и американскими летчиками на германские города, составляли зажигательные. В некоторых налетах за одну ночь их расходовалось до миллиона, что составляло 80—100 % бомбовой загрузки самолетов. 70–80 % разрушений в городах вызваны пожарами от зажигательных боеприпасов. Бомбардировки Дрездена и Гамбурга привели к жертвам, которые могут быть сравнимы с последствиями ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки.
В октябре 1911 г. итальянцы впервые провели воздушную разведку турецких войск в Ливии с самолета. 1 ноября лейтенант Гавотти, пилотируя германский «Таубе», с высоты 700 м сбросил четыре гранаты по 4,4 фунта (порядка 2 кг), позднее на турецкие позиции сбрасывались бомбы в 10 кг с картечью в массивном корпусе. До того, начиная с 11 октября, летчики с 800—1000 м заблаговременно предупреждали об атаках противника и передавали сообщения, а с аэростатов корректировали артиллерийский огонь. За полгода капитан Моизо (Moizo) сделал 82 вылета и стал первым пилотом, попавшим в плен – при разведке в сентябре 1912 г. отказал мотор, двумя неделями раньше, 25 августа, Пьетро Манзини погиб при аварии. Высота бомбометания с дирижабля (сброс 28 бомб в марте 1912 г.) составила 1 км. Первая попытка ночной бомбардировки была сделана 11 июня 1912 г.
Правда, в результате бомбардировок все-таки погибло 1356 москвичей, пострадало 19 небольших предприятий и получили попадания бомб 227 жилых домов и других строений. Но чтобы оценить масштаб этих потерь, следует вспомнить, что всего за одну ночь с 10 на 11 мая 1941 г. при бомбардировке Лондона значительно больше погибло жителей, было выведено из строя предприятий и разрушено домов, чем за девять месяцев бомбовых ударов немецкой авиации по Москве.
В 1936 году главное командование германских сухопутных войск задалось целью создать баллистическую ракету с расчетной дальностью полета 275 км и боевым зарядом весом в одну тонну. Такая ракета была разработана в 1942 году. Назвали ее ФАУ-2 (техническое наименование А-4). В этом же году в Пенемюнде вошли в строй сборочные цеха серийного выпуска ракет. После бомбардировки англичан немцы вынуждены были перевести производство в Тюрингию, в район города Нордхаузен. Силами пленных гитлеровцы построили возле него мощный, хорошо оборудованный подземный завод «Миттельверк», рассчитанный на сборку и выпуск около 30 ракет в сутки. Свыше шести тысяч ФАУ-2 удалось изготовить, около трех тысяч – использовать в ходе боевых действий.
С другой стороны, использование военно-воздушных сил, очевидно, выкристаллизовалось в основополагающую концепцию. Помимо их использования для аэрофотосъемки и разведки, предусмотрено применение так называемой стратегической бомбардировочной и тактической авиации. Целью стратегических бомбардировщиков являются промышленные объекты страны, хотя во Вторую мировую войну они включали в себя и бомбардировки районов с мирным населением. Тактическое применение авиации включало в себя бомбардировку тыловых районов сражающихся армий, сосредоточений войск и им подобных целей, так же как и непосредственное взаимодействие с наземными войсками, вступившими в боевой контакт с противником, – как в наступлении, так и в обороне.
В годы Балканской войны 1912–1913 годов также были отмечены многочисленные случаи бомбардировок войск противника. И наконец, для поддержки своих войск, ведущих боевые действия в Марокко, французы тоже широко использовали бомбардировки мест стоянки отрядов мятежников-берберов. Однако такое использование самолетов было нерегулярным и зачастую диктовалось личной инициативой пилотов. Официальной доктрины, которая бы нацеливала авиацию на борьбу с наземными целями, не существовало вплоть до осени 1914 года.
Кроме того, по указанным причинам, еще до контакта с противником, советские войска на маршах подвергались самым жестоким бомбардировкам. Особенно большой урон нашим войскам наносили немецкие фронтовые пикирующие бомбардировщики «Юнкерс» Ю-87. Шасси у этого самолета в полете не убиралось, каждое колесо имело аэродинамический обтекатель. Эти обтекатели в советской армии получили название «лапти», а сами самолеты Ю-87 в нашими солдатами назвались – «лаптежниками».
Согласно ТТЗ, самолет определялся как морской крейсер, назначением которого являлись разведка отдаленных районов открытого моря, сопровождение флота, бомбардировка баз и укрепленных районов противника. То есть МК-1 предназначался для решения всего комплекса задач, ранее ставящихся для различных проектируемых и строящихся дальних морских разведчиков, бомбардировщиков и торпедоносцев. Выбор двухлодочной схемы изначально был обусловлен дополнительными предполагаемыми задачами – транспортировкой крупногабаритных грузов, в том числе малых подводных лодок или полупогружаемых торпедных катеров. Силовая установка – 6 тандемно установленных двигателей М-34 мощность по 825 л.с.
Еще одной задачей, которую командование люфтваффе ставило перед экипажами Ju-88 из II./KG 30, было нарушение движения по Кировской железной дороге – главному пути транспортировки военного имущества в Мурманск и из него. Эта железная дорога в 1941 году разрушалась немцами более сотни раз, но, имея рассредоточенный по множеству точек запас материалов для ремонта пути, советские железнодорожники всегда могли быстро привести дорогу в рабочее состояние. Осуществляя вылеты на бомбардировку, экипажи немецких бомбардировщиков быстро научились уважать советских летчиков-истребителей, выходивших на перехват. Обер-фельдфебель Петер Шталь, бывший в то время пилотом 6./KG 30, вспоминал: «Эти «Раты»[11] шли за нами, словно пчелиный рой. Они вели по нам огонь даже с безнадежных дистанций. Отставшие бедолаги не имели никаких шансов уйти без повреждений».
Еще 10 мая 1945 года в Пентагоне собрался Комитет по выбору целей для нанесения первых ядерных ударов. Начало боевых действий было назначено на 10 августа 1945 года. США хотели продемонстрировать всему миру, каким мощным оружием они обладают, поэтому первыми целями для ядерных ударов были выбраны японские города (Хиросима, Нагасаки, Кокура, Ниигата), которые не должны были подвергаться обычной бомбардировки с воздуха американскими ВВС. Утром 6 августа 1945 г. над Хиросимой было ясное, безоблачное небо. Как и прежде, приближение с востока двух американских самолетов (один из них назывался «Энола Гей») на высоте 10–13 км не вызвало тревоги (каждый день они показывались в небе над Хиросимой). Один из самолетов спикировал и что-то сбросил, а затем оба самолета повернули и улетели. Сброшенный предмет на парашюте медленно спускался и вдруг на высоте 600 м над землей взорвался. Одним ударом город был уничтожен: из 90 тысяч зданий разрушено 65 тысяч, из 250 тысяч жителей убито и ранено 160 тысяч.
С начала 1980-х годов танки Tiran 4 и Tiran 5 поставлялись ливанским христианским милициям, а также Армии Южного Ливана (АЮЛ). Например, около 18 Тiran 4 было поставлено АЮЛ в 1987 году. С конца 1980-х годов АЮЛ постоянно имела примерно 30 танков обеих модификаций. После развала АЮЛ в мае 2000 года часть танков вернулась в Израиль, часть была уничтожена (включая бомбардировки израильской авиации), несколько попали к «Хизбалле». Необходимо отметить, что в Ливан поставлялись только танки, вооруженные советскими 100-мм пушками.
Советская авиация не была разгромлена в первые минуты войны. Большинство аэродромов выдержали и отбили первый удар. Но следовавшие постоянно одна за другой бомбардировки авиаполки уже не выдерживали: техники не успевали готовить машины к вылетам, не хватало заправщиков и боеприпасов. После четырех-шести налетов многие авиачасти оказались практически уничтожены. На многих запасных аэродромах велись ремонтные работы. Их взлетные полосы были перекопаны и заставлены техникой. Поэтому сменить разбомбленный немцами аэродром на запасной советские пилоты не могли. 22 июня 1941 года в Белоруссии было потеряно 700 самолетов, что составляло почти половину авиации фронта; на Украине советская авиация утратила около 300 самолетов – почти одну шестую своего состава, в Прибалтике – около сотни самолетов, то есть одну десятую часть.
Одновременно в 1937 г. в составе морской авиации появился новый род – крейсерская авиация. Основными задачами, возлагавшимися на крейсерскую авиацию, являлись: охранение от воздушного противника бомбардировочных и торпедоносных авиационных частей и соединений в районах базирования и при выполнении бомбардировщиками и торпедоносцами полетов; выполнение разведки и постановка дымовых завес в интересах обеспечения боевой деятельности авиационных бригад. Организационно крейсерская авиация должна была входить в состав тех авиационных соединений, обеспечивать боевую деятельность которых она предназначалась. Кроме основных задач, крейсерскую авиацию предписывалось частично использовать для выполнения бомбардировок и атак морских и береговых целей противника, а также для уничтожения воздушных сил противника в воздухе и на аэродромах.
Как ни велики были потери, понесенные англичанами, бомбардировка немецких полярных баз оправдала себя. Своими действиями англичане продемонстрировали всему миру реальность боевого сотрудничества двух государств. После налета британской авиации атаки на мурманском направлении на несколько дней прекратились, а значительная часть зенитной артиллерии была снята с фронта и перебазирована для защиты этих портов.
В 6 часов 23 минуты соединение взяло курс на гавань; перед ним один пароход попытался достичь Кристиансанна. Это был, как выяснилось позднее, немецкий торговый пароход «Сиэтл», который, после отважного выхода из Кюрасо (Западная Индия), хотел пройти через норвежские воды на родину и предполагал, что за ним будут охотиться английские крейсеры. После выстреливания красных сигнальных звезд «Карлсруэ» был обстрелян в 6 часов 32 минуты батареей Оддерёе. «Карлсруэ» ответил на огонь, но прошел, однако, за туманами. Шедший впереди немецкий пароход случайно угодил под немецкую бомбардировку, был подожжен охраняющим гавань норвежским эсминцем «Гиллер» и сел на скалы. О причинах разворота «Карлсруэ» свидетельствует журнал боевых действий: «Ввиду ожидающегося противодействия форсирование без артиллерийской подготовки представляет опасность для всей операции. Посредством боевого разворота на месте соединение резко повернулось правым бортом».
Безвозвратные боевые потери 4-го шап с 27 июня по 19 июля включительно составили 59 самолетов Ил-2, из них 18 были сбиты истребителями противника, 21 – огнем зенитной артиллерии, 20 – не вернулось с боевого задания. Еще 4 штурмовика потерпели аварии и были списаны. Потери летного состава достигли 32 человек, в том числе: 2 – от огня истребителей, 12 – от огня зенитной артиллерии, 14 – не вернулись с боевого задания и пропали без вести, 2 – были убиты на аэродроме при бомбардировке авиацией противника, один – погиб на вынужденной посадке и один – умер от полученных ран.
Сам Шеер потом писал о нем: «Он внушал своим подчиненным мысль о том, что цеппелинам принадлежит великая будущность. Чем сильнее развивалась неприятельская противовоздушная оборона, тем энергичнее Штрассер старался ее победить. В частности, он заставлял воздушные корабли подниматься как можно выше, и высота в 6000 м, которая в начале войны считалась недостижимой, была им достигнута»[1]. Штрассер лично принимал участие в налетах и разведывательных вылетах и погиб во время последней бомбардировки Англии 5 августа 1918 г.
5 августа 1939 года перед частью, в которой он служил, была поставлена задача провести бомбардировку тыловых позиций японских войск в районе города Халун-Аршан. На выполнение задания вылетела группа бомбардировщиков СБ, среди которых был и экипаж под командованием майора Ююкина (штурман старший лейтенант Александр Морковкин, стрелок-радист старшина Петр Разбойников). После окончания бомбометания в левый двигатель их самолета попал зенитный снаряд. Ююкин попытался скольжением сбить пламя, но это ему не удалось. Машина стала терять высоту, а до линии фронта оставалось более 20 километров. Поняв, что ситуация близка к критической, батальонный комиссар Ююкин приказал экипажу покинуть самолет, после чего направил горящий бомбардировщик в скопление японских войск. Выполнить приказ командира успел только штурман А. Морковкин. Выпрыгнув с парашютом и счастливо избежав плена, он через сутки вернулся в распоряжение своей части.
«Бремзе» и плавбаза с катерами остались в Бергене, «Кенигсберг» также был вынужден задержаться, чтобы устранить полученные в бою повреждения. Последнее решение оказалось для него гибельным. При еще более сильной бомбардировке английской авиации, имевшей место на следующий день, корабль получил сильные повреждения от попавших в него двух бомб и опрокинулся у причала. Его судьбу разделило вошедшее в порт германское транспортное судно.
Большую помощь в ликвидации последствий бомбежек и артиллерийских обстрелов оказали ученые. Для усиления противовоздушной обороны промышленных предприятий Ленинградское отделение ВНИТО строителей образовало специальную бригаду научно-технической помощи. В состав бригады входили 47 крупных ученых-строителей, которые выезжали к поврежденным объектам и на месте определяли, можно ли продолжать работу в цехах, пострадавших от вражеской бомбардировки, искали пути укрепления поврежденных конструкций. Группа специалистов под руководством профессора H. Н. Лукницкого сконструировала специальный агрегат, значительно ускорявший расчистку завалов при аварийно-восстановительных работах. В помещении Ленинградского отделения ВНИТО строителей было организовано круглосуточное дежурство бригады экспертов научно-технической помощи промышленным предприятиям[323].
В период Второй Мировой войны неизвестны случаи применения экспансивных пуль. Тем не менее обращают на себя внимание факты массового нарушения Конвенции со стороны США в ходе ведения боевых действий против Японии. Гарнизоны островов практически не брались в плен, а уничтожались почти на 100 %. Логичным завершением массовых нарушений конвенции стала ядерная бомбардировка городов Хиросимы и Нагасаки.
Расположение Кронштадта оказалось очень удачным. С одной стороны, он стал надежным укрытием для кораблей, а с другой – позволял надежно прикрыть столицу Российской империи от вражеских десантов и обстрелов. За два с половиной столетия Кронштадт повидал многое, это были и успехи и поражения флота и процветание и запустение. История военно-морской базы тесно переплелась с событиями Первой мировой войны и двух революций 1917 г., а потом и Гражданской войны. Петровские бастионы повидали и торпедные атаки британских катеров, и германские бомбардировки, и Кронштадтский мятеж матросов. Именно здесь нашел свой конец флот царский, а потом зародился флот советский.
В конце сентября 1916 года «Императрица Мария» пошла на бомбардировку болгарского городка Варны. 6 октября 1916 года, в последний день перед взрывом, «Императрица Мария» приняла на борт полный запас угля и нефти. Затем в его трюмы была произведена догрузка снарядов и снабжения, и корабль был приведен в полную боевую готовность.
Во-первых, не вполне подтверждаются обвинения НКВД о невзорванном мосту. Мост на основной магистрали был все же взорван. Во-вторых, как выясняется, немецкие части вышли к Новому Мирополю еще до назначенного командованием времени занятия обороны 199-й стрелковой дивизии, в ночь с 4 на 5 июля 1941 г. Соответственно планомерный выход и закрепление на позициях в УРе оказались сорваны. Подходящие к Новому Мирополю с востока части 199-й стрелковой дивизии подверглись утром 5 июля жестокой бомбардировке с воздуха. Одновременно следует признать, что «паническое бегство» частей 199-й стрелковой дивизии не просматривается – группе Ангерна было оказано серьезное сопротивление. Укрепрайон под Новым Мирополем был именно прорван, а не обойден или пронизан внезапным ударом.
Англия. Вторая мировая война. Англичане получили ключ к секретным немецким шифрам. Эта возможность даёт значительные стратегические преимущества. Но из одной шифровки становится известно о предстоящей «показательной» бомбардировке английского города Ковентри. Что делать? Если принять меры к отражению налёта, станет ясно, что англичане имеют доступ к зашифрованной немецкой переписке и коды будут сменены, если ничего не предпринимать – погибнут люди. Решение принято – ничего не предпринимать для сохранения канала поступления информации. Ковентри превращён в руины, но доступ к шифрам сохранён.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я