Связанные понятия
Воздушная разведка (авиационная разведка, авиаразведка) — один из видов военной разведки, проводимой с воздуха, с (при помощи) летательных аппаратов.
Воздушный бой — организованное вооружённое противостояние лётчиков (самолётов (экипажей)), авиационных подразделений и частей в воздухе с целью уничтожения воздушного противника и отражения его атак. Включает в себя различные фигуры пилотажа.
Пикирующий бомбардировщик (также «пикировщик») — самолёт-бомбардировщик, специально сконструированный для нанесения ударов из пикирования.
Бомбардиро́вщик — военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения.
Итальянский воздушный корпус (итал. Corpo Aereo Italiano, сокращённо CAI) — экспедиционный авиационный корпус ВВС Королевства Италия (Regia Aeronautica). Участвовал вместе с Люфтваффе в Битве за Британию, базировался в Бельгии. Командовал корпусом генерал ВВС Рино Корсо Фужьер.
Упоминания в литературе
Эти стандартные фразы присутствуют в планах прикрытия всех без исключения западных округов. Могли план действия немецкой авиации существенно отличаться от этого «стандарта», вполне подтвержденного практикой
воздушной войны на Западном фронте? Мог, но только в одну сторону – в сторону еще большей концентрации всех (или почти всех) сил и средств на решение одной, ключевой задачи. Этой задачей было завоевание превосходства в воздухе, и в частности – удар по аэродромам базирования советской истребительной авиации, как один из способов решения главной задачи. Ни на что другое в первые дни и часы войны командование люфтваффе не могло отвлекаться – ни на бессмысленные бомбардировки московских автосервисов, ни даже на абсолютно необходимые действия по авиационной поддержке наземных войск и разрушению мостов, переправ, железнодорожных станций в оперативном тылу Красной Армии (на современном языке это называется «изоляция ТВД»).
Этим событиям суждено было стать веским основанием для выбора района для атаки командованием бомбардировочной авиации Королевских ВВС. В Ковентри был нанесен ущерб, эквивалентный потере промышленной продукции, выпускаемой в течение тридцати двух дней, не столько из-за повреждений заводов, сколько из-за попутного разгрома центра города. Более того, эксперты заявляли правительству, что если бы люфтваффе возобновило свои налеты в две-три последующие ночи, принимая во внимание легкость, с которой беспомощный и беззащитный в то время город мог быть обнаружен и атакован ночью, на что ясно указывали предыдущие атаки, то жизнь в городе могла бы быть парализована надолго. Однако немцы еще только делали первые шаги в
воздушной войне , поэтому атака на Ковентри развивалась медленно и затянулась в промежутке времени от 22.15 почти до 6 утра следующего дня. Тогда как обычная продолжительность наиболее удачных рейдов Королевских ВВС на германские города ограничивалась 10–20 минутами к концу войны. Их результатом было нанесение массированного удара по выбранным для атаки районам, на которые сбрасывалось множество зажигательных бомб, так что немецкие пожарные были не в состоянии справиться с огнем.
Можно сказать, что 1941 г. не привнес ничего значительного в ведение
воздушной войны . За исключением одного или двух ночных рейдов самолетов люфтваффе, немецкая авиация практически прекратила налеты на территорию Великобритании. Все имевшиеся бомбардировщики немцы бросили на Восток и в район Средиземного моря. Осенью того года Гитлер отдал одно из своих многочисленных глупых распоряжений: были запрещены все разработки в области авиации, которые не сулили практических результатов в течение 12 месяцев.
Пока мы в спешке занимались осуществлением этих планов, наши разведывательные самолеты совершали вылеты с целью создания помех действиям английских кораблей и судов в близлежащих портах и в Ла-Манше, эту задачу успешно выполняли 8-я и 9-я авиагруппы и 2-е бомбардировочное авиакрыло под командованием капитана Финка. В то же время для выполнения этой задачи порядком не хватало истребителей и штурмовиков Остеркампа. В этот период мы могли лишь пытаться внести сумятицу в передвижения кораблей и судов противника между континентом и Англией. Впрочем, своими действиями мы достигали еще одной, быть может, более важной цели – отрабатывали свои будущие действия и помогали командованию сформулировать принципы
воздушной войны над морским пространством и побережьем.
Вначале никакой концепции не было. Британские бомбардировщики несли тяжелые потери. Малые потери были у немцев. В итоге принимается решение отказаться от дневных налетов и начать летать ночью. А чтобы летать ночью, нужно обучение пилотов, нужны радио и приборы, а также мощные самолеты. Этого ничего не было. И Харрис начинает заниматься разработкой концепции новой
воздушной войны , как действовать против Германии.
Связанные понятия (продолжение)
Господство в воздухе — решающее превосходство авиации одной из воюющих сторон в воздушном пространстве на театре военных действий. По масштабам может быть стратегическим, оперативным и тактическим. Решающая роль в завоевании господства в воздухе принадлежит ВВС и войскам ПВО.
Ночной истребитель — специализированный истребитель, предназначенный для действий против воздушного противника в ночное время. В частности во время Второй мировой войны ночные истребители особенно часто применялись в качестве ночных истребителей-перехватчиков.
Авиацио́нный уда́р (также авиауда́р, уда́р авиа́ции, воздушный налёт) — кратковременное огневое воздействие авиации по вражеской наземной (или морской) цели с целью её уничтожения (или подавления).
«Ковровые бомбардировки » — непрерывное, интенсивное, последовательное бомбометание по значительным площадям, как правило, населённым пунктам. При этом применяется большое число бомб (часто в сочетании с зажигательными) для полного уничтожения выбранного района, либо уничтожения личного состава противника и его материальной части, либо для его деморализации.
Истреби́тель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника.
«Непра́вильная му́зыка » (нем. Schräge Musik — Шрéге музи́к) — немецкое название способа установки пушечного вооружения на ночных истребителях во время Второй мировой войны (применялся на самолётах Люфтваффе с июня 1943 года). Такая установка пушек обеспечивала ведение стрельбы под значительным углом вверх-вперёд к направлению движения самолёта, что позволяло эффективно атаковать бомбардировщик противника при полёте под ним в «мёртвой», непросматриваемой с бомбардировщика, зоне.
Самолёт-разведчик — самолёт, предназначенный для ведения воздушной разведки. Может быть доработанным серийным летательным аппаратом или специально разработанным узкоспециальным.
Га́ншип (англ. gunship , в пер. «пушечный корабль») — летательный аппарат артиллерийской поддержки сухопутных войск или сухопутных компонентов других родов войск и видов вооружённых сил. Наличие большого авиапарка ганшипов и собственных частей специального назначения позволяет ВВС США самостоятельно (без привлечения армейских частей) решать широкий спектр боевых задач.
Перехва́тчик — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения бомбардировщиков и крылатых ракет противника.
Заградительные аэростаты — специальные аэростаты, используемые для повреждения самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества.
Подробнее: Заградительный аэростат
«Аллея МиГов » (англ. MiG Alley) — название, данное американскими пилотами северо-западной части Северной Кореи вдоль южного берега реки Ялуцзян, которое контролировали советские лётчики. Во время Корейской войны этот район стал местом многочисленных воздушных схваток между новейшими американскими и советскими реактивными истребителями F-86 и МиГ-15. «Аллею МиГов» считают местом первых воздушных боёв между реактивными истребителями, поскольку в этом районе были зафиксированы первые крупномасштабные...
«Ударил-убежал » («Hit & run», «Boom & zoom», «Бум-зум», «Соколиный удар») — тактика ведения боя, где целью боевых действий является не захват территорий, а нанесение ущерба противнику и немедленное отступление с целью избежать ответного удара. Такие атаки призваны понизить боевой дух противников.
Фронтовая авиация — составная часть военно-воздушных сил (флота) вооружённых сил какого-либо государства, предназначенный для решения боевых задач в боях и операциях сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил (флота).
Штурмови́к — боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также для прицельного поражения наземных и морских целей.
Па́лубная авиа́ция (также, нередко, авиано́сная авиа́ция) — группа родов морской авиации (авиации военно-морских сил государства), способная выполнять взлетно-посадочные операции с взлетно-посадочной палубы авианосцев и являющаяся одним из компонентов их вооружения. Соответственно термин палубный самолёт — означает общее наименование самолёта палубной авиации.
Военно-воздушное судно или военный летательный аппарат — термин, обозначающий воздушное судно, входящее в состав вооружённых сил государства, также устаревший (с принятием Чикагской конвенции) термин международного права.
Бомбардиро́вка или бомбомета́ние (воздушный налёт, авианалёт) — поражение разного рода объектов, техники, живой силы противника (а в ряде случаев и мирного населения) на поверхности земли, водной поверхности, а также на небольшой глубине под водой, огнём артиллерии или авиационными бомбами с помощью специального типа военных самолётов — бомбардировщиков.
Такти́ческое я́дерное ору́жие (ТЯО), или нестратегическое ядерное оружие (НСЯО) — боеприпасы для поражения крупных целей и скоплений сил противника на фронте и в ближайших тылах.
Стратегический бомбардировщик — боевой самолёт, способный нести авиационное оружие (авиационные бомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное, предназначенный для нанесения бомбовых и/или ракетных ударов по стратегически значимым объектам, расположенным на территории враждебного государства, как правило, вне главных театров военных действий, с целью подрыва его военного и промышленного потенциала.
В авиации
барражирование (от фр. barrage — заграждение) — режим полёта летательного аппарата (самолёта, вертолёта, ракеты, БПЛА) со скоростью, обеспечивающей наибольшую продолжительность полета с целью оперативного реагирования на возникающую угрозу.
Управляемые авиационные бомбы (УАБ) или Корректируемые авиационные бомбы (КАБ), в англоязычной литературе их называют умные бомбы (англ. smart bomb), один из видов управляемых авиационных средств поражения (УАСП). Представляют собой авиационные бомбы, снабжённые системой управления и наведения. Некоторые модели УАБ вдобавок к системе управления оснащаются также небольшими ракетными двигателями, что повышает дальность и улучшает управляемость полетом.
Подробнее: Управляемая авиационная бомба
Боевая живучесть (БЖ) — способность летательного аппарата (ЛА) выполнять поставленную боевую задачу в условиях огневого противодействия противника. Является антиподом уязвимости и достигается использованием живучих при боевых повреждениях элементов конструкции, систем и агрегатов, дублированием и резервированием жизненно важных систем, использованием экранирующих свойств конструкции, аппаратуры и топлива, обеспечением взрыво- и пожаробезопасности ЛА, снижением потерь топлива из пробоин, защитой экипажа...
Ору́жие возме́здия (нем. Vergeltungswaffe; V-Waffen) — название ряда амбициозных авиационных и ракетно-артиллерийских проектов нацистской Германии по созданию оружия для более действенных бомбардировок английских городов и вновь планируемых атак на США, как «возмездие» за налёты союзников. «Оружие возмездия» являлось одним из направлений развития так называемого «Вундерваффе».
Торпедоносец — тип самолёта, предназначенного для поражения торпедами боевых кораблей в море и на базах, транспорта на морских коммуникациях, а также для постановки минных заграждений, обеспечения высадки морского десанта, содействия сухопутным войскам, действовавшим на приморских направлениях.
Цеппели́н ы (нем. Zeppelin) — дирижабли жёсткой системы, строившиеся графом Цеппелином и немецкой фирмой «Лю́фтшиффбау Цеппелин ГмбХ» (нем. Luftschiffbau Zeppelin GmbH). Названы по имени их изобретателя и создателя Фердинанда Цеппелина. Являлись наиболее массовыми и совершенными представителями дирижаблей жёсткого типа. Всего за период 1899—1938 гг. было построено 119 цеппелинов, имевших по верфи обозначение LZ, например, LZ 127. Цеппелины, поставлявшиеся армии и флоту (около 100 штук), получали там...
Огонь по своим — военный термин, обозначающий ошибочный обстрел или атаку, произведённую военнослужащим или подразделением на подразделение своих войск (сил) или войск (сил) союзника.
Бре́ющий полёт — полёт самолёта, либо вертолёта, на предельно малой (5-50 м) высоте, при этом обеспечивающей безопасность от столкновения с наземными предметами и возможность своевременного маневрирования при встрече с препятствиями.
Выживаемость летательного аппарата — оперативное понятие, используемое при оценке тактики, применяемых способов преодоления противовоздушной обороны (ПВО) противника. Высокий уровень выживаемости достигается скрытностью полета, маневренностью, применением эффективных приемов уклонения.
Авиация ПВО — составная часть войск противовоздушной обороны вооружённых сил.В некоторых государствах - входит в состав ВВС.
Авиационная бомба или авиабомба, один из основных видов авиационных средств поражения (АСП). Сбрасывается с самолёта или другого летательного аппарата, отделяясь от держателей под действием силы тяжести или с небольшой начальной скоростью (при принудительном отделении).
Подлётное время (воздушных целей) — временной промежуток между моментом обнаружения передовыми системами радилокационного дозора средств воздушного нападения противника и моментом достижения ими рубежей уничтожения, которые могут быть установлены зонами боевых действий зенитно-ракетных комплексов ПВО или рубежами перехвата воздушных целей истребителями-перехватчиками. Подлётное время зависит от высоты полёта воздушных целей (которая, как правило, невелика) и определяет сроки приведения сил и средств...
Аэродром подскока — аэродром, предназначенный для кратковременной стоянки, пополнения боевого комплекта, дозаправки, обслуживания и ремонта воздушных судов (летательных аппаратов (ЛА)), с целью увеличения дальности действия авиации, чаще всего военной.
Противолодочная авиация — один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств — является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.
Военные потери — обобщающий термин, под которым понимаются все виды утрат противоборствующих сторон вследствие военных действий. Как правило, они включают в себя потери живой силы (личного состава, животных) и всех видов материально-технических средств на фронте и в тылу (вооружения, боевой техники, военного и гражданского имущества). Помимо этого, к военным потерям относят ущерб, нанесённый экологическому балансу на территориях боевых действий.
Лю́фтваффе (нем. Luftwaffe — воздушный род войск) — название германских военно-воздушных сил в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта периода Третьего рейха (1933—1945).
Первый удар — понятие ядерной стратегии, которое подразумевает нанесение по противнику внезапного массированного ядерного удара.
Ракетоносец — специализированный боевой летательный аппарат, предназначенный для воздушной доставки в заданные географические координаты и выполнения программы пуска крылатой ракеты (КР) класса «воздух-поверхность».
Боевой вертолёт — категория военного вертолёта предназначенная для поражения наземных и воздушных целей различным вооружением, а также для сопровождения и прикрытия транспортно-десантных и многоцелевых вертолётов.
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА, реже БЛА; в разговорной речи также «беспилотник» или «дрон», от англ. drone — трутень) — летательный аппарат без экипажа на борту.
Воздушный взрыв , также Воздушный разрыв, Воздушный подрыв (англ. Airburst) — термин, использующийся преимущественно в военном деле. Воздушным разрывом называют детонацию взрывных устройств, таких как артиллерийские снаряды, противопехотные мины, гранаты и т.д., в воздухе, в отличие от детонации при контакте с землей или с поверхностью цели. Такой способ подрыва используется для увеличения поражающей способности снаряда. Главным преимуществом воздушного взрыва является то, что энергия от взрыва и...
«Кубанская этажерка » — боевой порядок самолётов-истребителей, применявшийся советской истребительной авиацией во время Великой Отечественной войны.
Манёвренная война — война, в которой отсутствует стабильная линия фронта, а доминирующую роль играют широкомасштабные манёвренные действия в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки на суше, на земле, в воде и в космосе.
Упоминания в литературе (продолжение)
Неудивительно, что бомбардировки аэродромов стали важной частью
воздушной войны против СССР. Причем опыт Бельгии и Голландии говорил о перспективности внезапного удара в момент перехода от мирного времени к военному, на который наложилась специфика состояния ВВС РККА в конкретном июне 1941 г.
Уместнее будет сравнить действия люфтваффе в ходе «битвы за Британию» с результативностью налетов советской бомбардировочной авиации по тыловым объектам (железнодорожные станции и перегоны, порты, промышленные предприятия, административные центры) Финляндии. В вышеупомянутой статье «Советская
воздушная война против Финляндии» г. Боргман приводит такие количественные параметры: совершено 2075 налетов на 516 объектов, в ходе которых было выполнено 14 640 самолето-вылетов, сброшено 100 тысяч бомб всех типов. Современные историки приводят несколько меньшие (и, вероятно, более реалистичные) цифры: 55 тысяч фугасных и 41 тысяча зажигательных (т. е. гораздо более легких) бомб (52, стр. 159). Эти цифры – 14,6 тыс. вылетов и 55 тыс. фугасных бомб – вполне сопоставимы с показателями боевого применения бомбардировщиков люфтваффе (16,9 тыс. вылетов за три месяца, 30 тыс. фугасных авиабомб, сброшенных на Лондон также за три месяца, с сентября по ноябрь 1940 г.). Абсолютно несопоставимыми оказались только результаты.
Гитлер с самого начала советско-финской войны следил за ее ходом с большой тревогой из-за возможности вмешательства западных держав на стороне Финляндии. Можно было с полной уверенностью утверждать, что требования отправки туда союзнического экспедиционного корпуса все настойчивее звучали в прессе и во французском парламенте, но ей будет предшествовать занятие англичанами северонорвежских портов, прежде всего Нарвика, через который шел вывоз жизненно важной для Германии шведской железной руды. В этом Гитлер, как и гроссадмирал Редер, также видел большую опасность для ведения Германией военных действий, потому что англичане не только перекроют поток руды, но и смогут контролировать морские пути в Балтийское море и со скандинавских аэродромов получат возможность использовать свои военно-воздушные силы над Балтийским морем и прилегающими территориями. С другой стороны, гроссадмирал Редер неоднократно указывал фюреру на большие преимущества ведения морской и
воздушной войны против Великобритании, которую принесло бы занятие Германией побережья Норвегии. В декабре в Берлин прибыл лидер радикальной национал-социалистической партии Норвегии Видкун Квислинг, ранее бывший военным министром. После прошедших ранее переговоров с рейхслейтером Розенбергом и главнокомандующим кригсмарине он твердо обещал Гитлеру в длительной беседе, имевшей место 13 декабря, полную политическую поддержку при высадке в Норвегии. Фюрер в тот же день поручил управлению оперативного руководства проработать вопрос высадки в Норвегии.
Высшее руководство Германии поняло, что одной только
воздушной войной Англию к миру не склонить. После того как осенью 1940 года появился секретный приказ, отменивший вторжение, воздушная война тоже постепенно стала вестись более сдержанно, чтобы пополнить и укрепить собственные военно-воздушные силы. Для них уже было готово новое задание. (В ходе битвы за Англию с августа 1940 по май 1941 г. немцы совершили около 46 тыс. самолетовылетов и сбросили около 60 тыс. т бомб, потеряв около 1500 самолетов. Английские ВВС потеряли 915 самолетов и свыше 500 летчиков. Жертвы среди населения составили свыше 86 тыс., в т. ч. ок. 40 тыс. убитыми).
Крупномасштабные рейды начинаются вновь 24 августа; и с того времени по 6 сентября Кессельринг и Шперрль в среднем в день посылают на Британию 1 000 самолетов. Основной целью является 11–я группа, страж сердца Британии – ее внутренних аэродромов, узлов связи, ангаров, ремонтных мастерских, подразделений сектора. Это – расплата. «Мы вступили, – говорит Геринг, – в решающий период
воздушной войны против Англии».
Вечером 28 июля, еще до «Дня Орла» и начала решающей фазы
воздушной войны , Ф. Гальдер получает ожидаемый уже неделю ответ из штаба ВМС. Шнивиндт сообщает, что никакой погрузки войск прямо с побережья быть не может (хотя англичане в ходе операции «Динамо» проделали это безо всякой подготовки и без особых проблем), а на десантирование первого эшелона войск понадобится не 12 часов, а 10 дней. Взбешенный Гальдер говорит, что «это делает бессмысленным все предыдущие расчеты и невозможной – саму операцию».
В отличие от северного и центрального участков фронта Западной Украины, на которых немецкие танки уже углубились на советскую территорию на десятки и сотни километров, громя все на своем пути, в Молдавии наступление развивалось сравнительно медленно. А к югу от Кишинева государственная граница и вовсе находилась в руках пограничников. Эта позиционность и относительная стабильность во многом предопределили специфический ход
воздушной войны на самом южном участке Восточного фронта. 20-я и 21-я авиадивизии не испытали того шока и хаоса отступления, связанного с бесконечным перебазированием на новые аэродромы, которые в это время свалились на всю остальную советскую авиацию. Кроме того, главным противником сталинских соколов стали не закаленные в боях асы люфтваффе, а малоопытные румынские летчики.
Удивительно высоко число немецких истребителей, которые разбились из-за попадания в них обломков сбитых вражеских самолетов. В других случаях они сталкивались с подбитым самолетом или были таранены самолетом, который только что сбили. Не один немецкий пилот лишился жизни таким образом. В этих фактах можно увидеть еще одну характеристику
воздушной войны на Востоке. С одной стороны, пилоты обеих армий пытались подобраться к врагу как можно ближе, и в результате большинство побед одерживалось в ближнем бою, а с другой стороны, столкновения происходили на относительно малой высоте, что не всегда позволяло спастись, используя парашют.
Квантунская армия снабжалась новыми самолетами и летчиками в ограниченных количествах, а производство тех же Ki-27 составляло всего 30 штук в месяц. Советское же командование, наоборот, придавало победе на Халхин-Голе первостепенное значение, щедро пополняя расположенные там части новой техникой. В итоге японцев попросту задавили, и в конце августа в
воздушной войне наконец наступил перелом.
За несколько месяцев до полета Гесса и после него
воздушная война над островами Альбиона была прекращена, и английское правительство сумело использовать это время для увеличения выпуска боевых самолетов, подготовки новых отрядов летчиков и укрепления обороны страны. Насколько спала в то время угроза вторжения немцев на Великобританию, настолько она увеличилась по отношению к СССР. Сейчас известно одно: после полета Гесса и его переговоров с английским правительством нападение Германии на Советский Союз не было ни отменено, ни задержано. Это ставит перед исследователями новый вопрос: рискнул ли бы Гитлер начать войну против СССР, зная, что Англия будет угрожать ему с тыла, и что Германии предстоит война на два фронта? Гитлер и высший генералитет вермахта, являвшиеся участниками Первой мировой войны, никогда не пошли бы на такой шаг, не получив твердых и официальных заверений правительства Черчилля о нейтралитете Англии в течение двух лет, вполне приемлемого срока, за который они собирались покончить с Советским Союзом.
Достигнутое к лету 1943 года бесспорное количественное превосходство советских самолетов, непрерывный качественный рост их боевых возможностей, возросшее боевое мастерство летного состава привели к большим, все возраставшим потерям Люфтваффе и завоеванию нашей авиацией стратегического господства в воздухе. Курская битва ознаменовала коренной перелом в
воздушной войне .
«Решение в воздухе должно считаться важнее решения на земле» – так заявил итальянец Дуэ[3] в своем анализе будущей
воздушной войны . И германское люфтваффе придерживалось этой доктрины. Его основной целью должно быть полное господство в небе над Польшей.
Воздушная война , как минная война, по планам германского командования должна была быть перенесена непосредственно к берегам Великобритании, чтобы остановить торговое судоходство из портов Нидерландов и Бельгии перед восточным входом в Ла-Манш, а также перехватывать суда, идущие из Норвегии, у английских портов. Английское каботажное судоходство, которое велось в коридоре между побережьем и минными заграждениями, также должно было быть нарушено.