Неточные совпадения
Марксистские понятия класса, пролетариата, буржуазии и пр. суть абстрактные мысли, которым в социальной
действительности соответствуют сложные
явления.
Государство есть довольно низменное
явление мировой
действительности, и ничто, похожее на государство, не переносимо на отношения между Богом и человеком и миром.
Эмпирический феноменализм старательно изгоняет живое бытие из познания,
действительность сводит к
явлениям в сознании, слишком многое относится на счет абстрагирующего процесса того самого мышления, силу которого отвергают эмпирики во имя опыта.
«Если истина есть не копия
действительности, не символическое воспроизведение ее и не
явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама
действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть только наличность самой познаваемой
действительности, наличность познаваемого бытия в акте знания.
Отчего же, несмотря на убедительность этих доводов, все-таки ощущается какая-то неловкость в то самое время, когда они представляются уму с такою ясностью? Несомненно, что эти люди правы, говорите вы себе, но тем не менее
действительность представляет такое разнообразное сплетение гнусности и безобразия, что чувствуется невольная тяжесть в вашем сердце… Кто ж виноват в этом? Где причина этому
явлению?
Мы так привыкли смешивать искусство с природою, что очень часто те
явления природы, которые никогда не встречали в живописи, нам кажутся неестественными, как будто природа ненатуральна, и наоборот: те
явления, которые слишком часто повторялись в живописи, кажутся нам избитыми, некоторые же виды, слишком проникнутые одной мыслью и чувством, встречающиеся нам в
действительности, кажутся вычурными.
Встречаясь с бабушкой, я все более сознательно восхищался ее душою, но — я уже чувствовал, что эта прекрасная душа ослеплена сказками, не способна видеть, не может понять
явлений горькой
действительности и мои тревоги, мои волнения чужды ей.
Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на
явления русской жизни, воспроизводимые в его пьесах, старались уловить их общий характер и допытаться, таков ли смысл этих
явлений в
действительности, каким он представляется нам в произведениях нашего драматурга.
И хотя я отнюдь не утверждаю, что основания для подобных предположений существуют в
действительности — я даже думаю, что на деле никаких неблагоприятных обстановок и в помине не имеется, — но ведь возможны же подобные предположения, а если они возможны, то, стало быть, и самый иск, направленный против порочных
явлений, становится до крайности рискованным и шатким.
Сила искусства есть сила общих мест. Есть еще в произведениях искусства сторона, по которой они в неопытных или недальновидных глазах выше
явлений жизни и
действительности; — в них все выставлено напоказ, объяснено самим автором, между тем как природу и жизнь надобно разгадывать собственными силами. Сила искусства — сила комментария; но об этом должны будем говорить мы ниже.
С тем вместе наше воззрение на сущность возвышенного признает его фактическую реальность, между тем как обыкновенно полагают, будто бы возвышенное в
действительности только кажется возвышенным от вмешательства нашей фантазии, расширяющей до безграничности объем или силу возвышенного предмета или
явления.
Мы говорили об источниках предпочтения произведений искусства
явлениям природы и жизни относительно содержания и выполнения, но очень важно и впечатление, производимое на нас искусством или
действительностью: степенью его также измеряется достоинство вещи.
Господствующее мнение о происхождении и значении искусства выражается так: «Имея непреодолимое стремление к прекрасному, человек не находит истинно прекрасного в объективной
действительности; этим он поставлен в необходимость сам создавать предметы или произведения, которые соответствовали бы его требованию, предметы или
явления истинно-прекрасные».
А таких
явлений видит здоровый человек в
действительности очень много.
Но Румор впадает потом в натурализм, который хочет преследовать, как и ложный идеализм: его положение, что «природа наилучшим образом выражает все своими формами», становится опасным, когда он прилагает его к отдельному
явлению и, противореча тому, что сам сказал выше, утверждает, будто бы в
действительности бывают «совершенные модели», как, напр...
Здоровый человек встречает в
действительности очень много таких предметов и
явлений, смотря на которые не приходит ему в голову желать, чтобы они были не так, как есть, или были лучше.
Бывают люди, у которых суждение о
явлениях жизни состоит почти только в том, что они обнаруживают расположение к известным сторонам
действительности и избегают других — это люди, у которых умственная деятельность слаба, когда подобный человек — поэт или художник, его произведения не имеют другого значения, кроме воспроизведения любимых им сторон жизни.
Область ее — вся область жизни и природы; точки зрения поэта на жизнь в разнообразных ее проявлениях так же разнообразны, как понятия мыслителя об этих разнохарактерных
явлениях; а мыслитель находит в
действительности очень многое, кроме прекрасного, возвышенного и комического.
Вообще говоря, произведения искусства страдают всеми недостатками, какие могут быть найдены в прекрасном живой
действительности; но если искусство вообще не имеет никаких прав на предпочтение природе и жизни, то, быть может, некоторые искусства в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих
явлений живой
действительности? быть может даже, то или другое искусство производит нечто, не имеющее себе соответствия в реальном мире?
Нет человека, одаренного эстетическим чувством, которому бы не встречались в
действительности тысячи лиц,
явлений и предметов, казавшихся ему безукоризненно прекрасными.
Задачею автора было исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений искусства к
явлениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мнения, будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным содержанием произведений искусства, не существует в объективной
действительности и осуществляется только искусством.
«Жизнь стремится вперед и уносит красоту
действительности в своем течении», говорят [Гегель и Фишер]-правда, но вместе с жизнью стремятся вперед, т. е. изменяются в своем содержании, наши желания, и, следовательно, фантастичны сожаления о том, что прекрасное
явление исчезает, — оно исчезает, исполнив свое дело, доставив ньше столько эстетического наслаждения, сколько мог вместить ньшешний день; завтра будет новый день, с новыми потребностями, и только новое прекрасное может удовлетворить их.
А только с подобной точки зрения, не находящей себе подтверждения в действительных чувствах и суждениях человека, и может эстетика утверждать, будто бы в мире
действительности красота есть
явление редкое.
От каких неведомых причин происходило это
явление — не знаю, но в
действительности его ручаюсь.
Притом же в намерениях моих было написать ежели не роман в собственном значении этого слова, то более или менее законченную картину нравов, в которой читатель мог бы видеть как источники «ташкентства», так и выражение этого
явления в
действительности.
Мы даже не хотели проводить своего взгляда по всем
явлениям русской литературы; мы сказали только, что любопытно было бы представить ход развития русской литературы с такой точки зрения: как она постепенно сближалась с народом и
действительностью, постепенно избавляясь от исключительного влияния книжников-монополистов и от призрачных, туманных идей, насильно навязанных ими литературе.
Мало того —
явления, изображенные во всех названных нами поэмах, и сами по себе-то не имеют
действительности и с каждым годом все далее отодвигаются в туманный мир призраков…
Мы и обратились к этому пути: мы анализировали характеры, изображенные Марком Вовчком, приводили обстоятельства, способствовавшие правильному или ложному ходу их развития, припоминали русскую
действительность и говорили, насколько, по нашему мнению, верно и живо воспроизведены автором русские характеры, насколько обширно значение тех
явлений, которых он коснулся.
Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в душе своей частные
явления, создает одно стройное целое из разрозненных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-видимому,
явлениях, сливает и переработывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой
действительности.
Мы только стараемся идти за нею и представлять для людей, которые не любят или не умеют следить сами за ее
явлениями, то или другое из общих положений
действительности.
Ибо и это ничто не есть круглый нуль, но является величиной в высшей степени положительною: именно здесь разумеется то, что существует под покрывалом Майи [В древнеиндийской философии Майа означает иллюзорность бытия; под «покрывалом Майи» скрывается истинная сущность вселенной.], которое только застилает наш взор миром
явлений; это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас
действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение.
В 1885 году, в серии рассказов «Кой про что», Успенский напечатал рассказ «Выпрямила», будто бы из записок деревенского учителя Тяпушкина. Душа была истерзана целым рядом тяжелых
явлений тогдашней российской
действительности. И вдруг, как ярко светящиеся силуэты на темном фоне, перед глазами начинают проходить неожиданно всплывшие воспоминания, наполняя душу сильным, радостным теплом.
Но в
действительности нигилизм есть
явление гораздо более широкие, чем писаревщина, его можно найти в подпочве русских социальных движений, хотя нигилизм сам по себе не был социальным движением.
Достоевский как
явление духа обозначает поворот внутрь, к духовной глубине человека, к духовному опыту, возвращение человеку его собственной духовной глубины, прорыв через замкнутую «материальную» и «психологическую»
действительность.
Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в
действительности не существует. Но для познавания
явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он поверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее
явление.