Поставляя главной задачею литературной критики — разъяснение тех
явлений действительности, которые вызвали известное художественное произведение, мы должны заметить притом, что в приложении к повестям г. Тургенева эта задача имеет еще особенный смысл.
Но, смотря на художника не как на теоретика, а как на воспроизводителя
явлений действительности, мы не придаем исключительной важности тому, каким теориям он следует.
Однако же в этом отношении произведение искусства находится в гораздо благоприятнейших обстоятельствах, нежели
явления действительности; и эти обстоятельства могут заставить человека, не привыкшего анализировать причины своих ощущений, предполагать, что искусство само по себе производит на человека более действия, нежели живая действительность.
Около Флобера сгруппировался целый кружок людей с большими дарованиями, не боящихся выступить против обыкновенной рутины, против всего сантиментального, фразистого и романтического. Все эти романисты не были вовсе врагами поэзия. Напротив, они любили и любят жизнь во всех ее прекрасных и характерных проявлениях, только не желают прикрашивать ее по произволу и не останавливаются даже перед патологическими
явлениями действительности.
Отношение их к соответствующим сторонам и
явлениям действительности таково же, как отношение гравюры к той картине, с которой она снята, как отношение портрета к лицу, им представляемому.
Красота и величие действительной жизни редко являются нам патентованными, а про что не трубит молва, то немногие в состоянии заметить и оценить;
явления действительности — золотой слиток без клейма: очень многие откажутся уже по этому одному взять его, очень многие не отличат от куска меди; произведение искусства — банковый билет, в котором очень мало внутренней ценности, но за условную ценность которого ручается все общество, которым поэтому дорожит всякий и относительно которого немногие даже сознают ясно, что вся его ценность заимствована только от того, что он представитель золотого куска.
Неточные совпадения
Марксистские понятия класса, пролетариата, буржуазии и пр. суть абстрактные мысли, которым в социальной
действительности соответствуют сложные
явления.
Государство есть довольно низменное
явление мировой
действительности, и ничто, похожее на государство, не переносимо на отношения между Богом и человеком и миром.
Эмпирический феноменализм старательно изгоняет живое бытие из познания,
действительность сводит к
явлениям в сознании, слишком многое относится на счет абстрагирующего процесса того самого мышления, силу которого отвергают эмпирики во имя опыта.
«Если истина есть не копия
действительности, не символическое воспроизведение ее и не
явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама
действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть только наличность самой познаваемой
действительности, наличность познаваемого бытия в акте знания.
Отчего же, несмотря на убедительность этих доводов, все-таки ощущается какая-то неловкость в то самое время, когда они представляются уму с такою ясностью? Несомненно, что эти люди правы, говорите вы себе, но тем не менее
действительность представляет такое разнообразное сплетение гнусности и безобразия, что чувствуется невольная тяжесть в вашем сердце… Кто ж виноват в этом? Где причина этому
явлению?