Неточные совпадения
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические
элементы в нигилизме. Культ естественных
наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
Но он выходит за пределы славянофилов, и в нем есть совершенно революционные
элементы — активность человека, коллективизм, определяющее значение труда, хозяйственность, высокая оценка позитивной
науки и техники.
Наш «эмпирический» мир есть действительный мир, но больной и испорченный; он воспринимается таким, каков он есть в данном своем дефектном состоянии, а не таким, каким его конструирует субъект; он познается
наукой,
наука имеет дело с реальностью, а не с состояниями сознания и
элементами мышления, но реальностью больной.
Ведь и
наука в пределе своем хочет найти философский камень и жизненный эликсир, и многие
элементы магии и алхимии будут научно возрождены.
В
науке есть
элементы высшего гнозиса, в ней как бы приоткрываются человеку тайны Божьего творения.
Любовь его сделалась средоточием, около которого расположились все
элементы его жизни; ей он подчинил все: и свою любовь к родителям, и свою
науку — словом, он любил, как может любить нервная, романтическая натура, любил, как Вертер, как Владимир Ленский.
Составленная из
элементов самых разнообразных и никаким правилам не подчиненных, она представляет для пенкоснимательства арену тем более приличную, что на оную, в большинстве случаев, являются люди, неискушенные в
науках, но одушевляемые единственно жаждой как можно более собрать пенок и продать их по 1 к. за строчку".
На Западе война против современной
науки представляет известные
элементы духа народного, развившиеся веками и окрепнувшие в упрямой самобытности; им вспять идти не позволяют воспоминания: таковы, например, пиетисты в Германии, порожденные односторонностию протестантизма.
Несмотря на такое направление,
наука остается при одном желании и не может войти живым
элементом в стремительный поток практических сфер, пока она в руках касты ученых; одни люди жизни могут внедрить ее в жизнь.
Они могут — и должны быть полезнее всех Академий в мире, действуя на первые
элементы народа; и смиренный учитель, который детям бедности и трудолюбия изъясняет буквы, арифметические числа и рассказывает в простых словах любопытные случаи Истории, или, развертывая нравственный катехизис, доказывает, сколь нужно и выгодно человеку быть добрым, в глазах Философа почтен не менее Метафизика, которого глубокомыслие и тонкоумие самым Ученым едва вразумительно; или мудрого Натуралиста, Физиолога, Астронома, занимающих своею
наукою только некоторую часть людей.
А меня, чтобы я не подвергался усиленному воздействию поэтического
элемента, отвезли в «благородный пансион», где я и начал усвоивать себе общеобразовательные
науки, в полной безмятежности, вплоть до приближения рождественских праздников, когда мне настало время ехать домой опять непременно мимо Селиванова двора и видеть в нем собственными глазами большие страхи.
Дело в том, что
наука строится по известным заданиям, она ставит себе лишь определенные проблемы, а соответственно сосредоточивает и свое внимание лишь на известных явлениях, отметая другие (напр., очевидно, что вся религиозно-историческая
наука при ее основоположном и методическом рационализме строится на принципиальном отрицании чуда, и поэтому все
элементы чудесного в религии, без которых, быть может, нельзя и понять последнюю, она относит к области легенд и сказок).
Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные
элементы «культуры» были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия,
наука, право, хозяйство.
Ему остается чужда духовная ограниченность позитивизма, то миродовольство, которым отравлены и философия, и
наука, — оно чувствует себя залетным гостем, вестником из иного мира, и составляет наиболее религиозный
элемент внерелигиозной культуры.
Те силы и явления, которые изучает Беме, эмпирически даны ему в мистическом созерцании, подобно тому как они даются и в опытных
науках: как из электричества нельзя логически дедуцировать свет или теплоту, так и Беме не выводятся, а «опытно» познаются
элементы Бога: «Herbe», «bitterer Stachel», «Angst», «Feuer» [«Терпкое», «страшное жало», «страх», «огонь» (нем.).
На другом пути стоит французская философия
наук, у Мейерсона, Бруншвига и др.] Вопреки Гуссерлю, который делает по-своему грандиозные усилия придать философии характер чистой
науки и вытравить из нее
элементы мудрости, философия всегда была и всегда будет мудростью.
Не отвечаю за всех моих товарищей, но в мою пятилетнюю дерптскую жизнь этот
элемент не входил ни в какой форме. И такая строгость вовсе не исходила от одного внешнего гнета. Она была скорее в воздухе и отвечала тому настроению, какое владело мною, особенно в первые четыре семестра, когда я предавался культу чистой
науки и еще мечтал сделать из себя ученого.
Нельзя отрицать, что в
науке есть философские
элементы, что в научных гипотезах бывает философский полет и что ученые нередко бывают и философами.
По этому пути шли все
науки человеческие. Придя к бесконечно-малому, математика, точнейшая из
наук, оставляет процесс дробления и приступает к новому процессу суммования неизвестных бесконечно-малых. Отступая от понятия о причине, математика отыскивает закон, т. е. свойства, общие всем неизвестным бесконечно-малым
элементам.
Марксизм представляет смесь полупросвещения, т. е. субъективно-пролетарского мышления, с настоящим просвещением, т. е. с
элементами социальной объективной
науки.