Неточные совпадения
И хотя он всех их любил, ему немного жалко было своего Левинского
мира и порядка, который был заглушаем этим наплывом «Щербацкого
элемента», как он говорил себе.
— Этому вопросу нет места, Иван. Это — неизбежное столкновение двух привычек мыслить о
мире. Привычки эти издревле с нами и совершенно непримиримы, они всегда будут разделять людей на идеалистов и материалистов. Кто прав? Материализм — проще, практичнее и оптимистичней, идеализм — красив, но бесплоден. Он — аристократичен, требовательней к человеку. Во всех системах мышления о
мире скрыты, более или менее искусно,
элементы пессимизма; в идеализме их больше, чем в системе, противостоящей ему.
Между тем весь консервативный
элемент всего
мира сему воспротивится, ибо он-то и будет акционером и кредитором, и банкрутства допустить не захочет.
Без этого творчество было бы лишь перераспределением
элементов данного
мира и возникновение новизны было бы призрачным.
Я признавал, что творческие дары даны человеку Богом, но в творческие акты человека привходит
элемент свободы, не детерминированный ни
миром, ни Богом.
Православие, и особенно русское православие, не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический
элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом
мире.
В русской мысли преобладает моральный
элемент над метафизическим, и за ней скрыта жажда преображения
мира.
Наш «эмпирический»
мир есть действительный
мир, но больной и испорченный; он воспринимается таким, каков он есть в данном своем дефектном состоянии, а не таким, каким его конструирует субъект; он познается наукой, наука имеет дело с реальностью, а не с состояниями сознания и
элементами мышления, но реальностью больной.
Если
мир не-я переживается в опыте не только через его действия на субъект, а и сам по себе, в своей собственной внутренней сущности, то это значит, что опыт заключает в себе также и нечувственные
элементы и что связи между вещами даны в опыте.
«Благодаря мистическому направлению, эмпиризм освобождается от необходимости конструировать весь неисчерпаемо богатый
мир из немногочисленных, бедных по содержанию
элементов чувственного опыта.
Элементы этого же
мира должны быть подготовлены для вечности, плоть этого
мира и каждого существа в этом
мире должна стать нетленной.
В первый раз пришлось ему постичь истинный смысл слова «борьба», но, однажды сознав необходимость участия этого
элемента в человеческой деятельности, он уже не остановился перед ним, хотя, по обычаю всех ищущих душевного
мира людей, принял его под другим наименованием.
— Непременно рационально, как и должно быть все в
мире, и если вы вглядитесь внимательно, то увидите, что развитие духа всего
мира представляется в четырех
элементах, которые имеют представителями своими Восток, Грецию, Рим и Германию.
В этом живом муравейнике, который кипит по чусовским пристаням весной под давлением одной силы, братски перемешались когда-то враждебные
элементы: коренное чусовское население бассейна Чусовой с населявшими ее когда-то инородцами, староверы с приписными на заводе хохлами, представители крепкого своими коренными устоями крестьянского
мира с вполне индивидуализированным заводским мастеровым, этой новой клеточкой, какой не знала московская Русь и которая растет не по дням, а по часам.
Петровские преобразования никак нельзя сравнивать с такими явлениями, как, например, обновление древнего римского
мира через внесение в него новых
элементов из германских народностей.
Они могут — и должны быть полезнее всех Академий в
мире, действуя на первые
элементы народа; и смиренный учитель, который детям бедности и трудолюбия изъясняет буквы, арифметические числа и рассказывает в простых словах любопытные случаи Истории, или, развертывая нравственный катехизис, доказывает, сколь нужно и выгодно человеку быть добрым, в глазах Философа почтен не менее Метафизика, которого глубокомыслие и тонкоумие самым Ученым едва вразумительно; или мудрого Натуралиста, Физиолога, Астронома, занимающих своею наукою только некоторую часть людей.
Солидарность, связывающая Россию и Польшу между собою и со всем славянским
миром, не может быть отвергнута; она очевидна. Еще более: вне России нет будущности для славянского
мира; без России он не разовьется, он расплывается и будет поглощен германским
элементом; он сделается австрийским и потеряет свою самостоятельность. Но не такова, по нашему мнению, его судьба, его назначение.
Предположив, что славянский
мир может надеяться в будущем на более полное развитие, нельзя не спросить, который из
элементов, выразившихся в его зародышном состоянии, дает ему право на такую надежду? Если славяне считают, что их время пришло, то этот
элемент должен соответствовать революционной идее в Европе.
Вообще бытие этого
мира «четырех
элементов», im äusseren Principium [Во внешнем рождении (нем., лат.).], имеет преходящее и, так сказать, прекарное значение, он существует лишь до окончательного удаления Люцифера, а затем должно восстановиться первоначальное состояние ангельской, небесной телесности.
Ему остается чужда духовная ограниченность позитивизма, то миродовольство, которым отравлены и философия, и наука, — оно чувствует себя залетным гостем, вестником из иного
мира, и составляет наиболее религиозный
элемент внерелигиозной культуры.
«После этой жизни нет возрождения: ибо четыре
элемента с внешним началом удалены, а в них стояла с своим деланием и творением родительница; после этого времени она не имеет ожидать ничего иного, кроме как того, что, когда по окончании этого
мира начало это пойдет в эфир, сущность, как было от века, станет снова свободной, она снова получит тело из собственной матери ее качества, ибо тогда пред ней явятся в ее матери все ее дела.
Таким исходным
элементом для Когена является понятие бесконечно малого.] (по выражению «Логики» Когена); однако коренная разница с Эккегартом в этом пункте, определяющая и ряд последующих различий, у Беме будет в том, что у него
мир возникает не параллельно с Богом, как Его необходимый коррелат, но в силу диалектики самого Бога или развития Его природы.
«Внешнее, в четырех вырождениях (Ausgeburten) из
элементов, как сущность четырех
элементов, начально, конечно и разрушимо; потому все, что там живет, должно разрушиться, ибо начало внешнего
мира преходяще, ибо оно имеет цель, чтобы обратиться в эфир, а четыре
элемента снова в один; тогда открывается Бог, и сила Божия снова зазеленеет, как парадиз в вечном
элементе.
Таинственный
элемент в таинстве и заключается в этом жизненном общении с тем
миром, который остается для нас закрытым, причем здешний
мир ощущается тогда как вместилище того, другого
мира; короче, таинство есть переживание трансцендентного в имманентном, сообщение «благодати» творению в определенных таинственных актах.
Эта проблема вполне аналогична проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении в первоначальном, чистом Ничто одновременно и Бога и
мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный
элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Личность не вмещается в непрерывный, сплошной процесс мировой жизни, она не может быть моментом или
элементом эволюции
мира.
Но в человеке есть божественный
элемент, в нем есть как бы две природы, в нем есть пересечение двух
миров, он несет в себе образ, который есть и образ человеческий и образ Божий и есть образ человеческий в меру того, как осуществляется образ Божий.
Творчество человека предполагает три
элемента —
элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего,
элемент дара и связанного с ним назначения и
элемент сотворенного уже
мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы.
Но обретение бессмертия божественного
элемента души означает уход от низшего материального
мира, а не преображение его.
Смерть уродлива, и она есть предельное уродство, разложение, потеря лица, потеря всякого облика и лика, торжество низших
элементов материального
мира.
Человек бессмертен и вечен, как духовное существо, принадлежащее к нетленному
миру, но он есть духовное существо неестественно и фактически, он есть духовное существо, когда он осуществляет себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность овладевает его природными
элементами.
В марксизме есть
элементы настоящей экзистенциальной философии, обнаруживающей иллюзию и обман объективации, преодолевающей человеческой активностью
мир объективированных вещей.
В типе русского человека всегда сталкиваются два
элемента — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему
миру.
Человек есть двойственное существо, в нем есть божественный
элемент и есть злой титанический
элемент, приковывающий его к материальному
миру.
Во всяком творческом акте привносится
элемент изначальной свободы субъективного духа,
элемент, ничем не детерминированный, не определяемый
миром.
В пиетизме есть сильный квиетический
элемент, есть уход от мук и тяжестей
мира в уютный внутренний
мир.
Элементы этого типа мистики можно найти внутри христианского
мира, в христианском неоплатонизме, у Экхарта, в квиетизме.
Эти ветхие
элементы общественности «
мира сего» создались вне новозаветного откровения.
«Бог почил от дел своих»,
мир определен в своей софийности, в своих потенциальных
элементах, которые для человека в его историческом труде даны как неизменная основа.
Новая общественность сотворится не из
элементов «
мира», она сотворится в «мирском» смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой общественной эволюции, из Духа, а не из
мира.
Это значит, что он творится не из
элементов «
мира».
Но государство не только есть праведный закон, изобличающий грех, оно, как и все
элементы этого
мира, само легко превращается в грех.
Царство Божье родится не из
элементов «
мира».
Так и сейчас исторический
мир переживает великую революцию — не коммунистическую революцию, которая в глубине своей совершенно «реакционная» и есть лишь гниение разложившихся
элементов старого
мира, а революцию духа.
И только одна десятая политики заключает в себе
элемент реальный — осуществление власти, необходимой для существования
мира, власти от Бога.
Познающий может стать в стороне от борьбы этих двух
миров, и он должен возвыситься над столкновением интересов в этой борьбе, он может допустить, что много злого, безобразного и низкого было в
мире «буржуазном» и что в
мире «социалистическом» есть своя правда, есть
элементы необходимого добра.