Неточные совпадения
— Совершенно верно. Только здесь форма является средством, а центр тяжести перемещается с
экономических интересов на нравственные
силы. Притом здесь организация совсем не играет такой роли, как при осуществлении
экономических интересов. Чем объяснить, например, живучесть нашего раскола и сектантства? Формальная сторона здесь является только побочным обстоятельством, а важны именно нравственные побуждения.
Все технические,
экономические, политические, медицинские и в лучшем, светлом смысле магические способы противодействия злым
силам в свете религиозного сознания не отбрасываются, а лишь претворяются.
Курсы полдневских женщин действительно поднялись на небывалую высоту в
силу того
экономического закона, по которому превышение спроса увеличивает цену предметов потребления.
Теперь она, оставшись одинокою, озаботилась всесторонним поднятием уровня своих
экономических дел и начала это с самой живой
силы крепостного права, то есть с крестьян.
Поэтому они обкладывали не себя, а других, обкладывали всякого, кого им было под
силу обложить, обкладывали без энтузиазма и без праздной политико-экономической игры слов.
— В твоих словах, может быть, и много правды, — отвечал я, — но ведь все, что ты сказал, показывает только то, что необходимо изменить самую систему собирания статистического материала, а земская статистика, то есть желание земства знать текущий счет своим платежным
силам, колебания в приросте и убыли населения,
экономические условия быта, — самое законное желание. Вот ты бы и помог земству, собирал от нечего делать необходимые материалы.
Звонцов. Общественные
силы организуются закономерно и скоро скажут свое слово. Под общественными
силами я разумею людей, которые обладают прочным
экономическим…
Вот непримиримое противоречие Запада и Востока. Именно это, рожденное отчаянием, своеобразие восточной мысли и является одной из основных причин политического и социального застоя азиатских государств. Именно этой подавленностью личности, запутанностью ее, ее недоверием к
силе разума, воли и объясняется мрачный хаос политической и
экономической жизни Востока. На протяжении тысячелетий человек Востока был и все еще остается в массе своей «человеком не от мира сего».
— Как знать-с, может, что и новое в голову придет, — возразил Ардальон, — мысль требует обмена. Теперича я вот как полагаю: времена-с, батюшка мой, такие, что все честные деятели должны сплотиться воедино, — тогда мы точно будем настоящею
силою. Каждый на это дело обязан положить свою лепту… Тут рядом идут принципы
экономические, социальный и политические — знакомы вы с социалистами?
Но в
силу этой завершенности сделалась тем яснее вся ложность
экономической эсхатологии, лишь по-новому воспроизводящей старый иудейский мессианизм, прельщение царством от мира сего.
В нем люди осуществляют божественную свою
силу, являют себя богочеловеками, христами, причем Христос единоличный, Господь Иисус, заменяется в этой своеобразной социально-экономической хлыстовщине Христом коллективным, человечеством, совершающим «общее дело».
Это — соблазн первого диавола искушения: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4:3), т. е. яви себя
экономическим мессией, «сыном человеческим»,
силою «регуляции природы» оживляющим и воскресающим.
Как падшее существо, детерминированное стихийными
силами, он казался движущимся исключительно
экономическими интересами, подсознательными сексуальными влечениями, заботой.
Социализм же заключает в себе элемент пессимистический, социализм не хочет возлагаться на свободную игру
сил в социально-экономической жизни, он пессимистически оценивает последствия свободы в хозяйственной жизни.
Социальный индивидуализм в такой же мере видит в личности, наделенной
экономической свободой и неограниченным правом собственности, орудие общества, общественной
силы и общественного процветания, как и социальный коммунизм, который имеет преимущество искреннего отрицания личности во имя социального коллектива.
Рост
экономической производительности, увеличение власти человека над стихийными
силами природы и умножение хозяйственных ценностей есть само по себе благо и источник жизни.
Более всего поразило учение Маркса о том, что социализм будет необходимым результатом объективного
экономического развития, что он детерминирован самим развитием материальных производительных
сил.
Марксизм есть не только учение исторического или
экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными
силами природы и общества.
Высшей ценностью признаются не интересы рабочих, не ценность человека и человеческого труда, а
сила государства, его
экономическая мощь.
В советской философской и социалистической литературе постоянно повторяется, что главное не «производительные
силы», т. е.
экономическое развитие, а «производственные отношения», т. е. борьба классов и революционная активность пролетариата.
Он не был филантроп и смотрел на крестьян прямо как на «рабочую
силу»; но он берег эту
силу и сразу же учел, что потворствовать мужичьей прихоти нельзя, что множество слепых и удушливых приносят ему большой
экономический ущерб.
Сибирь, для которой настоящая война и исход её имеет огромное
экономическое значение, выслав своих сынов в ряды ополчения, напрягла этим все свои
силы.
В течении десяти лет все
экономические и умственные
силы страны были направлены на приготовления к войне с Россией, на подогревание относительно этой войны общественного мнения, на электризацию народного патриотизма и шовинизма.
Японцы снова начали готовиться к войне уже с Россией, напрягая все свои
силы в ущерб
экономическому состоянию страны и наконец в конце января нынешнего года бросились в эту опасную авантюру.
Но точно так же, как непостижимая сама в себе
сила тяготенья, ощущаемая всяким человеком, только на столько понятна нам, на сколько мы знаем законы необходимости, которой она подлежит (от первого знания, что все тела тяжелы, до закона Ньютона), точно так же и непостижимая, сама в себе,
сила свободы, сознаваемая каждым, только на столько понятна нам, на сколько мы знаем законы необходимости, которым она подлежит (начиная от того, что всякий человек умирает и до знания самых сложных
экономических или исторических законов).
Изменение социальной ткани обществ есть всегда длительный молекулярный процесс; оно зависит, с одной стороны, от состояния производительных
сил, от
экономического творчества, промышленного и сельскохозяйственного, с другой — от незримых изменений в человеческой психике.
Революция дала санкцию
экономическому парадоксу, в
силу которого труд материальный получил такие преимущества перед трудом умственным, духовным.
И советская власть оказалась единственной возможной в России властью в момент разложения войны, которой русский народ не имел
силы вынести, в момент духовного упадка и
экономического разгрома, в момент ослабления нравственных устоев.
Нет никакой возможности вбить в голову русских социалистов объективную истину марксизма о развитии производительных
сил как
экономическом базисе социализма, о зависимости распределения от производства, о закономерности социального развития, о реакционности всех социалистических экспериментов, уменьшающих производительность труда и т. п.