Неточные совпадения
Вы знаете, что на языке
философии, которой мы с вами держимся, эта
чистая грязь называется реальная грязь.
Я никогда не был «
чистым» философом, никогда не стремился к отрешенности
философии от жизни.
Я говорил уже, что читал «Критику
чистого разума» Канта и «
Философию духа» Гегеля, когда мне было четырнадцать лет.
Я нашел в библиотеке отца «Критику
чистого разума» Канта и «
Философию духа» Гегеля (третья часть «Энциклопедии»), Все это способствовало образованию во мне своего субъективного мира, который я противополагал миру объективному.
Тургенев занимался в Берлине
философией Гегеля и по этому поводу говорит: «Мы тогда в
философии искали всего на свете, кроме
чистого мышления».
Мы достаточно уже имеем
чистых форм истины в религиях и мифологиях, в гностических и мистических системах
философии, как древних, так и новейших.
Наконец, в исходе августа все было улажено, и лекции открылись в следующем порядке: Григорий Иваныч читал
чистую, высшую математику; Иван Ипатыч — прикладную математику и опытную физику; Левицкий — логику и
философию; Яковкин — русскую историю, географию и статистику; профессор Цеплин — всеобщую историю; профессор Фукс — натуральную историю; профессор Герман — латинскую литературу и древности...
Притязание неокантианцев на всецелое порождение мышлением объекта мысли (reiner Ursprung [
Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной
философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже
чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Потому-то «
чистая»
философия, притязающая на решающий голос и в вопросах религиозного сознания, столь естественно приходит к отрицанию ипостасности Божества, видя в ней лишь недозволительный антропоморфизм или психологизм (наиболее воинствующими здесь являются представители «
философии бессознательного» — Гартман и Древе [Вот какими аргументами возражает Древе против личного характера Божества: «Индивидом дух называется в· конечной своей ограниченности и определимости материальным организмом…
Возвращаясь к нашей исходной проблеме — возможна ли религиозная
философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная
философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «
чистая»
философия.
Догмат нарушает, вернее, не считается с основным требованием логической дискурсии (с такой отчетливостью формулированным Г. Когеном), именно с непрерывностью в мышлении (Kontinuität des Denkens), которая опирается на порождении им своего объекта (reiner Ursprung [
Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Насколько же при этом от вопросов технических восходят к общим и принципиальным, то и они подпадают тому же закону — религиозной окачествованности
философии, хотя не всегда легко ее разглядеть [Так, напр., нелегко под «
чистой логикой» Когена увидать скрытое в ней острие неоюдаизма.
Крупнейшею заслугой Канта в теоретической
философии было констатирование антиномий рассудка, благодаря которым он неизбежно запутывается в свои собственные сети [Имеются в виду антиномии космологических идей в трансцендентальной диалектике Канта, или его трансцендентальная аналитика в «Критике
чистого разума».].
Эта проблема вполне аналогична проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении в первоначальном,
чистом Ничто одновременно и Бога и мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [
Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Это через аристотелевскую
философию превратили Бога Библии в
чистый акт и исключили из него всякое внутреннее движение, всякое трагическое начало.
[Учение Канта об антиномиях
чистого разума — самое гениальное в его
философии.
На другом пути стоит французская
философия наук, у Мейерсона, Бруншвига и др.] Вопреки Гуссерлю, который делает по-своему грандиозные усилия придать
философии характер
чистой науки и вытравить из нее элементы мудрости,
философия всегда была и всегда будет мудростью.