Неточные совпадения
— Может быть, и есть… Но его надо знать… Он особенный, удивительный
человек. Он живет одною духовною жизнью. Он слишком
чистый и высокой
души человек.
И шагом едет в
чистом поле,
В мечтанья погрузясь, она;
Душа в ней долго поневоле
Судьбою Ленского полна;
И мыслит: «Что-то с Ольгой стало?
В ней сердце долго ли страдало,
Иль скоро слез прошла пора?
И где теперь ее сестра?
И где ж беглец
людей и света,
Красавиц модных модный враг,
Где этот пасмурный чудак,
Убийца юного поэта?»
Со временем отчет я вам
Подробно обо всем отдам...
Он в
чистых формах все выливал образ Веры и, чертя его бессознательно и непритворно, чертил и образ своей страсти, отражая в ней, иногда наивно и смешно, и все, что было светлого, честного в его собственной
душе и чего требовала его
душа от другого
человека и от женщины.
С тайным, захватывающим дыхание ужасом счастья видел он, что работа
чистого гения не рушится от пожара страстей, а только останавливается, и когда минует пожар, она идет вперед, медленно и туго, но все идет — и что в
душе человека, независимо от художественного, таится другое творчество, присутствует другая живая жажда, кроме животной, другая сила, кроме силы мышц.
По-настоящему, я совершенно был убежден, что Версилов истребит письмо, мало того, хоть я говорил Крафту про то, что это было бы неблагородно, и хоть и сам повторял это про себя в трактире, и что «я приехал к
чистому человеку, а не к этому», — но еще более про себя, то есть в самом нутре
души, я считал, что иначе и поступить нельзя, как похерив документ совершенно.
Как нравились тебе тогда всякие стихи и всякие повести, как легко навертывались слезы на твои глаза, с каким удовольствием ты смеялся, какою искреннею любовью к
людям, каким благородным сочувствием ко всему доброму и прекрасному проникалась твоя младенчески
чистая душа!
Хороший секрет, славно им пользоваться, и не мудрено, только надобно иметь для этого
чистое сердце и честную
душу, да нынешнее понятие о правах
человека, уважение к свободе того, с кем живешь.
Я должен исполнить не то, что нужно для меня, уже надломленного жизнью
человека, а то, чего жаждет ее
чистая, непорочная
душа.
В письме от 8 января 1856 г. из Марьина, вызвавшем комментируемое ответное письмо Пущина, Наталья Дмитриевна заявляет: «За
чистую способность твоей горячей
души [любить]
люди тебя любят…
Один большой писатель —
человек с хрустально
чистой душой и замечательным изобразительным талантом — подошел однажды к этой теме, и вот все, что может схватить глаз внешнего, отразилось в его
душе, как в чудесном зеркале.
По-видимому, знакомство началось не далее как вчера вечером, но в речах обоих собеседников уже царствовала та интимность, которою вообще отличаются излияния
людей, вполне
чистых сердцем и не имеющих на
душе ничего заветного.
— Вообще — чудесно! — потирая руки, говорил он и смеялся тихим, ласковым смехом. — Я, знаете, последние дни страшно хорошо жил — все время с рабочими, читал, говорил, смотрел. И в
душе накопилось такое — удивительно здоровое,
чистое. Какие хорошие
люди, Ниловна! Я говорю о молодых рабочих — крепкие, чуткие, полные жажды все понять. Смотришь на них и видишь — Россия будет самой яркой демократией земли!
— Слово сына моего —
чистое слово рабочего
человека, неподкупной
души! Узнавайте неподкупное по смелости!
Да и не только за себя таким образом говорят эти глупцы, но и к посторонним
людям обращаются:"Ведь у вас, господа,
души чистые: отчего же не одолжить их для прочтения?.."Ах, срам какой!
Но нет, язык мой немеет передавать Вам и возмущать Вашу
чистую душу рассказами о непотребствах
людей.
Первое: вы должны быть скромны и молчаливы, аки рыба, в отношении наших обрядов, образа правления и всего того, что будут постепенно вам открывать ваши наставники; второе: вы должны дать согласие на полное повиновение, без которого не может существовать никакое общество, ни тайное, ни явное; третье: вам необходимо вести добродетельную жизнь, чтобы, кроме исправления собственной
души, примером своим исправлять и других, вне нашего общества находящихся
людей; четвертое: да будете вы тверды, мужественны, ибо
человек только этими качествами может с успехом противодействовать злу; пятое правило предписывает добродетель, каковою, кажется, вы уже владеете, — это щедрость; но только старайтесь наблюдать за собою, чтобы эта щедрость проистекала не из тщеславия, а из
чистого желания помочь истинно бедному; и, наконец, шестое правило обязывает масонов любить размышление о смерти, которая таким образом явится перед вами не убийцею всего вашего бытия, а другом, пришедшим к вам, чтобы возвести вас из мира труда и пота в область успокоения и награды.
— Ведаю себя
чистым пред богом и пред государем, — ответствовал он спокойно, — предаю
душу мою господу Иисусу Христу, у государя же прошу единой милости: что останется после меня добра моего, то все пусть разделится на три части: первую часть — на церкви божии и на помин
души моей; другую — нищей братии; а третью — верным слугам и холопям моим; а кабальных
людей и рабов отпускаю вечно на волю! Вдове же моей прощаю, и вольно ей выйти за кого похочет!
— Что дорого тебе,
человек? Только бог един дорог; встань же пред ним —
чистый ото всего, сорви путы земные с
души твоей, и увидит господь: ты — один, он — один! Так приблизишься господу, это — един путь до него! Вот в чем спасение указано — отца-мать брось, указано, все брось и даже око, соблазняющее тебя, — вырви! Бога ради истреби себя в вещах и сохрани в духе, и воспылает
душа твоя на веки и веки…
На кладбище не взошёл Шакир, зарыли без него, а я, его не видя, испугался, побежал искать и земли горсть на гроб не бросил, не успел. Он за оградой в поле на корточках сидел, молился; повёл его домой, и весь день толковали. Очень милый, очень хороший он
человек,
чистая душа. Плакал и рассказывал...
Он не сомневался, что найдет в приятеле Шалонского поседевшего в делах, хитрого старика, всей
душой привязанного к полякам; а вместо того видел перед собою
человека лет пятидесяти, с самой привлекательной наружностью и с таким простодушным и откровенным лицом, что казалось, вся
душа его была на языке и, как в
чистом зеркале, изображалась в его ясных взорах, исполненных добросердечия и чувствительности.
Астров. В
человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть
чистою.
— Вот так — а-яй! — воскликнул мальчик, широко раскрытыми глазами глядя на чудесную картину, и замер в молчаливом восхищении. Потом в
душе его родилась беспокойная мысль, — где будет жить он, маленький, вихрастый мальчик в пестрядинных штанишках, и его горбатый, неуклюжий дядя? Пустят ли их туда, в этот
чистый, богатый, блестящий золотом, огромный город? Он подумал, что их телега именно потому стоит здесь, на берегу реки, что в город не пускают
людей бедных. Должно быть, дядя пошёл просить, чтобы пустили.
— Не смотри, что я гулящая! И в грязи
человек бывает
чище того, кто в шелках гуляет… Знал бы ты, что я про вас, кобелей, думаю, какую злобу я имею против вас! От злобы и молчу… потому — боюсь, что, если скажу ее, — пусто в
душе будет… жить нечем будет!..
Все дальше уходила жизнь, и открывался молодой
душе чудесный мир любви, божественно-чистой и прекрасной, какой не знают живые в надеждах
люди.
Поверить этому рассказу очень возможно. Всякий из нас знал на своем веку и неутомимых статистиков, и пребодрых финансистов, которые ничего не имели за
душою, кроме
чистого сердца и не вполне поврежденного ума, — и за всем тем действовали. Каким образом могли действовать эти чистосердечные
люди? Каким образом могло случиться, что только естественная смерть освобождала их от тягостей лежавшего на них бремени? Что означает этот факт?
— То-то и есть! Я не знавши это говорила, ан вышло не то, — возразила увертливая Феоктиста Саввишна. — После, как узнала, так вышел человек-то умный; не шаркун, правда; что ж такое? Занимается своим семейством, хозяйством, читает книги, пятьдесят
душ чистого имения, а в доме-то чего нет? Одного серебра два пуда, да еще после тетки достанется
душ восемьдесят. Кроме того, у Перепетуи Петровны и деньги есть; я это наверно знаю. Чем не жених? По моему мнению, так всякую девушку может осчастливить.
К зиме я всегда старался продвинуться на юг, где потеплей, а если меня на севере снег и холод заставал, тогда я ходил по монастырям. Сначала, конечно, косятся монахи, но покажешь себя в работе — и они станут ласковее, — приятно им, когда
человек хорошо работает, а денег не берёт. Ноги отдыхают, а руки да голова работают. Вспоминаешь всё, что видел за лето, хочешь выжать из этого бремени
чистую пищу
душе, — взвешиваешь, разбираешь, хочешь понять, что к чему, и запутаешься, бывало, во всём этом до слёз.
Офицер повиновался и довольно звучным,
чистым тенором запел: «Ты,
душа ль моя, красна девица». Взоры молодого
человека ясно говорили, что он под именем красной девицы разумеет Мари, которая, кажется, с своей стороны, все это очень хорошо поняла и потупилась. Затем молодые
люди расселись по дальним углам и несколько времени ни слова не говорили между собою.
— А какая нравственная сила! — продолжал он, все больше и больше озлобляясь на кого-то. — Добрая,
чистая, любящая
душа — не
человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!
Объяснение же с публикой о таких щекотливых семейных обстоятельствах, которое мы сейчас готовы назвать трусостью и подлостью или, из милости, крайним неприличием, обличает только
чистую, прямую, простую
душу Гоголя, полную любви к
людям и уверенную в их сочувствии.
С
людьми он сходится туго, как и всякий закоренелый холостяк, но, полюбив кого-нибудь, открывает ему вместе с карманом свою наивную, добрую и
чистую душу. Но, даже и открывая
душу, Василий Акинфиевич не перестает ни на минуту сквернословить, — это тоже его дурная черта.
Если мы обратимся к истории, то найдем, что из простолюдинов наших очень нередко выходили
люди, отличавшиеся и силой
души, и светлым умом, и
чистым благородством своих стремлений, в самых трудных положениях, на самых высоких степенях государственных, в самых разнообразных отраслях наук и искусств.
Их присутствие одушевляет
человека на все доброе, возбуждает в
душе самые святые и
чистые стремления, дает как бы более простора для ума.
Тот приют, где
человек святотатственно подавил и посмеялся над всем
чистым и святым, украшающим жизнь, где женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное, двусмысленное существо, где она вместе с чистотою
души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом.
Молчание Степана всё более обижало Николая, в голове у него мелькали задорные, злые слова и мысли, но он понимал, что с этим
человеком бесполезно говорить, да и лень было двигать языком — тишина и жара вызывали сонное настроение; хотелось идти в огород, лечь там в тень, около бани, и лежать, глядя в
чистое небо, где тают все мысли и откуда вливается в
душу сладкая спокойная пустота.
Но это происходило от другой причины: его занимал юноша; как искренно, горячо желалось ему, чтоб он перенес унижение, чтоб остался верен избранному поприщу: тогда он перельет в него всю
душу; ему нужен
чистый, юный
человек.
К ее
чистым, человечным, сострадательным расположениям оно прибавило еще новую сторону: оно внушило ей то презрение или по крайней мере то строгое равнодушие к ненужным излишествам богатой жизни, которое всегда проникает
душу не совсем испорченного
человека ввиду беспомощной нищеты.
Иной господин чрезвычайно озадачит вас на первый раз независимостью своего образа мыслей от общества, к которому принадлежит; покажется вам, например, космополитом,
человеком без сословных предубеждений и т. п., и сам, подобно своим знакомым, воображает себя таким от
чистой души.
Те зрелища, которые переносит старец, привыкший видеть порочность
людей, наполняют невыносимым негодованием
душу юную, деликатную и
чистую.
Что ты мечешься, несчастный? Ты ищешь блага, бежишь куда-то, а благо в тебе. Нечего искать его у других дверей. Если благо не в тебе, то его нигде нет. Благо в тебе, в том, что ты можешь любить всех, — любить всех не за что-нибудь, не для чего-нибудь, а для того, чтобы жить не своей одной жизнью, а жизнью всех
людей. Искать блага в мире, а не пользоваться тем благом, какое в
душе нашей, всё равно что идти за водой в далекую мутную лужу, когда рядом с горы бьет
чистый ключ.
Душа человека живет как будто в стеклянном сосуде, и сосуд этот
человек может загрязнить и может держать
чистым.
Когда
люди знают, что пришла смерть, они молятся, каются в грехах, чтобы быть готовыми с
чистой душой прийти к богу. Но ведь мы каждый день понемногу умираем и всякую минуту можем совсем умереть. И потому надо бы нам не дожидаться смертного часа, а всякую минуту быть готовыми.
Огромная, крытая ковром столовая с длинными столами и с диванами по бортам, помещавшаяся в кормовой рубке, изящный салон, где стояло пианино, библиотека, курительная, светлые, поместительные пассажирские каюты с ослепительно
чистым постельным бельем, ванны и
души, расторопная и внимательная прислуга, обильные и вкусные завтраки и обеды с хорошим вином и ледяной водой, лонгшезы и столики наверху, над рубкой, прикрытой от палящих лучей солнца тентом, где пассажиры, спасаясь от жары в каютах, проводили большую часть времени, — все это делало путешествие на море более или менее приятным, по крайней мере для
людей, не страдающих морской болезнью при малейшей качке.
— Ну так, так, Петр Степаныч, — подхватил Патап Максимыч. — А что озорной, так впрямь озорной. Сколько он в скитах у матерей начудил, так и рассказать всего не расскажешь. А голова умная, и точно что доброй
души человек. Куролесит, а перейдет время, остепенится, и, ежели возьмет за себя умную да хорошую жену,
чистое золото выйдет из него.
В эллинской трагедии Дионис на деле осуществлял ту однобокую, враждебную жизни теорию искусства, которую в XIX веке воскресил ненавистник живой жизни Шопенгауэр: искусство должно вырывать
человека из бесконечного потока «желания», освобождать от назойливого напора воли и повергать
душу в
чистое, ничем не нарушимое, безвольное созерцание.
И чем тяжелее становилось у него на
душе, тем сильнее он чувствовал, что где-то на этом свете, у каких-то
людей есть жизнь
чистая, благородная, теплая, изящная, полная любви, ласк, веселья, раздолья…
Холодные и спокойные, глубоко погруженные в
чистую творческую думу, они ничего не знали о
человеке далекого каменного города и чужды были его
душе, встревоженной и ошеломленной мучительными воспоминаниями.
Теперь, конечно, уж не та категория
людей, и не секут, и живут
чище, и наук стало больше, но, знаете ли,
душа все та же, никакой перемены.
Отшельник! ты отжил жизнь в пустыне, и тебе, быть может, непонятно, какое я чувствовал горе, слушая, что отчаяние говорит устами этой женщины, которую я знал столь
чистой и гордой своею непорочностию! Ты уже взял верх над всеми страстями, и они не могут поколебать тебя, но я всегда был слаб сердцем, и при виде таких страшных бедствий другого
человека я промотался… я опять легкомысленно позабыл о спасении своей
души.
С летами он понял отношения его матери к старому еврею, понял и ужаснулся своей еще
чистой душой. Ненависть и злоба к властелину его матери — презренному жиду — росла все более и более в сердце молодого
человека, жившего за счет этого жида и обязанного ему графским достоинством. Это сказала ему сама мать.