Неточные совпадения
Он полагал, что жизнь
человеческая возможна только за границей, куда он и уезжал жить при первой
возможности, а вместе с тем вел в России очень сложное и усовершенствованное хозяйство и с чрезвычайным интересом следил за всем и знал всё, что делалось в России.
Слава Богу, поутру явилась
возможность ехать, и я оставил Тамань. Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий
человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..
Потом он взглянет на окружающее его, вкусит временных благ и успокоится, задумчиво глядя, как тихо и покойно утопает в пожаре зари вечернее солнце, наконец решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить
возможность идеально покойной стороны
человеческого бытия.
Не говоря уже о том, что по лицу этому видно было, какие
возможности духовной жизни были погублены в этом человеке, — по тонким костям рук и скованных ног и по сильным мышцам всех пропорциональных членов видно было, какое это было прекрасное, сильное, ловкое
человеческое животное, как животное, в своем роде гораздо более совершенное, чем тот буланый жеребец, зa порчу которого так сердился брандмайор.
А если я раз поступлю против всей своей
человеческой натуры, я навсегда утрачу
возможность спокойствия,
возможность довольства собою, отравлю всю свою жизнь.
Печальность их судьбы меня трогает и увеличивает веру в
возможность человеческого величия.
Правда — социальная, раскрытие
возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь же — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности человека, к сужению
человеческого сознания, которое было уже в русском нигилизме.
Только однажды в истории мира была дана
возможность увидеть Бога в
человеческом образе, и то было чудом истории, единственным по своему значению, чудесным фактом искупления и спасения.
Гнет позитивизма и теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в
возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое
человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
Лишь рационалистическое рассечение целостного
человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что
возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в познающем.
Островский, так верно я полно изобразивши нам «темное царство», показавши нам все разнообразие его обитателей и давши нам заглянуть в их душу, где мы успели разглядеть некоторые
человеческие черты, должен был дать нам указание и на
возможность выхода на вольный свет из этого темного омута…
Собственно, такие балы для слабой половины
человеческого рода были единственным случаем, когда они имели
возможность показать себя.
Мы, рабочие, — люди, трудом которых создается все — от гигантских машин до детских игрушек, мы — люди, лишенные права бороться за свое
человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько свободы, чтобы она дала нам
возможность со временем завоевать всю власть.
С течением времени и эта
возможность исчезла, и холопский язык получил
возможность всесильно раздаваться из края в край, заражая атмосферу тлением и посрамляя
человеческие мозги.
Володя имел такой странный взгляд на девочек, что его могло занимать: сыты ли они, выспались ли, прилично ли одеты, не делают ли ошибок по-французски, за которые бы ему было стыдно перед посторонними, — но он не допускал мысли, чтобы они могли думать или чувствовать что-нибудь
человеческое, и еще меньше допускал
возможность рассуждать с ними о чем-нибудь.
Необходимость расширения области любви несомненна; но вместе с тем эта самая необходимость расширения ее в действительности уничтожает
возможность любви и доказывает недостаточность любви личной,
человеческой.
Развращает, озлобляет, озверяет и потому разъединяет людей не воровство, не грабеж, не убийство, не блуд, не подлоги, а ложь, та особенная ложь лицемерия, которая уничтожает в сознании людей различие между добром и злом, лишает их этим
возможности избегать зла и искать добра, лишает их того, что составляет сущность истинной
человеческой жизни, и потому стоит на пути всякого совершенствования людей.
Поля угрожают хроническим бесплодием, а
человеческие легкие будут лишены
возможности вдыхать животворную влажность воздуха.
Народ теснился, как огурцы в бочке; решительно не было
возможности ткнуть пальцем без того, чтобы не встретить бруса, протянутой основы или
человеческого затылка.
Таким образом постоянно и искажается
человеческий смысл, отнимается охота и
возможность рассуждать каждому самому.
Так мы и расстались на том, что свобода от обязанности думать есть та любезнейшая приправа, без которой вся жизнь
человеческая есть не что иное, как юдоль скорбей. Быть может, в настоящем случае, то есть как ограждающее средство против
возможности систематического и ловкого надувания (не ее ли собственно я и разумел, когда говорил Прокопу о необходимости „соображать“?), эта боязнь мысли даже полезна, но как хотите, а теория, видящая красоту жизни в свободе от мысли, все-таки ужасна!
При переложении оперы для фортепиано теряется большая и лучшая часть подробностей эффектов; многое решительно не может быть с
человеческого голоса или с полного оркестра переведено на жалкий, бедный, мертвый инструмент, который должен по мере
возможности воспроизвести оперу; потому при аранжировке многое должно быть переделываемо, многое дополняемо — не с тою надеждою, что в аранжировке опера выйдет лучше, нежели в первоначальном своем виде, а для того, чтобы сколько-нибудь вознаградить необходимую порчу оперы при аранжировке; не потому, чтобы аранжировщик исправлял ошибки композитора, а просто потому, что он не располагает теми средствами, какими владеет композитор.
Он один имеет
возможность трезвенно проникать в глубины
человеческих сердец, он один твердой рукой держит все нити злоумышлении как приведенных уже в исполнение, так и проектируемых в ближайшем будущем.
Нас было человек шесть, собравшихся в один зимний вечер у старинного университетского товарища. Беседа зашла о Шекспире, об его типах, о том, как они глубоко и верно выхвачены из самых недр
человеческой «сути». Мы особенно удивлялись их жизненной правде, их вседневности; каждый из нас называл тех Гамлетов, тех Отелло, тех Фальстафов, даже тех Ричардов Третьих и Макбетов (этих последних, правда, только в
возможности), с которыми ему пришлось сталкиваться.
Шаховской с радостью согласился, но читать не было никакой
возможности: кроме сквернейшего почерка, грубейщих ошибок в правописании, — знаков препинания или совсем не было, или они ставились наперекор
человеческому смыслу.
Мало этого, чтобы прекратить всякую
возможность для Мари видеться с Хозаровым и в посторонних домах, Катерина Архиповна решилась притвориться на некоторое время больною и никуда не выезжать с семейством. Но что значат
человеческие усилия против могущества все преоборающей и над всем торжествующей любви? Между тем как мать и влюбленный толстяк думали, что они предостерегли себя со всех сторон от опасности, опасность эта им угрожала отовсюду.
Бутыга, строивший прежде всего прочно и основательно и видевший в этом главное, придавал какое-то особенное значение
человеческому долголетию, не думал о смерти и, вероятно, плохо верил в ее
возможность; я же, когда строил свои железные и каменные мосты, которые будут существовать тысячи, лет, никак не мог удержаться от мыслей: «Это не долговечно…
Макар Алексеич нашел
возможность удовлетворить доброте своего сердца, быть полезным для любимого существа, и потому в нем все больше и яснее развивается гуманное сознание, понятие об истинном
человеческом достоинстве.
И в этом-то пробуждении
человеческого сознания всего более заслуживает наше сочувствие, и
возможностью подобных сознательных движений он искупает ту противную, апатичную робость и безответность, с которою всю жизнь подставляет себя чужому произволу и всякой обиде.
Юноши никак не хотят понять того, что все это делается вследствие общего
человеческого стремления — найти себе возможно лучшее положение, обеспечить себе
возможность свободной и покойной жизни.
Часто поверхностный человек, задумываясь над несчастиями, которые так сильно угнетают
человеческий род, теряет надежду на
возможность улучшения жизни и испытывает недовольство провидением, управляющим мировым порядком.
Для людей, смотрящих на плотскую любовь как на удовольствие, рождение детей потеряло свой смысл и, вместо того чтобы быть целью и оправданием супружеских отношений, стало помехой для приятного продолжения удовольствий, и потому и вне брака и в браке стало распространяться употребление средств, лишающих женщину
возможности деторождения. Такие люди лишают себя не только той единственной радости и искупления, которые даются детьми, но и
человеческого достоинства и образа.
Это ужасное, жалкое, оскорбительное для всякого
человеческого достоинства положение, в какое поставил себя Ардальон Михайлович Полояров, исключало уже
возможность негодования на него.
Человеческой свободе, в силу которой человек одинаково мог и склониться к греху, и удержаться от него, дано было решить, понадобится ли действительно Голгофская жертва, но как
возможность она была предрешена в предвечном совете о сотворении человека...
Кроме того, мы должны еще считаться с различными
возможностями при наполнении объективного времени, связанными с существованием
человеческой свободы.
В самой природе — хотя не Бога, а человека и вообще твари — заложена
возможность не только блаженства, но и муки, причем индивидуальная неповторяемость
человеческой личности простирается и на это: всякий лик бытия имеет не только свою светлую сторону, но и свою особую изнанку или тень.
Но здесь содержится справедливая мысль о
возможности для
человеческой свободы вызывать собой такую модальность бытия, которая именуется адом.
При ответе на него намечаются две
возможности: или
человеческий организм представляет собой только машину, механический автомат, и смерть есть лишь его разрушение и порча, или же в нем живет дух, это тело оживляющий и с ним соединенный, а потому смерть есть противоестественное расторжение союза духа с телом.
Для Евномия, как мы уже знаем, не представлялось сомнения в
возможности адекватного, исчерпывающего познания божественной сущности помощью понятий («имен»), и главным таким понятием являлась «нерожденность» [«Подобно малолетним и по-детски, попусту занимаясь невозможным, как бы в какой-нибудь детской ладони, заключают непостижимое естество Божие в немногих слогах слова: нерожденность, защищают эту глупость и думают, что Божество толико и таково, что может быть объято
человеческим разумом одно наименование» (Творения иже во святых отца нашего св. Григория Нисского, т. VI. М., 1864, стр.299.
Лишь в царстве будущего века, когда «Бог будет всяческая во всех» [«Да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).], станет более имманентен миру, нежели в этом веке, а потому и самая
возможность религии, в значении ее как ущербленного богосознания, упразднится, лишь тогда
человеческой свободе уже не дано будет знать или не знать Бога, верить или не верить в Него.
Поэтому-то для Божества остается прозрачна и
человеческая свобода, открыто будущее, нет в нем разных
возможностей, а есть только действительность, реальные судьбы твари.
Монофизитство — христианское религиозно-философское учение, отрицающее
возможность смешения в Иисусе Христе двух природ: божественной и
человеческой.
Этим же живым софийным единством мысли и бытия обосновывается
человеческая телеология в науке, технике, хозяйстве, равно как и
возможность внешнего овладения миром, «мир, как хозяйство» [См. выше прим.43.].
Ева, конечно, имела это знание, как
возможность, в
человеческом существе своем, а многое узнавала и от мужа.
Сам хаос, которого еще так много в глубинах души
человеческой, дорог Ницше не сам по себе, а дорог постольку, поскольку из него может родиться «танцующая звезда». Неиспользованные
возможности этого хаоса служат для Ницше залогом, что человек способен подвинуться далеко вперед по пути к гармонии, что гармоничность его может еще стать уничтожающе-высокою сравнительно с мертвою упорядоченностью души вседовольного «последнего человека».
Человек, — заключает Ницше, — это диссонанс в
человеческом образе. Для
возможности жить этому диссонансу требуется прекрасная иллюзия, облекающая покровом красоты его собственное существо. Бытие и мир являются оправданными лишь в качестве эстетического феномена.
В ответ на это Лимбург написал, что, не имея
возможности вознаградить часть рода
человеческого (то есть Россию) за потерю такой прекраснейшей принцессы, он не может принять от нее такой жертвы.
Вокруг искусства людьми, которые более потребители, чем творцы, создается отвратительная снобическая атмосфера, которая свидетельствует о рабстве человека, об утрате свободы духа вследствие душевных усложнений и уточнений, вследствие найденной
возможности жить пассивными отражениями, при сознании большей высоты и значительности этой жизни, чем жизнь обыденных людей,
человеческих масс.
Возможен конфликт между этими целями, но в конце концов они соединимы, потому что уменьшать
человеческие страдания, бедность и унижение — значит раскрывать человеку
возможность творить ценности.
Пол есть один из источников рабства человека, и источников самых глубоких, связанных с самой
возможностью жизни
человеческого рода.