Неточные совпадения
По убеждению его выходило, что это затмение рассудка и упадок воли охватывают
человека подобно болезни,
развиваются постепенно и доходят до высшего своего момента незадолго до совершения преступления; продолжаются в том же виде в самый момент преступления и еще несколько времени после него, судя по индивидууму; затем проходят, так же как проходит всякая болезнь.
Талант
развивается и крепнет, когда
человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище.
Угловатые движенья девушки заставляли рукава халата
развеваться, точно крылья, в ее блуждающих руках Клим нашел что-то напомнившее слепые руки Томилина, а говорила Нехаева капризным тоном Лидии, когда та была подростком тринадцати — четырнадцати лет. Климу казалось, что девушка чем-то смущена и держится, как
человек, захваченный врасплох. Она забыла переодеться, халат сползал с плеч ее, обнажая кости ключиц и кожу груди, окрашенную огнем лампы в неестественный цвет.
— Позволь, позволь, — кричал ей Варавка, — но ведь эта любовь к
людям, — кстати, выдуманная нами, противная природе нашей, которая жаждет не любви к ближнему, а борьбы с ним, — эта несчастная любовь ничего не значит и не стоит без ненависти, без отвращения к той грязи, в которой живет ближний! И, наконец, не надо забывать, что духовная жизнь успешно
развивается только на почве материального благополучия.
— В стране быстро
развивается промышленность. Крупная буржуазия организует свою прессу: «Слово» — здесь, «Утро России» — в Москве. Москвичи, во главе с министром финансов, требуют изменения торговых договоров с иностранными государствами, прежде всего — с Германией, — жаловался испуганный
человек и покашливал все сильнее.
На одном из собраний этих
людей Самгин вспомнил: в молодости, когда он коллекционировал нелегальные эпиграммы, карикатуры, запрещенные цензурой статьи, у него была гранка, на которой слово «соплеменники» было набрано сокращенно — «соплеки», а внимательный или иронически настроенный цензор, зачеркнув е, четко поставил над ним красное — я. Он стал замечать, что у него
развивается пристрастие к смешному и желание еще более шаржировать смешное.
Шестнадцатилетний Михей, не зная, что делать с своей латынью, стал в доме родителей забывать ее, но зато, в ожидании чести присутствовать в земском или уездном суде, присутствовал пока на всех пирушках отца, и в этой-то школе, среди откровенных бесед, до тонкости
развился ум молодого
человека.
Он правильно заключил, что тесная сфера, куда его занесла судьба, поневоле держала его подолгу на каком-нибудь одном впечатлении, а так как Вера, «по дикой неразвитости», по непривычке к
людям или, наконец, он не знает еще почему, не только не спешила с ним сблизиться, но все отдалялась, то он и решил не давать в себе
развиться ни любопытству, ни воображению и показать ей, что она бледная, ничтожная деревенская девочка, и больше ничего.
— Ах, вы барышня! девочка! На какой еще азбуке сидите вы: на манерах да на тоне! Как медленно
развиваетесь вы в женщину! Перед вами свобода, жизнь, любовь, счастье — а вы разбираете тон, манеры! Где же
человек, где женщина в вас!.. Какая тут «правда»!
Она очень хорошо могла доказывать, что существующий порядок невозможен, и что обязанность всякого
человека состоит в том, чтобы бороться с этим порядком и пытаться установить тот и политический и экономический строй жизни, при котором личность могла бы свободно
развиваться, и т. п.
Узнав ближе тюрьмы и этапы, Нехлюдов увидал, что все те пороки, которые
развиваются между арестантами: пьянство, игра, жестокость и все те страшные преступления, совершаемые острожниками, и самое людоедство — не суть случайности или явления вырождения, преступного типа, уродства, как это наруку правительствам толкуют тупые ученые, а есть неизбежное последствие непонятного заблуждения о том, что
люди могут наказывать других.
Таким образом, могли
развиться и творческие силы
человека, связанные в Средневековье.
Человек может очень
развиться, но это он, все тот же он
развился.
У вас такой формы не могло принять это недовольство, потому что оба вы
люди порядочные, и
развилось только в легчайшую, мягчайшую, безобиднейшую свою форму, в любовь к другому.
Теперь благоразумный
человек доволен тем, если ему привольно жить, хотя бы не все стороны его натуры
развивались тем положением, в котором ему привольно жить.
«Разве по натуре
человека привязанность ослабевает, а не
развивается временем? Когда дружба крепче и милее, через неделю, или через год, или через двадцать лет после того, как началась? Надобно только, чтобы друзья сошлись между собою удачно, чтобы в самом деле они годились быть друзьями между собою».
Тут теплота проникает всю грудь: это уж не одно биение сердца, которое возбуждается фантазиею, нет, вся грудь чувствует чрезвычайную свежесть и легкость; это похоже на то, как будто изменяется атмосфера, которою дышит
человек, будто воздух стал гораздо чище и богаче кислородом, это ощущение вроде того, какое доставляется теплым солнечным днем, это похоже на то, что чувствуешь, греясь на солнце, но разница огромная в том, что свежесть и теплота
развиваются в самых нервах, прямо воспринимаются ими, без всякого ослабления своей ласкающей силы посредствующими элементами».
Если бы вы и он, оба, или хоть один из вас, были
люди не развитые, не деликатные или дурные, оно
развилось бы в обыкновенную свою форму — вражда между мужем и женою, вы бы грызлись между собою, если бы оба были дурны, или один из вас грыз бы другого, а другой был бы сгрызаем, — во всяком случае, была бы семейная каторга, которою мы и любуемся в большей части супружеств; она, конечно, не помешала бы
развиться и любви к другому, но главная штука была бы в ней, в каторге, в грызении друг друга.
Вот этот характер наших сходок не понимали тупые педанты и тяжелые школяры. Они видели мясо и бутылки, но другого ничего не видали. Пир идет к полноте жизни,
люди воздержные бывают обыкновенно сухие, эгоистические
люди. Мы не были монахи, мы жили во все стороны и, сидя за столом, побольше
развились и сделали не меньше, чем эти постные труженики, копающиеся на заднем дворе науки.
Но как
люди так
развиваются вон из своей среды?..
Соколовский, автор «Мироздания», «Хевери» и других довольно хороших стихотворений, имел от природы большой поэтический талант, но не довольно дико самобытный, чтоб обойтись без развития, и не довольно образованный, чтоб
развиться. Милый гуляка, поэт в жизни, он вовсе не был политическим
человеком. Он был очень забавен, любезен, веселый товарищ в веселые минуты, bon vivant, [любитель хорошо пожить (фр.).] любивший покутить — как мы все… может, немного больше.
Идея обожествления
человека у Мейстера Эккерта и германских мистиков получена с Востока, от Дионисия Ареопагита,
развивалась в протесте против католического разобщения
человека и Божества и ведет к пантеизму.
Под влиянием такого
человека и таких отношений
развиваются кроткие натуры Любови Гордеевны и Мити, представляющие собою образец того, до чего может доходить обезличение и до какой совершенной неспособности и самобытной деятельности доводит угнетение даже самую симпатичную, самоотверженную натуру.
Где же тут
развиться правильным понятиям об отношениях
людей друг ко другу?
В
людях, воспитанных под таким владычеством, не может
развиться сознание нравственного долга и истинных начал честности и права.
Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он
развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый
человек более или менее ясно сознавал их еще прежде, чем знал о существовании философских теорий.
Дело, о котором я писал вам в прошлом письме,
развивается так быстро, что теперь у меня, вместо пятнадцати, уже восемьдесят три
человека обвиняемых. Восемьдесят три
человека! Восемьдесят три жертвы пагубных заблуждений! Это ужасно!
Но тогда было время тугое, и, несмотря на оборотливость Дерунова, дела его
развивались не особенно быстро. Он выписался из мещан в купцы, слыл за
человека зажиточного, но долго и крепко держался постоялого двора и лабаза. Может быть, и скопился у него капиталец, да по тогдашнему времени пристроить его было некуда.
Свищут ей ветры прямо в лицо, дуют буйные сзаду и спереду… Идет Аринушка, не шатается, лопотинка [Лопотинка — одежда. (Прим. Салтыкова-Щедрина.)] у ней
развевается, лопотинка старая-ветхая, ветром подбитая, нищетою пошитая… Свищут ей ветры: ходи, Аринушка, ходи, божья рабынька, не ленися, с убожеством своим обживися; глянь, кругом добрые
люди живут, живут ни тошно, ни красно, а хлеб жуют не напрасно…
Это крамола против человечества, против божьего образа, воплотившегося в
человеке, против всего, что человечеству дорого, чем оно живет и
развивается.
Впрочем, и холостой все равно: в Петербурге у
человека, в каком бы он положении ни был,
развивается шестое чувство: жажда денег…
У него было одно из тех самолюбий, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего
развивается в одних мужских и особенно военных кружках, что он не понимал другого выбора, как первенствовать или уничтожаться, и что самолюбие было двигателем даже его внутренних побуждений: он сам с собой любил первенствовать над
людьми, с которыми себя сравнивал.
Но не равно
развиваются звериные свойства
человека.
Люди верили, как чему-то вполне доказанному и потому не требующему доказательств, тому, что, так как до сих пор все народы
развивались в государственной форме, то эта форма и навсегда есть необходимое условие развития человечества.
Одни
люди говорят, что нужнее для человечества государство, что уничтожение государственной формы повлекло бы за собой уничтожение всего того, что выработало человечество, что государство как было, так и продолжает быть единственной формой развития человечества и что всё то зло, которое мы видим среди народов, живущих в государственной форме, происходит не от этой формы, а от злоупотреблений, которые могут быть исправлены без уничтожения, и что человечество, не нарушая государственной формы, может
развиться и дойти до высокой степени благосостояния.
Образованные
люди высших классов стараются заглушить всё более и более выясняющееся сознание необходимости изменения настоящего строя жизни, но жизнь, продолжая
развиваться и усложняться в прежнем направлении, усиливая противоречия и страдания
людей, приводит их к тому последнему пределу, дальше которого идти нельзя. Такой последний предел противоречия, дальше которого идти нельзя, есть общая воинская повинность.
Прыгая через грязь, спешно бежали в разные стороны мужчины и женщины, полы чуек [Чуйка — долгий, суконный кафтан халатного покроя, армяк или шуба без висячего ворота, с халатным, косым воротником, иногда с чёрными снурами и кистями — Ред.] и юбки
развевались, как паруса, и
люди напоминали опрокинутые ветром лодки на сердитых волнах озера.
Очень замечательная вещь, что есть добрые
люди, считающие нас вообще и провинциалов в особенности патриархальными, по преимуществу семейными, а мы нашу семейную жизнь не умеем перетащить через порог образования, и еще замечательнее, может быть, что, остывая к семейной жизни, мы не пристаем ни к какой другой; у нас не личность, не общие интересы
развиваются, а только семья глохнет.
Кажется, будто жизнь
людей обыкновенных однообразна, — это только кажется: ничего на свете нет оригинальнее и разнообразнее биографий неизвестных
людей, особенно там, где нет двух
человек, связанных одной общей идеей, где всякий молодец
развивается на свой образец, без задней мысли — куда вынесет!
Он уверен, что в его детях
развились и выросли скрытые мысли его сердца, он очень гордится этим, но, зная, как мало
люди верят сказкам, которые создают сами же они каждый день, он молчит.
Подхалюзины и Чичиковы — вот сильные практические характеры «темного царства»: других не
развивается между
людьми чисто практического закала, под влиянием господства Диких.
Такова основа всех действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет
человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры
человека. Теперь любопытно, как
развивается и проявляется подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по личности Катерины.
— Нигде, сударь! нигде! Такие опасные
люди не должны быть терпимы во всей Европе. Пусть они едут в Англию или Восточную Индию; пусть проповедывают там возмутительные свои правила; по крайней мере до тех пор, пока на берегах Темзы не
развеваются еще знамена Франции.
В глазах моих вы по-прежнему остаетесь благородным и честным
человеком; но я полагал, вы сумеете стать выше той среды, в которой
развились…
Аполлинария. Я не спорю. Я могла уважать его, но все-таки была к нему равнодушна. Я была молода, еще мало видела
людей и не умела еще различать мужчин по наружности, по внешним приемам; для меня почти все были равны, потому я и не протестовала. Но ведь это должно было прийти, и пришло; я вступила в совершенный возраст, и понятие о мужской красоте
развилось во мне; но, господа, я уж была не свободна… выбора у меня уж не было. Должна я была страдать или нет? Heт, это драма, господа!
Весьма естественно
развилось в нем чувство отвращения к спеси и чванству старинных бояр, и здравые понятия о достоинстве заслуг и трудов, столь простые и близкие
человеку, не исказившему природного смысла, — очень легко, конечно, могли овладеть его умом.
Предположим, что в произведении искусства
развивается мысль: «временное уклонение от прямого пути не погубит сильной натуры», или: «одна крайность вызывает другую»; или изображается распадение
человека с самим собою; или, если угодно, борьба страстей с высшими стремлениями (мы указываем различные основные идеи, которые видели в «Фаусте»), — разве не представляются в действительной жизни случаи, в которых
развивается то же самое положение?
Одним словом, если красота в действительности
развивается в борьбе с другими стремлениями природы, то и в искусстве красота
развивается также в борьбе с другими стремлениями и потребностями
человека, ее создающего; если в действительности эта борьба портит или губит красоту, то едва ли менее шансов, что она испортит или погубит ее в произведении искусства; если в действительности прекрасное
развивается под влияниями, ему чуждыми, не допускающими его быть только прекрасным, то и создание художника или поэта
развивается множеством различных стремлений, результат которых должен быть таков же.
Следствием всего этого бывает монотонность произведений поэзии:
люди все «а один лад, события
развиваются по известным рецептам, с первых страниц видно, что будет дальше, и не только, что будет, но и как будет.
Почему я в самом деле не спросил Бессонова? Я и теперь не могу ответить на этот вопрос. Тогда я еще ничего не понимал в отношениях его к Надежде Николаевне. Но смутное предчувствие чего-то необыкновенного и таинственного, что должно было случиться между этими
людьми, уже и тогда наполняло меня. Я хотел остановить Бессонова в его горячей речи об оппортунизме, хотел прервать его изложение спора о том,
развивается ли в России капитализм или не
развивается, но всякий раз слово останавливалось у меня в горле.