Неточные совпадения
Для большинства научных
людей, рассматривающих жизненное нравственное учение Христа с низшей точки зрения
общественного жизнепонимания, учение это есть только весьма неопределенное, нескладное соединение индийского аскетизма, стоического и неоплатонического учения и утопических антисоциальных мечтаний, не имеющих никакого серьезного значения для нашего времени, и всё значение его сосредоточивается для них в его внешних проявлениях: в католичестве, протестантстве, догматах, борьбе с светской властью.
Ни
человек, ни человечество не могут в своем движении возвращаться назад.
Жизнепонимание общественное, семейное и государственное пережито
людьми, и надо идти вперед и усвоить следующее, высшее
жизнепонимание, что и совершается теперь.
Но приходит время, когда, с одной стороны, смутное сознание в душе своей высшего закона любви к богу и ближнему, с другой — страдания, вытекающие из противоречий жизни, заставляют
человека отречься от
жизнепонимания общественного и усвоить новое, предлагаемое ему, разрешающее все противоречия и устраняющее страдания его жизни, —
жизнепонимание христианское. И время это пришло теперь.
Жизнепонимание общественное входило в сознание
людей веками, тысячелетиями, проходило через разные формы и теперь уже взошло для человечества в область бессознательного, передаваемого наследственностью, воспитанием и привычкой; и потому оно кажется нам естественным. Но 5000 лет тому назад оно казалось
людям столь же неестественным и страшным, как им теперь кажется учение христианское в его настоящем смысле.
И потому перемена в жизни человечества та, вследствие которой
люди, пользующиеся властью, откажутся от нее и из
людей, покоряющихся власти, не найдется более
людей, желающих захватить ее, наступит не тогда только, когда все
люди один по одному до последнего сознательно усвоят христианское
жизнепонимание, а тогда, когда возникнет такое определенное и всем понятное христианское
общественное мнение, которое покорит себе всю ту инертную массу, не способную внутренним путем усвоять истины и по этому самому всегда подлежащую воздействию
общественного мнения.
Естественным ходом от любви к себе, потом к семье, к роду, к народу, государству
общественное жизнепонимание привело
людей к сознанию необходимости любви к человечеству, не имеющему пределов и сливающемуся со всем существующим, — к чему-то не вызывающему в
человеке никакого чувства, привело к противоречию, которое не может быть разрешено
общественным жизнепониманием.
Все эти положения кажутся
людям, стоящим на низшем
жизнепонимании, выражением какого-то восторженного увлечения, не имеющего никакого прямого приложения к жизни. А между тем эти положения так же строго вытекают из
жизнепонимания христианского, как положение об отдаче своего труда для общего дела, о жертве своей жизни для защиты отечества вытекает из
жизнепонимания общественного.
Жизнепонимание общественное потому и служило основанием религий, что в то время, когда оно предъявлялось
людям, оно казалось им вполне непонятным, мистическим и сверхъестественным. Теперь, пережив уже этот фазис жизни человечества, нам понятны разумные причины соединения
людей в семьи, общины, государства; но в древности требования такого соединения предъявлялись во имя сверхъестественного и подтверждались им.
«
Человек любит себя (свою животную жизнь), любит семью, любит даже отечество. Отчего же бы ему не полюбить и человечество? Так бы это хорошо было. Кстати же это самое проповедует и христианство». Так думают проповедники позитивного, коммунистического, социалистического братства. Действительно это бы было очень хорошо, но никак этого не может быть, потому что любовь, основанная на личном и
общественном жизнепонимании, дальше любви к государству идти не может.
То же происходит и теперь в нашем человечестве при переходе, переживаемом нами, от языческого
жизнепонимания к христианскому.
Общественный человек нашего времени приводится самою жизнью к необходимости отречься от языческого понимания жизни, не свойственного теперешнему возрасту человечества, и подчиниться требованиям христианского учения, истины которого, как бы они ни были извращены и перетолкованы, все-таки известны ему и одни представляют разрешение тех противоречий, в которых он путается.
В самом деле: ведь смысл
общественного жизнепонимания состоит в том, что
человек, сознавая жестокость борьбы личностей между собою и погибельность самой личности, переносит смысл своей жизни в совокупности личностей.
Недоразумение состоит именно в том, что учение Христа руководит
людьми иным способом, чем руководят учения, основанные на низшем
жизнепонимании. Учения
общественного жизнепонимания руководят только требованием точного исполнения правил или законов. Учение Христа руководит
людьми указанием им того бесконечного совершенства отца небесного, к которому свойственно произвольно стремиться всякому
человеку, на какой бы степени несовершенства он ни находился.
Человек божеского
жизнепонимания признает жизнь уже не в своей личности и не в совокупности личностей (в семье, роде, народе, отечестве или государстве), а в источнике вечной, неумирающей жизни — в боге; и для исполнения воли бога жертвует и своим личным, и семейным, и
общественным благом. Двигатель его жизни есть любовь. И религия его есть поклонение делом и истиной началу всего — богу.
И потому христианскому учению свойственно заявлять требования высшие, чем те, которые выражены в этих заповедях; но никак не умалять требования ни самого идеала, ни этих заповедей, как это делают
люди, судящие об учении христианства с точки зрения
общественного жизнепонимания.
Общественное жизнепонимание оправдывалось только до тех пор, пока все
люди добровольно жертвовали своими интересами интересам общего; но как скоро явились
люди, добровольно не жертвовавшие своими интересами, и понадобилась власть, т. е. насилие для ограничения этих личностей, так в
общественное жизнепонимание и основанное на нем устройство вошло разлагающее его начало власти, т. е. насилие одних
людей над другими.
Большинство, если не все образованные
люди нашего времени бессознательно стараются удержать прежнее
общественное жизнепонимание, оправдывающее их положение, и скрыть от себя и
людей несостоятельность его и, главное, необходимость усвоения того христианского
жизнепонимания, которое разрушает весь строй существующей жизни. Они стремятся поддержать порядки, основанные на
общественном жизнепонимании, но сами не верят в него, потому что оно отжито и в него нельзя уже верить.
Точно то же говорит христианское учение
человеку жизнепонимания совокупного,
общественного.
Ни на чем так не видно это направление деятельности передовых
людей нашего времени, как на отношении их к тому явлению, в котором в наше время в концентрированной форме выразилась вся несостоятельность
общественного жизнепонимания, — к войне, к всеобщему вооружению и общей воинской повинности.