Неточные совпадения
Черные
массы домов приняли одинаковый облик и, поскрипывая кирпичами, казалось, двигаются вслед за одиноким
человеком, который стремительно идет по дну каменного канала, идет, не сокращая расстояния до
цели.
Быстрая походка
людей вызвала у Клима унылую мысль: все эти сотни и тысячи маленьких воль, встречаясь и расходясь, бегут к своим
целям, наверное — ничтожным, но ясным для каждой из них. Можно было вообразить, что горьковатый туман — горячее дыхание
людей и все в городе запотело именно от их беготни. Возникала боязнь потерять себя в
массе маленьких
людей, и вспоминался один из бесчисленных афоризмов Варавки, — угрожающий афоризм...
Стоят на ногах они неуклюже, опустившись корпусом на коленки, и большею частью смотрят сонно, вяло: видно, что их ничто не волнует, что нет в этой
массе людей постоянной идеи и
цели, какая должна быть в мыслящей толпе, что они едят, спят и больше ничего не делают, что привыкли к этой жизни и любят ее.
От
людей, которые говорили новое, слобожане молча сторонились. Тогда эти
люди исчезали, снова уходя куда-то, а оставаясь на фабрике, они жили в стороне, если не умели слиться в одно
целое с однообразной
массой слобожан…
И я полагаю, что потому именно он так обострился у нас, что нигде в
целом мире не найдется такой
массы глупых
людей, для которых весь кодекс политической благонадежности выразился в словах: что ж, если у меня душа чиста — милости просим!
Но говорящие таким образом прежде всего забывают, что существует громадная
масса мещан, которая исстари не имеет иных средств существования, кроме личного труда, и что с упразднением крепостного права к мещанам присоединилась еще
целая масса бывших дворовых
людей, которые еще менее обеспечены, нежели мещане.
Нельзя же для горсти
людей оставаться назади
целой массе.
Порфирий Владимирыч даже помертвел от неожиданности. Он смотрел во все глаза на взбунтовавшуюся наперсницу, и
целая масса праздных слов так и закипала у него в груди. Но в первый раз в жизни он смутно заподозрил, что бывают случаи, когда и праздным словом убить
человека нельзя.
В комнату вплыло
целое облако холодного воздуха, и в этом воздухе заколебалась страшная черная
масса, пред которою за минуту вошедший
человек казался какой-то фитюлькой.
Вы видите
целую массу обуреваемых жаждою жизни
людей и только удивляетесь храбрости, с которою они рискуют попасть под колеса конножелезнодорожных вагонов и скачущих взад и вперед экипажей.
Не успели простодушные
люди наахаться вволю, как"хорошее слово", перейдя через множество предательских уст и согласованное с
целой массой хищнических аппетитов, уж истрепалось, выпачкалось и провоняло.
Сначала передо мной проходит поодиночке
целая вереница вялых, бесцельно глядящих и изнемогающих под игом апатии лиц; постепенно эта вереница скучивается и образует довольно плотную, темную
массу, которая полубезумно мечется из стороны в сторону, стараясь подражать движениям настоящих, живых
людей; наконец я глубже и глубже погружаюсь в область сновидений, и воображение мое, как бы утомившись призрачностью пережитых мною ощущений, останавливается на единственном связном эпизоде, которым ознаменовалось мое пребывание в Петербурге.
Осуществите ее в
целой массе лиц, искаженных жаждой любостяжания и любострастия, заставьте этих
людей метаться, рвать друг друга зубами, срамословить, свальничать, убивать и в довершение всего киньте куда-нибудь в угол или на хоры горсть шутов-публицистов, умиленно поющих гимны собственности, семейственности и государственности!
Я назвал здесь очень немного задач, но заранее соглашаюсь, что их наберутся
целые массы, и притом гораздо более существенных. Сказать
человеку толком, что он
человек, — на одном этом предприятии может изойти кровью сердце. Дать
человеку возможность различать справедливое от несправедливого — для достижения этого одного можно душу свою погубить. Задачи разъяснения громадны и почти неприступны, но зато какие изумительные горизонты! Какое восторженное, полное непрерывного горения существование!
Их последняя
цель — не совершенная, рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству; в их суждениях
люди возвышаются не по тому, сколько было в них сокрыто великих сил и талантов, а по тому, сколько они желали и умели сделать пользы человечеству; не те события обращают на себя особое внимание, которые имеют характер грандиозный или патетический, а те, которые сколько-нибудь подвинули благосостояние
масс человечества.
В значительной
массе людей не так легко может произойти наплыв невыработанных и противоречащих знаний, ставящих в тупик силу мыслящую, как в одном
человеке; в
целом же народе решительно невозможно это, потому что непонятное или неясно понятое одним непременно будет здесь уясняться и поверяться другими.
Мои секретари, а их теперь работает
целых шесть
человек, едва успевают справляться со всей этой
массой слезливой бумаги и бешено говорливых
людей, стерегущих каждую дверь Моего дворца.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности
масс целей, которые были в голове десятка
людей, легко, так как всё событие с его последствиями лежит перед нами.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительною энергией, с быстротою неслыханною, побежали к своей выдуманной
цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно
целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная
масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы
людей. Они двигались своею стотысячною
массой как
целым государством.
Но так как ничем не доказано, чтобы
цель человечества состояла в свободе, равенстве, просвещении или цивилизации, и так как связь
масс с правителями и просветителями человечества основана только на произвольном предположении, что совокупность воль
масс всегда переносится на те лица, которые нам заметны, то и деятельность миллионов
людей, переселяющихся, сжигающих дома, бросающих земледелие, истребляющих друг друга, никогда не выражается в описании деятельности десятка лиц, не сжигающих домов, не занимающихся земледелием, не убивающих себе подобных.
Поймите это, особенно вы, молодежь, поколение будущего, перестаньте, как это делают теперь большинство из вас, искать этого воображаемого счастья в составлении блага народа посредством участия в управлении, в суде, в обучении других
людей, поступления для этого в приучающие вас к праздности, самомнению, гордости, развращающие заведения всякого рода гимназий, университетов, перестаньте участвовать в разных организациях, имеющих
целью будто бы благо народных
масс, а ищите одного того, что всегда одно нужно всякому
человеку, что всегда доступно всякому, что дает наибольшее благо ему самому и вернее всего служит благу его ближних.