Неточные совпадения
Но помощь Лидии Ивановны всё-таки была в высшей степени действительна: она дала нравственную опору Алексею Александровичу в сознании ее
любви и уважения к нему и в особенности в том, что, как ей утешительно было думать, она почти обратила его в христианство, то есть из равнодушно и лениво верующего обратила его в горячего и твердого сторонника того нового объяснения
христианского учения, которое распространилось в последнее время в Петербурге.
Он не думал, что тот
христианский закон, которому он всю жизнь свою хотел следовать, предписывал ему прощать и любить своих врагов; но радостное чувство
любви и прощения к врагам наполняло его душу.
Но ученики Лойолы привезли туда и свои страстишки: гордость,
любовь к власти, к золоту, к серебру, даже к превосходной японской меди, которую вывозили в невероятных количествах, и вообще всякую
любовь, кроме
христианской.
Я всегда колебался между аскетической настроенностью, не только
христианской, но и толстовской и революционной, и радостью жизни,
любовью, искусством, красотой, торжеством мысли.
Статья Вл. Соловьева «Смысл
любви» — самое замечательное из всего им написанного, это даже единственное оригинальное слово, сказанное о любви-эросе в истории
христианской мысли.
Вл. Соловьев — первый
христианский мыслитель, по-настоящему признававший личный, а не родовой смысл
любви между мужчиной и женщиной.
Традиционное
христианское сознание не признавало смысла
любви и даже не замечало ее, для него существовало только оправдание соединения мужчины и женщины для деторождения, т. е. оправдание родовое.
Любовь есть главный источник познания
христианской истины.
Революционеры, пламенно верующие в социальное спасение человечества и земной рай, исповедуют ложную антропологию, обратную
христианской, и их завет есть завет жертвы, а не
любви.
Христос — предмет веры и
любви христианской не принуждает, не является в образе материально насилующим...
Христианский быт, попирающий и насилующий дух свободы, есть быт языческо-иудейский, не принявший еще в себя новозаветный дух
любви и свободы.
Алтарь отечества,
христианское сострадание к ближнему, прогресс, священный долг, священная собственность, святая
любовь.
Посторонним людям рекомендовала нас как своих бедных родственниц, вдовицу и сироту беспомощных, которых она из милости, ради
любви христианской, у себя приютила.
Но тем-то и отличается
христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот
христианский закон
любви, подчинение которому составляет смысл его жизни.
Для покорения христианству диких народов, которые нас не трогают и на угнетение которых мы ничем не вызваны, мы, вместо того чтобы прежде всего оставить их в покое, а в случае необходимости или желания сближения с ними воздействовать на них только
христианским к ним отношением,
христианским учением, доказанным истинными
христианскими делами терпения, смирения, воздержания, чистоты, братства,
любви, мы, вместо этого, начинаем с того, что, устраивая среди них новые рынки для нашей торговли, имеющие целью одну нашу выгоду, захватываем их землю, т. е. грабим их, продаем им вино, табак, опиум, т. е. развращаем их и устанавливаем среди них наши порядки, обучаем их насилию и всем приемам его, т. е. следованию одному животному закону борьбы, ниже которого не может спуститься человек, делаем всё то, что нужно для того, чтобы скрыть от них всё, что есть в нас
христианского.
Но приходит время, когда, с одной стороны, смутное сознание в душе своей высшего закона
любви к богу и ближнему, с другой — страдания, вытекающие из противоречий жизни, заставляют человека отречься от жизнепонимания общественного и усвоить новое, предлагаемое ему, разрешающее все противоречия и устраняющее страдания его жизни, — жизнепонимание
христианское. И время это пришло теперь.
Отказываются от участия в суде, потому что считают всякий суд исполнением закона мести, не совместимого с
христианским законом прощения и
любви.
Таковы два главные недоразумения относительно
христианского учения, из которых вытекает большинство ложных суждений о нем. Одно — что учение Христа поучает людей, как прежние учения, правилам, которым люди обязаны следовать, и что правила эти неисполнимы; другое — то, что всё значение христианства состоит в учении о выгодном сожитии человечества как одной семьи, для чего, не упоминая о
любви к богу, нужно только следовать правилу
любви к человечеству.
Мнение это совершенно ошибочно.
Христианское учение и учение позитивистов, коммунистов и всех проповедников всемирного братства людей, основанное на выгодности этого братства, не имеют ничего общего между собой и отличаются друг от друга в особенности тем, что учение
христианское имеет твердые, ясные основы в душе человеческой; учение же
любви к человечеству есть только теоретический вывод по аналогии.
Заповеди же
христианские (заповедь
любви не есть заповедь в тесном смысле слова, а выражение самой сущности учения), пять заповедей нагорной проповеди — все отрицательные и показывают только то, чего на известной степени развития человечества люди могут уже не делать.
Так, при всё большем и большем расширении области
любви для спасения личности,
любовь была необходимостью и приурочивалась к известным предметам: к себе, семье, обществу, человечеству; при
христианском мировоззрении
любовь есть не необходимость и не приурочивается ни к чему, а есть существенное свойство души человека.
Таково одно недоразумение людей научных относительно значения и смысла учения Христа; другое, вытекающее из этого же источника, состоит в замене
христианского требования
любви к богу и служения ему
любовью и служением людям — человечеству.
Если мы только делаем это в духе
любви, ничего не может быть более
христианского, как такое огульное убийство».
По понятиям этих людей,
христианское правительство нисколько не обязано руководиться духом смирения, прощения обид и
любви к врагам.
И как ни стараются люди, нельзя скрыть того, что одно из первых условий
христианской жизни есть
любовь не на словах, на деле.
Христианское учение есть указание человеку на то, что сущность его души есть
любовь, что благо его получается не оттого, что он будет любить того-то и того-то, а оттого, что он будет любить начало всего — бога, которого он сознает в себе
любовью, и потому будет любить всех и всё.
Христианское учение
любви к богу и служения ему и (только вследствие этой
любви и служения)
любви и служения ближнему кажется людям научным неясным, мистическим и произвольным, и они исключают совершенно требование
любви и служения богу, полагая, что учение об этой
любви к людям, к человечеству гораздо понятнее, тверже и более обосновано.
Другое недоразумение то, что
христианское учение
любви к богу и потому служение ему есть требование неясное, мистическое, не имеющее определенного предмета
любви, которое поэтому должно быть заменено более точным и понятным учением о
любви к людям и служении человечеству.
Но когда я говорил, что такого ограничения не сделано в божьем законе, и упоминал об обязательном для всех
христианском учении братства, прощения обид,
любви, которые никак не могли согласоваться с убийством, люди из народа обыкновенно соглашались, но уже с своей стороны задавали мне вопрос: каким же образом делается то, спрашивали они, что правительство, которое, по их понятиям, не может ошибаться, распоряжается, когда нужно, войсками, посылая их на войну, и казнями преступников?
Мы все знаем и не можем не знать, если бы даже мы никогда и не слыхали и не читали ясно выраженной этой мысли и никогда сами не выражали ее, мы, всосав это носящееся в
христианском воздухе сознание, — все, всем сердцем знаем и не можем не знать ту основную истину
христианского учения, ту, что мы все сыны одного отца, все, где бы мы ни жили и на каком бы языке ни говорили, — все братья и подлежим только одному закону
любви, общим отцом нашим вложенному в наши сердца.
Ах! ты не знаешь… ты не вкусил еще всей сладости
любви христианской, боярин…
Марья Николаевна, никогда не знавшая никакой другой
любви, кроме родственной и
христианской, и тут не поняла, в чем дело, и спросила...
Из стихотворений Княжнина перепечатаны из «Вестника» стансы «К богу», по теплоте чувства и по чисто
христианскому взгляду на бога, единственно как на высочайшую
любовь, стоящие гораздо выше знаменитой оды Державина.
Добрыня и Путята, крестившие новгородцев огнем и мечом, конечно не была проникнуты началами
любви христианской.
Чувство
любви христианской и религиозного настроения, которыми постоянно был проникнут сочинитель, перешли на бумагу.
Один индийский мудрец говорил: «Как мать бережет свое единственное детище, ухаживает за ним, оберегает его и воспитывает его, так и ты, всякий человек, расти, воспитывай и оберегай в себе самое дорогое, что есть на свете:
любовь к людям и ко всему живому». Этому учат все веры: и браминская, и буддийская, и еврейская, и китайская, и
христианская, и магометанская. И потому самое нужное на свете это — выучиться любить.
Основа общественного устройства язычников было возмездие и насилие. Так это и должно было быть. Основа нашего
христианского общества, казалось бы, неизбежно должна быть
любовь и отрицание насилия. А между тем насилие всё еще царствует. Отчего это? Оттого, что то, что проповедуется под именем учения Христа, не есть это учение.
Предстоящее изменение устройства жизни людей нашего
христианского мира состоит в замене насилия
любовью, в признании возможности, легкости, блаженства жизни, основанной не на насилии и страхе его, а на
любви. И потому произойти это изменение никак не может от насилия власти.
Так что если бы в
христианском учении и не было высказано то, что всякий христианин должен платить добром за зло и любить ненавидящих, врагов, всякий понимающий ученье сам для себя вывел бы это требование
любви.
Но здесь остается вполне возможной
христианская надежда, которую вселяет неизреченная
любовь Божия, ибо все потонет в ее пучине.
Это девственное соединение
любви и супружества есть внутреннее задание
христианского брака, и в таинстве подается благодать брачушимся, дабы возрождать целомудрие и укреплять здоровье пола, утерянное в грехопадении.
Христианская же
любовь знает и очистительную силу страданий, а, напротив, довольство, «удовлетворение наибольшего числа потребностей», согласно гедонистическому идеалу счастья, для нее явилось бы духовным пленом у князя мира сего.
«Очистим чувствия и узрим» — этими словами
христианского песнопения можно выразить основную мысль платонизма: истина открывается только
любви, эротическому безумию, экстазу.
Подобным же образом расправляется он и с
христианским учением о Боге-Любви, усматривая в нем антропоморфизм, ибо абсолюту здесь приписывается человеческое «чувство» (ib. 290, ел.).
Их грех и вина против кафоличности совсем не в этом, а в том, что они исказили самую идею кафоличности, связав ее с внешним авторитетом, как бы церковным оракулом: соборность, механически понятую как внешняя коллективность, они подменили монархическим представительством этой коллективности — папой, а затем отъединились от остального
христианского мира в эту ограду авторитета и тем изменили кафоличности, целокупящей истине, церковной
любви.
В
христианском откровении дано, что внутрибожественная жизнь есть триединство, единое Божество в трех ипостасях, которые суть едино в предвечно осуществляемой Божественной
любви.
Молю же вас и слезно прошу подвизаться в делах
христианского милосердия и украшать душу свою посильною милостынею и иными плодами
любви евангельской; паче же всего хранить чистоту душевную и телесную.
Во-вторых, у стариков-мыслителей пессимизм составляет не шалтай-болтай, как у нас с вами, а мировую боль, страдание; он у них имеет
христианскую подкладку, потому что вытекает из
любви к человеку и из мыслей о человеке и совсем лишен того эгоизма, какой замечается у виртуозов.
Может быть, впервые в истории
христианской Европы тема о
любви была поставлена провансальскими трубадурами, которым принадлежит огромное место в эмоциональной культуре.
Такой человек, как Бл. Августин, написал трактат о браке, очень напоминающий систему скотоводства, он даже не подозревает о существовании
любви и ничего не может об этом сказать, как и все
христианские учителя, которые, по моему глубокому убеждению, всегда высказывали безнравственные мысли в своем морализме, то есть мысли, глубоко противные истине персонализма, рассматривали личность, как средство родовой жизни.