Неточные совпадения
Он хотел поговорить с ним, утешить его; но, вспомнив, что он в одной рубашке, раздумал и опять сел к форточке, чтобы купаться в холодном воздухе и глядеть на этот чудной
формы, молчаливый, но полный для него
значения крест и на возносящуюся желтояркую звезду.
Фасад с колоннами и мезонином, ворота в
форме триумфальной арки, великолепный подъезд, широкий двор и десятки ненужных пристроек, в числе которых были и оранжереи специально для ананасов, и конюшни на двадцать лошадей, и целый ряд каких-то корпусов,
значение которых теперь трудно было угадать.
Наиболее противоположными христианству я считаю
формы оккультизма, заменяющие религию и придающие себе религиозное
значение.
Старая, отжившая шляхетская «воля», лишенная смысла и
значения, выражалась в карикатурных
формах.
Огромное
значение, которое приобрела у нас публицистическая литературная критика во вторую половину XIX в., объясняется тем, что, по цензурным условиям, лишь в
форме критики литературных произведений можно было выражать философские и политические идеи.
При этом переоценивалось
значение самих политических
форм.
Одна и та же
форма может иметь разное
значение в зависимости от того, находимся ли мы во власти номинализма слов или освободились от нее.
Для христианского сознания земля и происходящее на ней имеет абсолютное и центральное
значение; она не может быть рассматриваема как один из многих миров, как одна из
форм в числе бесконечно многих
форм бытия.
Теперь впечатления слуха окончательно получили в жизни слепого преобладающее
значение, звуковые
формы стали главными
формами его мысли, центром умственной работы.
Затем, в связи с тем же вопросом самодурства и даже в прямой зависимости от него, рассмотрим
значение тех
форм образованности, которые так смущают обитателей нашего «темного царства», и, наконец, тех средств, которые многими из героев этого царства употребляются для упрочения своего материального благосостояния.
Упомянув о
значении капитализма, как общественно-прогрессивного деятеля, поскольку он, при крупной организации промышленного производства, возвышает производительность труда, и далее, поскольку он расчищает почву для принципа коллективизма, Прозоров указал на то, что развитие нашего отечественного капитализма настойчиво обходит именно эту свою прямую задачу и, разрушив старые крепостные
формы промышленности, теперь развивается только на счет технических улучшений, почти не увеличивая числа рабочих даже на самый ничтожный процент, не уменьшая рабочего дня и не возвышая заработной платы.
По их мнению, женщина не имеет другого
значения, как в
форме богатой невесты либо публичной особы — это ужасно!
Это был какой-то кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов самых удивительных
форм и цветов, слов и фраз,
значение которых воспринималось всеми чувствами…
Крискент заявился в пятовский дом, когда не было самого Нила Поликарпыча, и повел душеспасительную речь о
значении и святости брака вообще как таинства, потом о браке как неизбежной
форме нескверного гражданского жития и, наконец, о браке как христианском подвиге, в котором человек меньше всего должен думать о себе, а только о своем ближнем.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие идеи и
формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не искусство в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному искусство, мы смешиваем два
значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и
формы.
Вопрос о
значении в жизни людей любви и милосердия — страшный и сложный вопрос — возник предо мною рано, сначала — в
форме неопределенного, но острого ощущения разлада в моей душе, затем — в четкой
форме определенно ясных слов...
Но с течением времени, по мере сознательного развития общества, тип этот изменял свои
формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое
значение.
Это меня сердечно огорчило, и Вера печально сказала мне: «Что после этого и говорить, если Григорий Иванович не может понять, какое глубокое и великое
значение имеет для Гоголя вообще искусство, в каких бы оно
формах ни проявлялось!»
Но затем, уже довольно далеко от города, на одном из станков какой-то грамотей, одетый в звериные шкуры, вчитался в наше «свидетельство» и заподозрил в нем
форму знакомой «дружеской бумаги», смысл и
значение которой население уже разгадало.
Ключик был полон воды, студеной, светлой, как слеза, горной воды… Только испытав отчаянную жажду, в полной мере поймешь такую простую истину, что вода есть синоним [Синонимы — слова, разные по звуковой
форме, но равные или очень близкие по
значению (например: «око» и «глаз», «храбрый» и «отважный», «путь» и «дорога»). (Примеч. автора.).] жизни.
Отсюда проистекает первостепенное регулятивное
значение догматики и педагогическое
значение обучения истинам веры, в какой бы
форме оно ни совершалось.
Наибольшее философское и религиозное
значение имеет, однако, не эта гипотеза метафизической катастрофы, но другая
форма динамического пантеизма, согласно которой мир есть эманация абсолютного, он происходит как излияние от преизбыточной его полноты, подобно тому как вода изливается из переполненного сосуда или солнечный свет и тепло исходят из солнца.
Говоря об «арианском монофизитстве», С. Н. Булгаков употребляет последний термин в его этимологическом, а не историческом
значении.], все утончающееся и принимающее разные
формы: «имманентизма» [Под «имманентизмом» С. Н. Булгаков подразумевает здесь не только так называемую имманентную школу (В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, М.
Такая манера применяется им но всех почти важнейших диалогах зрелого периода (исключение составляют, кажется, только «Парменид», «Филеб» и «Софист»); напряженнейшая философская спекуляция у него сменяется мифом, отнюдь не занимающим случайное место в качестве литературного орнамента, но играющим определенную роль в развитии мысли, — иногда в
форме мифа высказываются самые основные утверждения, имеющие
значение необходимого аргумента.
Пустые логические
формы, вспомогательные схемы, имеющие лишь прагматическое
значение, без всякого колебания выдаются Аристотелем за подлинные идеи в платоновском смысле.
Я не стану усекать одних и раздувать
значение других событий: меня к этому не вынуждает искусственная и неестественная
форма романа, требующая закругления фабулы и сосредоточения всего около главного центра.
— Х-а-р-и-т-и-н-а! — произнесла она эллинским произношением, так что буква и после р слилась в устах в гортанный эй, — прекрасный звук, а
значение еще лучше; Харитина значит — полна благодати. Для такой неоцененной девушки, как та, которую мы встретили, я бы затруднилась выбрать лучшее имя, способное полнее выражать ее свойства. В уменьшительной же и в ласкательной
форме здесь в Малороссии из этого имени делают Христя, — это уж просто прелестно…
Она имеет положительное
значение, когда вечными началами признается свобода, справедливость, братство людей, высшая ценность человеческой личности, которую нельзя превращать в средство, и имеет отрицательное
значение, когда такими началами признаются относительные исторические, социальные и политические
формы, когда эти относительные
формы абсолютизируются, когда исторические тела, представляющиеся «органическими», получают санкцию священных, например монархия или известная
форма собственности.
Из всех
форм рабства человека наибольшее
значение имеет рабство человека у общества.
Все
формы государства, все
формы властвования относительны и преходящи, ни одной
формы нельзя абсолютизировать и придавать ей священное
значение.
Поэтому освобождение человека от угнетающих и порабощающих его
форм общества имеет огромное нравственное и религиозное
значение и ставит перед человеком нравственную и религиозную проблему в чистом виде.
Общество кременчугских врачей прислало мне официальное письмо, где сообщало, что оно в течение трех заседании подвергло подробному обсуждению книгу и «пришло к заключению, что Ваша книга имеет громадное общественное
значение, и постановило выразить Вам глубокую признательность за столь правдивое изображение в художественной
форме многих насущных вопросов врачебного быта и общественно-медицинских отношений».
Это есть лишь обозначение типа общества, в котором будет стремление к целостности и единству, в противоположность индивидуализму новой истории, и будет возрастание
значения религиозного начала, хотя бы в
форме воинствующей антирелигиозности.
Теперь в душе его образовался как бы тесно сомкнутый круг мыслей относительно того, что смутно он чувствовал всегда: таких, безусловно, заповедей не существует; не от их соблюдения или несоблюдения зависят достоинства и
значение поступка, не говоря уже о характере; вся суть в содержании, которым единичный человек в момент решения наполняет под собственной ответственностью
форму этих предписаний закона» (Георг Брандес, «Шекспир и его произведения»).
Но само это исходное предположение о замкнутости мировой энергии и невозможности ее прироста не имеет абсолютного
значения, оно есть лишь частная
форма приспособления к необходимости, к греховному состоянию мира.
Мы говорим, что дело не в красках, линиях и тонах как таковых, даже не в видимом образе изображенного предмета, но в том невидимом, которое стоит за образом и его
формами, и что последовательность тонов имеет
значение только как чувственный выразитель внечувственной мелодии» (с. 197).
Конституция польского королевства, получившая полное развитие в последний период его существования, зародилась давно. В удельное время началось усиливаться
значение дворянства, при Казимире Великом получило определенную
форму и затем продолжало расти.
К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней
формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней
формы, не заботясь о ее содержании и
значении. Таковы были Вилларский и даже великий мастер главной ложи.
Все привычные категории мысли и
формы жизни самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое
значение для настоящего и особенно для будущего.
Но горе было в том, что к тому времени, когда христианское учение в его истинном
значении стало выясняться людям, большая часть христианского мира уже привыкла считать истиной те внешние религиозные
формы, которые не только скрывают от людей истинный смысл христианского учения, но и утверждают прямо противоположные христианскому учению государственные установления.
Не говоря уже о том, что было что-то недостойное в самой той
форме, в которой была выражена эта мысль, о том, что рядом с глубочайшими, по своему
значению, истинами проповеди, точно примечание к статье свода законов, стояло это странное исключение из общего правила, самое исключение это противоречило основной мысли.
Исповедание христианства в его истинном
значении, включающем непротивление злу насилием, освобождает людей от всякой внешней власти. Но оно не только освобождает их от внешней власти, оно вместе с тем дает им возможность достижения того улучшения жизни, которого они тщетно ищут через изменение внешних
форм жизни.
Так что для восприятия христианского учения в его истинном
значении людям христианского мира, более или менее понявшим истину христианства, нужно освободиться не только от веры в ложные
формы извращенного христианского учения, но еще и от веры в необходимость, неизбежность того государственного устройства, которое установилось на этой ложной церковной вере.
И противоречие это, становясь всё более и более очевидным, сделало наконец то, что люди перестали верить в церковную веру, а в большинстве своем продолжали, по преданию, ради приличия, отчасти и страха перед властью, держаться внешних
форм церковной веры, одинаково, как католической, православной, так и протестантской, не признавая уже ее внутреннего религиозного
значения.