Неточные совпадения
«Дмитрий нашел ‹смысл› в политике, в большевизме. Это — можно понять как последнее прибежище для людей его типа — бездарных людей. Для неудачников. Обилие неудачников — характерно для
русской интеллигенции. Она всегда смотрела на себя как на средство, никто не
учил ее быть самоцелью, смотреть на себя как на ценнейшее явление мира».
— Весьма сожалею, что Николай Михайловский и вообще наши «страха ради иудейска» стесняются признать духовную связь народничества со славянофильством. Ничего не значит, что славянофилы — баре, Радищев, Герцен, Бакунин — да мало ли? — тоже баре. А ведь именно славянофилы осветили подлинное своеобразие
русского народа. Народ чувствуется и понимается не сквозь цифры земско-статистических сборников, а сквозь фольклор, — Киреевский, Афанасьев, Сахаров, Снегирев, вот кто
учит слышать душу народа!
«А вы знаете, чем он теперь особенно занимается? — спросил он Ивана Федоровича, — французские вокабулы наизусть
учит; у него под подушкой тетрадка лежит и французские слова
русскими буквами кем-то записаны, хе-хе-хе!» Иван Федорович оставил наконец все сомнения.
Жил ты у великороссийского помещика Гура Крупяникова,
учил его детей, Фофу и Зёзю,
русской грамоте, географии и истории, терпеливо сносил тяжелые шутки самого Гура, грубые любезности дворецкого, пошлые шалости злых мальчишек, не без горькой улыбки, но и без ропота исполнял прихотливые требования скучающей барыни; зато, бывало, как ты отдыхал, как ты блаженствовал вечером, после ужина, когда отделавшись, наконец, от всех обязанностей и занятий, ты садился перед окном, задумчиво закуривал трубку или с жадностью перелистывал изуродованный и засаленный нумер толстого журнала, занесенный из города землемером, таким же бездомным горемыкою, как ты!
Ни Сенатор, ни отец мой не теснили особенно дворовых, то есть не теснили их физически. Сенатор был вспыльчив, нетерпелив и именно потому часто груб и несправедлив; но он так мало имел с ними соприкосновения и так мало ими занимался, что они почти не знали друг друга. Отец мой докучал им капризами, не пропускал ни взгляда, ни слова, ни движения и беспрестанно
учил; для
русского человека это часто хуже побоев и брани.
К. Аксаков
учил, что
русский народ государственности не хочет, он хочет для себя не политической свободы, а свободы духа.
Если Мари в Москве
учили профессора разным наукам и она читала в подлинниках «Божественную комедию» Данта и «Манфреда» Байрона, если Фатееву ничему не
учили, как только мило держать себя, то m-lle Захаревская, можно сказать, сама себя образовала по
русским журналам.
— А! каков каналья! это ведь, батюшка, Беранже! Два месяца, сударь, с ним бился,
учил — вот и плоды! А приятный это стихотворец Беранже! Из
русских, я вам доложу, подобного ему нет! И все, знаете, насчет этих деликатных обстоятельств… бестия!
Так вот оно как. Мы,
русские, с самого Петра I усердно"
учим по-немецку"и все никакого случая поймать не можем, а в Берлине уж и теперь"случай"предвидят, и, конечно, не для того, чтоб читать порнографическую литературу г. Цитовича,
учат солдат"по-русску". Разумеется, я не преминул сообщить об этом моим товарищам по скитаниям, которые нашли, что факт этот служит новым подтверждением только что формулированного решения: да, Берлин ни для чего другого не нужен, кроме как для человекоубивства.
Больше всего она говорила о том, что людей надо
учить, тогда они станут лучше, будут жить по-человечески. Рассказывала о людях, которые хотели научить
русский народ добру, пробудить в нём уважение к разуму, — и за это были посажены в тюрьмы, сосланы в Сибирь.
— Полегче, молодец, полегче! За всех не ручайся. Ты еще молоденек, не тебе
учить стариков; мы знаем лучше вашего, что пригоднее для земли
русской. Сегодня ты отдохнешь, Юрий Дмитрич, а завтра чем свет отправишься в дорогу: я дам тебе грамоту к приятелю моему, боярину Истоме-Туренину. Он живет в Нижнем, и я прошу тебя во всем советоваться с этим испытанным в делах и прозорливым мужем. Пускай на первый случай нижегородцы присягнут хотя Владиславу; а там… что бог даст! От сына до отца недалеко…
Кроме того, чему Аню
учили французские учителя и дьячок
русской посольской церкви, она немало сделала для себя и сама.
— В таком случае поедемте мы с вами в Париж, потому что я последними деньгами решительно хочу сама распорядиться и даже думаю остаться совсем в Париже, где сумею найти себе работу: я могу
учить музыке, танцам,
русскому языку и сидеть даже за конторкой купеческой.
Неизвестные слова я записывал особо; потом словесный перевод, всегда повторенный два раза, писал на бумаге; при моей свежей памяти, я, не
уча, всегда знал наизусть на другой же день и французский оригинал, и
русский перевод, и все отдельно записанные слова.
— Не знаю, того-этого, посоветовали, да все равно не выучил. Пока
учу, ничего, как будто идет, а начну думать, так, батюшки мои: русские-то слова все итальянские и вышибли. Искал я, кроме того, как по-итальянски «того-этого», да так и не нашел, а без «того-этого» какой же, того-этого, разговор?
А как приспеет время учити того царевича грамоте, и в учители выбирают учительных людей, тихих и не бражников; а писать
учить выбирают из посольских подьячих; а иным языком, латинскому, греческого, немецкого, и никоторых, кроме
русского, научения в российском государстве не бывает…
Большинство артистов не может также похвастаться исполнением того важного условия, о котором сказано выше, именно верным, художественным чтением. Давно жалуются, что будто бы с
русской сцены все более и более удаляется это капитальное условие. Ужели вместе с декламацией старой школы изгнано и вообще уменье читать, произносить художественную речь, как будто это уменье стало лишнее или не нужно? Слышатся даже частые жалобы на некоторых корифеев драмы и комедии, что они не дают себе труда
учить ролей!
Маня Мендель приобрела манеры и внешний лоск ее матери; ее
учили языкам, истории и еще кое-чему
русские учителя, но и только.
Учила их гувернантка из
русских.
Дядя написал ее своей рукой, в двух экземплярах, французскими и
русскими буквами, с означением всех тончайших словоударений; он сам
учил моего брата произношению с удивительным терпением и, говорят, довел его выговор, во всех певучих интонациях языка, до изумительного совершенства.
— Нет, постойте! — перебил Полояров. — Я вам спою штуку! Играй-ко, пане-брате, помнишь, я
учил тебя онамедни, на голос: «Я посею ль, молода-младенька». Слыхали вы, господа,
русскую марсельезу?
Воспитанье давали ей обыкновенное для того времени — наняты были француженка, немка, учительница музыки, учительница пения, а
русскому языку,
русской истории и закону Божию велели
учить уволенному за пьянство из соседнего села дьякону.
У Наташи бонна немка. Гувернантка француженка… Учитель музыки, учитель танцев. Из ближнего губернского города наезжают по три раза в неделю…
Русской грамматике, истории, арифметике
учит учительница из женской губернской гимназии. За тою Андрей ежедневно ездит в город: привозит и отвозит назад, благо недалеко, верст десять туда и обратно.
По-английски я стал учиться еще в Дерпте, студентом, но с детства меня этому языку не
учили. Потом я брал уроки в Петербурге у известного учителя, которому выправлял
русский текст его грамматики. И в Париже в первые зимы я продолжал упражняться, главным образом, в разговорном языке. Но когда я впервые попал на улицы Лондона, я распознал ту давно известную истину, что читать, писать и даже говорить по-английски — совсем не то, что вполне понимать всякого англичанина.
Когда мы к 1 сентября собрались после молебна, перед тем как расходиться по классам, нам, четвероклассникам,объявил инспектор, чтобы мы, поговорив дома с кем нужно, решили, как мы желаем учиться дальше: хотим ли продолжать учиться латинскому языку (нас ему
учили с первого класса) для поступления в университет, или новому предмету, «законоведению», или же ни тому, ни другому. «Законоведы» будут получать чин четырнадцатого класса; университетские — право поступить без экзамена, при высших баллах; а остальные — те останутся без латыни и знания
русских законов и ничего не получат; зато будут гораздо меньше учиться.
Начиная с Гоголя
русская литература становится учительной, она ищет правды и
учит осуществлению правды.
И детей будет сама
учить — и
русскому, и когда надобность будет, так и арифметике и географии.
Он ходил к ним больше года, студентом четвертого курса, лет шесть тому назад,
учил ее
русским предметам, давал ей всякие книжки. Матери ее он не понравился: раза два от него пахло вином… Только у него Тася и занималась как следует. Он ей принес Островского… И сам читал купеческие сцены пресмешно, и рассказы Слепцова хорошо читал… Что ж! Она не боится встречи с ним здесь, в этой столовой… Он все поймет…
Их чувства, надо полагать, были еще тоньше, а понимание острее, а потому они сделают, что им следовало сделать, т. е. они сначала избавят свое образцовое воспитательное заведение от француза, который вместо того, чтобы приготовлять из питомцев «
русских людей»,
учил их, что называется, «на собак лаять», а потом поставят на его место лучшего воспитателя.
Пока Петр Федорович жил в Голштинии ребенком и была надежда, что он вступил на
русский престол, его
учили закону Божию у иеромонаха греческой церкви, но по вступлении Анны Иоанновны на престол, надежда эта рушилась и к Петру был приставлен пастор для обучения «лютеранской догме».
Был вчера у немцев, но у них не то, что у
русских: к веревкам хотя и приценивались, но, покупая, требовали непременного свидетельства в том, что на них вешались, вследствие чего торговал плохо. Только и торговли было, что продал за целковый аршин какому-то сапожнику, да и тот купил эту веревку не для игры, а чтобы
учить своих учеников уму-разуму.
— А я, напротив, думаю, что подданный должен ответствовать своему государю на том языке, на котором вернее может мысли свои объяснить:
русский же язык я
учу с малолетства…
— Нет, не
учат, и по очень простой причине, что сами этого не знают… Они наемники и самый лучший из них не знает нас, не знает нашего характера, не знает России, а образовывает детей по-своему, по-заграничному. И вот, выросши, барчук становится не то
русским, не то иностранцем, не разберешь. Своего отечества не знает… Какой же он верный сын своей матери — России?
— Ванюшку
учите добру, порядку и хозяйству; пожалуй,
учите и наукам, да только таким, какие пригодны купцу. По мне, довольно бы грамоте
русской и арифметике, да не моя воля!.. А воля-то, словно Божья, нагрянула на меня от матушки Екатерины Алексеевны. Премудрая была, дай ей Господи царствие небесное! Она это дело знала лучше меня. Сама из уст своих приказала.
Потом, в жизни, каждый
русский человек сваливает почти все свои неудачи, нелепости, промахи на то, что у нас называется"средою", а разбери хорошенько, и выйдет, что пострадал он от того, что не
учили его с детства определять толково и ясно, что такое стол.
Из мощной
русской груди раздался отрадный крик: «Не ей нас
учить!»
Густав, прочтя описание последних дней жизни своего дяди, возненавидел Карла и просился немедленно в
русскую службу. Следствием этого прошения был вызов его в Москву. Здесь нашел он многих соотечественников своих из лучших фамилий, снискивавших себе пропитание разными искусствами. Иные давали уроки танцевания, другие
учили чистописанию, языкам и математике. Несколько приятелей своих застал он в разрисовке стекол для подмосковного села Покровского.
Мудрость
русского народа
учит в этой пословице, что к несчастью человека нельзя относиться со своей меркой, что его надо мерить меркой того, кого постигло то или другое несчастье.
Мать его, дочь довольно известного
русского литератора двадцатых годов, в первые годы его детства сама
учила его всему, чему училась в одном петербургском институте, из которого вышла с шифром, и, что всего важнее, умела внушить ему любовь к добру, правде и чести.
Этому
учат весь
русский народ.
Представим себе
русских, или англичан, или китайцев, или индусов, или даже диких на островах, и мы увидим, что у всякого народа всегда есть свои правила жизни, свой закон жизни, и что потому, если учитель
учит новому закону жизни, то он этим самым учением разрушает прежний закон жизни; не разрушая его, он не может
учить.