Неточные совпадения
Это был представитель большинства уроженцев
универсального Петербурга и вместе
то, что называют светским человеком.
Марксизм действительно склонен отрицать
то, что называют общечеловеческой,
универсальной моралью, он отрицает моральное единство человечества.
Человеческий мир распадается на части, и вместе с
тем мы вступаем в
универсальную эпоху.
Оригинальность современного коллективизма заключается лишь в
том, что он хочет произвести
универсальную, всеобщую коллективную совесть, мнение, мышление и оценку людей, а не проявление разнообразных группировок.
Моральное противоречие заключалось в
том, что Маркс осудил капиталистический строй с точки зрения общечеловеческой,
универсальной морали, осудил его за бесчеловечность, за превращение человека в вещь.
В таком направлении русской мысли была
та правда, что для русского сознания основная
тема —
тема о Востоке и Западе, о
том, является ли западная культура единственной и
универсальной и не может ли быть другого и более высокого типа культуры?
И
тем не менее моя
универсальная по своему духу мысль, наиболее ценимая на Западе, заключает в себе русскую проблематику, она родилась в русской душе.
Французы убеждены в
том, что они являются носителями
универсальных начал греко-римской цивилизации, гуманизма, разума, свободы, равенства и братства.
Но эти русские идеи были вместе с
тем идеями
универсальными.
Было что-то неожиданное в
том, что человек такой необыкновенной утонченности, такой
универсальной культуры народился в России.
Это определяется
тем, что познает не трансцендентальный субъект, не
универсальный разум, как учил германский идеализм, а конкретный человек с известной душевной структурой, с зависимостью от социальных отношений людей.
А так как он был человек с фантазиями и верил в чудодейственные
универсальные средства,
то нам пришлось испытать на себе благодетельное действие аппретур на руках, фонтанелей за ушами, рыбьего жира с хлебом и солью, кровоочистительного сиропа Маттеи, пилюль Мориссона и даже накалывателя некоего Боншайта, который должен был тысячью мелких уколов усиливать кровообращение.
Вместе с
тем эта культура представлялась им
универсальной и единственной, весь же остальной мир варварским.
Это совершенно
та же проблема о конфликте частного, личного с общим,
универсальным,
то же возвращение билета Богу.
Знание потому есть жизнь самого бытия, и потому в самом бытии происходит
то, что происходит в знании, потому так, что в познающем субъекте и в познаваемом объекте, в мышлении и в бытии живет и действует
тот же
универсальный разум, Логос — начало божественное, возвышающееся над противоположностями.
Мы утверждаем, что дано непосредственно
универсальное бытие, а не
то бытие, которое ограничивается кругом наших субъективных состояний, замкнутым кругом индивидуальных состояний нашего сознания.
Поэтому опасность психологизма и антропологизма остается лишь для
тех, которые не в силах совершить
того акта самоотречения, через который человек приобщается к
универсальному разуму.
Индивидуалистический эмпиризм полагает, что весь опыт есть мое субъективное состояние, в
то время как
универсальный эмпиризм Лосского видит в опыте саму живую действительность в ее необъятности.
Вдумайтесь в смысл этого выражения, и вы увидите, что «обуздание» совсем не равносильно
тому, что на местном жаргоне известно под именем «подтягивания», и что действительное значение этого выражения гораздо обширнее и
универсальнее.
Что из
того, что лишь толщиною ножа отделены мы от другой стороны Нулевого Утеса. Нож — самое прочное, самое бессмертное, самое гениальное из всего, созданного человеком. Нож — был гильотиной, нож —
универсальный способ разрешить все узлы, и по острию ножа идет путь парадоксов — единственно достойный бесстрашного ума путь…
Другие мнят отыскать в наших лабораториях
универсальное лекарство, способное удержать наше тело от тления; но масоны нисколько
того не желают, ибо с уверенностью ждут жизни духа без телесной оболочки.
Стоит усвоить эту великую истину, и все решено: вся задача сводится к
тому, чтобы изобрести такую
универсальную машину, которой нужен только свободный человек, понимаете?
Распаковывание происходило все в
той же оранжерее, и принимали в нем участие: сам Александр Семенович, его необыкновенной толщины жена Маня, кривой бывший садовник бывших Шереметевых, а ныне служащий в совхозе на
универсальной должности сторожа, охранитель, обреченный на житье в совхозе, и уборщица Дуня.
(64) Статья «Собеседника» заимствована, конечно, из «Письмовника», первое издание которого, под именем «
Универсальной грамматики», вышло еще в 1769 году. Там статья эта носит название: «Повесть о
том, как некоего юношу друзья его уверили, что он ослеп». Помещена она (см. пятое издание, 1793) там под № 234, тотчас после знаменитой в свое время «Потешной повести о педанте», которая одна даже могла бы дать понятие о нравах
того общества, в котором печатались и имели успех подобные вещи.
Шло это, яко
тому обычай есть и как пишется в
универсальной книге, иже глаголется Прохладный вертоград: «Как лето сканчевается, а осень приближается, тогда вскоре моровое поветрие начинается.
Она есть
та универсальная инстинктивно-бессознательная или сверхсознательная душа мира, anima mundi, которая обнаруживается в вызывающей изумление целесообразности строения организмов, бессознательных функциях, инстинктах родового начала.
В этом своеобразная парадоксия религиозного восприятия: будучи из всех жизненных актов наиболее индивидуальным, лично выстраданным, лично обусловленным, оно в
то же время оказывается и наиболее
универсальным — явный знак
того, что между индивидуальным и
универсальным нет противоположности; истинно индивидуальное и есть истинно
универсальное, или же наоборот, истинно
универсальное существует и познается лишь как индивидуальное.
Действительно, попытка исчерпать содержание религии логическим анализом общих понятий приводит ее к иссушению и обескровлению — таковы «естественные» или философские религии, пафос которых и состоит во вражде ко всему конкретно-историческому (вспомним Толстого с его упорным стремлением к абстрактно
универсальной религии: «Круг чтения» и под.); между
тем живая религия стремится не к минимуму, но к максимуму содержания.
Эту
универсальную природу религии часто не понимают социологи, которые полагают, что человечество социализируется политическим, правовым, хозяйственным общением, и не замечают при этом, что ранее, чем возникают все эти частные соединения, для
того чтобы они стали возможны, человечество уже должно быть скреплено и цементировано религией, и если народность есть естественная основа государства и хозяйства,
то самая народность есть прежде всего именно вера.
Религия представляет собой настолько
универсальный факт человеческой жизни, что просто его отрицать никому невозможно; если и скажут, что религия не может в настоящее время считаться свойственной в одинаковой мере всему человечеству,
то ведь не надо забывать, что этот же аргумент еще в большей степени применим к эстетике, этике, даже науке.
Поэтому и эволюция в своих естественных пределах неприкосновенна и ненарушима, поскольку каждый несет в себе закон своего бытия и свершения, но в
то же время она не может быть признана
универсальным и верховным законом бытия.
В
то время как национальное, народное входит в конкретно-универсальное, как входят все ступени индивидуализации, национализм не только враждебен универсализму, но и разрушает его.
И вместе с
тем личность есть универсум, она наполняется
универсальным содержанием.
Если представить себя наделенным высшими
универсальными качествами ума, гения, красоты, благостности, святости, но при смещении экзистенциального центра, с перенесением центра тяжести «я» в
универсальные качественные начала,
то это все равно как если бы «я» наделяло этими качествами другое существо, другого видело таким.
Универсальное и
тем менее общее не есть самостоятельное существо, оно находится в единичных существах, in rebus по старой терминологии.
Когда человек безличен и в нем не раскрывается никакое
универсальное содержание,
то порабощение разного рода объективациями дает ему ощущение наполненности.
Тайна соединения Единого и множественного,
универсального и сингулярного в личности Христа совсем невыразима в
той формуле, что Христос есть всеединство.
Личное в человеке есть как раз
то, что в нем не общее с другими, но в этом не общем заключена потенция
универсального.
Отсюда
универсальное значение для жизни труда и вместе с
тем двойственное его значение.
У стоиков пневма, отождествляемая с логосом, есть
универсальное начало, разумное и вместе с
тем телесное.
Универсальное в отличие от общего существует,
универсальное конкретно, в
то время как общее абстрактно.
При этом субъективный и личный дух обыкновенно понимают психологически, в
то время как объективный и
универсальный дух понимают онтологически.
Действие Духа Божьего на дух человеческий совсем не означает присутствия объективного и
универсального духа, а означает преодоление противоположности между личным и
универсальным, между субъективным и
тем, что представляется объективным.
Когда признают сущим лишь сообразное с
универсальными законами разума,
то встречаются не с сущим, а лишь с мыслимым.
Реальность универсалий означала реальность общего и отвлеченного, присутствие в вещах
того, что утверждается в понятиях, имеющих
универсальное значение.
Одиночество не есть отчужденность от космоса — оно может быть лишь симптомом
того, что личность переросла данные состояния других и ее
универсальное содержание не признается еще другими.
Распавшийся мир новой истории, находящийся в состоянии кровавой борьбы наций, классов и отдельных людей, одержимый подозрительностью и злобой, разными путями стремится к
универсальному единству, к преодолению
того исключительного национального обособления, которое довело нации до падения и разложения.