Неточные совпадения
Не забудем, что летописец преимущественно ведет речь о так называемой черни, которая и доселе считается стоящею как бы вне пределов истории. С одной стороны, его
умственному взору представляется
сила, подкравшаяся издалека и успевшая организоваться и окрепнуть, с другой — рассыпавшиеся по углам и всегда застигаемые врасплох людишки и сироты. Возможно ли какое-нибудь сомнение насчет характера отношений, которые имеют возникнуть из сопоставления стихий столь противоположных?
С умом у него дружно шло рядом и билось сердце — и все это уходило в жизнь, в дело, следовательно, и воля у него была послушным орудием
умственной и нравственной
сил.
А пока люди стыдятся этой
силы, дорожа «змеиной мудростью» и краснея «голубиной простоты», отсылая последнюю к наивным натурам, пока
умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.
А у него этого разлада не было. Внутреннею
силою он отражал внешние враждебные притоки, а свой огонь горел у него неугасимо, и он не уклоняется, не изменяет гармонии ума с сердцем и с волей — и совершает свой путь безупречно, все стоит на той высоте
умственного и нравственного развития, на которую, пожалуй, поставили его природа и судьба, следовательно, стоит почти бессознательно.
— Для меня? Не менее, чем для тебя. Это постоянное, сильное, здоровое возбуждение нерв, оно необходимо развивает нервную систему (грубый материализм, замечаем опять мы с проницательным читателем); поэтому
умственные и нравственные
силы растут во мне от моей любви.
— Конечно, мой милый. Мы говорили, отчего до сих пор факты истории так противоречат выводу, который слишком вероятен по наблюдениям над частною жизнью и над устройством организма. Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в
умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию. Это объяснение достаточное. Но вот другой такой же случай. По размеру физической
силы, организм женщины гораздо слабее; но ведь организм ее крепче, — да?
— А энергия работы, Верочка, разве мало значит? Страстное возбуждение
сил вносится и в труд, когда вся жизнь так настроена. Ты знаешь, как действует на энергию
умственного труда кофе, стакан вина, то, что дают они другим на час, за которым следует расслабление, соразмерное этому внешнему и мимолетному возбуждению, то имею я теперь постоянно в себе, — мои нервы сами так настроены постоянно, сильно, живо. (Опять грубый материализм, замечаем и проч.)
Труд этот, состоявший преимущественно из мелких домашних послуг, не требовавших ни
умственной, ни даже мускульной
силы («Палашка! сбегай на погреб за квасом!» «Палашка! подай платок!» и т. д.), считался не только легким, но даже как бы отрицанием действительного труда.
Сначала Белогубов как-то ежился перед Жадовым и признавал какую-то
силу в его
умственном превосходстве.
Затем, с четырех лет он принялся проделывать на Луше все входившие в моду педагогические новинки: читать Луша училась по звуковому методу, играла по Фребелю, развивала свои
умственные и нравственные
силы по Песталоцци и т. д.
Ни малейшей черты ни
умственной, ни душевной
силы не являло его добродушное, но безжизненное лицо.
— Да, да, — тихий! Мы все живём в тихом бунте против
силы, влекущей нас прочь от родного нам, наша болезнь — как это доказано одним великим умом — в разрыве
умственной и духовной сущности России, горе нашей души в том, что она сосуд, наполняемый некой ядовитой влагой, и влага эта разъедает его! О, несчастная Русь!
Вы, Дмитрий Яковлевич, от рождения слабы физическими
силами; в слабых организациях часто
умственные способности чрезвычайно развиты, но почти всегда эдак вкось, куда-нибудь в отвлеченье, в фантазию, в мистицизм.
С физической стороны, оглушение причиняет боль — это правда. Но с нравственной оно успокоивает и сберегает слишком легко издерживающиеся
силы. Да разве необходимо, чтоб оглушение имело характер непременно физический? разве невозможно оглушение
умственное и нравственное?
В то время требовались необыкновенные способности
умственные, чтобы верно угадать и определить
силу и значение новых элементов, вторгавшихся в народную жизнь; требовалась и чрезвычайная
сила характера, чтобы твердо ступить на новую дорогу и неуклонно идти по ней.
Все эти факты убеждают нас, что тогдашним административным и правительственным деятелям действительно чуждо было, по выражению г. Устрялова («Введение», стр. XXVIII), «то, чем европейские народы справедливо гордятся пред обитателями других частей света, — внутреннее стремление к лучшему, совершеннейшему, самобытное развитие своих
сил умственных и промышленных, ясное сознание необходимости образования народного».
Рассмотрение этой темной стороны приводит его к заключению, что «нигде положение дел не представляло столь грустной и печальной картины, как в нашем отечестве» (стр. XXII), и что «Россия, невзирая на благотворное развитие основных элементов своих, далеко не достигла той цели, к которой стремились все государства европейские и которая состоит в надежной безопасности извне и внутри, в деятельном развитии нравственных,
умственных и промышленных
сил, в знании, искусстве, в смягчении дикой животной природы, одним словом — в том, что украшает и облагороживает человека» (стр. XXV).
Общество в самых дремлющих его слоях получило могущественный нравственный толчок, и усиленная
умственная деятельность, воспрянув от долгого сна, закипела на всем необъятном пространстве России; все живые
силы народа устремились на служение великому делу родного просвещения и совершенствования.
А между тем тот же г. Жеребцов в других местах выражает пренебрежение к практическим улучшениям и хлопочет почти исключительно о высоком развитии
умственных и нравственных
сил.
Привыкнув подчинять мои поступки разуму и не доверяя прочности минутного увлечения, я, со всею
силою воли, с лишком два месяца предавался усиленным занятиям, и хозяйственным, и
умственным, стараясь затмить очаровательный образ вашей дочери; но, наконец, убедился, что это невозможно, что судьба моя решена.
Венеровский(к Любочке).Теперь с этой госпожой покончено. Перестаньте и вы, миленькая. Я снисходителен всегда к людям с слабыми
силами и
умственными способностями, и это очень естественно, потому что я насквозь вижу все их стремленьица. Но когда идут мне наперекор, то я имею привычку сломать то, что мне мешает. Вам хочется показать, что вы имеете волю. Это похвально и человечно, но надо, чтобы цель была разумна.
Опираясь на эти исследования, мы уже смело можем сказать теперь, что естественное, правильное, здоровое развитие всех
сил организма гораздо более значит для
умственной деятельности, нежели всевозможные искусственные внушения.
«В
силу общего антагонизма между деятельностями более простых и более сложных способностей следует, — уверяет он, — это преобладание низшей
умственной жизни мешает высшей
умственной жизни.
Разумеется, для человечества, насколько оно живет в плоскости ума, а следовательно, до известной степени обречено на науку и философию, должна иметь
силу этика ума, существует обязанность логической честности, борьбы с
умственной ленью, добросовестного преодоления преодолимых трудностей, но религиозно перед человеком ставится еще высшая задача — подняться над умом, стать выше ума, и именно этот путь указуют люди христианского, религиозного подвига [На основании сказанного определяется и наш ответ на вопрос о «преображении разума», поставленный кн.
И ум растерянно крутится над этой мешаниной, старается
умственным, логическим путем создать хоть какое-нибудь единство, «идеей» обуздать ползущие врозь
силы.
Ведь в этих лошадиных головках он весь целиком, со всею
силою своих идеалов и
умственных запросов…
Падала вера в
умственные свои
силы и способности, рядом с этим падала вера в жизнь, в счастье. В душе было темно. Настойчиво приходила мысль о самоубийстве. Я засиживался до поздней ночи, читал и перечитывал «Фауста», Гейне, Байрона. Росло в душе напыщенное кокетливо любующееся собою разочарование. Я смотрелся в зеркало и с удовольствием видел в нем похудевшее, бледное лицо с угрюмою складкою у края губ. И писал в дневнике, наслаждаясь поэтичностью и
силою высказываемых чувств...
Теперь каждый вечер, выучив наскоро уроки, я садился за Бокля (начал его с первой страницы), закуривал и наслаждался
силою умственной работы, и что вот я какую читаю книгу — Бокля! — как будто уже студент, и что табачный пепел падает на книгу (Некрасов...
У женщины же дело не в уме, не в ее «малом
умственном хозяйстве», которое Толстой ставит очень невысоко, а в могучей и огромной
силе иррационального чувствования.
По разъяснению г. А. Георгиевского, это должно было идти так, что «дело самосознания каждая местность должна совершить собственными средствами, чрез посредство своей местной литературы, ибо централизация
умственной деятельности есть явление ненормальное и вредное, которое парализует жизнь остальных частей, стягивая все
силы к одному пункту» (ibid., III).
Вся война была одним сплошным рядом такого рода катастроф. Выяснялось с полною очевидностью, что для победы в современной войне от солдата прежде всего требуется не
сила быка, не храбрость льва, а развитый, дисциплинированный разум человека. Этого-то у русского солдата и не оказалось. Поразительно прекрасный в своем беззаветном мужестве, в железной выносливости, — он был жалок и раздражающ своей некультурностью и
умственною мешковатостью.
Привычка создала вторую натуру: у него выработался взгляд на женщин по встреченным образцам, и этот взгляд, в
силу умственного убожества князя Владимира, стал его взглядом на женщин вообще.
Насладившись всецело чувством высокого, чистого наслаждения — быть вместе с любимой женщиной, он перешел к разрушающему анализу, в
силу которого его
умственному взору стали представляться картины мрачного будущего.
Вернувшись домой, Осип Федорович, обдумав свое поведение за истекший вечер, ужаснулся сам своего увлечения и решил не идти к баронессе. Он старался всеми
силами забыть ее соблазнительный образ, с такою ясностью восставший перед его
умственными очами.
Петербург в то время все более и более стягивал к себе все
умственные и деятельные
силы; на берегах Невы развивалось что-то похожее на европейскую жизнь, а с нею и администрация принимала другие формы. Петербург строился, учился, торговал с иноземцами — все кипело там новою жизнью, а старушка-Москва была забыта, как деревня богатого помещика, выехавшего из нее навсегда и вспоминающего о ней иногда, при случае, когда приказчик напомнит.
Если вы читали, что писал Жаколио или пишет о загадочных вещах наша соотечественница Рада-Бай, то вы, может быть, прислушались к тому, что она повествует о «психической
силе» у индусов и о зависимости этой
силы от «
умственного настроения».
Третьи историки, называющиеся историками культуры, следуя по пути, проложенному общими историками, признающими иногда писателей и дам
силами, производящими события, еще совершенно иначе понимают эту
силу. Они видят ее в так называемой культуре, в
умственной деятельности.
Революция дала санкцию экономическому парадоксу, в
силу которого труд материальный получил такие преимущества перед трудом
умственным, духовным.
Между тем под понятием этим разумеются различными историками совершенно различные, и вовсе неравные видимому движению,
силы. Одни видят в нем
силу, непосредственно присущую героям, как мужик чорта в паровозе; другие, —
силу производную из некоторых других
сил, как движение колес; третьи, —
умственное влияние, как относимый дым.