Неточные совпадения
— Помните вы его
трагический вопль о необходимости «делать огромные усилия ума и совести для того, чтоб построить
жизнь на явной лжи, фальши и риторике»?
— Да, это — закон: когда
жизнь становится особенно
трагической — литература отходит к идеализму, являются романтики, как было в конце восемнадцатого века…
Артиста этого он видел на сцене театра в царских одеждах
трагического царя Бориса, видел его безумным и страшным Олоферном, ужаснейшим царем Иваном Грозным при въезде его во Псков, — маленькой, кошмарной фигуркой с плетью в руках, сидевшей криво на коне, над людями, которые кланялись в ноги коню его; видел гибким Мефистофелем, пламенным сарказмом над людями, над
жизнью; великолепно, поражающе изображал этот человек ужас безграничия власти.
— Даже. И преступно искусство, когда оно изображает мрачными красками
жизнь демократии. Подлинное искусство — трагично.
Трагическое создается насилием массы в
жизни, но не чувствуется ею в искусстве. Калибану Шекспира трагедия не доступна. Искусство должно быть более аристократично и непонятно, чем религия. Точнее: чем богослужение. Это — хорошо, что народ не понимает латинского и церковнославянского языка. Искусство должно говорить языком непонятным и устрашающим. Я одобряю Леонида Андреева.
Она рвалась к бабушке и останавливалась в ужасе; показаться ей на глаза значило, может быть, убить ее. Настала настоящая казнь Веры. Она теперь только почувствовала, как глубоко вонзился нож и в ее, и в чужую, но близкую ей
жизнь, видя, как страдает за нее эта
трагическая старуха, недавно еще счастливая, а теперь оборванная, желтая, изможденная, мучающаяся за чужое преступление чужою казнью.
В прошлом были
трагические конфликты, которые зависели от бедности и необеспеченности
жизни, от предрассудков сословий и классов, от несправедливого и унизительного социального строя, от отрицания свободы.
Народ и государственность в ослепительно талантливой литературе Розанова так же отличается от народа и государственности в
жизни, как прекраснодушная война его книги отличается от
трагической войны, которая идет на берегах Вислы и на Карпатах.
Более справедливый и более усовершенствованный социальный строй сделает человеческую
жизнь более
трагической, не внешне, а внутренне
трагической.
Принятие войны есть принятие
трагического ужаса
жизни.
Цель
жизни народов — не благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и
трагическое переживание своей исторической судьбы.
Не потому ли, что, кроме фабулы, в этом
трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над
жизнью?
Я всегда был очень восприимчив к
трагическому в
жизни.
Он стоит за
трагический реализм
жизни против неподвижного идеализма славянофилов.
Не так еще давно одна добровольно следовавшая жена приходилась на 30 преступников, в настоящее же время присутствие женщин свободного состояния стало типическим для колонии, и уже трудно вообразить, например, Рыковское или Ново-Михайловку без этих
трагических фигур, которые «ехали
жизнь мужей поправить и свою потеряли».
Через нее Нюрочка мало-помалу разузнала всю подноготную заводской
жизни, а в том числе и
трагическую историю Аграфены до убийства духовного брата Конона включительно.
Рогнеда Романовна не могла претендовать ни на какое первенство, потому что в ней надо всем преобладало чувство преданности, а Раиса Романовна и Зоя Романовна были особы без речей. Судьба их некоторым образом имела нечто
трагическое и общее с судьбою Тристрама Шанди. Когда они только что появились близнецами на свет, повивальная бабушка, растерявшись, взяла вместо пеленки пустой мешочек и обтерла им головки новорожденных. С той же минуты младенцы сделались совершенно глупыми и остались такими на целую
жизнь.
Мне казалось, что бедная брошенная сиротка, у которой мать была тоже проклята своим отцом, могла бы грустным,
трагическим рассказом о прежней своей
жизни и о смерти своей матери тронуть старика и подвигнуть его на великодушные чувства.
Замечание это вывело на сцену новую тему:"привычка к трагедиям". Какого рода влияние оказывает на
жизнь"привычка к трагедиям"? Облегчает ли она жизненный процесс, или же, напротив того, сообщает ему новую
трагическую окраску, и притом еще более горькую и удручающую? Я был на стороне последнего мнения, но Глумов и Очищенный, напротив, утверждали, что только тому и живется легко, кто до того принюхался к
трагическим запахам, что ничего уж и различить не может.
Прибавлять больше нечего. Нечего говорить и распространяться о всей глубине
трагического в этом факте, о загубленной еще смолоду
жизни под таким ужасным обвинением. Факт слишком понятен, слишком поразителен сам по себе.
Кончилось все это для меня тем, что я здесь впервые в
жизни ощутил влияние пиршества, в питье дошел до неблагопристойной потребности уснуть в чужом доме и получил от Трубицына кличку «Филимон-простота», — обстоятельство ничтожное, но имевшее для меня, как увидите, самые
трагические последствия.
Я сам не оптимист, и все человеческое, вся наша
жизнь, вся эта комедия с
трагическим концом не представляется мне в розовом свете; но зачем навязывать именно Западу то, что, быть может, коренится в самой нашей человеческой сути?
— Ну так знайте, что эту встречу вы не раз в
жизни своей вспомните… Это наша будущая великая
трагическая актриса. Я вчера только окончательно убедился в этом… Не забудьте же — Ермолова.
За ваши посещения жены моей приношу мою искреннюю благодарность. О, как вы глубоко подметили, что она от своего доброго, детского взгляда на
жизнь неизлечима. Десять лет я будил и бужу в ней взгляд взрослой женщины и не могу добудиться, и это одна из
трагических сторон моей
жизни.
Кулаков честный человек — не вор, и потому честный эконом Бобров уважал Кулакова при
жизни и скорбел о его
трагической кончине.
— Что я буду делать? Окончу мою большую статью — вы знаете — о
трагическом в
жизни и в искусстве — я вам третьего дня план рассказывал — и пришлю ее вам.
— О
трагическом в
жизни и в искусстве, — повторил Рудин. — Вот и г. Басистов прочтет. Впрочем, я не совсем еще сладил с основной мыслью. Я до сих пор еще не довольно уяснил самому себе
трагическое значение любви.
Господствующие ныне в науке понятия о
трагическом играют очень важную роль не только в эстетике, но и во многих других науках (напр., в истории), даже сливаются с обиходными понятиями о
жизни. Поэтому я считаю неизлишним довольно подробно изложить их, чтобы дать основание своей критике. В изложении буду я строго следовать Фишеру, которого эстетика ныне считается наилучшею в Германии.
В поэзии автор считает необходимою обязанностью «выводить развязку из самой завязки»; в
жизни развязка часто совершенно случайна, и
трагическая участь может быть совершенно случайною, не переставая быть
трагическою.
Это введение понятия о судьбе в науку посредством эстетического воззрения на сущность
трагического было сделано с чрезвычайным глубокомыслием, свидетельствующим о великой силе умов, трудившихся над примирением чуждых науке воззрений на
жизнь с понятиями науки; но эта глубокомысленная попытка служит решительным доказательством того, что подобные стремления никогда не могут быть успешны: наука может только объяснить происхождение фантастических мнений полудикого человека, но не примирить их с истиною.
7)
Трагическое по понятиям нового европейского образования есть «ужасное в
жизни человека».
Прекрасное,
трагическое, комическое — только три наиболее определенных элемента из тысячи элементов, от которых зависит интерес
жизни и перечислить которые значило бы перечислить все чувства, все стремления, от которых может волноваться сердце человека.
Что можно найти
трагического в судьбе Карла Великого, Петра Великого, Фридриха II, в
жизни Лютера, Вольтера [самого Гегеля?].
6)
Трагическое не имеет существенной связи с идеею судьбы или необходимости. В действительной
жизни трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
кажется, будет совершенно полным определением
трагического в
жизни и в искусстве.
Татьяна(как бы сама с собою). Дурное и тяжелое они изображают не так, как я его вижу… а как-то особенно… более крупно… в
трагическом тоне. А хорошее — они выдумывают. Никто не объясняется в любви так, как об этом пишут! И
жизнь совсем не трагична… она течет тихо, однообразно… как большая мутная река. А когда смотришь, как течет река, то глаза устают, делается скучно… голова тупеет, и даже не хочется подумать — зачем река течет?
Я напрасно старался узнать имя этого человека и подробности этого события: равнодушная и холодная Сибирь плохо хранит эти сведения, и память об этой когда-то, может быть, яркой
жизни и
трагической смерти замирает отголосками неясной легенды, связанной уже только со скалой, но не с человеком…
Она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в
жизни трагическое и… иногда запивала.
Не думай, чтобы недоумение перед смыслом человеческой
жизни и непонимание его представляло бы что-либо возвышенное или
трагическое. Недоумение человека, перед смыслом
жизни подобно недоумению человека, попавшего в общество, занятое чтением хорошей книги. Недоумение этого человека, не вслушивающегося или не понимающего то, что читают, и суетящегося среди занятых людей, представляет не нечто возвышенное и
трагическое, а нечто смешное, глупое и жалкое.
Без этого качества объективности вера совершенно теряла бы свой серьезный и трудный характер, свою суровость, которая всегда приносит
трагическую ломку
жизни героям веры: так не капризничают, так не переживаются минутные «настроения» раздраженной фантазии.
Жизнь пола в фактическом ее состоянии, как бы она ни протекала, имеет печать
трагической безысходности и антиномической боли (что и символизируется в трагедии любви — смерти: «Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда»).
Можно временно оставаться ниже трагедии, погружаясь в мещанское самодовольство, обманываясь цветами, растущими над бездной; однако никому не дано вовсе загородиться от
трагической стороны
жизни, с ней неизбежно встречается всякий, хотя бы пред лицом собственного умирания.
И когда тоска по
жизни в красоте с небывалой силой пробуждается в душе служителя искусства, в нем начинается
трагический разлад: художнику становится мало его искусства, — он так много начинает от него требовать, что оно сгорает в этой огненности его духа.
Жизнь пола с огненными ее антиномиями и
трагическими надрывами есть наиболее чувствительный барометр религиозной
жизни; здесь, в незримой миру интимности, совершаются победы и достижения, происходят поражения и срывы…
В отдельных случаях это приводит к
трагическим конфликтам между
жизнью пола и творчеством; особенно обречены на них творческие женщины, которым приходится выбирать между радостями семьи и творчеством, брать на себя иногда непосильное бремя «гетеризма» в безбрачии [Выразительный пример такого конфликта дает
жизнь С. В.
Прочный колокол неведения — и благословляющее утверждение бездн, «преодоление человека» — и санкция его упадочных инстинктов, великая любовь Заратустры — и нарочито разжигаемая им в себе жестокость, проповедь радости
жизни — и восхваление
трагического пристрастия к страданиям и ужасам — все это, конечно, можно психологически объяснить, но совершенно невозможно все это объединить в одно цельное, из «бронзы» отлитое жизнеотношение.
Перед нами вдруг как будто отдернулась какая-то завеса, мир потемнел, и из мрачных, холодных его глубин зазвучал железный голос судьбы. И вот сейчас, кажется, невидимые
трагические хоры в мистическом ужасе зачнут свою песню о жалком бессилии и ничтожестве человека, об его обреченности, о страшных силах, стоящих над
жизнью. Но… но трагедия на Элладе еще не родилась.
Но в Ницше хмеля
жизни нет. Отрезвевший взгляд его не может не видеть открывающихся кругом «истин». И вот он старается уверить себя: да, я не боюсь их вызывать, эти темные ужасы! Я хочу их видеть, хочу смотреть им в лицо, потому что хочу испытать на себе, что такое страх. Это у меня — только интеллектуальное пристрастие ко всему ужасному и загадочному… Вот оно, высшее мужество, — мужество
трагического философа! Заглянуть ужасу в самые глаза и не сморгнуть.
И через скорбь он познает основную истину
жизни — истину о высшем,
трагическом призвании человека.
Ведь страдания
трагического героя иллюстрируют все ту же безотрадную Силенову мудрость; трагедии великих трагиков, Эсхила и Софокла, кончаются гибелью героев и самым, казалось бы, безнадежным отрицанием
жизни.
Такое настроение прежде всего совершенно исключает
трагическое отношение к
жизни и неизбежности.