У них не было храмов, но у них было какое-то насущное, живое и беспрерывное единение с целым вселенной; у них не было веры, зато было
твердое знание, что когда восполнится их земная радость до пределов природы земной, тогда наступит для них, и для живущих, и для умерших, еще большее расширение соприкосновения с целым вселенной…
Но знание их было глубже и высшее, чем у нашей науки; ибо наука наша ищет объяснить, что такое жизнь, сама стремится сознать ее, чтоб научить других жить; они же и без науки знали, как им жить…» «У них не, было веры, зато было
твердое знание, что, когда восполнится их земная радость до пределов природы земной, тогда наступит для них, и для живущих и для умерших, еще большее расширение соприкосновения с целым вселенной» (Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. Л., 1983.
Неточные совпадения
Лежа на спине, он смотрел теперь на высокое, безоблачное небо. «Разве я не знаю, что это — бесконечное пространство, и что оно не круглый свод? Но как бы я ни щурился и ни напрягал свое зрение, я не могу видеть его не круглым и не ограниченным, и, несмотря на свое
знание о бесконечном пространстве, я несомненно прав, когда я вижу
твердый голубой свод, я более прав, чем когда я напрягаюсь видеть дальше его».
Я со всеми людьми имею только одно
твердое, несомненное и ясное
знание, и
знание это не может быть объяснено разумом — оно вне его и не имеет никаких причин и не может иметь никаких последствий».
— Право критики основано или на
твердой вере или на точном
знании. Я не чувствую твоих верований, а твои
знания, согласись, недостаточны…
Даже о точных основаниях крестьянской реформы он все еще как бы не приобрел окончательного и
твердого понятия и узнавал о них, так сказать, из года в год, приумножая свои
знания практически и невольно, а между тем сам был помещиком.
Все, в сущности, признают, что в основе
знания лежит нечто более
твердое, чем само
знание, все вынуждены признать, что доказуемость дискурсивного мышления есть нечто вторичное и зыбкое.
В бытии, а не в мышлении, оторванном от бытия, должно искать
твердых основ
знания.
Таким образом,
твердые первоосновы
знания не даются дискурсивным мышлением, их нужно искать в другом месте, вне рациональной дискурсии.
Все
твердые основы
знания, устраняющие опасности релятивизма и скептицизма, даны в церковном сознании, не в «сознании вообще» — призраке, выдуманном в кабинетах гносеологов, а в сознании церкви как сущего, как живой души мира, соединившейся с Логосом, в Софии.
Акт
знания не есть акт волевого избрания, [Школа Виндельбандта и Риккерта ошибочно усматривает в познании свободное избрание и тем этизирует гносеологию.] и потому акт
знания испытывается как что-то
твердое и обязательное, тут почва не колеблется.
«Поверив» в этот мир, мы стали «знать» его; от силы веры нашей в этот мир
знание наше этого мира стало обязательным и
твердым.
Мы пока ничего не утверждаем о
твердой «вере», первично испытываемой, лежащей в основе
знания, но констатируем, что вся твердость
знания в этой «вере» коренится.
Вечер. Легкий туман. Небо задернуто золотисто-молочной тканью, и не видно: что там — дальше, выше. Древние знали, что там их величайший, скучающий скептик — Бог. Мы знаем, что там хрустально-синее, голое, непристойное ничто. Я теперь не знаю, что там я слишком много узнал.
Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, — это вера. У меня была
твердая вера в себя, я верил, что знаю в себе все. И вот —
Заслуги Андреа перед правлением были неисчислимы. Из его головы целиком вышел гениально-мошеннический проект разорения первой компании предпринимателей, и его же
твердая, но незримая рука довела интригу до конца. Его проекты, отличавшиеся изумительной простотой и стройностью, считались в то же время последним словом горнозаводской науки. Он владел всеми европейскими языками и — редкое явление среди инженеров — обладал, кроме своей специальности, самыми разнообразными
знаниями.
Нет, осторожно и зорко осматривается он вокруг себя, долго думает над своим решением; хочет идти вперед, — но не скачками, а
твердой, медленной поступью, мало-помалу; стремится к
знанию, но избирает для себя предметы более к нему близкие, имеющие прямое отношение к его жизни.