Неточные совпадения
«Но могу ли я верить во всё, что исповедует церковь?» думал он, испытывая себя и придумывая всё то, что могло разрушить его теперешнее спокойствие. Он нарочно стал вспоминать те учения церкви, которые более всего всегда казались ему странными и соблазняли его. «Творение? А я чем же объяснял
существование?
Существованием? Ничем? — Дьявол и грех? — А чем я объясняю
зло?.. Искупитель?..
В природной органической жизни дух и плоть еще не дифференцированы, но означает это не высшее состояние духа, а элементарное его состояние, всегда связанное с тяжелой борьбой за
существование и
злым принуждением.
Война не есть источник
зла, а лишь рефлекс на
зло, знак
существования внутреннего
зла и болезни.
В мире не было ничего противуположнее славянам, как безнадежный взгляд Чаадаева, которым он мстил русской жизни, как его обдуманное, выстраданное проклятие ей, которым он замыкал свое печальное
существование и
существование целого периода русской истории. Он должен был возбудить в них сильную оппозицию, он горько и уныло-зло оскорблял все дорогое им, начиная с Москвы.
Посмотрите, как дети беззаботно и весело резвятся, всецело погруженные в свои насущные радости и даже не подозревая, что в окружающем их мире гнездится какое-то
злое начало, которое подтачивает миллионы
существований.
Единственным серьезным аргументом атеизма является трудность примирить
существование всемогущего и всеблагого Бога со
злом и страданиями мира.
Зло и страдание, ад в этом времени и этом мире обличает недостаточность и неокончательность этого мира и неизбежность
существования иного мира и Бога.
Когда отрицают
существование Бога на том основании, что мировая и человеческая жизнь полна
зла и страдания (проблема теодицеи), то в этом нет никакого интеллектуально-познавательного аргумента против
существования Бога, а есть лишь выражение страстного эмоционального состояния, заслуживающего, впрочем, большого сочувствия.
Понять смысл истории мира значит понять провиденциальный план творения, оправдать Бога в
существовании того
зла, с которого началась история, найти место в мироздании для каждого страдающего и погибающего.
Львов. А кто вас уполномочивал оскорблять во мне мою правду? Вы измучили и отравили мою душу. Пока я не попал в этот уезд, я допускал
существование людей глупых, сумасшедших, увлекающихся, но никогда я не верил, что есть люди преступные осмысленно, сознательно направляющие свою волю в сторону
зла… Я уважал и любил людей, но, когда увидел вас…
Мы их назвали мухаммеданами в науке, но не оставим при них этого названия, напоминающего пестрые и яркие картины Халифата и Алгамбры, их несравненно вернее можно назвать буддистами в науке [Буддисты принимают
существование за истинное
зло, ибо все существующее — призрак.
Ясно, что при обстоятельствах, менее благоприятных для спокойного саморазвития и самосовершенствования, при
существовании непосредственных враждебных столкновений с миром Станкевич не побоялся бы отстаивать свои убеждения и действовать против
злых в пользу добрых: в этом он умел находить, как мы видим, собственное наслаждение.
Страдания и смерть представляются человеку
злом только тогда, когда он закон своего плотского, животного
существования принимает за закон своей жизни.
Это узрение произойдет таинственным и теперь для нас непостижимым метафизическим актом, который положит конец совместному
существованию добра и
зла в их смешении и противопоставит благо, как бытие,
злу, как небытию.
Зло же есть акциденция, модус тварности, онтологическая иллюзия, нечто такое, чего могло бы и не быть, что обязано своим
существованием свободе и потому находится в относительной сфере противоположения свободы и необходимости.
Интеллектуального пристрастия к тому, что есть в бытии сурового, ужасающего,
злого, загадочного? — пристрастия, вытекающего из благоденствия, из бьющего через край здоровья, из полноты
существования?
Существование пролетариата есть несправедливость и
зло.
С этим связана и невозможность окончательно устранить государство в условиях нашего
существования, при наличии
злой, насильнической воли людей.
Зло в человеческом
существовании является не только в открытом виде, но и в обманном образе добра.
Существование классовых людей, примата класса над человеком есть великое
зло общества, и современного общества в особенности.
Второе добро есть добро райское, сверхдобро, оно уже по ту сторону здешнего различения между добром и
злом, и оно не допускает
существования наряду с собой ада.
Этика может быть совершенно равнодушной к проблеме
зла и нимало ей не мучиться, потому что она остается замкнутой и самодовольной в своих законах и нормах и верит, что «добро» всегда право по отношению к самому факту
существования «
зла».
Животная личность страдает. И эти-то страдания и облегчение их и составляют главный предмет деятельности любви. Животная личность, стремясь к благу, стремится каждым дыханием к величайшему
злу — к смерти, предвидение которой нарушало всякое благо личности. А чувство любви не только уничтожает этот страх, но влечет человека к последней жертве своего плотского
существования для блага других.
Зло в виде смерти и страданий видны человеку только, когда он закон своего плотского животного
существования принимает за закон своей жизни.
Не может не видеть человек, что
существование его личности от рождения и детства до старости и смерти есть не что иное, как постоянная трата и умаление этой животной личности, кончающееся неизбежной смертью; и потому сознание своей жизни в личности, включающей в себя желание увеличения и неистребимости личности, не может не быть неперестающим противоречием и страданием, не может не быть
злом, тогда как единственный смысл его жизни есть стремление к благу.
Но
зло остается самым проблематическим в человеческом
существовании.
Допущение свободы, из которой
зло, хотя и не путем причинности, из которой и творчество всякой новизны в мире, хотя тоже не путем причинности, есть не какая-то онтологическая и метафизическая доктрина, а интуитивное описание тайны, раскрывающейся в
существовании.
Не телеологическое понимание мировой жизни, которое всюду видит целесообразность, показывает
существование иного мира и Бога, а именно то, что мир во
зле лежит и полон страдания.
Законнический формализм беспощаден не только к
злым, к нарушившим закон, но он беспощаден и к страдающим, ибо с трудом допускает
существование безвинного страдания.
Существование в мире
зла есть парадокс для нашей духовной жизни.
Всякий человек, выходящий за пределы растительно-животного
существования, когда возрастает в нем сознание, не может не стать перед вопросом: откуда
зло и как принять жизнь, если
зло так велико?
Тогда только может быть постигнут источник
зла в мире и оправдан Бог в
существовании этого
зла.
— Я отравил ее
существование, обесславил, по ее понятиям, род Лихаревых, причинил ей столько
зла, сколько может причинить злейший враг, и — что же?
Признание
существования внутреннего
зла и ответственности за преступления означает признание подлинного бытия человеческой личности.
Женщина она была далеко не состоятельная, жила маленькой пенсией после покойного мужа, да доходом с небольшого имения в Тверской губернии, но
злые языки уверяли, что у Мавры Сергеевны спрятана кубышка с капитальцем, который она предназначает дать в приданое своей любимой дочке, но строго охраняет его
существование, чтобы не подумать, что сватаются не за красавицу Катиш (красавицей считала ее мать), а за кубышку.
Если и при
существовании законов, при страхе и угрозах,
злые намерения едва удерживаются, то когда бы отнята была и сия преграда, что тогда препятствовало бы людям решаться на
зло?