Неточные совпадения
Оценка есть путь познания так называемых наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в явлениях
природы, но и в явлениях психических и
социальных.
Человек оторван от
природы в старом смысле слова и погружен в замкнутый
социальный мир, какой мы видим в марксизме.
Подлинной реальностью, подлинной жизнью является борьба человека,
социального человека, со стихийными силами
природы и общества, т. е. экономика.
Человек остается существом целиком детерминированным
природой и
социальной средой.
Он признал их порождением
социальной неорганизованности, зависимости человека от стихийных сил
природы и общества.
Чистый внутренний трагизм является в том случае, когда обнаруживается безысходный трагизм любви, коренящийся в самой
природе любви, независимо от
социальной среды, в которой людям приходится жить.
Поистине проблемы, связанные с Индией, Китаем или миром мусульманским, с океанами и материками, более космичны по своей
природе, чем замкнутые проблемы борьбы партий и
социальных групп.
Социальный утопизм есть вера в возможность окончательной и безостановочной рационализации общественности, независимо от того, рационализована ли вся
природа и установлен ли космический лад.
— То есть не смешной, это ты неправильно. В
природе ничего нет смешного, как бы там ни казалось человеку с его предрассудками. Если бы собаки могли рассуждать и критиковать, то наверно бы нашли столько же для себя смешного, если не гораздо больше, в
социальных отношениях между собою людей, их повелителей, — если не гораздо больше; это я повторяю потому, что я твердо уверен, что глупостей у нас гораздо больше. Это мысль Ракитина, мысль замечательная. Я социалист, Смуров.
Дискурсивное развитие мысли имеет социологическую
природу, это есть организация познания в
социальной обыденности.
Огромная разница еще в том, что в то время как Руссо не остается в правде природной жизни и требует
социального контракта, после которого создается очень деспотическое государство, отрицающее свободу совести, Толстой не хочет никакого
социального контракта и хочет остаться в правде божественной
природы, что и есть исполнение закона Бога.
У него
социальная тема играла большую роль, и есть даже родство с коммунизмом-коллективизмом, идеология труда, регуляция
природы, проективность.
Русские же, менее чувственные по
природе, представляют себе совсем иное — ценность чувства, не зависящего от
социального закона, свободу и правдивость.
Недостаточно человека освободить от внешнего насилия, как то думает
социальная религия наших дней, нужно освободиться человеку от внутреннего зла, которое и рождает насильственную связанность
природы и смертоносный ее распад.
Все в
природе строго законно, и не пропадает напрасно самое малейшее движение, следовательно, и посещения Яшей Кормилицыным Прозоровского флигелька в общей экономии
природы и в ряду
социальных явлений должны были иметь высшее научное объяснение.
Но, кроме труда уберечь их, в остроге было столько тоски; арестант же, по
природе своей, существо до того жаждущее свободы и, наконец, по
социальному своему положению, до того легкомысленное и беспорядочное, что его, естественно, влечет вдруг «развернуться на все», закутить на весь капитал, с громом и с музыкой, так, чтоб забыть, хоть на минуту, тоску свою.
Мне льстило всё это. Я с жаром расписывал ему его жизнь и доказывал, что он не виноват в том, что он таков. Он — печальная жертва условий, существо, по
природе своей, со всеми равноправное и длинным рядом исторических несправедливостей сведенное на степень
социального нуля. Я заключил речь тем, что сказал...
Иначе говоря, существует «естественное право», составляющее высшую норму и задачу для положительного права, «право права» [«Естественное право» — совокупность прав и ценностей, вытекающих из естественной
природы человека и независимых от конкретных
социальных условий.
Эти-то платоновские идеи-качества ведомы и мифологическому сознанию народа и отразились в его сагах, сказках, фольклоре: отсюда происходят чары, заклинания, наговоры, отсюда тотемы [Тотем — класс (а не особь) объектов или явлений
природы, которому первобытная
социальная группа людей, род, племя, иногда отдельный человек оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанными и по имени которого себя называют.
В добывании силы жизни, в выведении человека на тот путь живой жизни, которым идет в
природе все живущее, — в этом прежде всего «метафизический и религиозный смысл» также и
социального освобождения человечества.
Объективация человеческой
природы делает человека существом, состоящим из частичных свойств, национальных,
социальных, профессиональных, претендующих на целостность.
Человек есть загадка не как животное и не как существо
социальное, не как часть
природы и общества, а как личность, именно как личность.
Народ по крайней мере стоит ближе к труду как основе
социальной жизни, ближе к
природе.
Греховность человеческой
природы не допускает только возможности совершенного и абсолютного по своему значению
социального строя, т. е. наступления Царства Божьего на этой земле и в этом времени, до преображения мира.
Другая же сторона
социального вопроса связана с отношением человека к
природе и с ростом его власти над
природой.
Социализм же хочет организовать и регулировать человеческое общество, полагая, что нельзя человеческой
природе предоставить в свободной игре интересов определять
социальную жизнь, ибо человеческая
природа злая.
Но техническая власть человека над
природой, переносящая орудия борьбы на внешнюю
социальную среду и вырабатывающая орудия органически не наследственные, как уже говорилось, ведет к антропологическому регрессу человека, ослабляет изощренность его организации.
Консервативное христианство готово оправдать и охранять самый несправедливый
социальный строй на том основании, что существует первородный грех, что человеческая
природа греховна и потому никакая
социальная правда не осуществима.
Руссо, с его учением о естественной благостности и доброте человеческой
природы, и думают, что все попытки осуществить большую
социальную правду есть руссоизм.
Христианский реализм в отношении к человеческой
природе не допускает фантазмов и утопий, ложной
социальной мечтательности, но он требует воли, решившейся реализовать правду в каждое мгновение жизни.
Именно техника решает ту сторону
социального вопроса, которая связана с отношением человека к
природе.
Если христианство не будет осуществлять
социальной правды на том основании, что греховность человеческой
природы делает ее неосуществимой, то сам грех возьмет на себя осуществление этой
социальной правды и будет се искажать и извращать.
Он видит в
социальном могуществе человека и в его власти над
природой верховную ценность.
Моногамического брака требует
социальная обыденность, которой как раз по
природе он не свойствен.
И она это делает или признавая, что он есть существо, в котором пробуждается разум, или признавая его существом
социальным и цивилизованным, в котором непосредственная
природа перерабатывается культурой.
Из греховности человеческой
природы совсем не следует, что никакие
социальные изменения и улучшения не возможны.
Религиозные верования отражают человеческое рабство, рабство у стихийных сил
природы и иррациональных сил общества, они существуют лишь до тех пор, пока человек,
социальный человек, не овладел окончательно стихийными и иррациональными силами, окружившими его таинственностью.
Русский молодой человек, принадлежавший к поколению идеалистов 30-х и 40-х годов, исповедывал тоталитарное шеллингианство или тоталитарное гегелианство в отношении ко всей жизни, не только жизни мысли и жизни
социальной, но и жизни личной, в отношении любви или чувства
природы.
Советская власть есть не только власть коммунистической партии, претендующей осуществить
социальную правду, она есть также государство и имеет объективную
природу всякого государства, она заинтересована в защите государства и в его экономическом развитии, без которого власть может пасть.
Маркс был прав, когда учил, что основой исторического процесса является борьба человека, соединенного с человеком, т. е.
социального человека, со стихийными силами
природы.
Этот странный интерес к преступлению и наказанию определяется тем, что вся духовная
природа Достоевского восставала против внешнего объяснения зла и преступления из
социальной среды и отрицания на этом основании наказания.
Если же нет Бога, то нет и высшей
природы человека, то остается только
социальный муравейник, основанный на принуждении.
Природа зла — внутренняя, метафизическая, а не внешняя,
социальная.
Для других то была мудрость
социальная, правда трудовой жизни, правда жизни, близкой к
природе.
Ярость, злоба, ненависть, жажда крови и насилий прекратится, когда народная масса просветится сознанием того, что в России сейчас невозможен социализм и безграничное увеличение благосостояния рабочих и крестьян, невозможно полное
социальное равенство не потому только, что этого не хотят буржуазные, имущие классы, но прежде всего потому, что это невозможно объективно, что это противоречит непреложным законам
природы, что этого не допускает бедность России, ее промышленная отсталость, некультурность народа, духовная немощь русского общества и т. п.
Творческое отношение человека к
природе и творческое отношение человека к человеку, то есть творчество экономическое и творчество моральное, изменяет
социальную ткань.
Источника
социальных бедствий и зол русские слишком исключительно склонны искать в злой воле людей, буржуазных и имущих классов, и никогда не ищут его в низком уровне культуры, в слабой степени овладения стихийными силами
природы.
И следует всеми силами выяснять, что захватная борьба за власть отдельных личностей, групп и классов не имеет ничего общего с
природой социального процесса и
социальных задач.
Социальный вопрос есть прежде всего вопрос производительный, а не распределительный, это — вопрос овладения стихийными силами
природы.