Неточные совпадения
Нехлюдов в это лето у тетушек переживал то восторженное состояние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по себе познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней
человеку, видит возможность бесконечного
совершенствования и своего и всего мира и отдается этому
совершенствованию не только с надеждой, но и с полной уверенностью достижения всего того совершенства, которое он воображает себе.
С тех пор они оба развратились: он — военной службой, дурной жизнью, она — замужеством с
человеком, которого она полюбила чувственно, но который не только не любил всего того, что было когда-то для нее с Дмитрием самым святым и дорогим, но даже не понимал, что это такое, и приписывал все те стремления к нравственному
совершенствованию и служению
людям, которыми она жила когда-то, одному, понятному ему, увлечению самолюбием, желанием выказаться перед
людьми.
Правда, пожалуй, и то, что это испытанное и уже тысячелетнее орудие для нравственного перерождения
человека от рабства к свободе и к нравственному
совершенствованию может обратиться в обоюдоострое орудие, так что иного, пожалуй, приведет вместо смирения и окончательного самообладания, напротив, к самой сатанинской гордости, то есть к цепям, а не к свободе.
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного
совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут
люди.
Всякий шаг вперед нравственного
совершенствования человечества всегда бывает руководим
людьми, которые ничего не видят, кроме своего призвания.
Он сумеет придать им этот характер нравственной пользы, этот религиозный дух, который возвысит и очистит
человека, вместо того чтобы развратить его и погрузить в мир материальный, без будущности и без
совершенствования».
Попробовали этим
людям говорить о нравственном
совершенствовании: они пришли в недоумение.
Такого рода наблюдения дают физиологам повод «к розовым надеждам» о постепенном телесном перерождении и «
совершенствовании»
человека под влиянием рационального питания.
Какое же из двух предположений вероятнее? Разве можно допустить, чтобы нравственные существа —
люди — были поставлены в необходимость справедливо проклинать существующий порядок мира, тогда как перед ними выход, разрешающий их противоречие? Они должны проклинать мир и день своего рождения, если нет бога и будущей жизни. Если же, напротив, есть и то и другое, жизнь сама по себе становится благом и мир — местом нравственного
совершенствования и бесконечного увеличения счастья и святости.
Для того, чтобы не впадать в эту ошибку,
человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все
люди призваны только к одному своему внутреннему
совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других
людей.
Устройство общей жизни
людей посредством законов, поддерживаемых насилием, без внутреннего
совершенствования, это всё равно что перекладывание без извести из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание. Как ни клади, всё не будет толка, и здание всё будет разваливаться.
В молодых годах
люди верят, что назначение человечества в постоянном
совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах
людей, когда
люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно
человеку, советуют
людям ничего не желать, не искать, а жить, как животное.
Ничто не препятствует столько улучшению общественного устройства, как предположение о том, что такое улучшение может быть достигнуто государственными законами, исполнение которых утверждается наказаниями. Деятельность эта — как установления законов, так и наказания за неисполнение их — более всего отвлекает
людей от того, что может действительно содействовать улучшению их жизни, а именно — от нравственного
совершенствования.
Он был такого низкого мнения о них не по неведению, так как сам изучил эти науки, а потому, что не хотел, чтоб на излишние занятия тратились время и силы, которые могли быть употреблены на самое нужное
человеку: на его нравственное
совершенствование.
Всякое сравнение себя с другими для оправдания себя есть соблазн, препятствующий и доброй жизни и главному ее делу —
совершенствованию. Сравнивай себя только с высшим совершенством, а не с
людьми, которые могут быть ниже тебя.
Для того, чтобы не подпасть этому соблазну,
человеку надо понимать и помнить, что готовиться некогда, что он должен жить наилучшим образом сейчас, такой, какой он есть, что
совершенствование, нужное для него, есть только одно
совершенствование в любви, а это
совершенствование совершается только в настоящем.
Может быть, что для прежнего состояния
людей было нужно государственное устройство; может быть, для некоторых
людей оно нужно еще и теперь, но
люди не могут не предвидеть того состояния, при котором насилие может только мешать их мирной жизни. А видя и предвидя это,
люди не могут не стараться ввести такой порядок, в котором насилие стало бы и ненужно и невозможно. Средство же осуществления этого порядка есть внутреннее
совершенствование, не допускающее участия в насилии.
Учение Христа о том, что жизнь нельзя обеспечить, а надо всегда, всякую минуту быть готовым умереть, дает больше блага, чем учение мира о том, что надо обеспечить свою жизнь, — дает больше блага уже по одному тому, что неизбежность смерти и необеспеченность жизни остаются те же при учении мира и при учении Христа, но самая жизнь, по учению Христа, не поглощается уже вся без остатка праздным занятием мнимого обеспечения своей жизни, а становится свободна и может быть отдана одной свойственной ей цели:
совершенствованию своей души и увеличению любви к
людям.
Человек закричал бы от боли, если бы, не работая, почувствовал в мышцах ту боль, которую он, не замечая ее, испытывает при работе. Точно так же и
человек, не работающий духовную работу над своим внутренним миром, испытывает мучительную боль от тех невзгод, которые, не замечая их, переносит
человек, полагающий главное дело жизни в усилии для освобождения себя от грехов, соблазнов и суеверий, то есть в нравственном
совершенствовании.
По этому учению выходит то, что
люди могут без усилия достигнуть плодов усилия, точно так же как по церковному учению молитвой о своем
совершенствовании, верой в искупление грехов кровью Христа или в благодать, передаваемую таинствами,
люди могут без личного усилия достигнуть праведной жизни.
И учение, и верования их разнятся: образованные
люди стремятся более к
совершенствованию духа, но и они, как простолюдины, стараются «умерщвлять» плоть усиленными движениями и неистовыми плясками до изнеможения, и они, подобно им, убеждены, что во время исступления на них нисходит благодать, зато не верят в сказания о новых беспрерывных появлениях божества в человеческом образе.
Рядом с этим — другого рода
совершенствование, — фанатическое, почти религиозное самоусовершенствование в искусстве быть
человеком comme il faut. Великолепный французский выговор, длинные, чистые ногти, уменье кланяться, танцовать и разговаривать, постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки на лице. Однажды идет Толстой с братом по улице, навстречу едет господин, опершись руками на палку. Толстой пренебрежительно говорит брату...
Все жизненное учение старца Амвросия, полное недоверия к
человеку, к его творчеству, к его мировой задаче
совершенствования, основано на том, что «конечное и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к которой кратковременная земная жизнь человеческая служит лишь приготовлением» (с. 151).
Суеверие это препятствует истинному прогрессу главное тем, что во имя сохранения и укрепления, или изменения и улучшения общественного устройства,
люди, обращая все свои силы на воздействие на других
людей, этим самым лишают себя той деятельности внутреннего
совершенствования, которая одна может содействовать изменению устройства всего общества.
Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо
человек может познавать себя только через сравнение, 2)
совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели — любви к смерти.