Неточные совпадения
Все живущие «во Христе» глубоко антикультурны в моем
смысле понятия
культуры.
— Совершенно ясно, что
культура погибает, потому что люди привыкли жить за счет чужой силы и эта привычка насквозь проникла все классы, все отношения и действия людей. Я — понимаю: привычка эта возникла из желания человека облегчить труд, но она стала его второй природой и уже не только приняла отвратительные формы, но в корне подрывает глубокий
смысл труда, его поэзию.
— Интеллигент-революционер считается героем. Прославлен и возвеличен. А по
смыслу деятельности своей он — предатель
культуры. По намерениям — он враг ее. Враг нации. Родины. Он, конечно, тоже утверждает себя как личность. Он чувствует: основа мира, Архимедова точка опоры — доминанта личности. Да. Но он мыслит ложно. Личность должна расти и возвышаться, не опираясь на массу, но попирая ее. Аристократия и демократия. Всегда — это. И — навсегда.
Русь совсем не свята и не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости, она — свята лишь в том
смысле, что бесконечно почитает святых и святость, только в святости видит высшее состояние жизни, в то время как на Западе видят высшее состояние также и в достижениях познания или общественной справедливости, в торжестве
культуры, в творческой гениальности.
Я совсем не отрицаю творчества
культуры, совсем не отрицаю
смысла продуктов творчества в этом мире.
Тема о
смысле жизни, о спасении человека, народа и всего человечества от зла и страдания преобладала над темой о творчестве
культуры.
Он первый разночинец и типичный интеллигент (в более узком
смысле) второй половины XIX в., когда наша
культура перестала быть исключительно дворянской.
Русская литература XIX в., которая в общем словоупотреблении была самым большим проявлением русской
культуры, не была
культурой в западном классическом
смысле слова, и она всегда переходила за пределы
культуры.
Вот почему христианское учение о воскресении плоти утверждает
смысл жизни в этом мире,
смысл мировой истории, оправдывает мировую
культуру.
Люди религиозного сознания легко впадают в соблазн отрицания истории, для них закрывается
смысл трудового развития
культуры и религиозно нейтрального процесса гуманизации.
Человечество, по выражению Вл. Соловьева, есть становящееся абсолютное, и в этом религиозный
смысл истории и религиозная задача человеческой
культуры.
Все
культуры древнего мира имели в этом деле свою миссию, существование их имело религиозный
смысл.
И христианство, выполнявшее свою историческую миссию, в сознании своем не вмещало понимания
смысла творческой истории,
смысла мировой
культуры.
Рационалистический дух, убивающий мистику и символику христианства, создает
культуру, обедненную, оскопленную, иссушенную, аскетическую в дурном
смысле этого слова.
«
Культура или цивилизация в обширном, этнографическом
смысле, в своём целом слагается…»
Я буду употреблять слово «природа» и не в
смысле противоположения её
культуре, цивилизации или сверхприродному, благодатному и не в старом
смысле космоса или Божия творения и не в
смысле исключительно пространственного материального мира, отличного от души.
Между тем как всегда будут существовать
культура и цивилизация, и в известном
смысле цивилизация старее и первичнее
культуры,
культура образуется позже.
Национализм фашистского типа означает потерю «национального» (если употреблять это слово, как часто делают, в
смысле тождественном с «народным») своеобразия, в нем нет ничего «национального», он означает острую рационализацию и технизацию народной жизни, он нисколько не дорожит
культурой.
Необходимо яснее понять, что значит объективация творчества в ценностях
культуры и в каком
смысле нужно восставать против нее.
Ошибка Шпенглера заключалась в том, что он придал чисто хронологический
смысл словам «цивилизация» и «
культура» и увидел в них смену эпох.
Оправдание техники в широком
смысле слова есть оправдание
культуры, и отрицание ее есть желание возврата от состояния культурного к состоянию природному.
В лице только что скончавшегося П.Д.Боборыкина исчезла видная фигура, вносившая оживление во всякую среду, в которой она вращалась; исчез европеец не только по манерам, привычкам, образованности и близкому знакомству с заграничной жизнью, на которую он смотрел без рабского перед нею восхищения, но европеец в лучшем
смысле слова, служивший всю жизнь высшим идеалам общечеловеческой
культуры, без национальной, племенной и религиозной исключительности.
В известном
смысле Россия страна старой
культуры.
"…Теперешний город получил свою физиономию. Типу столицы он не отвечает, как бы его ни величали"сердцем России", в
смысле срединного органа. Москва не центр, к которому приливают нервные токи общественного движения, высшей умственной
культуры… Ее следовало бы скорее считать центральным губернским городом или, лучше сказать, типом того, чём впоследствии могут оказаться крупные пункты областей русской земли, получивших некоторую обособленность. Остов губернского города сквозит здесь во всем".
Славянская
культура, в обыденном
смысле этого слова, гораздо ниже
культуры германской.
В строгом
смысле слова христианского творчества быть не может и невозможна христианская
культура.
Когда происходит кризис
культуры на таких ее мировых вершинах, как Достоевский, то это имеет совершенно другой
смысл, чем когда кризис этот происходит у русских людей, не имеющих еще настоящей
культуры и пребывающих в состоянии докультурном или полукультурном.
Это — мистика единого, враждебная человеку и отвергающая мистический
смысл множественности бытия, которая принимается западной христианской
культурой.
В строгом
смысле слова, никакой другой
культуры, кроме греко-римской, и быть не может.
Церковно-христианского творчества,
культуры, искусства в последнем
смысле этого слова еще не было и быть не могло.
Культура трагически не религиозна и не может быть религиозна, но в ней есть потенция религиозного откровения и
смысла.
В этом религиозный
смысл кризиса искусства, кризиса
культуры.
Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему
смыслу есть великая неудача.
В строгом европейском
смысле слова в России почти что и нет
культуры, нет культурной среды и культурной традиции.
Для классового социализма, претендующего на творчество новой
культуры, фатально то, что все высшие ценности, ценности духовной
культуры, ценности «наук и искусств» созданы буржуазией в социально-классовом
смысле.
Я не предсказываю, каким путем необходимо пойдет история, в хочу лишь проблематически начертать идеальные черты и тенденции нового типа общества и
культуры [Этот этюд может быть чем-то вроде программного разъяснения к мыслям, развитым в моем «Конце Ренессанса» (см. «София») и в книгах «
Смысл истории» и «Философия неравенства».].
Великороссия есть лишь центральное ядро России, вокруг которого образовалось русское государство и русская
культура, но весь
смысл существования этого ядра в том, что оно являлось носителем русской великодержавности и русской культурной идеи.
Народническое сознание считает вполне возможным отвергнуть
смысл всей русской истории и вернуться к ее истокам, чтобы проделать всю историю сызнова, без неправды государства и неправды
культуры.
В этом
смысле коммунистический интернационализм есть уже явление нового средневековья, а не старой новой истории, и к новому средневековью нужно отнести всякую волю к религиозному объединению, соединению разорванных частей христианского мира, волю к универсальной духовной
культуре, обнаруживающуюся в высшем духовном слое современного человечества.