Неточные совпадения
«Может быть — убийцы и уж наверное — воры, а — хорошо поют», — размышлял Самгин, все еще не в
силах погасить в памяти мутное пятно искаженного лица, кипящий шепот, все еще видя комнату, где из угла смотрит
слепыми глазами запыленный царь с бородою Кутузова.
Иногда, в этом безусловном рвении к какой-то новой правде, виделось ей только неуменье справиться с старой правдой, бросающееся к новой, которая давалась не опытом и борьбой всех внутренних
сил, а гораздо дешевле, без борьбы и сразу, на основании только
слепого презрения ко всему старому, не различавшего старого зла от старого добра, и принималась на веру от не проверенных ничем новых авторитетов, невесть откуда взявшихся новых людей — без имени, без прошедшего, без истории, без прав.
Я знаю, что страдания и неудачи, описанные в сейчас приведенном примере, настолько малозначительны, что не могут считаться особенно убедительными. Но ведь дело не в
силе страданий, а в том, что они падают на голову неожиданно, что творцом их является
слепой случай, не признающий никакой надобности вникать в природу воспитываемого и не встречающий со стороны последнего ни малейшего противодействия.
По временам, в жаркий полдень, когда вокруг все смолкало, когда затихало людское движение и в природе устанавливалась та особенная тишина, под которой чуется только непрерывный, бесшумный бег жизненной
силы, на лице
слепого мальчика являлось характерное выражение.
Слепой смолкал на минуту, и опять в гостиной стояла тишина, нарушаемая только шепотом листьев в саду. Обаяние, овладевавшее слушателями и уносившее их далеко за эти скромные стены, разрушалось, и маленькая комната сдвигалась вокруг них, и ночь глядела к ним в темные окна, пока, собравшись с
силами, музыкант не ударял вновь по клавишам.
— Правило прекрасное! — заметила Катрин и надулась; Крапчик же заметно сделался любезнее с своим гостем и стал даже подливать ему вина. Ченцов, с своей стороны, хоть и чувствовал, что Катрин сильно им недовольна, но что ж делать? Поступить иначе он не мог: ощутив в кармане своем подаренные дядею деньги, он не в
силах был удержаться, чтобы не попробовать на них счастия
слепой фортуны, особенно с таким золотым мешком, каков был губернский предводитель.
Дабы дать исход этим рвавшимся из души его воплям, он пел «Святый Бессмертный, помилуй нас», но пел с такой
силой, что
слепая столетняя старуха, которую при приближении печального шествия внуки вывели за ворота поклониться гробу, вдруг всплеснула руками и, упав на колени, воскликнула...
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою
силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
Их разве
слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит...
Вот ежели человек в остроге сидит, или, скажем,
слепой, или без ног, то это, действительно, не дай бог никому, а ежели он на воле, при своем уме, глаза и руки у него есть,
сила есть, бог есть, то чего ему еще?
Вообще, вся эта масса взрытой без всякого плана и порядка земли походила скорее на
слепую работу стихийных
сил, чем на результат труда разумно-свободного существа, как определяют человека учебники логики и психологии.
Это, конечно, не
слепой фатализм, перед которым не остается ничего другого, как преклониться, и не произвол, которому люди подчиняются, потому что за ним стоит целый легион темных
сил; но все-таки это закон, и именно закон последовательного развития одних явлений из других.
— Только этим можно связать человека! Не любя — невозможно понять жизнь. Те же, которые говорят: закон жизни — борьба, это —
слепые души, обреченные на гибель. Огонь непобедим огнем, так и зло непобедимо
силою зла!
Он был мудрый Полководец; знал своих неприятелей и систему войны образовал по их свойству; мало верил
слепому случаю и подчинял его вероятностям рассудка; казался отважным, но был только проницателен; соединял решительность с тихим и ясным действием ума; не знал ни страха, ни запальчивости; берег себя в сражениях единственно для победы; обожал славу, но мог бы снести и поражение, чтобы в самом несчастии доказать свое искусство и величие; обязанный Гением Натуре, прибавил к ее дарам и
силу Науки; чувствовал свою цену, но хвалил только других; отдавал справедливость подчиненным, но огорчился бы во глубине сердца, если бы кто-нибудь из них мог сравниться с ним талантами: судьба избавила его от сего неудовольствия.
Она так просто сказала это, что он даже и не смутился. Ему только показалось, что некая
сила, с которой бесполезно бороться ввиду её
слепой стихийности, перемещает работу его мозга с одного направления на другое. И он с оттенком игривости сказал ей...
Отвожу я от тебя чорта страшного, отгоняю вихоря бурного, отдаляю от лешего одноглазого, от чужого домового, от злого водяного, от ведьмы Киевской, от злой сестры ее Муромской, от моргуньи-русалки, от треклятыя бабы-яги, от летучего змея огненного, отмахиваю от ворона вещего, от вороны-каркуньн, защищаю от кащея-ядуна, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от
слепого знахаря, от старухи-ведуньи, а будь ты, мое дитятко, моим словом крепким в нощи и в полунощи, в часу и в получасьи, в пути и дороженьке, во сне и наяву укрыт от
силы вражией, от нечистых духов, сбережен от смерти напрасный, от горя, от беды, сохранен на воде от потопления, укрыт в огне от сгорения.
— Мечтатели, слабые души,
слепые… Что значат ваши средства перед
силой, которая не считается ни с чем и последовательна в своих проявлениях? Нет, надо было принять десять присяг и, произнося слова клятвы, обдумывать средства мести за нас, погибших, и для освобождения живых…
Известно, что у нас в воспитании господствует начало [
слепого] авторитета, способное убить деятельную
силу в самых энергических и гордых натурах.
Люди
слепые, темные, куда нам разуметь такую
силу!
На покой христианским душам спит окаянная
сила до самого вешнего Никиты [Осенний Никита — 5 сентября, весенний — 3 апреля.], а с ней заодно засыпают и гады земные: змеи, жабы и
слепая медяница [
Слепая медяница — из породы ящериц (anguis fragilis) медянистого цвета, почти без ног и совершенно безвредна.
[Следовательно, до конца жизни он не был решительным,
слепым поклонником грубой
силы, не оживленной разумностью.]
Люди не имеют даже самого отдаленного представления ни о жизни своего тела, ни о
силах и средствах врачебной науки. В этом — источник большинства недоразумений, в этом — причина как
слепой веры во всемогущество медицины, так и
слепого неверия в нее. А то и другое одинаково дает знать о себе очень тяжелыми последствиями.
Власть, сознающая себя законной, а не самозваной, ощущает в себе волю, право и
силу повелевать, — с инстинктивной царственностью, без рассуждения или рефлексии; равно и лояльное повиновение должно быть не рассудочным, но непосредственным и в известном смысле не рассуждающим,
слепым.
Этот замысел мог появиться у такого тварного существа, которое, принадлежа к тварному миру, по собственному опыту знало
силу небытия, ибо ее актуализировало в себе как зло
слепым бунтовщическим актом.
Помню, я, как
слепой, не видел ни моря, ни неба, ни даже беседки, в которой сидел, и мне представлялось уже, что весь этот свет состоит только из мыслей, которые бродят в моей охмелевшей от вина голове, и из невидимой
силы, монотонно шумящей где-то внизу.
Я указываю ему на факты, значения которых он не может не понимать, — факты, ясные десятилетнему ребенку; он принужден согласиться со мною; но согласие остается внешним, оно не в
силах ни на волос пошатнуть того глубокого
слепого недоверия к нам, которое насквозь проникает душу зареченца.
И во всех эшелонах было то же. Темная,
слепая, безначально-бунтующая
сила прорывалась на каждом шагу. В Иркутске проезжие солдаты разнесли и разграбили вокзал. Под Читою солдаты остановили экспресс, выгнали из него пассажиров, сели в вагон сами и ехали, пока не вышли все пары.
Он не был филантроп и смотрел на крестьян прямо как на «рабочую
силу»; но он берег эту
силу и сразу же учел, что потворствовать мужичьей прихоти нельзя, что множество
слепых и удушливых приносят ему большой экономический ущерб.
Сладив строй бедного инструмента своего, он заиграл швейцарскую песню: Rance de vache. Первые звуки ее заставили Баптиста затрепетать; он вскочил со скамейки, потом зарыдал и, наконец, не в
силах будучи выдержать тоски, стеснявшей его грудь, вырвал скрипку из рук
слепого музыканта. Роза, казалось, не слыхала песни родины.
Что касается отношений к Кузьме Терентьеву, то Фимке было надо много
силы и воли, чтобы не порвать их совершенно, так как этот внезапный разрыв мог озлобить Кузьму, и Бог знает на что способны эти тихие, робкие, всецело подчиненные женщине люди, когда предмет их
слепого обожания станет потерянным для них навсегда, без возврата к прошлому и без надежды на лучшие дни. Это тем более было опасно, что Кузьма Терентьев жил тут же, в одном доме с Фимкой.
В описываемое же время двигателем событий являлся религиозный фанатизм —
слепая антигосударственная
сила, справиться с которой было бы невмочь и человеку покрепче Станислава Понятовского.
Так эти злополучные встречальщики с их хромыми курьерами,
слепыми махальными и «раком» ползающими по церкви и «подтыкованными жинками», выбились из
сил и сбились с толку гораздо ранее, чем их толк и
сила потребовались на настоящее, полезное служение отечественной церкви.