Неточные совпадения
Впрочем, если слово из улицы попало в книгу, не писатель виноват, виноваты читатели, и прежде всего читатели высшего общества: от них первых не услышишь ни одного порядочного
русского слова, а французскими, немецкими и английскими они, пожалуй, наделят в таком количестве, что и не захочешь, и наделят даже с сохранением всех возможных произношений: по-французски в нос и картавя, по-английски произнесут, как следует птице, и даже физиономию сделают птичью, и даже посмеются над тем, кто не сумеет сделать птичьей физиономии; а вот только
русским ничем не наделят, разве из
патриотизма выстроят для себя на даче избу в
русском вкусе.
Мать жила под Парижем, писала редко, но многословно и брюзгливо: жалуясь на холод зимою в домах, на различные неудобства жизни, на
русских, которые «не умеют жить за границей»; и в ее эгоистической, мелочной болтовне чувствовался смешной
патриотизм провинциальной старухи…
— «У нас,
русских, нет
патриотизма, нет чувства солидарности со своей нацией, уважения к ней, к ее заслугам пред человечеством», — это сказано Катковым.
Православие славянофилов, их исторический
патриотизм и преувеличенное, раздражительное чувство народности были вызваны крайностями в другую сторону. Важность их воззрения, его истина и существенная часть вовсе не в православии и не в исключительной народности, а в тех стихиях
русской жизни, которые они открыли под удобрением искусственной цивилизации.
Но теория его была слаба; для того чтоб любить
русскую историю, патриоты ее перекладывали на европейские нравы; они вообще переводили с французского на
русский язык римско-греческий
патриотизм и не шли далее стиха...
«В заблиставших
патриотизмом глазах этого ребенка, — сказал он, — я прочел мнение всего
русского народа.
«Положим даже, — рассуждал он, — что и в Елене этот польский
патриотизм прирожденное ей чувство, спавшее и дремавшее в ней до времени; но почему же она не хочет уважить этого чувства в другом и, действуя сама как полька, возмущается, когда князь поступает как
русский».
— Добрый Рославлев!.. Я, право, люблю его, как родного сына, — примолвила Лидина. — Одно мне только в нем не нравится: этот несносный
патриотизм, и не странно ли видеть, что человек образованный сходит с ума от всего
русского?.. Comme c'est ridicule! [Как это смешно! (франц.)] Скажите мне, monsieur Сурской, d'oû vient cela? [откуда это берется? (франц.)] Он, кажется, хорошо воспитан?
4. Предоставляя полное право читателям обвинять меня, если мои
русские не походят на современных с нами
русских 1812 года, я прошу, однако же, не гневаться на меня за то, что они не все добры, умны и любезны, или наоборот: не смеяться над моим
патриотизмом, если между моих
русских найдется много умных, любезных и даже истинно просвещенных людей.
Фридрих Фридрихович был и хлебосол и человек не только готовый на всякую послугу, но даже напрашивавшийся на нее; он и
патриотизму русскому льстил, стараясь как нельзя более во всем русить; и за дела его можно было только уважать его, а все-таки он как-то не располагал человека искренно в свою пользу.
Прибавим к этому, что до сих пор значительная часть образованного
русского общества читает охотнее по-французски, чем по-русски, и, следовательно, примется за «Опыт» г. Жеребцова скорее, чем хоть, например, за вышедшую на днях книгу г. Лешкова «
Русский народ и государство», хотя г. Лешков и не уступит в
патриотизме г. Жеребцову.
Странен и забавен был для нас известный ученый, из
патриотизма восхищавшийся тем, что «не жаден
русский народ, не завистлив» — ибо «летает вокруг него птица — он не бьет ее, плавает рыба — он не ловит ее и довольствуется скудною и даже нездоровою пищею».
Каких-нибудь проявлений
патриотизма (по поводу покушения Березовского) среди тех
русских, с какими я тогда сталкивался, что-то тоже я не помню.
В доме шел какой-то ад, и широкие замыслы о «
русском направлении» совсем растаяли при самых первых опытах их осуществления. А о православии даже и вскользь не упоминается ни одним словом.
Патриотизмом и православием пошутили — и довольно: пора было подумать о вещах более серьезных.
Что до моего воеводства, то я имею уже полковников из поляков, служивших в
русских полках, надежных по своему
патриотизму, уму, знанию военного дела.
— Если бы я знал кого-нибудь там из влиятельных, так извините, во мне достанет довольно
патриотизма — хоть вы, западники, и не признаете его в нас,
русских, — чтоб не подать дружески руку врагу России.
Но национальная идея не имеет в нем глубоких корней, для
русских либералов в массе
патриотизм есть вопрос политической тактики.
Затем, через двести пятьдесят лет, редакция современной
русской газеты любуется этим документом и, нимало не стесняясь помещенными в ней нелепостями, называет всю эту чепуху «достоверным источником, обстоятельно рисующим быт чужих стран и предприимчивость, бескорыстие и
патриотизм русских людей».
Ненависть немцев к французам, англичан к янки и
русских к японцам и т. п. и обратно считается добродетелью
патриотизма.
Предательства, провокация и грубая корысть так же прикрываются громкими лозунгами «интернационализма», «революционного социализма» и т. п., как раньше они прикрывались громкими лозунгами «монархизма», «истинно-русского
патриотизма» и т. п.
Французы приписывали пожар Москвы au patriotisme féroce de Rastopchine; [дикому
патриотизму Растопчина;]
русские — изуверству французов.
Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и не крестясь (очевидно немец) терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать вероятно для возбуждения
патриотизма русского народа.
Старый «буржуазный» мир создал Великую Россию, великое
русское государство, он признавал предрассудок
патриотизма, национальной чести, долга перед отечеством.
Русское же отсутствие
патриотизма и
русская интернационалистическая настроенность может быть лишь слабостью.
И нельзя
русским людям привить немецкий или французский
патриотизм, западно-европейский национализм.
Газета, без сомнения, могла найти надобность в воспроизведении «скаски» Мошкина, как любопытного документа, но для чего же она стала уверять читателей в том, что эта скаска представляет «достоверный источник» и что такие неосновательные лгуны н хвастуны должны, будто бы, представлять собою «предприимчивость, бескорыстие и
патриотизм русских людей»?..
Редакция большой и самой влиятельной теперь петербургской газеты заинтересовалась этим документом и воспроизвела «скаску» с полным доверием ко всему, что там сказано. Она прямо назвала «скаску» Мошкина и Быкова «достоверным источником, который обстоятельно рисует быт чужих стран и предприимчивость, бескорыстие и
патриотизм русских людей».