Неточные совпадения
Вообще это газетки группы интеллигентов, которые, хотя и понимают, что страна безграмотных мужиков нуждается в реформах, а не в революции, возможной только как «
бунт, безжалостный и беспощадный», каким были все «политические движения
русского народа», изображенные Даниилом Мордовцевым и другими народолюбцами, книги которых он читал в юности, но, понимая, не умеют говорить об этом просто, ясно, убедительно.
— Вспомните, что
русский барин Герцен угрожал царю мужицким топором, а затем покаянно воскликнул по адресу царя: «Ты победил, Галилеянин!» Затем ему пришлось каяться в том, что первое покаяние его было преждевременно и наивно. Я утверждаю, что наивность — основное качество народничества; особенно ясно видишь это, когда народники проповедуют пугачевщину, мужицкий
бунт.
— Народ у нас смиренный, он сам бунтовать не любит, — внушительно сказал Козлов. — Это разные господа, вроде инородца Щапова или казачьего потомка Данилы Мордовцева, облыжно приписывают
русскому мужику пристрастие к «политическим движениям» и враждебность к государыне Москве. Это — сущая неправда, — наш народ казаки вовлекали в
бунты. Казак Москву не терпит. Мазепа двадцать лет служил Петру Великому, а все-таки изменил.
И
бунт Бакунина есть погружение в хаотическую
русскую стихию.
Русский не может осуществлять своей исторической судьбы без
бунта, таков уж этот народ.
Он — характерное
русское явление,
русский барин, объявивший
бунт.
Можно открыть противоположные свойства в
русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и
бунт.
Проблема столкновения личности и мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории
русской мысли.
Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство
русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Огромное, основоположное значение для дальнейшей истории
русского сознания имеет то, что у Белинского
бунт личности против мировой истории и мировой гармонии приводит его к культу социальности.
По своим исканиям правды, смысла жизни, исканиям Царства Божьего, своим покаяниям, своему религиозно-анархическому
бунту против неправды истории и цивилизации он принадлежит
русской идее.
Года через три, в 1885 году, во время первого большого
бунта у Морозовых, — я в это время работал в «
Русских ведомостях», — в редакцию прислали описание
бунта, в котором не раз упоминалось о сгоревших рабочих и прямо цитировались слова из моей корреспонденции, но ни строчки не напечатали «
Русские ведомости» — было запрещено.
По-моему, тут не надо ни
бунта, ни даже выборных, ибо это средство старое, историческое;
русский народ искони любил разговор с «самим генералом», собственно из одного уж удовольствия и даже чем бы сей разговор ни оканчивался.
— Нетление плоти! — кричал он. — Бой с дьяволом! Бросьте ему, свинье, грязную дань! Укрощай телесный
бунт, Петя! Не согрешив — не покаешься, не покаешься — не спасёшься. Омой душу! В баню ходим, тело моем? А — душа? Душа просит бани. Дайте простор
русской душе, певучей душе, святой, великой!
— В третьем году, — говорит он, — у нас в Майкопе
бунт был по случаю чумы на скоте. Вызваны были драгуны против нас, и христиане убивали христиан. Из-за скота! Много народу погублено было. Задумался я — какой же веры мы,
русские, если из-за волов смерти друг друга предаём, когда богом нашим сказано: «не убий»?
В «
Русской беседе» напечатаны «Записки» Державина, в «Отечественных записках», в «Библиографических записках» и в «Московских ведомостях» недавно помещены были извлечения из сочинений князя Щербатова, в «Чтениях Московского общества истории» и в «Пермском сборнике» — допросы Пугачеву и многие документы, относящиеся к историй пугачевского
бунта; в «Чтениях» есть, кроме того, много записок и актов, весьма резко характеризующих тогдашнее состояние народа и государства; месяц тому назад г. Иловайский, в статье своей о княгине Дашковой, весьма обстоятельно изложил даже все подробности переворота, возведшего Екатерину на престол; наконец, сама книга г. Афанасьева содержит в себе множество любопытных выписок из сатирических журналов — о ханжестве, дворянской спеси, жестокостях и невежестве помещиков и т. п.
Вспомните
русских самозванцев, ревизоров, явленные иконы, ереси,
бунты — вы везде увидите в основе чудо.
Дело о пугачевском
бунте, которого не показали Пушкину, до сих пор запечатано, и никто еще из исследователей
русской истории вполне им не пользовался [Некоторые части дела о Пугачеве, по ходатайству графа Перовского, были открыты покойному Надеждину, когда он писал свои «Исследования о скопческой ереси», начальник которой, Кондратий Селиванов, современник Пугачева, также называл себя императором Петром III.].
Оба они были воинствующие гегельянцы, и Бакунин после фанатического оправдания всякой действительности (когда сам начитывал Белинскому гегельянскую доктрину) успел превратиться сначала в революционера на якобинский манер и произвести
бунт у немцев, был ими захвачен и выдан
русскому правительству, насиделся в сибирской ссылке и бежал оттуда через Японию в Лондон, где состоял несколько лет при Герцене и в известной степени влиял на него, особенно в вопросе о польском восстании.
Вопреки мнению славянофилов,
русский народ был народом государственным — это остается верным и для советского государства — и вместе с тем это народ, из которого постоянно выходила вольница, вольное казачество,
бунты Стеньки Разина и Пугачева, революционная интеллигенция, анархическая идеология, народ, искавший нездешнего царства правды.
Анархизм столь же характерное порождение
русского духа, как и нигилизм, как и народничество. Это один из полюсов в душевной структуре
русского народа.
Русский народ — народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он же склонен к
бунту, к вольнице, к анархии.
Русская дионисическая стихия — анархична. Стенька Разин и Пугачев — характерно
русские фигуры и память о них сохранилась в народе.
Быстрое усмирение
бунта 14 декабря и не менее быстрое раскрытие преступной деятельности тайного общества «Союза друзей», покрывшего сетью своих, хотя и мелких, разветвлений почти всю Россию, государство обязано не только личным качествам Николая I, как монарха, но и как прошлым, так и современным заслугам графа Аракчеева по управлению им
русскими войсками.
А как мы его выкрадем, то через епископов и старцев сделаем
бунт, чтобы возвести Ивана Антоновича на престол, а Иван Антонович старую веру любит; когда сделается
бунт, то и мы придем с нашим войском к
русской границе.
Но скоро ему воочию пришлось увидать этот
русский, беспощадный, бессмысленный
бунт.
Приближались летние месяцы 1831 года, принадлежащие к тяжким эпохам новейшей
русской истории. Шла ожесточенная борьба и на окраинах, а внутри России свирепствовала холера, сопровождаемая народными волнениями и
бунтом военных поселян.
И часто трудно бывает определить, почему
русский человек объявляет
бунт против культуры и истории и низвергает все ценности, почему он оголяется, потому ли, что он нигилист, или потому, что он апокалиптик и устремлен к всеразрешающему религиозному концу истории.