Неточные совпадения
— «
Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства
духовного,
культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Можно желать братства и единения
русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных
духовных типов и
культур.
Децентрализация
русской культуры означает не торжество провинциализма, а преодоление и провинциализма и бюрократического централизма,
духовный подъем всей нации и каждой личности.
Вполне
русский по крови, происходящий из самого коренного нашего
духовного сословия, постоянно строивший
русские идеологии, временами близкие к славянофильству и националистические, он был человеком западной
культуры.
Я потом начал сознавать, что ответственность за духоборческий, враждебный
духовной культуре характер
русской революции лежит на деятелях
русского ренессанса начала XX века.
Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил
духовный ренессанс начала ХХ века, потом
русский коммунизм, кризис мировой
культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
Русские очень много получили от германской
духовной культуры, особенно от ее великой философии, но германское государство есть исторический враг России.
Солнечное явление Пушкина, радость и обетование
русской культуры, ее
духовный центр в первую половину XIX века мы ощущаем уже как принадлежащее к иной исторической, а быть может, и космической эпохе, он относится даже не к отцам, но к дедам нашим.
Русские мыслители,
русские творцы, когда у них была
духовная значительность, всегда искали не столько совершенной
культуры, совершенных продуктов творчества, сколько совершенной жизни, совершенной правды жизни.
В
русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс
духовной культуры, появилась
русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет
русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обостренное эстетическое сознание, пробудился интерес к вопросам
духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.
Противоположение России и Европы для многих
русских писателей и мечтателей было лишь противоположением двух духов, двух типов
культуры, было лишь формой
духовной борьбы с тенденциями современной цивилизации, угашающей дух.
Православная церковь не только святыня для всякого верующего, но и великая ценность, великое
духовное сокровище
русской культуры,
духовная основа жизни
русского народа.
Духовная основа
русского государства,
русского хозяйства,
русской культуры расшатана с необычайной легкостью.
В
русском народе, не имеющем цивилизации, отвращающемся от серединного царства
культуры, отпадение от христианства влечет за собой падение всяких
духовных основ жизни, т. е. чистейший нигилизм.
Широкие круги радикальной и социалистической интеллигенции в эти дни ужасает то, что торжествующий большевизм отдает
русскую культуру на погром и разграбление, что он отрицает литературу, отрицает
духовный труд и выбрасывает за борт всю интеллигенцию, весь культурный слой.
Эманации великого
русского языка покоряли все народности, населяющие Россию,
духовной мощью своей заставляли признать
русскую литературу своей литературой, вызывали сознание принадлежности к единой, великой
культуре Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого.
Своеобразная трагедия
русской революции — в развержении зияющей бездны, разделяющей и противополагающей мир труда
духовного, умственного, творческого, мир создателей ценностей
культуры и благ государства и мир труда материального, бескачественного, мир варварски враждебный всякой
культуре и всякому государству.
И прежде всего должен произойти радикальный переворот во всех оценках на
духовных вершинах
русского общества, поворот от идолопоклонства и идеализации народной стихийности к преклонению перед ценностями и к творчеству
духовной и материальной
культуры.