Неточные совпадения
Судьба назначила мне быть обладателем
земного рая, принцем, а я закабалил себя в канцелярию писцом!
— Когда изгоняемый из
рая Адам оглянулся на древо познания, он увидал, что бог уже погубил древо: оно засохло. «И се диавол приступи Адамови и рече: чадо отринутое, не имаши путя инаго, яко на муку
земную. И повлек Адама во ад земный и показа ему вся прелесть и вся скверну, их же сотвориша семя Адамово». На эту тему мадьяр Имре Мадач весьма значительную вещь написал. Так вот как надо понимать, Лидочка, а вы…
— От Евы начиная, развращаете вы! Авель-то в
раю был зачат, а Каин — на земле, чтоб райскому человеку дать
земного врага…
Пьет да ест Васяга, девок портит,
Молодым парням — гармоньи дарит,
Стариков — за бороды таскает,
Сам орет на всю калуцку землю:
— Мне — плевать на вас,
земные люди.
Я хочу — грешу, хочу — спасаюсь!
Все равно: мне двери в
рай открыты,
Мне Христос приятель закадышный!
Гордость заиграла в нем, засияла жизнь, ее волшебная даль, все краски и лучи, которых еще недавно не было. Он уже видел себя за границей с ней, в Швейцарии на озерах, в Италии, ходит в развалинах Рима, катается в гондоле, потом теряется в толпе Парижа, Лондона, потом… потом в своем
земном раю — в Обломовке.
Здесь был
земной рай человечества: боги сходили с небес и роднились с людьми…
Но в действительности глубоко «буржуазны» эти частные социальные мировоззрения, выбрасывающие человека на поверхность и замыкающие его в его интересах, в его перспективах благополучия и «частного»
земного рая.
Если он ненавидит прогресс, либерализм, демократию, социализм, то исключительно потому, что все это ведет к царству мещанства, к серому
земному раю.
Достоевского очень волновала утопия
земного рая.
Возможны три решения вопроса о мировой гармонии, о
рае, об окончательном торжестве добра: 1) гармония,
рай, жизнь в добре без свободы избрания, без мировой трагедии, без страданий, но и без творческого труда; 2) гармония,
рай, жизнь в добре на вершине
земной истории, купленная ценой неисчислимых страданий и слез всех, обреченных на смерть, человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев; 3) гармония,
рай, жизнь в добре, к которым придет человек через свободу и страдание в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т. е. в Царстве Божием.
Идея конечного, совершенного состояния человечества,
земного рая играла огромную роль у Достоевского, и он раскрывает сложную диалектику, связанную с этой идеей, это — все та же диалектика свободы.
«Но в таком случае это будет
земной рай!» «Да, это — царство свободы, добра, любви!» «Нужно делать различие между явлением Параклета и победоносным возвращением Христа.
Земной дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой идеей прогресса и грядущего в конце прогресса
земного рая, и так обольщен был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения счастливцам грядущего
рая.
Революционеры, пламенно верующие в социальное спасение человечества и
земной рай, исповедуют ложную антропологию, обратную христианской, и их завет есть завет жертвы, а не любви.
Может быть, несколько слепая любовь и слишком горячая дружба сестер и преувеличивали дело, но судьба Аглаи предназначалась между ними, самым искренним образом, быть не просто судьбой, а возможным идеалом
земного рая.
Однако по смутным воспоминаниям соображали они, что Крым — это
земной рай, где растет виноград и зреют превкусные крымские яблоки; что красоты Кавказа живописны, величественны и никем не описуемы, кроме Лермонтова; что Подольская губерния лежит на одной широте с Парижем, и оттого в ней редко выпадает снег, и летом произрастают персики и абрикосы; что Полесье славится своими зубрами, а его обитатели колтунами, и так далее в этом же роде.
— И, может быть, это было бы самым лучшим разрешением задачи! — горячо оборотился Шигалев к Лямшину. — Вы, конечно, и не знаете, какую глубокую вещь удалось вам сказать, господин веселый человек. Но так как ваша идея почти невыполнима, то и надо ограничиться
земным раем, если уж так это назвали.
— Я предлагаю не подлость, а
рай,
земной рай, и другого на земле быть не может, — властно заключил Шигалев.
Он, может быть, менее всех удалился от реализма, и его
земной рай есть почти настоящий, тот самый, о потере которого вздыхает человечество, если только он когда-нибудь существовал.
Да! смейтесь надо мной вы, все глупцы
земные,
Беспечные, но жалкие мужья.
Которых некогда обманывал и я,
Которые меж тем живете, как святые
В
раю… увы!.. но ты мой
рай,
Небесный и
земной… прощай!..
Прощай, я знаю всё.
Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь
земнойНе целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука
земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор как мир лишился
рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.
Монрепо, потонувшее в сугробах снега, — да это
земной рай!
Тогда ты проклянешь свою легковерность… и тот час, тот час… в который подала мне пагубные надежды… и создала
земной рай для моего сердца, чтоб лишить меня небесного!..
Таким
раем, таким богоблагодатным жительством показался ему Красноярский скит, что, не будь жены да дочерей, так хоть век бы свековать у отца Михаила. «Нет, — думал Патап Максимыч, — не чета здесь Городцу, не чета и бабьим скитам… С Рогожским потягается!.. Вот благочестие-то!.. Вот они,
земные ангелы, небесные же человеки… А я-то, окаянный, еще выругал их непригожими словами!.. Прости, Господи, мое согрешение!»
Движущей силой гуманитарного прогресса является не любовь, не жалость, но горделивая мечта о
земном рае, о человекобожеском царстве от мира сего; это — новейший вариант старого иудейского лжемессианизма.
На востоке был насажден
земной рай, на востоке, на горе Арарате, спасся Ной от потопных вод, на том же востоке Господу угодно насадить и второй
земной рай, создать там «благодатное» Араратское царство, вечное жилище избранных служителей агнца.
К первому
земному раю был приставлен на стражу херувим пламенный; к новому
раю приставлен херувим мразный.
Ехал он с подошвы Арарата, с верховьев Евфрата, из тех мест, где при начале мира был насажден Богом
земной рай и где, по верованьям людей Божьих, он вновь откроется для блаженного пребывания святых-праведных, для вечного служения их Богу и агнцу.
Давно уж, лет полтораста тому назад, явилось у хлыстов верованье, что на горе Арарате для них будет насажден новый
земной рай, и только одни они будут в нем наслаждаться вечным блаженством.
Еще в
земном раю, насажденном на востоке, Господь Бог сказал: «Не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника».
Но пустая форма бессмертия в философском смысле, — какое содержание она гарантирует? Что-то огромное? «Да почему же непременно огромное?» В душе человека только мрак и пауки. Почему им не быть и там? Может быть, бессмертие — это такой тусклый, мертвый, безнадежный ужас, перед которым страдальческая
земная жизнь —
рай?
Ему надо или обещать бессмертие за небольшую плату, как это делает мой друг кардинал X., или
земной рай.
В человеке глубоко заложено воспоминание об утерянном
рае, о золотом веке, чувство вины и греха и мечта о возвращении в
рай, о Царстве Божьем, которое иногда принимает форму утопии
земного рая.
Эта мечта лежит в основе всех утопий
земного рая.
Идея
земного рая есть ложная утопия и ложный хилиазм.
Воля к осуществлению социальной правды совсем не есть исповедание утопии совершенного социального строя или
земного рая, как и не означает того, что детерминированный социальный процесс приведет к торжеству социальной справедливости.
Плеск моря и шёпот деревьев сами по себе хороши, но если к ним присоединяется еще сопрано Оли с аккомпанементом наших басов, теноров и рояля, то море и сад делаются
земным раем…
Мы с Юлико и Анной навестили на другой день молодую княгиню в ее поместье. Настоящим
земным раем показался нам уголок, где поселилась Бэлла. Поместье Израила и его отца лежало в чудесной лесистой долине, между двумя высокими склонами гор, образующими ущелье. Весь сад около дома был полон душистых и нежных азалий; кругом тянулись пастбища, где без призора паслись стада овец. Табун лучших горных лошадок гулял тут же.
Для него и социализм есть царство буржуазности, серый
земной рай, нивелирование и обезличивание.
— Прекрасно, ваше сиятельство, экипаж так покоен, лошади превосходные и я не заметил, как очутился в этом
земном раю, как, по справедливости, можно назвать вашу усадьбу.
И Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе» наносит последние, самые сильные удары ложной теократической идее
земного рая как извращения теократической идеи.
Возможны три решения вопроса о мировой гармонии, о
рае, об окончательном торжестве добра: 1) гармония,
рай, жизнь в добре без свободы избрания, без мировой трагедии, без страдания и творческого труда; 2) гармония,
рай, жизнь в добре на вершине
земной истории, купленная ценой неисчисляемых страданий и слез всех обреченных на смерть человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев; 3) гармония,
рай, жизнь в добре, к которым приходит человек через свободу и страдание в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т. е. в Царстве Божьем.
Тут уже определяется глубокая вражда Достоевского к социализму, к Хрустальному Дворцу, к утопии
земного рая.
Великий мистик православного Востока св. Симеон Новый Богослов красиво говорит: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из
рая, не хотели более повиноваться ему, ни луна, ни прочие звезды не хотели показываться ему; источники не хотели источать воду, и реки продолжать течение свое; воздух думал не дуть более, чтобы не давать дышать Адаму, согрешившему; звери и все животные
земные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него; небо устремлялось было пасть на него, и земля не хотела носить его более.
И у Вл. Соловьева антихрист — человеколюбец и социалист, и у него он принимает все три искушения и хочет осчастливить людей, устроить
земной рай, подобно Шигалеву и Великому Инквизитору.
— Пар костей не ломит, батюшка. А про божий
рай и поминать не к слову грех: тепло
земное не для душки, — отвечала проворно старушка, засыпая словами. — Видно, поустали путем-дорогой; и то молвить, снег как месиво, так и путает ножонки. Теперь скажите-ка мне, отколь бог вас несет и за каким дельцем.
Каково, наконец, его отношение к
земному раю в «Сне смешного человека» и в картине, нарисованной Версиловым?
Десять дней прошли для него в
земном раю.
Артемий Петрович вошел. Если б он видел, какой взгляд на него бросили! Это был целый гимн любви. Чего в нем не было? моление, упование, страх, покорность, любовь
земная, судорожная, кипящая, и любовь неба с его глубокою беспредельностью, с его таинственным
раем. Но другой взгляд… о! он пронизал бы вас насквозь холодом смерти. Артемий Петрович вошел и не удостоил взглянуть на нее, преданный ли своей новой любви к жене, или делу друзей и отчизны.
— Я понял бы, — заговорил он снова, — если бы ты потребовала от меня отчета в нашей добыче, я сам пришел сюда предложить тебе денег, чтобы улучшить твое положение здесь в тюрьме, чтобы заплатить какому-нибудь знаменитому адвокату. — Кто знает — тебя могут и оправдать! Наконец, чтобы обеспечить тебя на худой конец на каторге: деньги и там сила, способная превратить ее чуть ли не в
земной рай, — я все это, повторяю, понял бы.