Неточные совпадения
— Я, разумеется, понимаю твои товарищеские чувства, но было бы
разумнее отправить этого в больницу. Скандал, при нашем положении в
обществе… ты понимаешь, конечно… О, боже мой!
Может быть, самое большое противоречие марксизма заключается в том, что он признает телеологию,
разумный характер исторического процесса, смысл истории, который должен реализоваться в грядущем
обществе.
Маркс верил в социализм, в будущее
общество, в
разумную диалектику материального экономического процесса; психология веры лежит в основе рационалистического, «научного» марксизма.
Самое тонкое, хитрое и в то же время правдоподобное толкование оставалось за несколькими серьезными сплетниками, из того слоя
разумных людей, которые всегда, в каждом
обществе, спешат прежде всего уяснить другим событие, в чем находят свое призвание, а нередко и утешение.
А посмотришь, так вся их жизнь есть не что иное, как удовлетворение потребностям тела и лицемерное исполнение разных обрядов и обычаев», — думал он, и ему вдруг нестерпимо захотелось пересоздать людские
общества, сделать жизнь людей искренней, приятней,
разумней.
А там, за стеною, буря, там — тучи все чугуннее: пусть! В голове — тесно, буйные — через край — слова, и я вслух вместе с солнцем лечу куда-то… нет, теперь мы уже знаем куда — и за мною планеты — планеты, брызжущие пламенем и населенные огненными, поющими цветами, — и планеты немые, синие, где
разумные камни объединены в организованные
общества, — планеты, достигшие, как наша земля, вершины абсолютного, стопроцентного счастья…
Мне кажется, что это признание есть начало всего и что из него должно вытечь все то
разумное и благое, на чем зиждется прочное устройство
общества.
Как из гнилых и кривых бревен, как ни перекладывай их, нельзя построить дома, так из таких людей нельзя устроить
разумное и нравственное
общество.
Когда откроются глаза на этот ужасный, совершаемый над людьми, обман, то удивляешься на то, как могут проповедники религии христианства, нравственности, воспитатели юношества, просто добрые,
разумные родители, которые всегда есть в каждом
обществе, проповедовать какое бы то ни было учение нравственности среди
общества, в котором открыто признается всеми церквами и правительствами, что истязания и убийства составляют необходимое условие жизни всех людей, и что среди всех людей всегда должны находиться особенные люди, готовые убить братьев, и что каждый из нас может быть таким же?
И действительно, в этом нет ничего неестественного, и способность людей маломыслящих подчиняться указаниям людей, стоящих на высшей степени сознания, есть всегдашнее свойство людей, то свойство, вследствие которого люди, подчиняясь одним и тем же
разумным началам, могут жить
обществами: одни — меньшинство — сознательно подчиняясь одним и тем же
разумным началам, вследствие согласия их с требованиями своего разума; другие — большинство — подчиняясь тем же началам бессознательно только потому, что эти требования стали общественным мнением.
Да какое же
разумное и нравственное
общество можно устроить из таких людей?
И тут-то с составом людей, одуренных до того, что они обещаются убивать своих родителей, общественные деятели — консерваторы, либералы, социалисты, анархисты — толкуют о том, как устроить
разумное и нравственное
общество.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех
обществах большинство людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти люди всегда находятся в том положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем людям, которые стоят на более высокой степени
разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
Да и не смешно ли помышлять о справедливости, когда всякое насилие встречается
обществом как
разумная и целесообразная необходимость, и всякий акт милосердия, например оправдательный приговор, вызывает целый взрыв неудовлетворенного, мстительного чувства?
Анархия осталась бы та же, потому что в
обществе все-таки
разумных начал не было бы, озорничества продолжались бы по-прежнему; но половина людей принуждена была бы страдать от них и постоянно питать их собою, своим смирением и угодливостью.
Это
общество, столько перенесшее и выстрадавшее, так часто останавливаемое враждебными обстоятельствами в естественном ходе своего развития, так стесняемое в самых чистых и высоких своих стремлениях, связанное во всем по рукам и ногам вследствие совершенно неравномерного распределения в нем умственных и вещественных преимуществ, — это
общество, не имея возможности действовать, искало отрады по крайней мере в слове — умном, смелом, благородном, выводившем на посмеяние все низкое и пошлое и выражавшем живое стремление к новому, лучшему,
разумному порядку вещей.
Он придумал и учредил, сообразно с началами
разумной системы
общества, детские школы, в которых новая, высшая система внешней обстановки, действуя на образование юных характеров, производила в них привычки и наклонности мирно-благожелательные и одушевляла их любовью ко всем.
В том же 1816 году основатель
разумной системы
общества представил прусскому посланнику, барону Якоби, план новой системы народного воспитания и подробное изложение здравых начал общего управления.
Основатель
разумной системы осуществил уже, впрочем, некоторую долю своих намерений и дал миру маленькое понятие о том, что может он совершить на пользу человеческих
обществ.
В этом почтенном
обществе Фрэнсис, герцог Бедфорд и основатель
разумной системы — единственные, кажется, почетные члены из англичан.
Но сверх всего этого Роберт Овэн оказал неоцененную услугу открытием и обнародованием новой,
разумной системы
общества и религии — дело, которого развитие теперь уже невозможно остановить.
Ардальон Семеныч, будучи скрытен от природы, начитался в каком-то швейцарском философе, что
разумный человек не должен раскрывать внутренность души своей перед невежественной толпою, а, напротив, должен согласоваться наружно с взглядами и убеждениями окружающих его людей; а потому он сознательно, законно позволял себе надевать в
обществе довольно разнохарактерные маски, не делаясь через то обманщиком и лицемером, а, напротив, оставаясь правдивым, честным человеком, всегда верным своему слову.
Общество живет слишком неверными представлениями о медицине, и это главная причина его несправедливого отношения к врачам; оно должно узнать силы и средства врачебной науки и не винить врачей в том, в чем виновато несовершенство науки. Тогда и требовательность к врачам понизилась бы до
разумного уровня.
Гораздо естественнее представить себе
общество людей, управляемое
разумными, выгодными и признаваемыми всеми правилами, чем те
общества, в которых живут теперь люди, подчиняясь никто не знает кем установленным государственным законам.
Некоторые вестовщики распространяли, под рукой, слухи, будто студентов в крепости пытают, что их будут ссылать в Сибирь, расстреливать, и много еще подобных нелепостей, и эти последние нелепости, точно так же, как и вести основательные, находили-таки свое приложение в некоторых сферах
общества и распространялись даже усерднее и скорее, чем известия более положительного и
разумного свойства.
Самые крайние утопии оказывались актуальнее и в известном смысле реалистичнее, чем умеренно-разумные планы организации человеческих
обществ.
А пока я сидел под тенистыми каштанами Люксембургского сада и впитывал в себя выводы положительной философии. Этот склад мышления вселял особенную бодрость духа. Все в природе и человеческом
обществе делалось
разумным и необходимым, проникнутым бесконечным развитием, той эволюцией, без которой потом в науке и мышлении нельзя уже было ступить ни единого шага.
Ибо, по его воззрениям, практическая мудрость людей не имела бы более высокой цели, как вносить в
общество наибольшую естественность и свободу, но именно поэтому следует свято и нерушимо блюсти естественные законы
общества, уважать существующий порядок вещей и, постоянно просматривая его, внедрять
разумные его стороны, не забывая природы из-за культуры и наоборот».)
— Чтобы кончить наш спор, — сказал Ранеев, — как медиатор ваш, позволю себе порешить его так: вы оба вложили в него большую долю правды. Но чтобы толковать основательно о нашем
обществе, о воспитании женщин, мало простого разговора, надо написать целый том. Да и пишут об них целые трактаты. Добрый знак. Покуда дела от них только коммуны да стриженные в кружок волосы; Бог даст примемся и за
разумное воспитание, как его понимает здоровая англосаксонская раса в Европе и в Америке.
В течение четверти века из польского города Варшава обратилась в русский, чему, конечно, немало способствовало
разумное управление краем путем сближения русского
общества с польским.
Четвертое то, что в нашем
обществе, в котором дети представляются или помехой для наслаждения, или несчастной случайностью, или своего рода наслаждением, когда их рождается вперед определенное количество, эти дети воспитываются не в виду тех задач человеческой жизни, которые предстоят им как
разумным и любящим существам, а только в виду тех удовольствий, которые они могут доставить родителям.
Понятие о законе, несомненно
разумном и по внутреннему сознанию обязательном для всех, до такой степени утрачено в нашем
обществе, что существование у еврейского народа закона, определявшего всю их жизнь, такого закона, который был обязателен не по принуждению, а по внутреннему сознанию каждого, считается исключительным свойством одного еврейского народа.
Не говоря уже о том, что нет никакого вероятия, что уничтожение несвойственного человеческой
разумной и любовной природе насилия человека над человеком, не улучшило бы, а ухудшило положение людей, не говоря уже об этом, теперешнее положение
общества так ужасно дурно, что трудно себе представить положение хуже.