Неточные совпадения
Но «гуманный» Андрей Семенович приписывал расположение
духа Петра Петровича впечатлению вчерашнего разрыва с Дунечкой и горел желанием поскорее заговорить на эту тему: у него было кой-что сказать на этот счет прогрессивного и пропагандного, что могло бы утешить его почтенного друга и «несомненно» принести пользу его дальнейшему
развитию.
«Боже мой! — думал он, внутренне содрогаясь, — полчаса назад я был честен, чист, горд; полчаса позже этот святой ребенок превратился бы в жалкое создание, а „честный и гордый“ человек в величайшего негодяя! Гордый
дух уступил бы всемогущей плоти; кровь и нервы посмеялись бы над философией, нравственностью,
развитием! Однако
дух устоял, кровь и нервы не одолели: честь, честность спасены…»
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего
духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического
развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Постыдно для
духа бояться материального
развития и цепляться за материальную отсталость.
Материальное, космическое
развитие идет от первоначальной целостной органичности, скрепляющей
дух и плоть и прикрепляющей
дух к материи, к механичности, расщепляющей
дух и плоть, нарушающей цельность и освобождающей
дух от связи с материей.
Дух должен бесстрашно идти по пути материального
развития, узрев в нем свою собственную объективацию и манифестацию.
Обращение к элементарному органическому прошлому, идеализация его, боязнь страдальческого
развития есть малодушие и любовь к покою, леность
духа.
Без великой ответственности и дерзновения личного
духа не может осуществляться
развитие народного
духа.
Сама любовь русского человека к родной земле принимала форму, препятствующую
развитию мужественного личного
духа.
Материальное
развитие, техника, машина — пути
духа.
Если идти назад по линии материального
развития человечества, то мы не дойдем до свободного и цельного
духа, а дойдем лишь до более элементарных и примитивных форм материальной жизни.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от
духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Весь период третьей республики был постепенным
развитием мещанской жизни, плодом безрелигиозного, атеистического
духа.
Человечество должно бесстрашно, с полной верой в неистребимость своего
духа проходить через материальное
развитие, через машину и технику и перестать искать спасения исключительно в прошлом.
Все народы, все страны проходят известную стадию
развития и роста, они вооружаются орудиями техники научной и социальной, в которой самой по себе нет ничего индивидуального и национального, ибо в конце концов индивидуален и национален лишь
дух жизни.
Только тот достигает свободы
духа, кто покупает ее дорогой ценой бесстрашного и страдальческого
развития, мукой прохождения через дробление и расщепление организма, который казался вечным и таким уютно-отрадным.
Боятся, что европейская техника, машина,
развитие промышленности, новые формы общественности, формально схожие с европейскими, могут убить своеобразие русского
духа, обезличить Россию.
Это и была последняя перемена в распределении прибыли, сделанная уже в половине третьего года, когда мастерская поняла, что получение прибыли — не вознаграждение за искусство той или другой личности, а результат общего характера мастерской, — результат ее устройства, ее цели, а цель эта — всевозможная одинаковость пользы от работы для всех, участвующих в работе, каковы бы ни были личные особенности; что от этого характера мастерской зависит все участие работающих в прибыли; а характер мастерской, ее
дух, порядок составляется единодушием всех, а для единодушия одинаково важна всякая участница: молчаливое согласие самой застенчивой или наименее даровитой не менее полезно для сохранения
развития порядка, полезного для всех, для успеха всего дела, чем деятельная хлопотливость самой бойкой или даровитой.
Но были философы и писатели, которые особенно питали мою любовь к свободе
духа, подтверждали ее и помогали ее
развитию во мне.
Мне говорят: развивай все сокровища своего
духа для свободного самоуслаждения
духом, плачь, дабы утешиться, скорби, дабы возрадоваться, стремись к совершенству, лезь на верхнюю ступень
развития, а спотыкнешься, — падай, черт с тобой…
«Богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в православии оно сохранило внутреннюю целость
духа; там
развитие сил разума, — здесь стремление к внутреннему, живому».
Лучше был принцип
развития, который признавали нигилисты, — личность реализуется в процессе
развития, но
развитие понималось в
духе натуралистической эволюционной теории.
Духа, который охватит всю социальную жизнь человечества, он представляет себе скорее в форме
развития, чем в форме катастрофы.
Это — женщина в полном
развитии, слабая телом, но с энергией
духа — для любви: она — вся любовь!
Пять лет в
развитии девушки — огромная эпоха; задумчивая, скрытно пламенная, Любонька в эти пять лет стала чувствовать и понимать такие вещи, о которых добрые люди часто не догадываются до гробовой доски; она иногда боялась своих мыслей, упрекала себя за свое
развитие — но не усыпила деятельности своего
духа.
Дух и материя для него не в гармоническом
развитии, а в борьбе, в диссонансе.
Но
дух человечества, нося в глубине своей непреложную цель, вечное домогательство полного
развития, не мог успокоиться ни в одной из былых форм; в этом тайна его трансценденции, его перехватывающей личности (übergreifende Subjectivität).
При этом нужно еще, чтобы эпоха, из которой взят роман, представлена была совершенно верно, чтобы угадан был самый
дух событий, чтобы автор судил своих героев не по понятиям своего века, а по их времени, чтобы он смотрел их глазами, жил их жизнью, рассуждал сообразно с их умственным
развитием и чтобы на ту же точку зрения умел поставить и своих читателей.
Верного изображения жизни, естественного
развития страстей и характеров, правильного представления
духа народного и отражения
духа времени — тут не было, — да об этом в то время никто и не заботился.
Непривычному, неразвитому слуху непонятна вся прелесть художественной музыки, недоступно наслаждение потрясающими чувства и возвышающими
дух созвучиями; но вечно юная, вечно прекрасная музыка Глинки обаятельно действует на русского человека, стой он на высоте
развития или живи полудикарем в каком-нибудь безвестном захолустьи.
И веру в себя недостаточно завоевать раз; приходится все время завоевывать ее непрерывно. У больного болезнь затягивается; необходимо зорко следить за душевным состоянием его и его окружающих; как только они начинают падать
духом, следует, хотя бы наружно, переменить лечение, назначить другое средство, другой прием; нужно цепляться за тысячи мелочей, напрягая всю силу фантазии, тонко считаясь с характером и степенью
развития больного и его близких.
Католики отнюдь не неправы в том, что не считают остановившимся догматическое
развитие из-за внешнего раскола церквей, — иначе ведь надо было бы признать, что очень легко человеческими дрязгами и ссорами преградить путь действия
Духа Святого на Церковь.
Он есть поэтому не только ученик Парацельса и предшественник Штейнера, — стоит в линии
развития оккультизма, но, быть может, не в меньшей степени
дух его живет в метафизических системах Шеллинга и Гегеля, Шопенгауера и Гартмана.
Но мне совершенно чужд монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации
духа, универсального Я, разума в мировом и историческом процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии
духа и
развитии к свободе в мировом процессе, о становлении Божества.
И этика творчества не есть этика
развития, этика творчества есть этика юности и девственности
духа, этика, почерпнутая из огненного первоисточника жизни, из стихии свободы.
Наличность в человеке
духа очень осложняет вопрос о
развитии человека с антропологической точки зрения.
Это видно в судьбе творческих гениев и творческом движении
духа в истории, в историческом
развитии, в судьбе пророчества и святости в мире, в судьбе всех озарений, всех интуиций, всех первородных идей.
— «Здоровье доставать»… Как вы будете здоровье доставать? — возразил Андрей Иванович. — Тогда нужно отказаться от знания, от
развития; только на фабрике двенадцать часов поработать, — и то уж здоровья не достанешь… Нет, я о таких девушках очень высоко понимаю. В чем душа держится, кажется, щелчком убьешь, — а какая сила различных стремлений, какой
дух!
А пока я сидел под тенистыми каштанами Люксембургского сада и впитывал в себя выводы положительной философии. Этот склад мышления вселял особенную бодрость
духа. Все в природе и человеческом обществе делалось разумным и необходимым, проникнутым бесконечным
развитием, той эволюцией, без которой потом в науке и мышлении нельзя уже было ступить ни единого шага.
До второй половины 60-х годов и такой род представлений, как оперетка, не получил бы такого
развития, не имел бы в себе такого"
духа".
Диалектика предполагает существование Логоса, смысла, раскрывающегося в диалектическом
развитии, диалектика может быть присуща лишь мысли и
духу, а не материи.
Но для него это стало путем к раскрытию становления,
развития мирового
духа, в то время как отсюда могли быть сделаны и совсем другие выводы.
Все «
развитие и углубление революции» шло по указке «большевиков», вдохновлялось их
духом, если это можно назвать
духом, постепенно принимало провозглашенные ими начала.
Народничество нашего интеллигентского, культурного слоя определялось не только русской сострадательностью к униженным и оскорбленным, не только совестливостью, но и недостатком духовного мужества и духовной свободы, слабым
развитием личного достоинства и самостоятельности, потребностью найти опору вовне, сложить с себя ответственность, на других переложить активность
духа в отыскании и определении правды.
Внешне, исторически русское народническое сознание определилось прежде всего тем, что Россия — страна мужицкая, крестьянская, что она слишком долго была страной натурального хозяйства, что в ней все еще оставалась в силе первоначальная, патриархальная демократия, с которой началось
развитие народа, что в ней все еще была первобытная скрепленность
духа с органической материей.