Неточные совпадения
У меня врожденная страсть противоречить; целая моя
жизнь была только цепь грустных и неудачных
противоречий сердцу или рассудку.
Но тут он почувствовал, что это именно чужие мысли подвели его к
противоречию, и тотчас же напомнил себе, что стремление быть на виду, показывать себя большим человеком — вполне естественное стремление и не будь его —
жизнь потеряла бы смысл.
К его вескому слову прислушиваются политики всех партий, просветители, озабоченные культурным развитием низших слоев народа, литераторы, запутавшиеся в
противоречиях критиков, критики, поверхностно знакомые с философией и плохо знакомые с действительной
жизнью.
Он все более определенно чувствовал в
жизни Марины нечто таинственное или, по меньшей мере, странное. Странное отмечалось не только в
противоречии ее политических и религиозных мнений с ее деловой
жизнью, — это
противоречие не смущало Самгина, утверждая его скептическое отношение к «системам фраз». Но и в делах ее были какие-то темные места.
Но все казалось ненужным, а
жизнь вставала пред ним, точно лес, в котором он должен был найти свою тропу к свободе от
противоречий, от разлада с самим собою.
Чаще всего книги показывали ему людей жалкими, запутавшимися в мелочах
жизни, в
противоречиях ума и чувства, в пошленьких состязаниях самолюбий.
До приезда Райского
жизнь ее покоилась на этих простых и прочных основах, и ей в голову не приходило, чтобы тут было что-нибудь не так, чтобы она весь век жила в какой-то «борьбе с
противоречиями», как говорил Райский.
То же
противоречие, которое мы видим в национальном гении Достоевского, видим мы и в русской народной
жизни, в которой всегда видны два образа.
Но таинственная страна
противоречий, Россия таила в себе пророческий дух и предчувствие новой
жизни и новых откровений.
Война есть материальное выявление исконных
противоречий бытия, обнаружение иррациональности
жизни.
Это есть обнаружение
противоречий человеческой
жизни.
Жизнь человека погружена в
противоречие, он находится в состоянии потери равновесия.
Мы увидим, что от формального и реального понимания свободы зависят
противоречия свободы в социальной
жизни.
Противоречия свободы в социальной
жизни выражаются еще в том, что, дорожа сохранением данного режима, напр., капитализма, начинают воспринимать неподвижность и неизменность как свободу, а движение и изменение как нарушение свободы.
Христианство есть сплошное
противоречие. И христианское отношение к войне роковым образом противоречиво. Христианская война невозможна, как невозможно христианское государство, христианское насилие и убийство. Но весь ужас
жизни изживается христианином, как крест и искупление вины. Война есть вина, но она также есть и искупление вины. В ней неправедная, грешная, злая
жизнь возносится на крест.
Повторяю: Аннушка уже по тому одному не могла не впадать в
противоречия с своим кодексом, что на эти
противоречия наталкивала ее сама
жизнь.
Основное
противоречие моей
жизни всегда вновь себя обнаруживает.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук.
Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной
жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
Он до последней крайности обострил
противоречие исторического христианства, конфликт евангельских заветов с языческим отношением к
жизни в мире, к
жизни обществ.
Достоевский отказывается от идеалистического гуманизма 40-х годов, от Шиллера, от культа «высокого и прекрасного», от оптимистических представлений о человеческой природе, он переходит к «реализму действительной
жизни», но к реализму не поверхностному, а глубинному, раскрывающему сокровенную глубину человеческой природы во всех ее
противоречиях.
История русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской
жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и
противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Это до такой степени въелось в нравы, что никто даже не замечает, что тут кроется самое дурацкое
противоречие, что правда
жизни является рядом с правдою лицемерия и обе идут рука об руку, до того перепутываясь между собой, что становится затруднительным сказать, которая из этих двух правд имеет более прав на признание.
Это меня тем более удивляло, что я уже довольно резко чувствовал
противоречия между
жизнью и книгой; вот предо мною живые люди, и в книгах нет таких: нет Смурого, кочегара Якова, бегуна Александра Васильева, Жихарева, прачки Натальи…
Но между положением людей в то время и в наше время та же разница, какая бывает для растений между последними днями осени и первыми днями весны. Там, в осенней природе, внешняя безжизненность соответствует внутреннему состоянию замирания; здесь же, весною, внешняя безжизненность находится в самом резком
противоречии с состоянием внутреннего оживления и перехода к новой форме
жизни.
В этом состоит пятый и самый действительный способ устранения того
противоречия, в которое поставило себя церковное христианство, исповедуя на словах Христа и отрицая в
жизни его учение и научая этому людей.
Вся
жизнь наша есть сплошное
противоречие всему тому, что мы знаем и что мы считаем нужным и должным.
Противоречие это — во всем: и в экономической, и государственной, и международной
жизни. Мы, как будто забыв то, что знаем, и на время отложив то, во что мы верим (не можем не верить, потому что это наши единственные основы
жизни), делаем всё навыворот тому, чего требует от нас наша совесть и наш здравый смысл.
Это-то и происходит в деле перехода человечества от одного возраста к другому, которое мы переживаем теперь. Человечество выросло из своего общественного, государственного возраста и вступило в новый. Оно знает то учение, которое должно быть положено в основу
жизни этого нового возраста, но по инерции продолжает держаться прежних форм
жизни. Из этого несоответствия жизнепонимания с практикой
жизни вытекает ряд
противоречий и страданий, отравляющих нашу
жизнь и требующих ее изменения.
И иначе им нельзя было отнестись: их связывает то
противоречие, в котором они находятся — веры в божественность учителя и неверия в его самые ясные слова, — из которого им надо как-нибудь выпутываться, и потому нельзя было ожидать от них свободных суждений о самой сущности вопроса, о том изменении
жизни людей, которое вытекает из приложения учения Христа к существующему порядку.
То же происходит и теперь в нашем человечестве при переходе, переживаемом нами, от языческого жизнепонимания к христианскому. Общественный человек нашего времени приводится самою
жизнью к необходимости отречься от языческого понимания
жизни, не свойственного теперешнему возрасту человечества, и подчиниться требованиям христианского учения, истины которого, как бы они ни были извращены и перетолкованы, все-таки известны ему и одни представляют разрешение тех
противоречий, в которых он путается.
Вся
жизнь наших высших классов есть сплошное
противоречие, тем более мучительное, чем чутче нравственное сознание человека.
Ребенка старательно обманывают в самом важном деле в
жизни, и когда обман так сросся с его
жизнью, что уже трудно оторвать его, тогда перед ребенком открывают весь мир науки и действительности, который никаким образом не может совместиться с внушенными ему верованиями, предоставляя ему разбираться самому, как он умеет, в этих
противоречиях.
Ведь стоит только сличить практику
жизни с ее теорией, чтобы ужаснуться перед тем вопиющим
противоречием условий
жизни и нашего сознания, в котором мы живем.
Странны люди, собирающиеся в конгрессы, говорящие речи о том, как ловить птиц, посыпая им соли на хвост, хотя они не могут не знать, что этого нельзя делать; удивительны те, которые, как Мопассан, Род и мн. др., ясно видят весь ужас войны, всё
противоречие, вытекающее из того, что люди делают не то, что им нужно, выгодно и должно делать, оплакивают при этом трагизм
жизни и не видят того, что весь трагизм этот прекратится тотчас же, как только люди перестанут рассуждать о том, о чем им не нужно рассуждать, а начнут не делать того, что им больно, неприятно и противно делать.
Если мы не удивляемся на то
противоречие между нашими верованиями, убеждениями и поступками, то это происходит только оттого, что влияния, скрывающие от людей это
противоречие, действуют и на нас. Стоит только взглянуть на нашу
жизнь с точки зрения того индейца, который понял христианство в его истинном значении без всяких уступок и приспособлений, и на те дикие зверства, которыми наполнена наша
жизнь, чтобы ужаснуться перед теми
противоречиями, среди которых мы живем, часто не замечая их.
Указано на то, что сила в руках тех, которые сами губят себя, в руках отдельных людей, составляющих массы; указано на то, что источник зла в государстве. Казалось бы, ясно то, что
противоречие сознания и
жизни дошло до того предела, дальше которого идти нельзя и после которого должно наступить разрешение его.
Еще в большем
противоречии и страдании живет человек так называемого образованного класса. Всякий такой человек если верит во что-нибудь, то верит если и не в братство людей, то в гуманность, если не в гуманность, то в справедливость, если не в справедливость, то в науку, и вместе с тем знает, что вся его
жизнь построена на условиях, прямо противоположных всему этому, всем положением и христианства, и гуманности, и справедливости, и науки.
Зная, что
противоречие, существующее между учением Христа, которое мы на словах исповедуем, и всем строем нашей
жизни нельзя распутать словами и, касаясь его, можно только сделать его еще очевиднее, они с большей или меньшей ловкостью, делая вид, что вопрос о соединении христианства с насилием уже разрешен или вовсе не существует, обходят его [Знаю только одну не критику в точном смысле слова, но статью, трактующую о том же предмете и имеющую в виду мою книгу, немного отступающую от этого общего определения.
Всякий человек нашего времени, если вникнуть в
противоречие его сознания и его
жизни, находится в самом отчаянном положении.
Бывают такие времена, подобные весне, когда старое общественное мнение еще не разрушилось и новое еще не установилось, когда люди уже начинают обсуживать поступки свои и других людей на основании нового сознания, а между тем в
жизни по инерции, по преданию продолжают подчиняться началам, которые только в прежние времена составляли высшую степень разумного сознания, но которые теперь уже находятся в явном
противоречии с ним.
Но и это
противоречие ничто в сравнении с
противоречием, которое в международных сношениях восстало теперь перед людьми и под угрозой погибели и человеческого разума и человеческой
жизни требует разрешения. Это
противоречие христианского сознания и войны.
Ни на чем так поразительно не видна та степень
противоречия, до которой дошла
жизнь людей нашего времени, как на том самом явлении, которое составляет последнее и средство и выражение насилия, — на общей воинской повинности.
Противоречия сознания и вследствие этого бедственность
жизни дошли до последней степени, дальше которой идти некуда.
Жизнь, построенная на началах насилия, дошла до отрицания тех самых основ, во имя которых она была учреждена. Устройство общества на началах насилия, имевшее целью обеспечение блага личного, семейного и общественного, привело людей к полному отрицанию и уничтожению этих благ.
Так пишет даровитый, искренний, одаренный тем проникновением в сущность предмета, которое составляет сущность поэтического дара, писатель. Он выставляет перед нами всю жестокость
противоречия сознания людей и деятельности и, не разрешая его, признает как бы то, что это
противоречие должно быть и что в нем поэтический трагизм
жизни.
Все люди нашего времени живут в постоянном вопиющем
противоречии сознания и
жизни.
Рабочая масса, большое большинство людей, страдая от постоянного, поглощающего всю их
жизнь, бессмысленного, беспросветного труда и лишений, страдает больше всего от сознания вопиющего
противоречия того, что есть, с тем, что должно бы быть по всему тому, что исповедуется ими самими и теми, которые поставили их в это положение и удерживают в нем.
Образованные люди высших классов стараются заглушить всё более и более выясняющееся сознание необходимости изменения настоящего строя
жизни, но
жизнь, продолжая развиваться и усложняться в прежнем направлении, усиливая
противоречия и страдания людей, приводит их к тому последнему пределу, дальше которого идти нельзя. Такой последний предел
противоречия, дальше которого идти нельзя, есть общая воинская повинность.
Я всё это вижу (т. е.
противоречие исповедания и
жизни) и продолжаю и исповедовать и управлять и горжусь тем, что я в одно и то же время и набожный христианин и преданный слуга правительству.
В ярких речах отца
жизнь рисовалась подобной игре и сказке, в словах солдата она смотрела сурово, требовала терпения и покорности, — мальчик не мог примирить это явное
противоречие.
Культ мадонны не только язычески красив, это прежде всего умный культ; мадонна проще Христа, она ближе сердцу, в ней нет
противоречий, она не грозит геенной — она только любит, жалеет, прощает, — ей легко взять сердце женщины в плен на всю
жизнь.
Но мы видим, что Катерина — не убила в себе человеческую природу и что она находится только внешним образом, по положению своему, под гнетом самодурной
жизни; внутренно же, сердцем и смыслом, сознает всю ее нелепость, которая теперь еще увеличивается тем, что Дикие и Кабановы, встречая себе
противоречие и не будучи в силах победить его, но желая поставить на своем, прямо объявляют себя против логики, то есть ставя себя дураками перед большинством людей.