Неточные совпадения
Я всё это вижу (т. е.
противоречие исповедания и
жизни) и продолжаю и исповедовать и управлять и горжусь тем, что я в одно и то же время и набожный христианин и преданный слуга правительству.
Зная, что
противоречие, существующее между учением Христа, которое мы на словах исповедуем, и всем строем нашей
жизни нельзя распутать словами и, касаясь его, можно только сделать его еще очевиднее, они с большей или меньшей ловкостью, делая вид, что вопрос о соединении христианства с насилием уже разрешен или вовсе не существует, обходят его [Знаю только одну не критику в точном смысле слова, но статью, трактующую о том же предмете и имеющую в виду мою книгу, немного отступающую от этого общего определения.
В этом состоит пятый и самый действительный способ устранения того
противоречия, в которое поставило себя церковное христианство, исповедуя на словах Христа и отрицая в
жизни его учение и научая этому людей.
И иначе им нельзя было отнестись: их связывает то
противоречие, в котором они находятся — веры в божественность учителя и неверия в его самые ясные слова, — из которого им надо как-нибудь выпутываться, и потому нельзя было ожидать от них свободных суждений о самой сущности вопроса, о том изменении
жизни людей, которое вытекает из приложения учения Христа к существующему порядку.
Ребенка старательно обманывают в самом важном деле в
жизни, и когда обман так сросся с его
жизнью, что уже трудно оторвать его, тогда перед ребенком открывают весь мир науки и действительности, который никаким образом не может совместиться с внушенными ему верованиями, предоставляя ему разбираться самому, как он умеет, в этих
противоречиях.
То же происходит и теперь в нашем человечестве при переходе, переживаемом нами, от языческого жизнепонимания к христианскому. Общественный человек нашего времени приводится самою
жизнью к необходимости отречься от языческого понимания
жизни, не свойственного теперешнему возрасту человечества, и подчиниться требованиям христианского учения, истины которого, как бы они ни были извращены и перетолкованы, все-таки известны ему и одни представляют разрешение тех
противоречий, в которых он путается.
Это-то и происходит в деле перехода человечества от одного возраста к другому, которое мы переживаем теперь. Человечество выросло из своего общественного, государственного возраста и вступило в новый. Оно знает то учение, которое должно быть положено в основу
жизни этого нового возраста, но по инерции продолжает держаться прежних форм
жизни. Из этого несоответствия жизнепонимания с практикой
жизни вытекает ряд
противоречий и страданий, отравляющих нашу
жизнь и требующих ее изменения.
Ведь стоит только сличить практику
жизни с ее теорией, чтобы ужаснуться перед тем вопиющим
противоречием условий
жизни и нашего сознания, в котором мы живем.
Вся
жизнь наша есть сплошное
противоречие всему тому, что мы знаем и что мы считаем нужным и должным.
Противоречие это — во всем: и в экономической, и государственной, и международной
жизни. Мы, как будто забыв то, что знаем, и на время отложив то, во что мы верим (не можем не верить, потому что это наши единственные основы
жизни), делаем всё навыворот тому, чего требует от нас наша совесть и наш здравый смысл.
Рабочая масса, большое большинство людей, страдая от постоянного, поглощающего всю их
жизнь, бессмысленного, беспросветного труда и лишений, страдает больше всего от сознания вопиющего
противоречия того, что есть, с тем, что должно бы быть по всему тому, что исповедуется ими самими и теми, которые поставили их в это положение и удерживают в нем.
Еще в большем
противоречии и страдании живет человек так называемого образованного класса. Всякий такой человек если верит во что-нибудь, то верит если и не в братство людей, то в гуманность, если не в гуманность, то в справедливость, если не в справедливость, то в науку, и вместе с тем знает, что вся его
жизнь построена на условиях, прямо противоположных всему этому, всем положением и христианства, и гуманности, и справедливости, и науки.
Вся
жизнь наших высших классов есть сплошное
противоречие, тем более мучительное, чем чутче нравственное сознание человека.
Но и это
противоречие ничто в сравнении с
противоречием, которое в международных сношениях восстало теперь перед людьми и под угрозой погибели и человеческого разума и человеческой
жизни требует разрешения. Это
противоречие христианского сознания и войны.
Всякий человек нашего времени, если вникнуть в
противоречие его сознания и его
жизни, находится в самом отчаянном положении.
Все люди нашего времени живут в постоянном вопиющем
противоречии сознания и
жизни.
Так пишет даровитый, искренний, одаренный тем проникновением в сущность предмета, которое составляет сущность поэтического дара, писатель. Он выставляет перед нами всю жестокость
противоречия сознания людей и деятельности и, не разрешая его, признает как бы то, что это
противоречие должно быть и что в нем поэтический трагизм
жизни.
Указано на то, что сила в руках тех, которые сами губят себя, в руках отдельных людей, составляющих массы; указано на то, что источник зла в государстве. Казалось бы, ясно то, что
противоречие сознания и
жизни дошло до того предела, дальше которого идти нельзя и после которого должно наступить разрешение его.
Странны люди, собирающиеся в конгрессы, говорящие речи о том, как ловить птиц, посыпая им соли на хвост, хотя они не могут не знать, что этого нельзя делать; удивительны те, которые, как Мопассан, Род и мн. др., ясно видят весь ужас войны, всё
противоречие, вытекающее из того, что люди делают не то, что им нужно, выгодно и должно делать, оплакивают при этом трагизм
жизни и не видят того, что весь трагизм этот прекратится тотчас же, как только люди перестанут рассуждать о том, о чем им не нужно рассуждать, а начнут не делать того, что им больно, неприятно и противно делать.
Образованные люди высших классов стараются заглушить всё более и более выясняющееся сознание необходимости изменения настоящего строя
жизни, но
жизнь, продолжая развиваться и усложняться в прежнем направлении, усиливая
противоречия и страдания людей, приводит их к тому последнему пределу, дальше которого идти нельзя. Такой последний предел
противоречия, дальше которого идти нельзя, есть общая воинская повинность.
Если мы не удивляемся на то
противоречие между нашими верованиями, убеждениями и поступками, то это происходит только оттого, что влияния, скрывающие от людей это
противоречие, действуют и на нас. Стоит только взглянуть на нашу
жизнь с точки зрения того индейца, который понял христианство в его истинном значении без всяких уступок и приспособлений, и на те дикие зверства, которыми наполнена наша
жизнь, чтобы ужаснуться перед теми
противоречиями, среди которых мы живем, часто не замечая их.
Ни на чем так поразительно не видна та степень
противоречия, до которой дошла
жизнь людей нашего времени, как на том самом явлении, которое составляет последнее и средство и выражение насилия, — на общей воинской повинности.
Противоречия сознания и вследствие этого бедственность
жизни дошли до последней степени, дальше которой идти некуда.
Жизнь, построенная на началах насилия, дошла до отрицания тех самых основ, во имя которых она была учреждена. Устройство общества на началах насилия, имевшее целью обеспечение блага личного, семейного и общественного, привело людей к полному отрицанию и уничтожению этих благ.
Но между положением людей в то время и в наше время та же разница, какая бывает для растений между последними днями осени и первыми днями весны. Там, в осенней природе, внешняя безжизненность соответствует внутреннему состоянию замирания; здесь же, весною, внешняя безжизненность находится в самом резком
противоречии с состоянием внутреннего оживления и перехода к новой форме
жизни.
Бывают такие времена, подобные весне, когда старое общественное мнение еще не разрушилось и новое еще не установилось, когда люди уже начинают обсуживать поступки свои и других людей на основании нового сознания, а между тем в
жизни по инерции, по преданию продолжают подчиняться началам, которые только в прежние времена составляли высшую степень разумного сознания, но которые теперь уже находятся в явном
противоречии с ним.