Однако — странное дело! Проходило время, вновь и вновь перечитывал я
произведения Толстого, вновь и вновь припоминался он мне таким, каким я его видел, — и совсем по-иному, не по-прежнему, начинал я воспринимать его творчество; какое-нибудь мелкое, как будто совсем незначащее личное впечатление вдруг ярким и неожиданным светом освещало целую сторону его творчества.
Неточные совпадения
— Возвращаясь к
Толстому — добавлю: он учил думать, если можно назвать учением его мысли вслух о себе самом. Но он никогда не учил жить, не учил этому даже и в так называемых
произведениях художественных, в словесной игре, именуемой искусством… Высшее искусство — это искусство жить в благолепии единства плоти и духа. Не отрывай чувства от ума, иначе жизнь твоя превратится в цепь неосмысленных случайностей и — погибнешь!
Оставаясь почти целые дни один-одинешенек, он передумал и перемечтал обо всем; наконец, чтобы чем-нибудь себя занять, вздумал сочинять повесть и для этого сшил себе
толстую тетрадь и прямо на ней написал заглавие своему
произведению: «Чугунное кольцо».
Они вообще очень робки: звезда и
толстый эполет приводят их в такое замешательство, что они невольно понижают цену своих
произведений.
Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда; тоненькие, узенькие талии, никак не
толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее
произведение природы и искусства.
В
произведениях своих
Толстой выводит немало людей, к которым он относится с решительным, нескрываемым отрицанием.
Недаром выше всех
произведений Достоевского
Толстой ставил именно «Записки из мертвого дома».
И всюду здесь жизнь, всюду ощущение этой жизни и уважение к ней — то просто уважение, которое так высоко ставит
Толстой. Мы видели, например, что в чисто художественных
произведениях Достоевского совсем нет животных. Если изредка животное и промелькнет, то непременно «противное», «паршивое», «скверное» — бесконечно униженное, с мертвою и мрачною душою. А вот как в «Записках из мертвого дома...
В числе его первых этюдов была рецензия"Казаков"
Толстого. И в ней он выказал свое чутье, вкус, понимание того, что это была за вещь как художественное
произведение.
Оболенский — философ с наклоном к толстовству, публицист, критик, беллетрист и поэт, заполнявший журнал преимущественно собственными своими
произведениями под инициалами и разными псевдонимами; но печатались там и публицистические статьи Льва
Толстого в тех обрывках, которые выходили из цензурной трепалки.
Гоголь и
Толстой готовы были пожертвовать творчеством совершенных
произведений литературы во имя творчества совершенной жизни.
Когда же было решено, что верх совершенства есть драма Шекспира и что нужно писать так же, как он, без всякого не только религиозного, но и нравственного содержания, то и все писатели драм стали, подражая ему, составлять те бессодержательные драмы, каковы драмы Гете, Шиллера, Гюго, у нас Пушкина, хроники Островского, Алексея
Толстого и бесчисленное количество других более или менее известных драматических
произведений, наполняющих все театры и изготовляемых подряд всеми людьми, которым только приходит в голову мысль и желание писать драму.
Толстой настаивал на своем решении. Осенью он послал ей в Москву письмо с отказом от прав на свои литературные
произведения и просил ее напечатать письмо в газетах. Софья Андреевна отказалась.
Толстой напечатал сам. Этот отказ от собственности на
произведения, напечатанные после 1881 года, был единственной победой, которую
Толстой сумел одержать в борьбе с женой.
И Чайковский, польщенный по его словам, «как никогда в жизни», специально для одного
Толстого устраивает в консерватории концерт из своих
произведений.
Но колоссальная работа по созданию этих
произведений берет только небольшую часть сил
Толстого.
Начинается долгая, упорная, скрытая от чужих взглядов борьба. Для обеих сторон это не каприз, не упрямство, а борьба за жизнь, за существование. В июле 1891 года
Толстой решил опубликовать в газетах письмо с отказом от собственнических прав на свои литературные
произведения. Произошла бурная семейная сцена. Характер ее мы ясно можем себе представить по сценам, происходящим между мужем и женой в упомянутой драме «И свет во тьме светит».
И вся жизнь Л.
Толстого была мучительным переходом от творчества совершенных художественных
произведений к творчеству совершенной жизни.