Руководство по развитию речи и воображения ребенка

Анна Шуракова, 2023

Эта книга для родителей и педагогов, которые хотят раскрыть творческий потенциал детей. Она поможет понять механизмы творческого мышления; расскажет, как оно связано с речью, и даст инструменты, с помощью которых можно развить креативность ребенка. Автор издания, логопед высшей категории с более чем пятнадцатилетним стажем, художница Анна Шуракова, имеет три высших образования: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, логопед и арт-терапевт.

Оглавление

Из серии: Библиотека логопеда (Феникс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство по развитию речи и воображения ребенка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1.

Укрепляем фундамент

Зачем ребенку творчество

Что первым приходит на ум, когда речь заходит о творчестве? Попробую угадать: наверняка возникают ассоциации с рисованием, лепкой, аппликацией и другими видами ручного труда. Многие родители уверены, что ребенок достаточно творчески развит, если целыми днями что-нибудь рисует или лепит. Именно таких детей чаще всего называют творческими, потому что они занимаются творческими видами деятельности. Обычно в их распоряжении множество раскрасок, наборов для вышивания, выкладывания бисером картинок и пр. Но имеет ли это все подлинное отношение к творчеству? Давайте разбираться.

Творчество — это процесс создания чего-то нового, того, что никогда прежде не существовало. Поэтому работа с раскрасками — это скорее тренировка мелкой моторики пальчиков рук и глазомера. Раскраска может стать актом творчества, если все фигуры для раскрашивания дети нарисовали сами. Когда ребенок напевает известную песню, то это не творчество, а вот если он переделал ее по-своему и придумал новые слова, то это творчество. При этом если ребенок никогда не пел песен, плохо говорит, не пробовал сочинять стихи, то и песню он не сочинит. То есть творчество базируется на определенном фундаменте, на прочных знаниях в разных областях.

Одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что максимальным творческим потенциалом обладают именно дети, а не взрослые. Считается, что с возрастом творчество угасает. На самом деле это не так. Детям свойственна свобода, им неведом страх ошибки, они не знают, как надо, поэтому не боятся выплескивать все, что есть в голове.

Еще одно частое заблуждение связано с утверждением, что креативность важна только в творческих профессиях. Так ли это?

В последние десятилетия на рынке труда произошли глобальные изменения и появились профессии, о которых раньше даже не слышали: онлайн-терапевт, биофармаколог, игромастер, экоаудитор, гид по космическому туризму и др.

Наверняка каждый родитель не раз задавался вопросом, какое будущее ждет его ребенка. Сейчас даже футурологи затрудняются предсказывать будущее, настолько все неопределенно. С одной стороны, мы видим повсеместную роботизацию, однообразный монотонный труд человека уходит в прошлое. Причем это касается не только работы у станка или, например, доставки еды. Любая деятельность, даже интеллектуальная, в основе которой заложены повторяющиеся схемы, будет заменена в конце концов искусственным интеллектом.

С другой стороны, как бы это ни было грустно, но человечество до сих пор конфликтует, и масштабы конфликтов огромные. Так что, вполне возможно, нашим детям могут пригодиться и навыки выживания в лесу. Это все крайние точки, и истина, конечно, где-то посередине. Безусловно, будущее предсказать невозможно, и все же большинство специалистов сходится во мнении, что единственное, что точно сможет помочь человеку будущего, это креативность. Нестандартный подход к решению проблем пригодится и в лесу, и в высокотехнологичной компании, и в школе, и в университете, и даже в компании сверстников. Именно это отличает человека от робота.

При этом хочу отдельно отметить, что творчество присуще всем детям. Нет нетворческих детей, просто у одних детей творчество проявлено в большей степени, а у других в меньшей. «Моему не дано» — это всего лишь родительский миф. Весь мой опыт в работе с самыми разными детьми подтверждает это.

Какого ребенка можно назвать творческим? Есть ряд параметров, позволяющих это определить.

Один из самых явных параметров — это потребность выражать себя через рисование, лепку или танцы. Кроме того, творческий ребенок эмоционален. У него яркая, выразительная мимика, он рано начинает говорить и читать (про связь речи и творчества мы поговорим в отдельной главе). У него хорошая память и способность долго концентрироваться на одном деле. Творческий ребенок инициативен и непосредственен, его переполняет радость, и он готов делиться ею со всем окружающим миром. Творческие дети любят играть, в том числе в самостоятельно придуманные игры, сочинять новые правила к существующим играм. Они любят сочинять стихи, разыгрывать пьесы, на ходу выдумывать небылицы и по-своему решать все предложенные задачки. Такие дети доставляют много хлопот взрослым, с ними точно не соскучишься.

Не нужно беспокоиться, если ваш ребенок не такой. Мой опыт работы подтверждает, что у каждого ребенка есть творческий потенциал, который можно развить. Для этого и создавалась книга. При этом у нас нет задачи сделать всех детей одинаковыми. Это общие параметры, и в каждом ребенке они будут представлены по-разному. Даже если ваш сын или дочка начали поздно говорить, не читают в шесть лет или не любят ничего сочинять и выступать перед публикой, не волнуйтесь. У каждого свои индивидуальные особенности и стадии созревания мозга. В первой главе мы будем подробно говорить об этом, чтобы потом, приступая к играм, каждый родитель опирался на особенности своего ребенка, не требуя от него невозможного.

Откуда растут ноги у воображения

Воображение важнее, чем знания, так как знания ограничены, а воображение охватывает весь мир, способствуя прогрессу и порождая эволюцию.

А. Эйнштейн

Сложно найти человека, который хотя бы один раз в жизни чего-нибудь не придумал. Кто-то витает в облаках и не вылезает из воображаемых миров, кто-то изобретает роботов и новейшее оборудование, придумывает здания, мосты, а кто-то разрабатывает фасоны нового платья, табуретку или меню на завтра.

Для всех этих дел необходимо воображение, потому что лучшие творения получаются тогда, когда мы представляем у себя в голове конечный результат. Неважно, о чем идет речь: о пирогах, платье или сложном механизме. Эдисон перепробовал тысячу способов, прежде чем смог добиться стабильной работы своих лампочек. Он знал, что хочет получить в итоге, и искал способы воплощения задуманного. Хотя иногда открытия совершаются случайно, как в случае с пенициллином.

Благодаря воображению человек может представить себе то, чего никогда не существовало, чего с ним никогда не случалось. В чьем-то опыте не было пальм, пиратов, полетов на Марс, а кто-то никогда не видел снег и может представить его только с помощью силы воображения.

Чтобы понять, как развивать воображение у ребенка, я предлагаю проникнуть в суть этого процесса, изучить виды воображения и механизмы его формирования. Лучше всего раскрывает природу воображения психология, к ней и обратимся.

Один из выдающихся советских ученых, психолог Крутецкий В. А., описывал четыре вида воображения[1]:

1. Представление того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундра, Париж, ледокол и т. д.).

2. Представление исторического прошлого (боярина, древнего Новгорода, Петра I, Чапаева).

3. Представление того, что будет в будущем (модели, которую только строят; дома, фундамент которого только закладывается).

4. Представление того, чего никогда не было в действительности.

Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Понятно, что творить из воздуха человек не сможет, и воображение начинает работать тогда, когда воспринятого или изученного ранее материала недостаточно для решения стоящих перед людьми задач.

Как этот процесс происходит у детей? И есть ли у них воображение?

На этот счет существует много разных мнений.

Одни авторы считают, что у детей мало опыта и воображению взяться неоткуда. Другие авторы, наоборот, полагают, что дети до семи лет только и делают, что живут в придуманном мире и не отличают сказку от реальности. Они легко верят в Деда Мороза, говорящих животных, Бабу-ягу и Сиреноголового. Сказочные персонажи для них реальны. Как-то мы с трехлетним сыном ехали в троллейбусе. Напротив села бабушка. Родион с изумлением посмотрел на нее и воскликнул: «Мама, смотри! Баба-яга из леса прилетела». Я покраснела и извинилась перед бабушкой. Ребенок же искренне не понимал, что он сказал не так. Баба-яга существует, живет в лесу, так почему бы ей разок не прокатиться в городе на троллейбусе. Есть даже такой тест на определение готовности к школе: «Послушай рассказ и объясни, что было на самом деле, а что выдумал автор».

Все на самом деле и так, и не так. Да, у детей мало опыта, и воображать фантастические миры или изобретать летательные аппараты они не могут. При этом в отсутствии опыта и кроется ключ к разгадке безудержности детской фантазии. Раз нет опыта, значит, нет и ограничений. Благодаря этому маленькие дети не просто играют, они живут в игре. Вам наверняка знакома ситуация, когда ребенок целый день играет с одной и той же палкой. Она превращается то в лошадку, то в меч, то в лопату, то в самолет. То же самое происходит с коробками, пакетами и еще много с чем.

Как формируется воображение у детей

Физиологически процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

У ребенка до трех лет воображение строится на основе усвоенных действий с предметами. Научился малыш кушать ложкой, стучать молотком, катать машинку и тут же переносит новые действия в игру.

Вам знакомы предметы-заместители? Простая палочка может спокойно заменить ложку. Дети помешивают ею камушки и веточки в кастрюле с дождевой водой — на обед у нас будет суп. Листья деревьев заменяют деньги в игре в магазин, а пластмассовая горка превращается в корабль, на котором мы поплывем в далекие страны. Это все игра, но основана она на реальности.

Даже сказочные образы появились не просто так, а как удивительно причудливое сочетание существующих в реальном мире предметов и живых существ. Яркой иллюстрацией может быть леший, который является симбиозом человека и дерева. Или, например, кентавр, прообразом которого были человек и конь. Продолжать можно до бесконечности: русалки, водяные, птица сирин и др. Детское воображение не знает границ. Особенно изощренно оно в страшилках. В моем детстве это были гробики на колесиках и черная рука, сейчас очень популярен образ Сиреноголового — симбиоз человека и звука сирены (которого дети очень боятся, к слову).

Воображение активизируется тогда, когда имеющиеся в голове образы не работают, привычные действия не приносят нужного результата. Тогда в голову загружаются новые данные, соединяются со старыми, и мы получаем нечто необычное.

Сновидения — это тоже работа воображения, только не контролируемая сознанием.

Ярче всего воображение проявляет себя в творческих видах деятельности, но в действительности его функционал гораздо шире — без воображения любая задача становится просто повторяющимся набором действий.

Воображение бывает произвольное и непроизвольное. Суть непроизвольного в том, что видения и образы возникают как бы сами собой, без всяких усилий с нашей стороны. «Смотри, мама. Это облако похоже на кошку, а вон тот камень — на жука!»

Непроизвольное воображение включается каждый раз, когда мы читаем детям книги или ставим аудиосказки. В этот момент дети ярко представляют себя в роли сказочных героев: путешествуют вместе с ними, совершают подвиги, удирают от врагов и сопереживают. Когда дети подрастут, то смогут сами читать книги и путешествовать по волшебным мирам.

Интересно рассказывающий взрослый может запросто увлечь ребенка любой деятельностью, вызвав у него яркое непроизвольное воображение. Этим приемом пользуются опытные педагоги, учителя и родители. Данный процесс очень важен, и его не заменят никакие мультики, в которых образы уже кем-то придуманы и представлять и воображать ничего не надо.

Еще один вид непроизвольного воображения — сновидения. Обрывки впечатлений, полученных за день, сплетаются причудливым образом, и нам снятся необычные сны.

Произвольное воображение отличается от непроизвольного тем, что для его возникновения надо приложить специальные усилия. Взрослый подключает произвольное воображение тогда, когда ему надо решить нетривиальную задачу (например, придумать и воссоздать модель будущего дома, автомобиля). У учащихся произвольное воображение включается, к примеру, на разных уроках, когда надо представить знаменитых полководцев, императоров, живших давно писателей и их героев, диковинные растения, животных или льды Антарктики.

У детей произвольное воображение включается не сразу. Им сложно на чем-то долго фокусироваться, и в основном у дошкольников работает непроизвольное воображение. Произвольное воображение активируется ближе к семи годам, и то после специального обучения.

Каждый раз, когда мы с детьми учимся составлять рассказы, я прошу их придумать имена героям. Обычно это такие же дети, как и они. И каждый раз ребята впадают в ступор и мучительно думают. Казалось бы, такое простое действие — назови любое имя. А детям сложно, потому что действие новое и непривычное. Это потом они входят во вкус и начинают фонтанировать именами, придумывая самые невероятные и фантастические.

И здесь мы снова возвращаемся к важности речи. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами. Только проговариваем их или вслух, или про себя.

Сначала образы в голове. Затем оперирование этими образами, преобразование их.

Высшая стадия развития творческого воображения — когда человек начинает оперировать образами, которых нет в реальном мире.

Про связь речи и воображения мы еще подробно поговорим в следующей главе, а сейчас я предлагаю рассмотреть еще два вида воображения: воссоздающее и творческое. Они отличаются степенью самостоятельности и оригинальности.

Воссоздающее воображение — это представление новых для человека объектов в соответствии с чертежами, описаниями, схемой. Оно родственно с произвольным и возникает чаще тогда, когда человек чему-то обучается. Для воссоздающего воображения очень важны знания, иначе то, что ребенок будет представлять, значительно исказится, — например, вообразит кузнечика величиной с дом или слона размером со спичечный коробок.

Как работает у детей воссоздающее воображение? Собирал ребенок домик из конструктора по схеме, затем взрослый ему предложил: «Построй для меня замок». Ребенок поднапряг воображение и построил замок. Потом посмотрел на свое творение и построил космическую или, например, подводную станцию без всяких схем, просто из головы. Это уже работа творческого воображения. Оно отличается самостоятельностью создания новых образов в процессе творческой деятельности. Сюда относят все открытия в науке, технике, механике, генной инженерии, квантовой физике, а также создание музыкальных, литературных художественных произведений.

Процесс создания чего-то нового, чего еще никогда не было, очень сложен. Это высшая стадия развития воображения, и в детском возрасте только закладываются будущие предпосылки для подлинно творческой деятельности. При этом грань между воссоздающим воображением и творческим очень тонкая. Так, например, актеры и музыканты воссоздают кем-то написанные роли и музыкальные произведения. При этом они их творчески переосмысливают и вносят свое видение, что делает их профессии истинно творческими.

Люди, которым непонятна механика воображения, думают, что творчество — это такая свободная игра, не требующая большого, а иногда и тяжелого труда. И все мифы про вдохновение порождаются именно этим непониманием. На самом деле вдохновение — это результат большой предшествующей работы. Если бы Дмитрий Иванович Менделеев не занимался химией большую часть своей жизни, не продумывал варианты классификации химических элементов, он бы никогда не увидел во сне свою таблицу. П. И. Чайковский говорил, что «вдохновение — такая гостья, которая не любит посещать ленивых», а И. Е. Репин считал вдохновение «наградой за каторжный труд».

Но и здесь есть свои нюансы. Бесспорно, что для подлинно творческого человека важно много и продуктивно работать, решать интересные творческие задачи. И на этом пункте родители часто спотыкаются, стремясь максимально загрузить свое чадо: миллион «развиваек», кружков, мини-школы, спортивные секции. Маленький ребенок оказывается настолько загружен, что у него пропадает вся любознательность и исследовательская активность. Остается только желание, чтобы от него все отстали.

А это то, чего нам нельзя допустить. Помните про непроизвольное воображение? Оно возникает, только когда ребенку что-то интересно. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Вовлечь в игру, заставляя и понукая, невозможно. Можно заинтересовать. Но и здесь кроется подвох. Часто родители покупают внимание ребенка неуемным количеством сладостей и всевозможными развлечениями, отчего у ребенка возникает пресыщенность, повышается капризность, и в итоге его снова ничего не может обрадовать.

Так что же делать, если куда ни кинь, всюду клин?

Универсального ответа на этот вопрос нет. Самый главный совет — соблюдать баланс, стараясь следовать за интересами ребенка, обращать внимание на его сегодняшние способности, а не на условные возрастные нормы. Что он может сделать сейчас? Чем интересуется? Что будет для него развивающим занятием, таким, которое чуть сложнее того, что он умеет сейчас (так называемые зоны ближайшего развития)? Можно сколько угодно возмущаться, что ребенок никак не может начать читать по слогам, но, если он не запомнил сами звуки, складывать их в слоги он не начнет. Лучше вернуться на шаг назад, посвятить каждому звуку неделю или две, запомнить их как следует и только потом потихоньку начать соединять их в слоги. Если ребенок еще и не произносит эти звуки правильно, то стоит сначала заняться правильным произношением, а потом уж учиться читать. Все делается постепенно.

Лучше всего развивает речь и воображение следование за естественными потребностями ребенка (заметьте, не капризами), за его естественной любознательностью.

Как это сделать наилучшим образом — поговорим дальше.

Творчество и речь

Как мы уже знаем, творческий процесс — это не только развитое воображение, но и много других качеств, без которых подлинное творчество невозможно.

Но как же формируется воображение? На что опирается? Если с непроизвольным все более или менее понятно, то как быть с произвольным воображением?

Давайте детально рассмотрим те качества, без которых воображение не сможет развиваться.

Для начала разберемся, как видит ребенок. Для нас это имеет принципиальное значение.

С самых первых дней рождения ребенка мы учим его различать разные предметы вокруг. Погремушка над кроваткой, часы на стене, лицо мамы, склонившейся над колыбелью. Новорожденный ребенок видит не так, как мы. Он видит пятнами. И только потом, постепенно, после обучения, он начинает с помощью взрослых фокусироваться на окружающих предметах и различать их. Помните, как радовался малыш, узнавая предметы, попадающие в поле его зрения?

Зрительный анализатор как следует развивается только к начальной школе. Когда мы с сыном проходили стандартное медицинское обследование в шесть лет, заглянули и к окулисту. Родион закрывал поочередно глаза и называл разные картинки. В заключении врач указал цифру 0,9. Я очень удивилась и спросила окулиста, почему он не поставил единицу, ведь у ребенка нет проблем со зрением и на обследовании все назвал верно. На что врач ответил, что детям никогда не ставится единица, потому что зрение еще развивается. Именно поэтому в книгах для детей большие изображения и крупный шрифт, а тетради — в крупную клетку.

Итак, ребенок видит пятнами. Мама называет эти пятна, и благодаря процессу мышления они постепенно превращаются в предметы, а благодаря процессу запоминания дети не забывают каждый раз, что коричневое пятно — это стол. Они видят стол и сразу его узнают, а воображение помогает представить этот стол, когда о нем говорят, просят что-то принести или читают сказку. Еще воображение помогает представить, что бывают разные столы, а не только тот один, что стоит в комнате, может называться столом.

До трех лет мышление работает само по себе, и процесс развития ребенка не требует специального вмешательства.

После трех лет мышление развивается только вместе с речью. Если ребенок не заговорил развернутыми фразами, если он не понимает речь на слух, если у него «каша во рту», то и развитие мышления тормозится. А так как воображение — это высшая стадия развития мышления, то и оно начинает отставать.

Почему так происходит?

Потому что мы мыслим словами. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы думаем, размышляем словами. Только проговариваем их или вслух, или про себя.

Замечали, наверное, что, когда мы активно думаем, то шевелим губами. У меня, например, так часто бывает, когда я о чем-то размышляю. Со стороны возникает впечатление, что я говорю сама с собой. Но это не так. Как-то я решила поэкспериментировать и запретила себе шевелить губами, когда обдумываю что-то. Я не смогла удержать мысль!

Дети в процессе интересной деятельности тоже шевелят губами. Только их внутренняя речь более интенсивная и громкая (не у всех, конечно), и они не просто шевелят губами, но и тихонечко бубнят. Если прислушаться (только так, чтобы ребенок не заметил), то можно узнать, о чем он думает.

Воображение и мышление — родственные процессы.

Чтобы ребенок смог оперировать образами, фантазировать, придумывать, преобразовывать, креативить, надо сначала эти образы поселить в его голове. Высшая стадия развития творческого воображения, как мы знаем, — когда человек начинает оперировать образами, которых нет в реальном мире.

Вот как это происходит на практике.

Ребенок изучил большие пятна в комнате, узнал их названия и запомнил. По мере того как речь развивается, мы с детьми углубляемся в детали этих больших пятен.

Было у нас коричневое пятно, а потом превратилось в мишку. Мы начинаем изучать его со всех сторон, от общего к частному. У мишки есть голова, лапы, туловище, хвост. На голове — уши, глаза, нос, пасть. То, что для нас очевидно, — для ребенка нет. Ребенку надо все показывать по отдельности, учить видеть и называть детали. После того как все части тела мишки узнаны и названы, будет здорово слепить его из пластилина, сделать аппликацию, нарисовать красками или карандашами. Только тогда образ мишки прочно поселится в голове у малыша, и он сможет не только представлять его, но и совершать воображаемые действия с этим мишкой, сочинять истории.

Рисование тесно связано с речью и воображением. Как только мы что-то проговариваем, сразу начинаем это видеть. Затем мы можем это изобразить и дальше использовать полученный образ в творчестве.

Этот процесс я постоянно наблюдаю у воспитанников. В логопедической группе детского сада он особенно ярко проявляется: очень часто у детей, кроме очевидных речевых проблем, выявляются и проблемы с рисованием. Помню, как-то на занятии мы рисовали тарелку с фруктами, и у одного мальчика вся тарелка оказалась заполнена красными пятнами. При этом сам он утверждал, что нарисовал разные фрукты. Мы, конечно, похвалили его, и учебный процесс начался. К концу курса его рисунки было не узнать. И здесь дело не в том, что они стали высокохудожественными, нет. Рисунки мальчика стали узнаваемыми. В процессе развития речи и узнавания разных предметов и явлений ребенок научился оперировать ими и отображать на листе бумаги. Пятна из окружающих предметов постепенно обретали очертания, узнавались, изучались, назывались и поселялись в голове ребенка, превращаясь в образы. Чем лучше развита речь, тем с большим количеством образов ребенок может взаимодействовать и создавать что-то новое: рассказы, сказки, поделки, театральные постановки.

Эти две функции в нашем мозге, речь и воображение, взаимно обогащают и развивают друг друга. Наиболее активно процесс воображения начинает работать в начальной школе, но почву для этого надо подготовить в дошкольном возрасте, начав с речи.

Речевые нормы. Как правильно?

Сразу оговорюсь, что эти нормы довольно условны и некоторые дети могут начать активно говорить позже сверстников. Причин позднего развития речи множество, и если вас что-то сильно беспокоит в речевом развитии, то лучше сходить к логопеду и дополнительно проконсультироваться.

К году в речи ребенка присутствует десять-пятнадцать слов. Эти слова могут быть отдельными (мама, папа, баба, дай, дядя и т. д.) или лепетными, обозначающими сразу несколько слов или действий. Малыш может произносить «би-би», и это будет обозначать игрушку, поездку на дачу, встреченную машину скорой помощи или пожарную машину. В речи много звукоподражаний.

К двум годам у ребенка в активном словаре присутствует уже более двухсот слов и короткие фразы (Мама, дай. Ляля пить. Папа би-би). В речи появляются предлоги, прилагательные, наречия, и предложения постепенно усложняются.

В три года у ребенка в обиходе уже более тысячи слов, а предложения из простых конструкций превращаются в сложные. Именно в три года из речи ребенка в норме исчезают все «сюсюканья» и смягченные согласные, которые до трех лет считались физиологической нормой. Кроме того, в три года у ребенка начинают появляться свистящие звуки (С, Сь, З, Зь, Ц). Если малышу уже три, а он отказывается говорить словами, предпочитая показывать все жестами, то нужно бить тревогу и бегом бежать к специалистам: неврологу и педиатру. Не надо ждать, пока сам заговорит.

В четыре — четыре с половиной года у ребенка случается «речевой взрыв», и его словарик стремительно пополняется новыми словами (количество которых порой достигает двух тысяч). Появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч), которые ребенок еще может путать со свистящими. В речи присутствуют все части речи, кроме причастий и деепричастий. Малыш еще допускает грамматические ошибки («деревы» вместо деревья, «пени» вместо пни, «лошадий» вместо лошадиный и т. д.), но уже активно овладевает навыками словообразования и задает множество вопросов (Откуда берется вода в кране? Как на небе появляются тучи?). Ребенок может составлять простые рассказы по серии картинок, с удовольствием запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки. Он уже слышит неправильное произношение в своей речи и речи окружающих.

В пять лет грамматические ошибки все еще присутствуют, но их количество резко сокращается (Мы увидели медведев. Рыбки плавают в стекловом аквариуме). Ребенок по-прежнему задает огромное количество вопросов, пересказывает сказки, рассказы, стихи, проявляя живую любознательность. Важно не отмахиваться от него, а, наоборот, поддерживать, чтобы эта живость не исчезла. С ним уже можно обсуждать фильмы, мультфильмы, аудиосказки и потихоньку начинать учить грамоте и подготавливать к чтению.

Шестилетние дети с удовольствием составляют рассказы по сюжетной картине и серии картинок, выразительно читают стихи, общаются со взрослыми и сверстниками, начинают выговаривать сложные звуки Р и Л. Могут определить начальный и конечный звук в словах, количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

В семь лет в активном словаре ребенка более четырех тысяч слов, и он выговаривает все звуки родного языка. С ним можно не только составлять рассказы по картинкам, но и сочинять собственные сказки (об этом я расскажу в отдельной главе в конце книги).

Если вы заметили, что ребенок отстает в речевом развитии, то лучшим решением будет оставить все кружки с секциями и сделать упор на логопедические занятия. Это окупится многократно и предотвратит проблемы в школе с письмом и чтением.

Снова повторю, что эти нормы условны, у детей все очень индивидуально. Занимаясь и играя с ребенком, все время помните важное правило: «Сегодня больше, чем вчера».

Мифы о речи

Речь окружена множеством мифов и легенд, передающихся от мамы к маме как устное народное творчество. Одни просто забавные, другие откровенно вредные. Я собираю их в отдельную копилку.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека логопеда (Феникс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство по развитию речи и воображения ребенка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Крутецкий В. А. Психология. — М.: Просвещение, 1986.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я