Неточные совпадения
Казалось бы, ничего не могло быть проще того, чтобы ему, хорошей породы, скорее богатому, чем бедному человеку, тридцати двух лет, сделать предложение княжне Щербацкой; по всем вероятностям, его тотчас
признали бы хорошею партией. Но Левин был влюблен, и поэтому ему казалось, что Кити была такое совершенство во всех
отношениях, такое существо превыше всего земного, а он такое земное низменное существо, что не могло быть и мысли о том, чтобы другие и она сама
признали его достойным ее.
Самгин слушал рассеянно и пытался окончательно определить свое
отношение к Бердникову. «Попов, наверное, прав: ему все равно, о чем говорить». Не хотелось
признать, что некоторые мысли Бердникова новы и завидно своеобразны, но Самгин чувствовал это. Странно было вспомнить, что этот человек пытался подкупить его, но уже являлись мотивы, смягчающие его вину.
Он неделю тому назад написал ей решительное письмо, в котором
признавал себя виновным, готовым на всякого рода искупление своей вины, но считал всё-таки, для ее же блага, их
отношения навсегда поконченными.
По всему тому, что происходило на судебном следствии, и по тому, как знал Нехлюдов Маслову, он был убежден, что она не виновна ни в похищении ни в отравлении, и сначала был и уверен, что все
признают это; но когда он увидал, что вследствие неловкой защиты купца, очевидно основанной на том, что Маслова физически нравилась ему, чего он и не скрывал, и вследствие отпора на этом именно основании старшины и, главное, вследствие усталости всех решение стало склоняться к обвинению, он хотел возражать, но ему страшно было говорить за Маслову, — ему казалось, что все сейчас узнают его
отношения к ней.
Теперь, сделавшись по наследству большим землевладельцем, он должен был одно из двух: или отказаться от своей собственности, как он сделал это десять лет тому назад по
отношению 200 десятин отцовской земли, или молчаливым соглашением
признать все свои прежние мысли ошибочными и ложными.
Он знал ее девочкой-подростком небогатого аристократического семейства, знал, что она вышла за делавшего карьеру человека, про которого он слыхал нехорошие вещи, главное, слышал про его бессердечность к тем сотням и тысячам политических, мучать которых составляло его специальную обязанность, и Нехлюдову было, как всегда, мучительно тяжело то, что для того, чтобы помочь угнетенным, он должен становиться на сторону угнетающих, как будто
признавая их деятельность законною тем, что обращался к ним с просьбами о том, чтобы они немного, хотя бы по
отношению известных лиц, воздержались от своих обычных и вероятно незаметных им самим жестокостей.
Так называемых либеральных демократий, которые соглашались
признать себя нейтральными в
отношении царства Духа, больше не существует, они все больше становятся диктатурами.
Это достаточно выяснено Кантом, хотя он был непоследователен,
признавая причинные
отношения между вещью в себе и явлением.
Бог и зло ни в каком смысле не сравнимы и не сопоставимы; их нельзя
признать ни равносильными началами (дуализм), ни зло подчиненным Богу (пантеизм); к их
отношениям неприменима ни ответственность, ни конкуренция.
Сам Лосский
признает, что различие между явлениями, которыми занимается наука, и сущностью вещей лежит в самом бытии, а не в природе
отношений между субъектом и объектом.
Чем легче живется арестанту, тем меньше опасности, что он убежит, и в этом
отношении можно
признать очень надежными такие меры, как улучшение тюремных порядков, постройка церквей, учреждение школ и больниц, обеспечение семейств ссыльных, заработки и т. п.
Этою очень короткою историей восьми сахалинских Робинзонов исчерпываются все данные, относящиеся к вольной колонизации Северного Сахалина. Если необыкновенная судьба пяти хвостовских матросов и Кемца с двумя беглыми похожа на попытку к вольной колонизации, то эту попытку следует
признать ничтожною и во всяком случае неудавшеюся. Поучительна она для нас разве в том
отношении, что все восемь человек, жившие на Сахалине долго, до конца дней своих, занимались не хлебопашеством, а рыбным и звериным промыслом.
И в этом уменье подмечать натуру, проникать в глубь души человека, уловлять его чувства, независимо от изображения его внешних, официальных
отношений, — в этом мы
признаем одно из главных и лучших свойств таланта Островского.
Нам вовсе этого не кажется, потому что мы не можем
признать святости кровных
отношений в таком семействе, как у Большова.
Это странное явление (столь частое, однако же, в нашем обществе), происходит оттого, что Большов не понимает истинных начал общественного союза, не
признает круговой поруки прав и обязанностей человека в
отношении и другим и, подобно Пузатову, смотрит на общество, как на вражеский стан.
В литературном
отношении пьесу эту
признают менее других замечательною, упрекают в слабости концепции, находят натяжки в некоторых сценах и проч.
О современном вопросе, кажется, начинают думать в финансовом
отношении —
признают необходимость выкупа.
Человек вдруг, с его душой и телом, отдан в полную власть другому человеку, и тот может им распоряжаться больше, чем сам царь, чем самый безусловный восточный властелин, потому что тот все-таки будет судить и распоряжаться на основании каких-нибудь законов или обычаев; а тут вы можете к вашему крепостному рабу врываться в самые интимные, сердечные его
отношения,
признавать их или отвергать.
В этом
отношении юридическая практика требует, чтобы стороны
признавали друг за другом самую широкую свободу.
Эти фигуры нисколько не походили на аристократических нищих из зáмка, — город их не
признавал, да они и не просили признания; их
отношения к городу имели чисто боевой характер: они предпочитали ругать обывателя, чем льстить ему, — брать самим, чем выпрашивать.
Изворот этот очень искусен, и многие люди, желающие быть обманутыми, легко обманываются им. Изворот состоит в том, чтобы прямое сознательное отрицание заповеди свести к случайному нарушению ее. Но стоит только сравнить
отношение церковных учителей к этой и к другим действительно признаваемым ими заповедям, чтобы убедиться в том, что
отношение церковных учителей к заповедям, которые они
признают, и к этой — совершенно различно.
И потому люди всегда находятся в трояком
отношении к истине: одни истины так уже усвоены ими, что стали бессознательными причинами поступков, другие только начинают открываться им, и третьи, хотя и не усвоены еще ими, до такой степени ясности открыты им, что они неизбежно так или иначе должны отнестись к ним, должны
признать или не
признать их.
Мы
признаем также, что отдельные лица в своих личных
отношениях не могут иметь этого права.
Освобождение происходит вследствие того, что, во-первых, христианин
признает закон любви, открытый ему его учителем, совершенно достаточным для
отношений людских и потому считает всякое насилие излишним и беззаконным, и, во-вторых, вследствие того, что те лишения, страдания, угрозы страданий и лишений, которыми общественный человек приводится к необходимости повиновения, для христианина, при его ином понимании жизни, представляются только неизбежными условиями существования, которые он, не борясь против них насилием, терпеливо переносит, как болезни, голод и всякие другие бедствия, но которые никак не могут служить руководством его поступков.
Хотя я не охотник до этого выписного волоса, но должен
признать превосходное его качество в этом
отношении.
— Меня не
признают, — продолжал он, как бы засыпая. — Конечно, я не гениальный администратор, но зато я порядочный, честный человек, а по нынешним временам и это редкость. Каюсь, иногда женщин я обманывал слегка, но по
отношению к русскому правительству я всегда был джентльменом. Но довольно об этом, — сказал он, открывая глаза, — будем говорить о вас. Что это вам вздумалось вдруг ехать к папаше?
С течением времени человечество все более и более освобождается от искусственных искажений и приближается к естественным требованиям и воззрениям: мы уже не видим таинственных сил в каждом лесе и озере, в громе и молнии, в солнце и звездах; мы уже не имеем в образованных странах каст и париев; мы не перемешиваем
отношений двух полов, подобно народам Востока; мы не
признаем класса рабов существенной принадлежностью государства, как было у греков и римлян; мы отрицаемся от инквизиционных начал, господствовавших в средневековой Европе.
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле каузальные
отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт на индивидуального, что поэтому между ними такое же
отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия
признает высокое превосходство индивидуального уж тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется достоинство поэтического образа.
Когда человек до того развился, что не может понять своего личного блага вне блага общего; когда он при этом ясно понимает свое место в обществе, свою связь с ним и
отношения ко всему окружающему, тогда только можно
признать в нем действительную, серьезную, а не реторическую любовь к общему благу.
Ни одного из этих качеств г. Жеребцов не
признает во французах и вследствие того ставит их весьма низко в
отношении к цивилизации.
Когда я предъявляю претензию, чтобы и другие чувствовали то, что я, тогда я
признаю уже, следовательно, что предмет, возбудивший во мне те или другие чувства, действительно способен их возбуждать сам по себе, а не по случайным
отношениям, исключительно для меня только имеющим значение.
Я не могу утвердительно сказать, почему Гоголь не дописал этой комедии; может быть, он
признал ее в полном составе неудобною в цензурном
отношении, а может быть, был недоволен ею как взыскательный художник.
Касатский принадлежал к тем людям 40-х годов, которых уже нет нынче, к людям, которые, сознательно допуская для себя и внутренно не осуждая нечистоту в половом
отношении, требовали от жены идеальной, небесной чистоты, и эту самую небесную чистоту
признавали в каждой девушке своего круга и так относились к ним.
Жизнь русского народа до сих пор ограничивалась общиною; только в
отношении к общине и ее членам
признает он за собою права и обязанности.
Я верю в медицину. Насмешки над нею истекают из незнания смеющихся. Тем не менее во многом мы ведь, действительно, бессильны, невежественны и опасны; вина в этом не наша, но это именно и дает пищу неверию в нашу науку и насмешкам над нами. И передо мною все настойчивее начал вставать вопрос: это недоверие и эти насмешки я
признаю неосновательными, им не должно быть места по
отношению ко мне и к моей науке, — как же мне для этого держаться с пациентом?
А между тем,
признай только люди эту основную истину христианства — единство в людях духовного начала — и изменилась бы вся жизнь людей и установились бы между людьми такие
отношения, которые мы не можем представить себе теперь.
«Полагаясь на верность народа нашего, — продолжал Шишкин, весьма подбодренный сочувственным
отношением слушателей, — Я
признал за благо для облегчения края упразднить армию Нашу! Мы отныне впредь и навсегда освобождаем Наших любезных верноподданных от всякого рода наборов и повинностей рекрутских; затем, солдатам армии Нашей повелеваем возвратиться на места их родины».
Полояров верховодил всей компанией, хотя и никто из них не
признал бы этого, если бы указать им прямо на существование таких
отношений между ним и членами.
Есть у Достоевского другие герои: в извлечении квадратного корня они неповинны, теорией «черты» нисколько не интересуются, хотений «нормальных» и «добродетельных» не
признают, а просто живут, проявляя себя и свое «самостоятельное хотение». Характерен среди них Свидригайлов. И чрезвычайно замечательно загадочное, очень трудно понимаемое
отношение к нему Раскольникова.
Подлец будет вам напевать, что вы красавица и умница, что у вас во лбу звезда, а под косой месяц, а я вам говорю: вы не умны, да-с; и вы сделали одну ошибку, став не из-за чего в холодные и натянутые
отношения к вашему мужу, которого я
признаю большим чудаком, но прекрасным человеком, а теперь делаете другую, когда продолжаете эту бескровную войну не тем оружием, которым способны наилучше владеть ваши войска.
Персоналистическая переоценка ценностей
признает безнравственным все, что определяется исключительно
отношением к «общему», к обществу, нации, государству, отвлеченной идее, отвлеченному добру, моральному и логическому закону, а не к конкретному человеку и его существованию.
Часто забывают, что свобода есть не только свобода в обществе, но и свобода от общества, граница, которой не хочет
признать общество в
отношении человеческой личности.
Иерархическая концепция принуждена
признать человеческую личность частью в
отношении к иерархическому целому, она оказывается ценностью лишь в
отношении к этому целому и от этого целого получает свою ценность.
Розанов, которого нужно
признать величайшим критиком христианского лицемерия в
отношении к полу, верно говорит, что в христианском мире, т. е. в мире христианской социальной обыденности, охраняется не брак, не семья, не содержание, не реальность, а форма, обряд бракосочетания, закон.
В сущности, учение, которое видит смысл и ценность брака в деторождении и продолжении рода, должно
признать эрос в
отношениях мужчины и женщины, от элементарных форм полового влечения до высших форм любви, иллюзией и самообманом.
Маркс, поскольку он стоял на эволюционной точке зрения и
признавал существование разных этапов в истории, в
отношении которых оценка меняется, высоко оценивал миссию буржуазии в прошлом и роль капитализма в развитии материальной мощи человечества.
«Мыслящий реалист» чужд всякой мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных идей, не имеющих никакого
отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий религиозных, метафизических и эстетических, у него культ дела и труда, он
признает лишь естественные науки и презирает науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он был эгоистичнее «идеалистического» типа, — наоборот эгоистичнее был «идеалистический» тип, — а потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных идей, которыми пользовались для самых низменных интересов.
Смерть представляется только тому человеку, который, не
признав свою жизнь в установлении разумного
отношения к миру и проявлении его в большей и большей любви, остался при том
отношении, т. е. с тою степенью любви, к одному и нелюбви к другому, с которыми он вступил в существование.
В
отношении к вдохновению аскеза может играть двойную роль, она может сосредоточивать и направлять духовные силы человека и этим благоприятствовать творческому вдохновению, но она может также пресекать всякое вдохновение,
признавать его греховным и убивать творческие силы человека.
Отсюда совсем разные
отношения к людям, и что у нас готовы
признать за святость, — за то здесь гонят со двора.