— Вот так, да! — воскликнул Рыбин, стукнув пальцами по столу. — Они и бога подменили нам, они все, что у них в руках, против нас направляют! Ты помни, мать, бог создал человека
по образу и подобию своему, — значит, он подобен человеку, если человек ему подобен! А мы — не богу подобны, но диким зверям. В церкви нам пугало показывают… Переменить бога надо, мать, очистить его! В ложь и в клевету одели его, исказили лицо ему, чтобы души нам убить!..
Так, например, однажды за обедом маркиз де Сангло выразился так:"Хотя крепостное право и похваляется многими, яко согласные с требованиями здравой внутренней политики, но при сем необходимо иметь в виду, что и оные люди, провидением в наше распоряжение для услуг предоставленные, суть, подобно нам,
по образу и подобию божию созданы!"А присутствовавший при этом генерал Бедокуров присовокупил:"Сие есть несомненно, хотя с некоторым в физиономиях повреждением!"В другой раз князь Букиазба высказал такое мнение:"Сия мысль, что Иван (камердинер князя) служит мне токмо за страх, весьма для меня прискорбна, хотя не могу скрыть, что и за сим я пользуюсь его услугами с удовольствием".
— Первое: создан я вовсе не «
по образу и подобию божию», — я ничего не знаю, ничего не могу и, притом, не добрый человек, нет, не добрый! Второе: бог не знает, как мне трудно, или знает, да не в силе помочь, или может помочь, да — не хочет. Третье: бог не всезнающий, не всемогущий, не милостив, а — проще — нет его! Это — выдумано, все выдумано, вся жизнь выдумана, однако — меня не обманешь!
Неточные совпадения
— Я думаю, что если дьявол не существует
и, стало быть, создал его человек, то создал он его
по своему
образу и подобию.
Хорош же твой Бог, коль его создал человек
по образу своему
и подобию.
„Человекобог, — отвечает Кириллов, — в этом разница“.» Путь человекобожества ведет,
по Достоевскому, к системе Шигалева
и Великого Инквизитора, т. е. к отрицанию человека, который есть
образ и подобие Божье, к отрицанию свободы.
—
По крайней мере, я вижу твою искренность, Фалалей, — сказал он, — искренность, которой не замечаю в других. Бог с тобою! Если ты нарочно дразнишь меня этим сном,
по навету других, то Бог воздаст
и тебе
и другим. Если же нет, то уважаю твою искренность, ибо даже в последнем из созданий, как ты, я привык различать
образ и подобие Божие… Я прощаю тебя, Фалалей! Дети мои, обнимите меня, я остаюсь!..
Он не смел никогда
и помыслить, чтоб человек, созданный
по образу и по подобию божию, мог унизиться до такой степени.
— Оттого, что у дураков денег не бывает… Деньги пускают в дело… около дела народ кормится… а ты надо всем тем народом — хозяин… Бог человека зачем создал? А чтобы человек ему молился… Он один был,
и было ему одному-то скучно… ну, захотелось власти… А как человек создан
по образу, сказано,
и по подобию его, то человек власти хочет… А что, кроме денег, власть дает?.. Так-то… Ну, а ты — деньги принес мне?
Мало-помалу, привыкая думать, что эти пришлецы созданы так же, как
и мы,
по образу и по подобию божию, мы постепенно доходим до того, что начинаем перенимать не только их познания, но даже
и обычаи;
и тогда наступает для нас вторая эпоха.
Одним словом, во мне ропщет человек, созданный
по образу и по подобию божию, но или потерявший то
и другое стечением времени, или обокраденный кем-то…
— Осквернив плоти моея ризу
и окалях, еже
по образу, спасе,
и по подобию, — читал священник.
А спаслись они
по старым книгам, которые писаны прежде Никона патриарха, ходяще
по образу Божию
и по подобию его.
Отсюда недалек путь уже к совершенно ложному самосознанию, что не Красота создает искусство, призывая к алтарю своему его служителя, но искусство само творит красоту, поэтому художник есть бог, который созидает радужный мир мечты
и сказки
по образу своему
и подобию.
Человек не мог быть сразу создан как завершенное существо, в котором бы
образ и подобие, идея
и действительность, соответствовали друг другу, потому что тогда он был бы Богом,
и не
по благодати
и уподоблению, а
по естеству.
Образ Божий дан человеку, он вложен в него как неустранимая основа его бытия,
подобие же есть то, что осуществляется человеком на основе этого
образа, как задача его жизни [Различие между
образом и подобием Божьим было сделано уже Оригеном: «Моисей, когда рассказывает о первом сотворении человека, говорит:
и рече Бог: сотворим человека
по образу нашему
и по подобию.
Арнольд
и многие другие, в нерелигиозном своем морализме видящие
и в Боге сентиментального гуманиста
по их собственному
образу и подобию).
И входящие в ее бесформенный призрак
и исходящие из него призраки
и подобия, усматриваемые
по причине ее бесформенности, кажутся оказывающими на нее действие, но на самом деле не действуют нисколько, будучи бессильны
и слабы
и не имея устойчивости;
и не имея ничего такого, они проходят, ее не разрезая, как через воду, или как если бы посылать
образы в так называемое пустое пространство…
Одного человека создал Господь
по образу своему
и подобию.
«Если дьявол не существует
и, стало быть, создал его человек, то создал он его
по своему
образу и подобию».
Поистине, человек — это прирожденный дьявол. «Сатана sum et nihil humanum a me alienum puto», — заявляет черт Ивану Карамазову. Я — сатана,
и ничто человеческое мне не чуждо. Говорит он это
по поводу полученного им ревматизма. Но не только подверженность ревматизму, — в человеке вообще нет ничего, что было бы чуждо дьяволу. «Я думаю, — говорит Иван, — что, если дьявол не существует,
и, стало быть, создал его человек, то создал он его
по своему
образу и подобию».
Человек творит Бога
по своему
образу и подобию и вкладывает в Бога не только лучшее в своем
образе, но
и худшее.
Бессмертен
и вечен в человеке не элемент душевный
и не элемент телесный, сами
по себе взятые, но элемент духовный, действие которого в элементе душевном
и телесном
и образует личность, осуществляет
образ и подобие Божье.
И человек, сотворенный Творцом
и по его
образу и подобию, есть также творец
и призван к творчеству.
Бог-Творец сотворил человека
по своему
образу и подобию, т. е. творцом,
и призвал его к свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей силе.
Если Бог сотворил человека
по своему
образу и подобию и если Сын Божий — Абсолютный Человек, то это значит, что сыновний Богу человек предназначен быть свободным творцом, подобным Отцу — Творцу.
А судии сидят в порядке,
и по образу и по подобию божию [В другом раскольническом сочинении, «Оглашение Бондарева», писанном около 1830 года, сказано: «
образ божий в бороде, а
подобие в усах».