Неточные совпадения
Дела-то все недавние,
Я был в то время старостой,
Случился тут — так слышал сам,
Как он
честил помещиков,
До слова помню всё:
«Корят жидов, что предали
Христа… а вы что сделали?
— Простите меня, ради
Христа, атаманы-молодцы! — говорил он, кланяясь миру в ноги, — оставляю я мою дурость на веки вечные, и сам вам тоё мою дурость с рук на руки сдам! только не наругайтесь вы над нею, ради
Христа, а проводите
честь честью к стрельцам в слободу!
— Теперь благослови, мать, детей своих! — сказал Бульба. — Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда
честь лыцарскую, [Рыцарскую. (Прим. Н.В. Гоголя.)] чтобы стояли всегда за веру
Христову, а не то — пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.
Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и
почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; [Иоанн Предтеча — по преданию, предшественник и провозвестник Иисуса
Христа.
— Попы, но невежеству своему, зовут кормщиков —
христами, кормщиц — богородицами. А организация, — как ты сказал, — есть церковь, и немалая, живет
почти в четырех десятках губерний, в рассеянии, — покамест, до времени…
«Изрядно о пресвятей, пречистой и преблагословенией Богородице», громко закричал после этого священник из-за перегородки, и хор торжественно запел, что очень хорошо прославлять родившую
Христа без нарушения девства девицу Марию, которая удостоена за это большей
чести, чем какие-то херувимы, и большей славы, чем какие-то серафимы.
— Об этом не раз говорил старец Зосима, — заметил Алеша, — он тоже говорил, что лицо человека часто многим еще неопытным в любви людям мешает любить. Но ведь есть и много любви в человечестве, и
почти подобной
Христовой любви, это я сам знаю, Иван…
Все это и именно это поняли народы, поняли массы, поняла чернь — тем ясновидением, тем откровением, которым некогда римские рабы поняли непонятную тайну пришествия
Христова, и толпы страждущих и обремененных, женщин и старцев — молились кресту казненного. Понять значит для них уверовать, уверовать — значит
чтить, молиться.
Почитал Иисуса
Христа, но христианство сводил исключительно к любви к ближнему.
Он хотел не только примирить, но и
почти отожествить Диониса и
Христа.
Он
почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса
Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни.
Величайшим из мудрых он
почитал Иисуса
Христа.
Характерно, что в книге, которая представляет целую богословскую систему, хотя и не в систематической форме,
почти совсем нет
Христа.
На православном Востоке, в Византии, христианский мир подвергся другому соблазну, соблазну цезарепапизма: там царя признали заместителем
Христа и человека этого
почти обоготворили.
Католичество было очень антропологично, в нем было слишком много человеческого, и оно создало ложную теократию — папоцезаризм, в котором власть божеская была подменена властью человеческой, папа был признан заместителем
Христа, и человек этот был
почти обоготворен.
Это мне баба сказала,
почти этими же словами, и такую глубокую, такую тонкую и истинно религиозную мысль, такую мысль, в которой вся сущность христианства разом выразилась, то есть всё понятие о боге как о нашем родном отце и о радости бога на человека, как отца на свое родное дитя, — главнейшая мысль
Христова!
Наконец, откуда-то издали раздались голоса священника и дьякона: «
Христос воскресе!» Хор певчих сейчас же подхватил: «Из мертвых смертию, смерть поправ!»; а затем пошли радостные кантаты: «святися, святися!» «приидите пиво пием» — Павел стоял
почти в восторге: так радостен, так счастлив он давно уже не бывал.
Матери понравилась картина, но она подумала: «
Христа почитаешь, а в церковь не ходишь…»
— Чаша с кровию
Христовой и надпись: «redemptio mundi!» — искупление мира! — продолжал Егор Егорыч, переходя в сопровождении своих спутников к южной стене. — А это агнец delet peccata — известный агнец, приявший на себя грехи мира и феноменирующий у всех
почти народов в их религиях при заклании и сожжении — очищение зараженного грехами и злобою людского воздуха.
Сусанна Николаевна опустила глаза вниз, на местные иконы иконостаса, но тут она
почти въявь увидела, что божия матерь во имя всех скорбящих, написанная во весь рост в короне и со скипетром, движется и как бы идет к ней; что
Христос на кресте поднял свою склоненную голову и обратил на нее кроткий взгляд свой.
— Говорю
честью: уйди, домовой! не то кипятком ошпарю! И чаю мне вашего не надо! ничего не надо! Ишь что вздумали — куском попрекать начали! Уйду я отсюда! вот те
Христос, уйду!
Заглавие «Сеть веры» дано Хельчицким его сочинению потому, что, взяв эпиграфом стих Евангелия о призвании учеников с тем, чтобы они стали ловцами людей, Хельчицкий, продолжая это сравнение, говорит: «
Христос посредством учеников захватил в свою сеть веры весь мир, но большие рыбы, пробив сеть, выскочили из нее и в поделанные этими большими рыбами дыры ушли и все остальные, так что сеть осталась
почти пустая».
Как ни странно это кажется, церкви, как церкви, всегда были и не могут не быть учреждениями не только чуждыми, но прямо враждебными учению
Христа. Недаром Вольтер (Voltaire) называл ее l’infame (бесчестная); недаром все или
почти все христианские так называемые секты признавали и признают церковь той блудницей, о которой пророчествует апокалипсис; недаром история церкви есть история величайших жестокостей и ужасов.
Полагать, что жизнь человеческая пойдет по направлению, указанному
Христом, всё равно что полагать, что лодочник, перебивая быструю реку и направляя свой ход
почти прямо против течения, поплывет по этому направлению.
Наташа(мечется
почти в беспамятстве). Люди добрые… сестра моя и Васька убили! Полиция — слушай… Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! — они убили! Берите их… судите… Возьмите и меня… в тюрьму меня!
Христа ради… в тюрьму меня!..
Взрывы раздаются
почти непрерывно, заглушая хохот, возгласы испуга и четкий стук деревянных башмаков по гулкой лаве; вздрагивают тени, взмывая вверх, на облаках пылают красные отражения, а старые стены домов точно улыбаются — они помнят стариков детьми и не одну сотню раз видели это шумное и немножко опасное веселье детей в ночь на Рождество
Христа.
Толпа вылилась на площадь потоком масла и как-то сразу образовала круг, и вот эта женщина — черная, как облачная ночь, — вдруг вся, как бы поднявшись на воздух, поплыла ко
Христу, а подойдя
почти вплоть к нему, остановилась, сбросила капюшон с головы, и облаком опустился плащ к ногам ее.
— Ты христиэнин? Ну! Я тоже христиэнин. На зэмлэ
почти всэ христиэнэ. Ну, что ты спрашиваешь? Видишь, как всэ живут?.. Это и есть закон
Христа.
Пришли люди, прикосновенные к постройке храма
Христа спасителя, пришел адвокат, выигравший какое-то волшебное дело и сейчас же поспешивший сделаться «барином»; наконец, появился грек, который, поселившись в версте от меня, влез в нашу скромную сельскую церковь и выстроил себе что-то вроде горнего места, дабы все видели как он, Самсон Дюбекович, своего бога
почитает.
—
Честь имею поздравить вас, Анна Акимовна, с высокоторжественным праздником Рождества
Христова.
Несмотря на то, что он триста верст прошел
Христовым именем, и оборвался, и похудел, и почернел, волосы у него были обстрижены, шапка мужицкая и сапоги такие же, несмотря на то, что он смиренно кланялся, у Сергия был всё тот же значительный вид, который так привлекал к нему. Но Прасковья Михайловна не узнала его. Она и не могла узнать его, не видав его
почти тридцать лет.
С новым годом зато имею
честь поздравить, и простите,
Христа ради, меня, невежу!
— Только не говори мудреных слов,
Христа ради. Может быть, и слушать-то тебя грешно… Вот ежели бы
почитал божественное…
Когда, во время странствований Иисуса по Иудее, путники приближались к какому-нибудь селению, Искариот рассказывал дурное о жителях его и предвещал беду. Но
почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали
Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. И тогда над его ошибкой смеялись, а он покорно разводил руками и говорил...
Уже
почти все спали, когда Иуда услыхал тихий голос возвратившегося
Христа.
— Вспомянуть бы вам, отцы, матери, вспомянуть бы вам лета древние и старых преподобных отец!..
Почитать бы вам письма Аввакума священномученика, иже с самим волком Никоном мужески брань сотворил… Вельми похваляет он самовольное сожжение за
Христа и за древлее благочестие… Сам сый в Пустозерске сожженный, благословляет он великим благословением себя и обители свои сожигать, да не будем яты врагом нечестивым!.. Тако глаголет: «Блажен извол сей о Господе!.. Самовольнии мученицы Христови!..»
Тогда, не о себе заботясь, а больше всего о вас, иногородных, болезнуя и сострадая словесным овцам, пастыря неимущим, первостатейные из нашего общества: Рахмановы, Соколовы, Свешниковы и многие иные, не
чести ради или какого превозношения, но единственно христианского ради братолюбия и ради славы церкви
Христовой, подъяли на себя великий и опасный труд — восстановить позябший от двухсотлетнего мрака корень освящения, сиречь архипастырство учредить и церковь
Христову полным чином иерархии украсить…
— Тем и лучше, что хорошего отца дочери, — сказала Аксинья Захаровна. — Связываться с теми не след. Сядьте-ка лучше да псалтырь ради праздника
Христова почитайте. Отец скоро с базара приедет, утреню будем стоять; помогли бы лучше Евпраксеюшке моленну прибрать… Дело-то не в пример будет праведнее, чем за околицу бегать. Так-то.
Обманутые все эти люди, — даже
Христос напрасно страдал, отдавая свой дух воображаемому отцу, и напрасно думал, что проявляет его своею жизнью. Трагедия Голгофы вся была только ошибка: правда была на стороне тех, которые тогда смеялись над ним и желали его смерти, и теперь на стороне тех, которые совершенно равнодушны к тому соответствию с человеческой природой, которое представляет эта выдуманная будто бы история. Кого
почитать, кому верить, если вдохновение высших существ только хитро придуманные басни?
По другой стене висело большое Распятие из черного дерева, с фигурою
Христа, очень изящно выточенною из слоновой кости, и несколько гравюр: там были портреты св. Казимира, покровителя Литвы, знаменитой довудцы графини Эмилии Плятер, графа Понятовского, в уланской шапке, геройски тонущего в Эльстере, Яна Собеского, освободителя Вены, молодцевато опершегося на свою «карабелю», св. иезуита Иосафата Кунцевича, софамильника пана Ладыслава, который
почитал себя даже происходящим из одного с ним рода, и наконец прекрасный портрет Адама Мицкевича.
Язычество трепетно предзревало не только
Христа, грядущего в мир, но и Его Пречистую Матерь, Приснодеву Марию, и, как умело, оно
чтило Ее под разными ликами.
София то сближается до полного
почти отожествления с
Христом, становясь лишь Его силою или атрибутом (так понималась идея Айа-Софии в Царьграде при императоре Юстиниане), то с Богоматерью (празднование св. Софии и внешне соединяется с Успением Богоматери), то с прославленной Церковью, небесной и земной, то с женским образом Невесты из Песни Песней (на некоторых иконах), то даже с космосом.
Он извлек вечную природу, как отца вечного рождения: потому неправильно делают те, кто
почитают и молятся внешней Матери
Христа как Матери Бога.
Все ворота затворены, иные даже заперты, а на притолоке у каждых
почти прибит на белой бумажке медный крест, и, кроме того, записочка с полууставною надписью: «
Христос с нами уставися, той же вчера и днесь и во веки веков.
— По силам, барышня, по силам. Обещайте только,
Христа ради!.. — еще ниже, с покорностью и смиреньем, кланяясь
почти до земли, умолял ее Смолокуров.
Из книг и рассказов Нефедыча Герасим подробно знал учение и обрядность
почти всех раскольничьих толков и, думая над ними, уразумел, что истинной, правой веры
Христовой ни в одном из них нет…
Старая княгиня и княжна Маруся стояли в комнате молодого князя, ломали пальцы и умоляли. Умоляли они так, как только могут умолять несчастные, плачущие женщины: Христом-богом,
честью, прахом отца.
Маленький, худенький, желчного вида человечек с козлиной бородкой ждал их уже в зале, просторной,
почти пустой комнате с деревянными скамейками вдоль стен, с портретом Государя Императора на стене и с целым рядом поясных фотографий учредителей и попечителей приюта. В одном углу залы стоит большой образ с теплющейся перед ним лампадой, изображение
Христа Спасителя, благословляющего детей. В другом небольшое пианино.
Как ни блистательно было предложение, сделанное мне богатейшим и могущественнейшим государем Азии, но как я должна бы была, в случае согласия, отречься от
Христа и православной веры, к которой принадлежу с рождения, то и отказалась от сделанной мне
чести.
Клянусь, приму и это. Всюду за тобой и всюду с тобой, человече. Что мое лицо, когда ты своего
Христа бил по лицу и плевал в его глаза? Всюду за тобой! А надо будет, сам ударю
Христа вот этой рукой, что пишу: всюду за тобой, человече. Били нас и будут бить, били мы
Христа и будем бить… ах, горька наша жизнь,
почти невыносима!