Может быть два значения этого не по смыслу тварного ничто, которым соответствуют два вида греческого отрицания: ου и μη (d privativum к этому случаю совсем не относится): первое соответствует полному
отрицанию бытия — ничто, второе же лишь его невыявленности и неопределенности — нечто [В новой философии развитие между μη и ου отчетливее всего выражено Шеллингом в его «Darstekkung des philosophischen Empirismus» (A. W. II, 571): «μη öv есть несуществующее, которое лишь есть несуществующее, относительно которого отвергается только действительное существование, но не возможность существовать, которое поэтому, так как оно имеет пред собой бытие, как возможность существовать, хотя и не есть существующее, однако не так, чтобы оно не могло быть существующим.
Неточные совпадения
Упрощающее
отрицание сложности и конкретности исторической жизни, в которой делается всякая политика, есть показатель или бездарности и элементарности в этой области, или отсутствия интереса к этой сфере
бытия, непризванность к ней.
Это, в конце концов, ведет к
отрицанию множественности
бытия и утверждению единого, одного чего-нибудь.
Позже, в последние годы, я пришел к тому, что самое
бытие не первично и есть уже продукт рационализации, обработка мысли, то есть, в сущности, пришел к
отрицанию онтологической философии.
Примат
бытия над свободой приводит к детерминизму и к
отрицанию свободы.
И это поистине революционная точка зрения, знаменующая собой переворот в теории знания, так как большая дорога в развитии теории знания вела до сих пор к все большему и большему разобщению между субъектом и объектом и полному
отрицанию возможности овладеть
бытием, добиться присутствия в знании самой действительности.
Ясно, что множественность и повторяемость в индийской философии и религии,
отрицание смысла конкретной истории, допущение скитания душ по разным краям
бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих душ путем превращения в новые и новые формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный конец истории мира.
Новое религиозное откровение должно перевести мир в ту космическую эпоху, которая будет не только искуплением греха, но и положительным раскрытием тайны творения, утверждением положительного
бытия, творчеством, не только
отрицанием ветхого мира, а уже утверждением мира нового.
Развитие не есть
отрицание прошлого, а есть утверждение того, что в нем заложено, раскрытие вечных элементов
бытия, разворачивание изначальных качеств, пребывавших в потенциальном состоянии.
Решительное его
отрицание трансцендентности знания совмещается с признанием трансцендентности
бытия.
Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего
бытия и
отрицания смерти.
Исходный пункт всех этих рассуждений —
отрицание личности в подчиненном существе [признание его за тварь, за вещь, для которой нет другого закона
бытия, кроме произвола того, кому она подчинена…].
Она есть единое-многое — все, одно да без нет, утверждение без
отрицания, свет без тьмы, есть то, чего нет в
бытии, значит, и есть, и не есть, одной стороной
бытию причастна, а другой ему трансцендентна, от него ускользает.
В первом смысле, чрез выражение μη δν, отрицается только положение, действительное полагание
бытия, но то, относительно чего делается
отрицание, должно все-таки известным образом существовать.
О
бытии и ничто следует сказать то же, что было сказано выше о непосредственности и опосредованности (заключающем в себе некое соотношение друг с другом и, значит,
отрицание), а именно, что нет ничего ни на небе, ни на земле, что не содержало бы в себе и ничто».…
Также и ограничение, отсутствие само по себе не может считаться причиной зла, ибо полное
отрицание уничтожает самую природу
бытия — добро, частичное же имеет силу не само, но по силе им отрицаемого добра.
Всякое «материальное»
бытие, имеющее силу в одном отношении, есть вместе с тем небытие во всех других отношениях — omnis determinatio est negatio [См. прим. 136 к «Введению».], — всякое определение есть отграничение, всякое отграничение есть
отрицание.
Зло есть не что иное, как
отрицание (negatio), испорченность (correptio) и лишение (privatio) блага —
бытия.
Добро дает
бытие даже собственному
отрицанию (και οϋσιοΐ και την εαυτού στέρησιντό αγαθόν).
Христианская этика вообще и этика творчества в частности не приемлет материалистического миросозерцания, основанного на господстве количества и
отрицании качества, требующего уравнения по низшему, не допускает метафизики равенства, истребляющего
бытие, т. е. метафизики антиперсоналистической, отрицающей личность и ее духовную жизнь.
Смерть есть
отрицание вечности, и в этом онтологическое зло смерти, ее вражда к
бытию, ее попытки вернуть творение к небытию.
Отрицание этой реальности есть слепота и глухота к реальностям, есть неспособность к различению качеств
бытия или неспособность к описанию того, что различено.
Понимание духа как основанного на универсалиях, на родовом
бытии ведет к
отрицанию свободы, детерминизму, хотя бы и утонченному.
Отрицание в прошлом того, что творчество принадлежит духовности, означало лишь, что духовность была введена в детерминированную и замкнутую систему
бытия.
Закон сохранения энергии материализм понимает как
отрицание творчества, как консерватизм
бытия.