Может быть два значения этого не по смыслу тварного ничто, которым соответствуют два вида греческого отрицания: ου и μη (d privativum к этому случаю совсем не относится): первое соответствует полному
отрицанию бытия — ничто, второе же лишь его невыявленности и неопределенности — нечто [В новой философии развитие между μη и ου отчетливее всего выражено Шеллингом в его «Darstekkung des philosophischen Empirismus» (A. W. II, 571): «μη öv есть несуществующее, которое лишь есть несуществующее, относительно которого отвергается только действительное существование, но не возможность существовать, которое поэтому, так как оно имеет пред собой бытие, как возможность существовать, хотя и не есть существующее, однако не так, чтобы оно не могло быть существующим.
Итак, мыслимое по противоположности с добром по сущности не существует, так как что не существует само в себе, то не существует совсем; следовательно, зло есть не бытие, а
отрицание бытия» (In eccles.
«Итак, мыслимое по противоположности с добром по сущности не существует, так как что не существует само в себе, то не существует совсем: следовательно, зло есть не бытие, а
отрицание бытия. Мы понимаем зло не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него, как на отсутствие добра» [См. Несмелое, цит. соч. 407–410, 500.].
Неточные совпадения
В первом смысле, чрез выражение μη δν, отрицается только положение, действительное полагание
бытия, но то, относительно чего делается
отрицание, должно все-таки известным образом существовать.
О
бытии и ничто следует сказать то же, что было сказано выше о непосредственности и опосредованности (заключающем в себе некое соотношение друг с другом и, значит,
отрицание), а именно, что нет ничего ни на небе, ни на земле, что не содержало бы в себе и ничто».…
Она есть единое-многое — все, одно да без нет, утверждение без
отрицания, свет без тьмы, есть то, чего нет в
бытии, значит, и есть, и не есть, одной стороной
бытию причастна, а другой ему трансцендентна, от него ускользает.
Всякое «материальное»
бытие, имеющее силу в одном отношении, есть вместе с тем небытие во всех других отношениях — omnis determinatio est negatio [См. прим. 136 к «Введению».], — всякое определение есть отграничение, всякое отграничение есть
отрицание.
Добро дает
бытие даже собственному
отрицанию (και οϋσιοΐ και την εαυτού στέρησιντό αγαθόν).
Также и ограничение, отсутствие само по себе не может считаться причиной зла, ибо полное
отрицание уничтожает самую природу
бытия — добро, частичное же имеет силу не само, но по силе им отрицаемого добра.
Зло есть не что иное, как
отрицание (negatio), испорченность (correptio) и лишение (privatio) блага —
бытия.
Тайный помысел, не всегда доходящий до человеческого сознания, направленный к
отрицанию бытия нашего ближнего, есть уже убийство в духе, и человек ответствен за него.
Неточные совпадения
Упрощающее
отрицание сложности и конкретности исторической жизни, в которой делается всякая политика, есть показатель или бездарности и элементарности в этой области, или отсутствия интереса к этой сфере
бытия, непризванность к ней.
Это, в конце концов, ведет к
отрицанию множественности
бытия и утверждению единого, одного чего-нибудь.
Позже, в последние годы, я пришел к тому, что самое
бытие не первично и есть уже продукт рационализации, обработка мысли, то есть, в сущности, пришел к
отрицанию онтологической философии.
Примат
бытия над свободой приводит к детерминизму и к
отрицанию свободы.
И это поистине революционная точка зрения, знаменующая собой переворот в теории знания, так как большая дорога в развитии теории знания вела до сих пор к все большему и большему разобщению между субъектом и объектом и полному
отрицанию возможности овладеть
бытием, добиться присутствия в знании самой действительности.