Неточные совпадения
— Если общество не ценит
личность, оно вооружает ее правом враждебного
отношения к обществу…
На Западе проблема демократии в ее
отношении к проблеме
личности давно уже ставится очень сложно.
На Западе давно уже беспокоит вопрос о гарантии прав меньшинства и прав
личности по
отношению к абсолютным притязаниям демократии, не ограничивающей себя абсолютными ценностями личного духа.
Загадочная антиномичность России в
отношении к национальности связана все с тем же неверным соотношением мужественного и женственного начала, с неразвитостью и нераскрытостью
личности, во Христе рожденной и призванной быть женихом своей земли, светоносным мужем женственной национальной стихии, а не рабом ее.
Просыпающаяся, подымающаяся и сознающая себя
личность всегда жестока в
отношении к окружающей ее среде и господствующей в ней системе приспособления, она не может не причинять боли.
Можно установить четыре периода в
отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой
личности, человек не овладевает еще природой, его
отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Менее всего можно было бы сказать, что такое частно-женственное
отношение к жизни есть результат сильного чувства
личности.
Конечно, в высокоталантливой обвинительной речи мы услышали все строгий анализ характера и поступков подсудимого, строгое критическое
отношение к делу, а главное, выставлены были такие психологические глубины для объяснения нам сути дела, что проникновение в эти глубины не могло бы вовсе состояться при сколько-нибудь намеренно и злостно предубежденном
отношении к
личности подсудимого.
Но как европейцы между китайцами все на одно лицо и на одни манер только по
отношению к китайцам, а на самом деле между европейцами несравненно больше разнообразия, чем между китайцами, так и в этом, по-видимому, одном типе, разнообразие
личностей развивается на разности более многочисленные и более отличающиеся друг от друга, чем все разности всех остальных типов разнятся между собою.
Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных
отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент
личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и воли.
И это не все: христианство гораздо выше ставит
личность, чем семейные
отношения ее.
Горничная жены пензенского жандармского полковника несла чайник, полный кипятком; дитя ее барыни, бежавши, наткнулся на горничную, и та пролила кипяток; ребенок был обварен. Барыня, чтоб отомстить той же монетой, велела привести ребенка горничной и обварила ему руку из самовара… Губернатор Панчулидзев, узнав об этом чудовищном происшествии, душевно жалел, что находится в деликатном
отношении с жандармским полковником и что, вследствие этого, считает неприличным начать дело, которое могут счесть за
личность!
Отношение между
личностью и сверхличной ценностью парадоксально.
Двоюродный брат был еще недавно веселым мальчиком в кургузом и некрасивом юнкерском мундире. Теперь он артиллерийский офицер, говорит об ученых книгах и умных людях, которых называет «
личностями», и имеет собственного денщика, с которым собирается установить особые, не «рутинно — начальственные»
отношения.
Гарантий прав человеческой
личности не нужно в
отношениях любви, но
отношения в человеческих обществах очень мало походят на
отношения любви.
В некоторых
отношениях я готов поставить мысль Чешковского выше мысли Вл. Соловьева, хотя
личность последнего была сложнее и богаче, в ней было больше противоречий.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом
личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его
отношение к культуре.
Проблема столкновения
личности и мировой гармонии.
Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Если бы человеческая
личность не была идеальной по
отношению к реальным условиям ее собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту идею, потому что он не в состоянии был бы понять ее…
Мы всегда были в этом
отношении свободнее западных людей, и мы думали, что вопрос о любви между мужчиной и женщиной есть вопрос
личности и не касается общества.
Современная философия — философия иллюзионистическая по преимуществу, ее гносеология отвергает не только реальность
отношения к бытию, но и само бытие, лишает человека изначального сознания свободы, свободы безмерной и безосновной, разлагает
личность на дробные части, отвергая ее изначальную субстанциональность.
Такая
личность и такие
отношения должны возмущать душу…
Следствием такого убеждения является в нас уважение к человеческой натуре и
личности вообще, смех и презрение в
отношении к тем уродливым
личностям, которые действуют в комедии и в официальном смысле внушают ужас и омерзение, и наконец — глубокая, непримиримая ненависть к тем влияниям, которые так задерживают и искажают нормальное развитие
личности.
Отношения Грабилина к Белоярцеву как нельзя более напоминали собою
отношения подобных Грабилину
личностей в уездных городах к соборному дьякону, в губернских к регенту архиерейского хора, а в столицах — к певцам и актерам. Грабилин с благопокорностью переносил от Белоярцева самые оскорбительные насмешки, улыбался прежде, чем тот собирался что-нибудь сказать, поил его шампанским и катал в своей коляске.
Мы говорим: общество, которое рассматривает человека только как орудие своего обогащения, — противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью, двуличной и лживой; цинизм и жестокость его
отношения к
личности противны нам, мы хотим и будем бороться против всех форм физического и морального порабощения человека таким обществом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолюбию.
В этом миниятюрном мире, где все взаимные
отношения определяются в самое короткое время с изумительнейшею точностию, где всякая
личность уясняется до малейшей подробности, где нахально выметается в публику весь сор с заднего двора семейного пандемониума [21] — все интересы, все явления делаются до того узенькими, до того пошлыми, что человеку, имеющему здоровое обоняние, может сделаться тошно.
Людей comme il faut я уважал и считал достойными иметь со мной равные
отношения; вторых — притворялся, что презираю, но, в сущности, ненавидел их, питая к ним какое-то оскорбленное чувство
личности; третьи для меня не существовали — я их презирал совершенно.
При формальном же, бездушном
отношении к
личности, для того чтобы невинного человека лишить всех прав состояния и присудить к каторге, судье нужно только одно: время.
Этих слов было достаточно, чтобы расшевелить желчь в душе Боброва. Его всегда выводил из себя узкий, мещанский словарь Зиненок, с выражениями вроде: «Она его любит, но не уважает», «Она его уважает, но не любит». Этими словами в их понятиях исчерпывались самые сложные
отношения между мужчиной и женщиной, точно так же, как для определения нравственных, умственных и физических особенностей любой
личности у них существовало только два выражения: «брюнет» и «блондин».
Григорьев посвящает нам несколько страничек и обвиняет нас в том, что мы прицепили ярлычки к лицам комедий Островского, разделили все их на два разряда: самодуров и забитых
личностей, и в развитии
отношений между ними, обычных в купеческом быту, заключили все дело нашего комика.
Но тут его развитие останавливается, эгоизм его остается в пределах отдельной
личности и знать не хочет ее
отношений к обществу, к своим ближним.
Видя это, мы спрашивали себя: как же, однако, определятся новые стремления в отдельной
личности? какими чертами должен отличаться характер, которым совершится решительный разрыв с старыми, нелепыми и насильственными
отношениями жизни?
Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей
личности с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных
отношений, развиваемых в большей части комедий Островского; требования права, законности, уважения к человеку — вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия.
В
отношении к отдельным и выдающимся
личностям излишнее чувство самосохранения, конечно, не должно считаться особенно похвальным качеством, но общество, взятое в целом, руководится в этом случае совсем иными правилами.
Большею частию мы видим в истории народы и царства, в которых весьма важное влияние имеют частные
отношения отдельных
личностей, выдвинутых вперед ходом истории.
Оглядываясь в настоящее время на эту
личность, я могу сказать, что это был тип идеального нигилиста. Ни в политическом, ни в социальном
отношении он ничего не желал, кроме денег, для немедленного удовлетворения мгновенных прихотей, выражавшихся в самых примитивных формах. Едва ли он различал непосредственным чувством должное от недолжного.
В настоящую минуту мне ясно, до какой степени это сухое и сочиненное сравнение обличало головной характер его
отношений к делу. Под влиянием неудачи он вдруг неведомо отчего приступил ко мне с просьбой написать сатирические стихи на совершенно неизвестную мне
личность офицера, ухаживающего за предметом его страсти.
Шаховским и бывший со мною впоследствии в приязненных
отношениях, что Шаховской, принявший меня весьма сухо и отделавшийся от меня в несколько минут, после моего ухода разразился целым потоком насмешек и брани на мою невинную
личность.
Они никак не хотели понять, что пока личному произволу оставлена хоть малейшая доля участия в распоряжении общественными делами и
отношениями, до тех пор не может быть прочных гарантий для сохранения безопасности и прав
личности.
Повторять зады, впрочем, не в диковинку было русской сатире: она отлично умела бранить то, что уж отжило свой век и было неопасно. В этом
отношении особенным искусством отличался Державин. Он умел сочинить даже оду сатирическую, обративши стрелы своего остроумия на прошедшее да на некоторые анонимные
личности, которых, впрочем, испугался, узнав, что до них дошла его ода. Между прочим, он остроумно и справедливо говорит, что при дворе Фелицы
Не принимая в расчет состояния общественной нравственности, ни исторических обстоятельств развития порока, ни общего положения администрации, ни
отношений одного класса к другому, сатирики рады свалить всю беду на бедную
личность чиновника, которая часто вовсе без вины виновата.
Пологий (вздохнув). Их соединяет господин Синцов, который со всеми в хороших
отношениях. Это
личность не похожая на простого человека, с нормальным умом. Он читает разные книги и имеет обо всем свои суждения. В квартире у него, которая наискось моей и состоит из трех комнат…
Катерина Матвеевна(смотрит).Целуются, — какие животные
отношения! Да, глядя на такое унижение, легко утратить веру в прогресс. Вот вам урок, Алексей Павлович. Но я выше этого! Да, Алексей Павлович, вы еще одна честная и чистая
личность из всего этого сброда. Я уважаю вас.
Катерина Матвеевна. А мое воззрение другое, — я нахожу, что чем грубее та среда, в которой приводится работать, тем больше нужно энергии. Потому что в силу чего могут измениться эти уродливые
отношения, как не в силу тех идей и заложений, которые мы внесем в них. Я сознаю свое влияние над этими людьми и посильно употребляю его. И вы призваны облагородить еще свежую
личность Петра. Он с своей стороны тоже вносит идеи в эту мертвящую среду. Вот Анатолий Дмитрич так же судит.
Катастрофа, никогда еще не испытанная миром [Катастрофа, никогда еще не испытанная миром… — первая мировая война; журнал Горького «Летопись», в котором была опубликована статья, занимал активную антивоенную позицию.], потрясает и разрушает жизнь именно тех племен Европы, духовная энергия которых наиболее плодотворно стремилась и стремится к освобождению
личности от мрачного наследия изжитых, угнетающих разум и волю фантазий древнего Востока — от мистик суеверий, пессимизма и анархизма, неизбежно возникающего на почве безнадежного
отношения к жизни.
Неоспоримо, что внешние условия жизни Востока издревле влияли и все еще продолжают влиять на человека в сторону угнетения его
личности, его воли.
Отношение человека к деянию — вот что определяет его культурное значение, его ценность на земле.
Поворот к мистике и романтическим фантазиям — это поворот к застою, направленный в конце концов против молодой демократии, которую хотят отравить и обессилить, привив ей идеи пассивного
отношения к действительности, сомнение в силе разума, исследования, науки, задержать в демократии рост новой коллективистической психики, единственно способной воспитать сильную и красивую
личность.
А если так, то в пределах естественных условий решительно всякий человек должен быть полным, самостоятельным человеком и, вступая в сложные комбинации общественных
отношений, вносить туда вполне свою
личность и, принимаясь за соответственную работу, хотя бы и самую ничтожную, тем не менее — никак не скрадывать, не уничтожать и не заглушать свои прямые человеческие права и требования.
Мои
отношения к этим двум
личностям — Пунину и Бабурину — определились окончательно с самого того дня.
Может быть, здесь найдется и светлая сторона нравов того времени, может быть, семейные добродетели старинных помещиков и примирят нас с ними за те ложные и невежественные
отношения, которые развивали они в своей жизни и которые, впрочем, и не зависели от воли отдельных
личностей…»