Неточные совпадения
Для того же, чтобы теоретически разъяснить всё дело и окончить сочинение, которое, сообразно мечтаниям Левина, должно было не только произвести переворот в политической экономии, но совершенно уничтожить эту
науку и положить начало новой
науке — об
отношениях народа к земле, нужно было только съездить за границу и изучить на месте всё, что там было сделано в этом направлении и найти убедительные доказательства, что всё то, что там сделано, — не то, что нужно.
Родственники, конечно, родственниками, но отчасти, так сказать, и для самого себя, ибо, — не говоря уже о пользе в геморроидальном
отношении, — видеть свет и коловращенье людей — есть уже само по себе, так сказать, живая книга и вторая
наука.
Наука приобретает утилитарный характер в
отношении к этим сферам.
В области
наук естественных в России были замечательные, первоклассные ученые, например Менделеев, но они не имеют
отношения к нигилистам.
Прохождение через идолопоклонческое
отношение к естественным
наукам было моментом в судьбе интеллигенции, искавшей правду.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных
наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его
отношение к культуре.
У нигилистов было подозрительное
отношение к высокой культуре, но был культ
науки, т. е. естественных
наук, от которых ждали решения всех вопросов. Сами нигилисты не сделали никаких научных открытий. Они популяризировали естественно-научную философию, т. е. в то время материалистическую философию.
К познанию бытия гносеология
отношения не имеет, твердости
науки не обосновывает, скептицизма и релятивизма не побеждает.
Сам Лосский признает, что различие между явлениями, которыми занимается
наука, и сущностью вещей лежит в самом бытии, а не в природе
отношений между субъектом и объектом.
Преодолевается самодовольство ученых, их догматическое
отношение к незыблемым основам
науки заменяется
отношением критическим.
Но схоластически-апологетическое
отношение к
науке так же вредно, как и схоластически-апологетическое
отношение к вере.
Дядя Максим был очень встревожен этим случаем. С некоторых пор он стал выписывать книги по физиологии, психологии и педагогике и с обычною своей энергией занялся изучением всего, что дает
наука по
отношению к таинственному росту и развитию детской души.
Когда-то и я верил в эти бирюльки и увлекался, пока не понял, что только
наука способна изменить все человеческие
отношения.
Явное недоразумение, которое опять-таки будет устранено лишь тогда, когда
наука прольет свой свет на запутанные
отношения, существующие между помпадурами и обывателями, и сумеет регламентировать их.
У них процветают
науки и искусства, философия их не мрачна,
отношения к женщине полны изящного благородства…
Во-вторых, при обширных пространствах, занимаемых нашим отечеством, члены де сиянс академии не в силах уследить за возникающими в уездах и волостях
науками, а равным образом, не имея никаких начальственных
отношений к капитанисправникам, не могут и сих последних уполномочить на то.
Распространение в массах естественных
наук он считал вернейшим средством улучшения общественных
отношений и положения рабочего класса.
Не переставая заботиться о войске и флоте, он в последующее время много обращает также внимания и на развитие промышленности в государстве, на финансовые
отношения, на лучшее устройство гражданских учреждений, — заводит училища, задумывает академию
наук, учреждает синод и пр.
Итак, должно сказать, что новое понятие о сущности прекрасного, будучи выводом из таких общих воззрений на
отношения действительного мира к воображаемому, которые совершенно различны от господствовавших прежде в
науке, приводя к эстетической системе, также существенно различающейся от систем, господствовавших в последнее время, и само существенно различно от прежних понятий о сущности прекрасного.
Чтоб разом выразить
отношение касты ученых к
науке, вспомним, что она развилась более, нежели где-нибудь, в Китае.
Положение философии в
отношении к ее любовникам не лучше положения Пенелопы без Одиссея: ее никто не охраняет — ни формулы, ни фигуры, как математику, ни частоколы, воздвигаемые специальными
науками около своих огородов.
Дело в том, что они
науку принимают не за последовательное развитие разума и самопознания, а за разные опыты, выдуманные разными особами в разные времена, без связи и
отношения между собою.
Таким образом, не мудрено поверить, что в обществе царствовали величайшее легкомыслие, пустота и полное невежество в
отношении ко всем вопросам
науки и литературы.
Ломоносов много сделал для успехов
науки в России: он положил основание русскому естествоведению, он первый составил довольно стройную систему
науки о языке; но в
отношении к общественному значению литературы он не сделал ничего.
В наше время успехи естественных
наук, избавившие нас уже от многих предрассудков, дали нам возможность составить более здравый и простой взгляд! и на
отношение между духовной и телесной деятельностью человека.
Поворот к мистике и романтическим фантазиям — это поворот к застою, направленный в конце концов против молодой демократии, которую хотят отравить и обессилить, привив ей идеи пассивного
отношения к действительности, сомнение в силе разума, исследования,
науки, задержать в демократии рост новой коллективистической психики, единственно способной воспитать сильную и красивую личность.
Наше общество еще очень молодо в
отношении к европейской цивилизации, и потому нечего удивляться, что огромное большинство его относится к
науке и мысли чисто страдательно.
Его вывели из непосредственной простоты и патриархальности деревенских
отношений, дали некоторое понятие о предметах высших, но не дали основательных и твердых начал, не заинтересовали даже
наукой хоть бы до такой степени, чтобы предпочитать ее разным ухарским развлечениям.
Медицина есть
наука о лечении людей. Так оно выходило по книгам, так выходило и по тому, что мы видели в университетских клиниках. Но в жизни оказывалось, что медицина есть
наука о лечении одних лишь богатых и свободных людей. По
отношению ко всем остальным она являлась лишь теоретическою
наукою о том, как можно было бы вылечить их, если бы они были богаты и свободны; а то, что за отсутствием последнего приходилось им предлагать на деле, было не чем иным, как самым бесстыдным поруганием медицины.
Общество живет слишком неверными представлениями о медицине, и это главная причина его несправедливого
отношения к врачам; оно должно узнать силы и средства врачебной
науки и не винить врачей в том, в чем виновато несовершенство
науки. Тогда и требовательность к врачам понизилась бы до разумного уровня.
С тех пор прошло более двух веков; медицина сделала вперед гигантский шаг, во многом она стала
наукой; и все-таки какая еще громадная область остается в ней, где и в настоящее время самыми лучшими учителями являются Сервантес, Шекспир и Толстой, никакого
отношения к медицине не имеющие!
Отношение мое к медицине резко изменилось. Приступая к ее изучению, я ждал от нее всего; увидев, что всего медицина делать не может, я заключил, что она не может делать ничего; теперь я видел, как много все-таки может она, и это «многое» преисполняло меня доверием и уважением к
науке, которую я так еще недавно презирал до глубины души.
«Вивисекция, — заявляет мистрисс Мона Кэрд, — есть главный враг
науки, которая всегда учила, что законы природы гармоничны и не терпят противоречий; но если эти законы не терпят противоречий, то как возможно, чтоб то, что в нравственном
отношении несправедливо, было в научном
отношении справедливо, чтоб то, что жестоко и неправедно, могло вести к миру и здоровью?» (The sanctuary of mercy. 1899, p. 6).
Я верю в медицину. Насмешки над нею истекают из незнания смеющихся. Тем не менее во многом мы ведь, действительно, бессильны, невежественны и опасны; вина в этом не наша, но это именно и дает пищу неверию в нашу
науку и насмешкам над нами. И передо мною все настойчивее начал вставать вопрос: это недоверие и эти насмешки я признаю неосновательными, им не должно быть места по
отношению ко мне и к моей
науке, — как же мне для этого держаться с пациентом?
Есть коренное различие в
отношении к Слову Божию со стороны
науки и веры, установляемое даже и, так сказать, методологически.
Эту виртуозность, игру в серьезную мысль наше поколение внесло в
науку, в литературу, в политику и всюду, куда только оно не ленилось идти, а с виртуозностью вносило оно свой холод, скуку, односторонность и, как мне кажется, уже успело воспитать в массе новое, до сих пор небывалое
отношение к серьезной мысли.
Как понять
отношение между философией и
наукой, как разграничить их сферы, как установить между ними конкордат?
Есть условно-лживая риторика любви, справедливости,
науки, есть условно-риторическое
отношение к самой идее Бога.
В этом
отношении есть существенное различие между
науками естественными и
науками о духе.
Если вдуматься, то такое
отношение к учености, к культу
науки совсем не так глупо и пошло.
Вера Семеновна, пережив три несчастных месяца, поселилась у брата. Практическая медицина была не по ней, не удовлетворяла и утомляла ее; да она и не производила впечатления знающей, и я ни разу не слышал, чтобы она говорила о чем-нибудь имеющем
отношение к ее
науке.
Это «общее дело» предполагает, как свое необходимое условие, братские
отношения между людьми, прекращение розни людей, осуществление родственности между людьми, но оно осуществляется также при помощи
науки и техники.
У русской радикальной интеллигенции выработалось идолопоклонническое
отношение к самой
науке.
«Мыслящий реалист» чужд всякой мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных идей, не имеющих никакого
отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий религиозных, метафизических и эстетических, у него культ дела и труда, он признает лишь естественные
науки и презирает
науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он был эгоистичнее «идеалистического» типа, — наоборот эгоистичнее был «идеалистический» тип, — а потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных идей, которыми пользовались для самых низменных интересов.
Отношение русских нигилистов к
науке было идолопоклонническим.
Без этого же
отношения к цели рассуждений, рассуждения мельника, как бы они ни были красивы и логичны, сами в себе будут неправильны и, главное, праздны; будут подобны рассуждениям Кифы Мокеевича, рассуждавшего о том, какой толщины должна бы быть скорлупа слонового яйца, если бы слоны выводились из яиц как птицы. И таковы, по моему мнению, рассуждения нашей современной
науки о жизни.
Неведомые
науке изменения в мозговом веществе, в нервах. Оттуда изменения вползли в душу, цепкими своими лапами охватили «свободный дух». Алексей и не подозревает предательства. Воспринимает жизнь искалеченным от рождения духом и на этом строит свое
отношение к жизни, ее оценку.
Наука есть специфическая реакция человеческого духа на мир, и из анализа природы
науки и научного
отношения к миру должно стать ясно, что навязывание научности другим
отношениям человека к миру есть рабская зависимость духа.
[«…Вытащить из трясины современной гуманитарной
науки Существо, созданное по нашему образу, которое будет для нас соответственно тем, чем мы являемся по
отношению к Богу» (фр.).]
Философия и
наука есть неудача в творческом познании истины; искусство и литература — неудача в творчестве красоты; семья и половая жизнь — неудача в творчестве любви; мораль и право — неудача в творчестве человеческих
отношений; хозяйство и техника — неудача в творческой власти человека над природой.