Наказывать по долгу службы и присяги своего ближнего, быть способным каждый час насиловать в себе отвращение и ужас, отдаленность места служения, ничтожное жалованье, скука, постоянная близость бритых голов, кандалов, палачей, грошовые расчеты, дрязги, а главное, сознание своего полного бессилия в борьбе с
окружающим злом, — всё это, взятое вместе, всегда делало службу по управлению каторгой и ссылкой исключительно тяжелой и непривлекательной.
Неточные совпадения
Человек, раненный
злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни.
Посмотрите, как дети беззаботно и весело резвятся, всецело погруженные в свои насущные радости и даже не подозревая, что в
окружающем их мире гнездится какое-то
злое начало, которое подтачивает миллионы существований.
— А как вы полагаете, откуда деньги у Болеслава Брониславича? Сначала он был подрядчиком и морил рабочих, как мух, потом он начал спаивать мужиков, а сейчас разоряет целый край в обществе всех этих банковских воров. Честных денег нет, славяночка. Я не обвиняю Стабровского: он не лучше и не хуже других. Но не нужно закрывать себе глаза на
окружающее нас
зло. Хороша и литература, и наука, и музыка, — все это отлично, но мы этим никогда не закроем печальной действительности.
И запас этот у старых девушек такого рода бывает так неистощим, что, несмотря на то, что избранных много, еще остается много любви, которую они изливают на всех
окружающих, на всех добрых и
злых людей, которые только сталкиваются с ними в жизни.
На что женщина не решается в горьком и безнадежном положении, когда будут предлагать ей не только избавить от
окружающего ее
зла, но откроют перед ней перспективу удовольствий, богатства и всех благ, которые так чаруют молодость.
Были лица равнодушные,
злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к
окружающему.
Тут именно и является самое отчаянное, самое мучительное страдание для человека, проникнутого благородными стремлениями, но не одаренного героизмом убеждений настолько, чтобы разом покончить с
окружающим его
злом.
Девочка только теперь поняла, как не права она была и дома, и в пансионе, сколько горя причиняла она
окружающим, каким она была
злым, нехорошим ребенком.
Она жила в расколе с
окружающей действительностью, которую считала
злой, и в ней выработалась фанатическая раскольничья мораль.
«Вся жизнь моя есть желание себе блага», говорит себе человек пробудившийся, — «разум же мой говорит мне, что блага этого для меня быть не может, и что бы я ни делал, чего бы ни достигал, всё кончится одним и тем же: страданиями и смертью, уничтожением. Я хочу блага, я хочу жизни, я хочу разумного смысла, а во мне и во всем меня
окружающем —
зло, смерть, бессмыслица… Как быть? Как жить? Что делать?» И ответа нет.
Если бы человек стремился только к благу своей личности, любил только себя, свою личность, то он не знал бы, что другие существа любят также себя, как не знают этого животныя; но если человек знает, что он личность, стремящаяся к тому же, к чему стремятся и все
окружающие его личности, он не может уж стремиться к тому благу, которое видно, как
зло, его разумному сознанию, и жизнь его не может уже быть в стремлении к благу личности.
Мягкий по природе, воспитанный дома, не испытавший на себе влияния товарищеской среды учебного заведения, созидающей характеры юношей, балованный сынок боготворившей его матери, князь Виктор Васильевич Гарин вступил в самостоятельную жизнь сперва юнкера, а потом офицера с смутными, неопределенными взглядами на жизнь, — без знания и конечно, без всякого умения распознавать
окружающих его людей, и даже, странно сказать, без точного понятия о добре и
зле.