Неточные совпадения
Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность
человеку, но
человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань
общественных и семейных
отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и воли.
Стабровский никогда и ничего не делал даром, и Устенька понимала, что, сближаясь с Харченкой, он, с одной стороны, проявлял свою полную независимость по
отношению к Мышникову, с другой — удовлетворял собственному тяготению к
общественной деятельности, и с третьей — организовал для своей Диди общество содержательных
людей. В логике Стабровского все в конце концов сводилось к этой Диде, которая была уже взрослою барышней.
Это странное явление (столь частое, однако же, в нашем обществе), происходит оттого, что Большов не понимает истинных начал
общественного союза, не признает круговой поруки прав и обязанностей
человека в
отношении и другим и, подобно Пузатову, смотрит на общество, как на вражеский стан.
Освобождение происходит вследствие того, что, во-первых, христианин признает закон любви, открытый ему его учителем, совершенно достаточным для
отношений людских и потому считает всякое насилие излишним и беззаконным, и, во-вторых, вследствие того, что те лишения, страдания, угрозы страданий и лишений, которыми
общественный человек приводится к необходимости повиновения, для христианина, при его ином понимании жизни, представляются только неизбежными условиями существования, которые он, не борясь против них насилием, терпеливо переносит, как болезни, голод и всякие другие бедствия, но которые никак не могут служить руководством его поступков.
Ни на чем так не видно это направление деятельности передовых
людей нашего времени, как на
отношении их к тому явлению, в котором в наше время в концентрированной форме выразилась вся несостоятельность
общественного жизнепонимания, — к войне, к всеобщему вооружению и общей воинской повинности.
Но когда эти же мысли порабощают себе общество, закабаляют партикулярных
людей, отравляют
общественные отношения и отнимают у жизни всякий внеполицейский интерес — это я уже перестаю понимать.
Чтобы он любил и уважал свою жену, это было довольно трудно допустить, тем более что, по мнению очень многих
людей, против первого существовали будто бы некоторые доводы, а второе представлялось сомнительным, потому что дядя, с его серьезною преданностью
общественным делам, вряд ли мог уважать брезгливое
отношение к ним Александры Ярославовны, которая не только видела в чуждательстве от русского мира главный и основной признак русского аристократизма, но даже мерила чистоту этого аристократизма более или менее глубокою степенью безучастия во всем, что не касается света.
Разумеется, в историческом
отношении неважны сами по себе мелочи домашней жизни государственного
человека; но в иных случаях эти мелочи являются нам как ближайшие поводы важных событий исторических, то есть, по
общественной пословице, как «малые причины великих следствий».
Но, разумеется, события брали свое: новые факты образовали новые
общественные отношения и приводили
людей к новому пересмотру прежних систем, прежних фактов и
отношений.
Предполагается обыкновенно, что объемистое сочинение о России возьмет в руки в Европе
человек образованный, имеющий некоторые гражданские убеждения и хотя несколько определенный образ мыслей насчет разных
общественных отношений.
На развитие каждого отдельного
человека имеют влияние не только его частные
отношения, но и вся
общественная атмосфера, в которой суждено ему жить.
[Напротив, тех
людей, которым бывшее крепостное устройство и все
общественные отношения, бывшие следствием его, шли впрок, можно уподобить гастрономам, расслабившим и изнежившим свой желудок тончайшими изобретениями поварского искусства: ясно, что они, во-первых, будут гораздо крепче держаться за свой изящный стол, нежели бедняки за свою мякину, а во-вторых, если уж принуждены будут сесть на грубую пищу, то гораздо скорее погибнут от нее, нежели те же бедняки, переведенные с мякины на чистый хлеб…]
А если так, то в пределах естественных условий решительно всякий
человек должен быть полным, самостоятельным
человеком и, вступая в сложные комбинации
общественных отношений, вносить туда вполне свою личность и, принимаясь за соответственную работу, хотя бы и самую ничтожную, тем не менее — никак не скрадывать, не уничтожать и не заглушать свои прямые человеческие права и требования.
И бывает это вовсе не так редко, как можно предполагать, не зная дела; бывает это тем чаще, что в большинстве случаев
человек, загнанный и забитый, бывает крайне стеснен и в материальном
отношении, а между тем принужден бывает выполнять разные
общественные условия.
Любо смотреть было, в самом деле, на общее одушевление: самый робкий, самый угрюмый
человек не мог, кажется, не увлечься, видя, как все единодушно и неутомимо хлопотали о том, чтобы раскрыть «наши
общественные раны», показать наши недостатки во всех возможных
отношениях.
Далее — что устройство нашей
общественной среды не совсем удовлетворительно и что житейские
отношения наши [совсем не] благоприятствуют нормальному развитию и свободной, здравой деятельности
человека, — об этом тоже написано у нас весьма много рассказов, даже самыми посредственными беллетристами.
Не должны ли мы стремиться к такому устройству жизни, при котором возвышение по ступеням
общественной лестницы будет не пленять, а страшить
людей, потому что такое возвышение лишает одного из главных благ жизни — одинакового
отношения ко всем
людям.
Экстериоризация общества, объективация
общественных отношений порабощает
человека.
Люди, пророчествовавшие несчастье их браку, к сожалению, предсказали слишком верно. За коротким опьянением счастья последовало самое горькое разочарование. Со стороны Ивана Осиповича было роковой ошибкой вообразить, что женщина, подобная Станиславе Феликсовне, выросшая в безграничной свободе, привыкшая к беспорядочной, расточительной жизни богатых фамилий в своем отечестве, могла когда-нибудь подчиниться нравственным воззрениям и примириться с
общественными отношениями скромных русских провинциалов.
Правда, «Церковно-общественный вестник», возражая «Современным известиям», дал хороший ответ на нападки московской газеты и указал, что нынешний закрытый консисторско-архиерейский суд не только во всех
отношениях неудовлетворителен, но и не согласен с древнею церковною практикою; но все эти доказательства, — убедительные и веские для
людей сведущих, — большинству публики почти совсем недоступны.