Неточные совпадения
С умом у него дружно шло рядом и билось сердце — и все это уходило в жизнь, в дело, следовательно, и
воля у него была послушным орудием умственной и
нравственной сил.
А у него этого разлада не было. Внутреннею силою он отражал внешние враждебные притоки, а свой огонь горел у него неугасимо, и он не уклоняется, не изменяет гармонии ума с сердцем и с
волей — и совершает свой путь безупречно, все стоит на той высоте умственного и
нравственного развития, на которую, пожалуй, поставили его природа и судьба, следовательно, стоит почти бессознательно.
То, что в продолжение этих трех месяцев видел Нехлюдов, представлялось ему в следующем виде: из всех живущих на
воле людей посредством суда и администрации отбирались самые нервные, горячие, возбудимые, даровитые и сильные и менее, чем другие, хитрые и осторожные люди, и люди эти, никак не более виновные или опасные для общества, чем те, которые оставались на
воле, во-первых, запирались в тюрьмы, этапы, каторги, где и содержались месяцами и годами в полной праздности, материальной обеспеченности и в удалении от природы, семьи, труда, т. е. вне всех условий естественной и
нравственной жизни человеческой.
Воля к победе должна быть поставлена в зависимость от наших творческих исторических задач, а не от наших отрицательных оценок
нравственных свойств немцев.
Идея святой Руси имела глубокие корни, но она заключала в себе и
нравственную опасность для русского человека, она нередко расслабляла его
нравственную энергию, парализовала его человеческую
волю и мешала его восхождению.
Русский человек, усомнившись в своих исключительных
нравственных качествах и признав некоторые качества за врагом, начинает думать, что и воевать-то не стоит, — у него слабеет
воля, он уже не имеет пафоса.
Видишь: предположи, что нашелся хотя один из всех этих желающих одних только материальных и грязных благ — хоть один только такой, как мой старик инквизитор, который сам ел коренья в пустыне и бесновался, побеждая плоть свою, чтобы сделать себя свободным и совершенным, но однако же, всю жизнь свою любивший человечество и вдруг прозревший и увидавший, что невелико
нравственное блаженство достигнуть совершенства
воли с тем, чтобы в то же время убедиться, что миллионы остальных существ Божиих остались устроенными лишь в насмешку, что никогда не в силах они будут справиться со своею свободой, что из жалких бунтовщиков никогда не выйдет великанов для завершения башни, что не для таких гусей великий идеалист мечтал о своей гармонии.
Наша начинающаяся, робкая еще наша пресса оказала уже, однако, обществу некоторые услуги, ибо никогда бы мы без нее не узнали, сколько-нибудь в полноте, про те ужасы разнузданной
воли и
нравственного падения, которые беспрерывно передает она на своих страницах уже всем, не одним только посещающим залы нового гласного суда, дарованного нам в настоящее царствование.
Витберг, обремененный огромной семьей, задавленный бедностью, не задумался ни на минуту и предложил Р. переехать с детьми к нему, на другой или третий день после приезда в Вятку его жены. У него Р. была спасена, такова была
нравственная сила этого сосланного. Его непреклонной
воли, его благородного вида, его смелой речи, его презрительной улыбки боялся сам вятский Шемяка.
Оттого все
нравственные основания поступков у честных лиц в комедиях, Островского внешни и очень узко ограничены, все вертятся только на исполнении чужой
воли, без внутреннего сознания в правоте дела.
Нет никаких прав, кроме личности самодура, никаких
нравственных правил, кроме угождения его
воле…
Иначе — ведь это ужасно — мы остаемся в неразрешимой дилемме: или умереть с голоду, броситься в пруд, сойти с ума, — или же убить в себе мысль и
волю, потерять всякое
нравственное достоинство и сделаться раболепным исполнителем чужой
воли, взяточником, мошенником, для того чтобы безмятежно провести жизнь свою…
— Так что, если, например, ты признаешь себя относительно меня и Тебенькова более
нравственным организмом, то ты имеешь право просветлять нас по всей твоей
воле?
Если можно и должно истязать и убивать и совершать всякого рода преступления по
воле тех, в руках кого находится власть, то нет и не может быть никакого
нравственного учения, а есть только право сильного.
Он понял, что ему ничего не нужно понимать, что не нужно ни фактов, ни корней, ни нитей, что можно с пустыми руками, с одной доброй
волей, начать дело
нравственного возрождения Навозного, сопровождаемое борьбою а grand spectacle, [Весьма эффектной (фр.).] с истреблениями, разорениями, расточениями и другими принадлежностями возрождающей власти.
Но он рассудил, что для этого недостаточно одной только его
воли и что это было бы бесполезно; если физическую и
нравственную нечистоту прогнать с одного места, то она перейдет на другое; надо ждать, когда она сама выветрится.
И в самом деле, что может противустоять твердой
воле человека? —
воля — заключает в себе всю душу; хотеть — значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, — жить, одним словом;
воля есть
нравственная сила каждого существа, свободное стремление к созданию или разрушению чего-нибудь, отпечаток божества, творческая власть, которая из ничего созидает чудеса… о если б
волю можно было разложить на цифры и выразить в углах и градусах, как всемогущи и всезнающи были бы мы!..
Заслышав его голос, нахлебники переглянулись, они оробели — почувствовали, что все-таки они мимо
воли своей уважают
нравственную чистоту Бенни.
Нравственный инстинкт женщины говорил в ней как бы помимо ее
воли.
— А какая
нравственная сила! — продолжал он, все больше и больше озлобляясь на кого-то. — Добрая, чистая, любящая душа — не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. А работал, как
вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!
Таковы были
нравственные наставления о смирении, терпении, отречении всех благ мирских и покорности
воле божией и т. п.
— Я и на Сенной в доме Вяземского ночевал [Дом Вяземского на Сенной площади — петербургская ночлежка.]. Да, правда; в моей жизни было потом, после полка, много позора и падения, но не
нравственного падения, потому что я сам же первый ненавидел мои поступки даже тогда. Это было лишь падение
воли моей и ума и было вызвано лишь отчаянием моего положения. Но это прошло…
Факт налицо: отчего же и не поверить такому объяснению, тем более что оно усыпляет инстинктивное беспокойство [барышни на этот счет, снимает с нее
нравственную ответственность и льстит ее тщеславию,] поднимает Зиночку на степень существа высшего, по праву могущего распоряжаться
волею и личностью других людей!..
На что им были какие-то
нравственные начала, когда они видели впереди сферу, в которой никакая нравственность их стеснять не будет, в которой они будут полными, бессудными господами и их
воля будет законом для окружающих?
Конечно, Иван Ильич даже и теперь, садясь за стол, дал бы себе скорее руку отсечь, чем признался бы искренно, не только вслух, но даже самому себе, что все это действительно точно так было. Минута еще вполне не пришла, и теперь еще было какое-то
нравственное балансе. Но сердце, сердце… оно ныло! оно просилось на
волю, на воздух, на отдых. Ведь слишком уж добрый человек был Иван Ильич.
Музыка, трико, боязливое и почтительное любопытство толпы, бенгальский огонь, наконец, прилив
воли и отваги во время представления в клетке и страшная
нравственная сила, которую он в это время чувствовал во всем своем существе и особенно во взоре, заставлявшем льва робко пятиться в угол, все это заранее, еще при одевании, волновало его.
Усилием
воли Дмитрий побеждает порыв своего «
нравственного сладострастия» и благородно отдает Катерине Ивановне деньги, ничего от нее не требуя. Пораженная Катерина Ивановна кланяется в ноги и уходит.
Это произошло от большого
нравственного страдания и мук, которые я испытывал, казня себя за всю развращенность, столь быстро усвоенную мною с тех пор, как я очутился на
воле.
Человеческое общество обречено жить не только под законом
нравственным, но и под законом государственным, не только под законом, предложенным человеческой
воле как долг, но и под законом, принуждающим себя выполнить.
И эта
воля к воскрешению умерших свидетельствует о необычайной высоте
нравственного сознания Н. Федорова.
Нравственное сознание, через которое общество диктует свою
волю индивидууму, сталкивается с глубокими и древними инстинктами человека, скрытыми в подсознательном.
Воля, определяемая
нравственной совестью, не может совершать чистых и абсолютных
нравственных актов потому, что она стоит перед противодействующей злой
волей в мире.
Это направление
воли опирается на свободу, без которой невозможна
нравственная жизнь, и потому носит преимущественно этический характер.
Нравственный акт был бы чистым и абсолютным лишь в том случае, если бы в мире не было злой
воли и ему навстречу шли столь же чистые и абсолютные
нравственные акты.
Социальная этика строит оптимистическое учение о силе
нравственного закона, оптимистическое учение о свободе
воли, оптимистическое учение о наказании и каре злых, которой будто бы подтверждается царящая в мире справедливость.
Стремись к освобождению человеческих чувств, но не допускай одержимости чувствами, не допускай отпадения их от полноты жизни, в которую входит и мышление, умная жизнь и
воля, жизнь
нравственная и отношение к Богу, жизнь религиозная.
Яснее всего выражает Гервинус всю
нравственную теорию Шекспира тем, что Шекспир не пишет для тех классов, которым годятся определенные религиозные правила и законы (то есть для 0,999 людей), но для образованных, которые усвоили себе здоровый жизненный такт и такое самочувствие, при котором совесть, разум и
воля, соединяясь воедино, направляются к достойным жизненным целям.
Он переживал все муки невозможности разрешиться от тяготевшего в его душе бремени, напрягал все усилия
нравственных мышц своей
воли, подбодрял себя, укорял, стыдил в своей слабости и минутами был готов завершить обдуманное дело, но это были только минуты.
Княжна, и без того увлеченная его
нравственным, да к тому же и физическим обликом, считала себя после возникшего в ее уме страшного подозрения виноватой перед ним и сама шла навстречу этому подчинению железной
воле этого человека, подчинению, скоро обратившемуся почти в рабство.
— Я вообще нахожу, что обет безбрачия далеко не самое
нравственное учреждение в мальтийском ордене… Блюдящий святость домашнего очага столь же, если не более, достоин уважения, чем извращающий свою природу, даже противно
воле Божией… Еще при создании мира Господь сказал: «Скучно быть человеку одному, сотворим ему помощницу, подобную ему…» Что вы скажете на это, аббат?
По внешнему виду Вера Степановна, как все женщины, обладающие хрупким, слабым организмом, не казалась особенно больной, а между тем Осип Федорович был прав —
нравственная ломка себя губительно отзывалась на ее здоровье, а громадная сила
воли этого нежного существа только отсрочивала развязку.
Царь, удрученный результатом допроса ведуний, воочию разрушившим его горделивую мечту о том, что он, представитель власти от Бога, в торжественные минуты праведного суда, могучим словом своим, как глаголом божества, разрушающим чары, может дать силу
воле разорвать узы языка, связанные нечистым, теперь пришел в уме своем к другому роковому для него решению, что «царь тоже человек и смертный», и эта мысль погрузила его душу в состояние тяжелого
нравственного страданья.
Как Авив Щелоков, как человек с образованием и с мыслящей головой — он не считает всего этого верхом общественного и
нравственного уклада; но это дает ему свободу, какой не имеют"церковные"ни в господствующей церкви, ни в каком другом терпимом исповедании, и за это он благодарит судьбу и ни на какое другое положение по доброй
воле не променяет.
Подчиняясь ли правительствам, или не подчиняясь им, люди одинаково никогда не знали, не знают и не могут знать, в какую форму сложится их жизнь, и тем более не может по своей
воле небольшое число людей устраивать жизнь всех, так как форма жизни людей складывается всегда не по
воле некоторых людей, а по очень многим сложным и независимым от
воли некоторых людей причинам, из которых главная —
нравственное, религиозное состояние большинства людей общества.
Закон же государственный со своим требованием военной службы, то есть готовности к убийству по
воле других людей, не может не быть противоположен всякому религиозно-нравственному закону, всегда основанному на любви к ближнему, как все религиозные учения, не только христианское, но и магометанское, и буддийское, и браминское, и конфуцианское.