Неточные совпадения
Знаете, один из этих диких новых
людей, которые теперь часто встречаются; знаете, из тех вольнодумцев, которые d’emblée [сразу] воспитаны в понятиях
неверия, отрицания и материализма.
«В сущности, все эти умники —
люди скучные. И — фальшивые, — заставлял себя думать Самгин, чувствуя, что им снова овладевает настроение пережитой ночи. — В душе каждого из них, под словами, наверное, лежит что-нибудь простенькое. Различие между ними и мной только в том, что они умеют казаться верующими или неверующими, а у меня еще нет ни твердой веры, ни устойчивого
неверия».
Боязнь эта есть
неверие в Россию и русского
человека.
Мещанские нормы — плод
неверия в благородное самоограничение
человека.
Но колебания, но беспокойство, но борьба веры и
неверия — это ведь такая иногда мука для совестливого
человека, вот как ты, что лучше повеситься.
А ведь иные из них, ей-богу, не ниже тебя по развитию, хоть ты этому и не поверишь: такие бездны веры и
неверия могут созерцать в один и тот же момент, что, право, иной раз кажется, только бы еще один волосок — и полетит
человек «вверх тормашки», как говорит актер Горбунов.
Он не острит отрицанием, не смешит дерзостью
неверия, не манит чувственностью, не достает ни наивных девочек, ни вина, ни брильянтов, а спокойно влечет к убийству, тянет к себе, к преступленью — той непонятной силой, которой зовет
человека в иные минуты стоячая вода, освещенная месяцем, — ничего не обещая в безотрадных, холодных, мерцающих объятиях своих, кроме смерти.
От Гарибальди я отправился к Ледрю-Роллену. В последние два года я его не видал. Не потому, чтоб между нами были какие-нибудь счеты, но потому, что между нами мало было общего. К тому же лондонская жизнь, и в особенности в его предместьях, разводит
людей как-то незаметно. Он держал себя в последнее время одиноко и тихо, хотя и верил с тем же ожесточением, с которым верил 14 июня 1849 в близкую революцию во Франции. Я не верил в нее почти так же долго и тоже оставался при моем
неверии.
Отказ от свободы есть
неверие в
человека.
А между тем каторжник, как бы глубоко он ни был испорчен и несправедлив, любит всего больше справедливость, и если ее нет в
людях, поставленных выше его, то он из года в год впадает в озлобление, в крайнее
неверие.
— Я обязан
неверие заявить, — шагал по комнате Кириллов. — Для меня нет выше идеи, что бога нет. За меня человеческая история.
Человек только и делал, что выдумывал бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор. Я один во всемирной истории не захотел первый раз выдумывать бога. Пусть узнают раз навсегда.
И иначе им нельзя было отнестись: их связывает то противоречие, в котором они находятся — веры в божественность учителя и
неверия в его самые ясные слова, — из которого им надо как-нибудь выпутываться, и потому нельзя было ожидать от них свободных суждений о самой сущности вопроса, о том изменении жизни
людей, которое вытекает из приложения учения Христа к существующему порядку.
Фершал кричит: «Зачем вы с
людьми, которые ищут веры, ведь вам, несчастный,
неверие сладостно?» Действительно — горбатый играет самыми страшными словами, как чёрт раскалённым угольем, и видно, что это приятно и сладостно ему.
Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за
неверие, за любовь, за ум —
человек за всё платит сам, и потому он — свободен!..
Он вынул из кармана тетрадку и подал ее брату. Статья называлась так: «Русская душа»; написана она была скучно, бесцветным слогом, каким пишут обыкновенно неталантливые, втайне самолюбивые
люди, и главная мысль ее была такая: интеллигентный
человек имеет право не верить в сверхъестественное, но он обязан скрывать это свое
неверие, чтобы не производить соблазна и не колебать в
людях веры; без веры нет идеализма, а идеализму предопределено спасти Европу и указать человечеству настоящий путь.
И, по обыкновению, он стал говорить о том, что теперешние молодые
люди гибнут, гибнут от
неверия, материализма и излишнего самомнения и что надо запретить любительские спектакли, так как они отвлекают молодых
людей от религии и обязанностей.
Словно некая белая птица, давно уже рождённая, дремала в сумраке души моей, а я этого не знал и не чувствовал. Но вот нечаянно коснулся её, пробудилась она и тихо поёт на утре — трепещут в сердце лёгкие крылья, и от горячей песни тает лёд моего
неверия, превращаясь в благодарные слёзы. Хочется мне говорить какие-то слова, встать, идти и петь песню да
человека встретить бы и жадно обнять его!
Так как индивидуальная мысль легко может приводить к опаснейшим заблуждениям и полному
неверию, а полное
неверие представлялось обоим самым худшим из душевных состояний, — то всего осторожнее держаться той веры, в которой
человек родился.
Да, конечно, брат Павлин с его голубиной кротостью не мог обманывать… Есть особенные
люди, чистые, как ключевая вода. Половецкий даже раскаялся в собственном
неверии, когда брат Павлин ушел. Разве такие
люди обманывают? И как он мог подозревать этого чистого
человека…
— Скажите, отчего вы живете так скучно, так не колоритно? — спросил я у Белокурова, идя с ним домой. — Моя жизнь скучна, тяжела, однообразна, потому что я художник, я странный
человек, я издерган с юных дней завистью, недовольством собой,
неверием в свое дело, я всегда беден, я бродяга, но вы-то, вы, здоровый, нормальный
человек, помещик, барин, — отчего вы живете так неинтересно, так мало берете от жизни? Отчего, например, вы до сих пор не влюбились в Лиду или Женю?
Люди не имеют даже самого отдаленного представления ни о жизни своего тела, ни о силах и средствах врачебной науки. В этом — источник большинства недоразумений, в этом — причина как слепой веры во всемогущество медицины, так и слепого
неверия в нее. А то и другое одинаково дает знать о себе очень тяжелыми последствиями.
Вечерком, на Святках, сидя в одной благоразумной компании, было говорено о вере и о
неверии. Речь шла, впрочем, не в смысле высших вопросов деизма или материализма, а в смысле веры в
людей, одаренных особыми силами предвидения и прорицания, а пожалуй, даже и своего рода чудотворства. И случился тут же некто, степенный московский
человек, который сказал следующее...
В вере не
человек создает Бога, как говорит
неверие (Фейербах), но Бог открывается
человеку, а потому и
человек находит в себе Бога или себя в Боге.
Свободе ангелов было предоставлено самоопределиться в отношении к Богу, причем промежуточное состояние
неверия или неведения было для столь совершенных существ духовных вообще исключено: ангелы непосредственно знают Бога, им предоставлено лишь любить Его или Ему завидовать, искать же Бога свойственно только
человеку.
И сказал Божьим
людям неведомый: «По грехам вашим, по
неверию вашему мольбы ваши не услышаны, и отсрочен вход в Араратское царство.
Даже на то, что старой вере она не последует, смотрела снисходительно и, говоря с Марком Данилычем, высказывала убеждение, что хорошие
люди во всякой вере бывают и что Господь, видя добродетели Марьи Ивановны, не оставит ее навсегда во тьме
неверия, но рано или поздно обратит ее к древлему благочестию.
Победа над смертью путем полного отсечения воли в жизни; победа над ужасами жизни путем мертвенно безразличного отношения к ней; презрение к жизни, презрение к смерти — вот этот чудовищный идеал, выросший на почве безнадежного отчаяния и глубочайшего
неверия в природу
человека.
— Да неужели же ты не видишь, что с нею делается? Ведь положительно живьем разрушается
человек: какое-то колебание, сомнение во всем, полное
неверие в себя… Очевидно, ее деятельность ее не удовлетворяет.
Странно было подумать: весь этот запутанный клубок отчаяния,
неверия, бездорожья, черных мыслей о жизни, горьких самообвинений — клубок, в котором все мы бились и задыхались, — как бы он легко мог размотаться, какие бы широкие дороги открылись к напряженной, удовлетворяющей душу работе, как легко могла бы задышать грудь, только захоти этого один
человек!
Я бы еще мог с состраданием и сочувствием смотреть на
человека, который путем долгих сомнений и нравственных мук дошел до
неверия.
— Братья, а ведь он правду говорит! В самом деле, бедные
люди по неразумию и слабости гибнут в пороке и
неверии, а мы не двигаемся с места, как будто нас это не касается. Отчего бы мне не пойти и не напомнить им о Христе, которого они забыли?
У белых Смидовичей: культурность и корректность, щепетильная честность, большая деликатность, — даже выражение у нас было: «чисто-белая деликатность!» С другой стороны, — отсутствие активности и инициативы, полное
неверие в свои силы, ожидание от жизни всего самого худшего, поэтому робость перед нею, тугость в сближении с
людьми, застенчивое стремление занять везде местечко подальше и поскромнее.
Из своего
неверия в
человека, из своего нигилистического отношения к миру Победоносцев сделал крайне реакционные выводы.
Из
неверия в
человека, из нигилистического отношения к жизни мира Ленин сделал обратный вывод, вывод крайне революционный.
—
Люди, не соблюдающие постов, делятся на две различные категории: одни не исполняют по легкомыслию, другие же по
неверию. Твой Петр не исполняет по
неверию. Да.
Это есть
неверие в возможность пробуждения в
человеке положительных духовных сил.
Тайна эта —
неверие в Бога,
неверие в Смысл мира, во имя которого стоило бы
людям страдать.
— Видим, господине лицарь Поплев, — отвечал дворецкий. — Пожалуй, не вмени нам в вину прежнего нашего
неверия:
люди простые, глупые, живем в глуши, не знаем заморских обычаев.
В христианстве был настоящий пафос послушания общественной неправде как справедливой каре за грех
людей, было почти нежелание, чтобы Божья правда осуществилась в земной общественности, и во всяком случае глубокое
неверие в возможность этого осуществления.
В этих словах сказывается низкое мнение Великого Инквизитора о человеческой природе,
неверие в
человека.
В Легенде ставятся лицом к лицу и сталкиваются два мировых начала — свобода и принуждение, вера в Смысл жизни и
неверие в Смысл, божественная любовь и безбожное сострадание к
людям, Христос и антихрист.
То же начало лежит в основании католической инквизиции и принудительного социализма, то же
неверие в свободу духа, в Бога и
человека, в Богочеловека и Богочеловечество.
— Я так понимаю, что вера есть способность духа. Она все равно что талант: с нею надо родиться. Насколько я могу судить по себе, по тем
людям, которых видал на своем веку, по всему тому, что творилось вокруг, эта способность присуща русским
людям в высочайшей степени. Русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений, а
неверия или отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала. Если русский
человек не верит в бога, то это значит, что он верует во что-нибудь другое.
Бедственное положение это усиливается еще тем, что, так как это состояние
неверия продолжается уже много времени, сделалось то, что среди
людей христианского мира те из них, которым это положение безверия выгодно, все властвующие классы, либо самым бессовестным образом притворяются, что верят в то, чему не верят и не могут верить, либо, в особенности наиболее развращенные из них ученые, прямо проповедуют, что для
людей нашего времени совсем и не нужно ни какого бы то ни было объяснения смысла жизни — веры, ни какого бы то ни было вытекающего из веры руководства поступков, а что единственный основной закон жизни человеческой есть закон развития и борьбы за существование и что поэтому жизнь
людей может и должна быть руководима только похотями и страстями людскими.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить
людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими
людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие,
неверие и глупость, образовать из преданных нам
людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
Гости были
люди просвещенные, и между ними шел интересный разговор о нашей вере и о нашем
неверии, о нашем проповедничестве в храмах и о просветительных трудах наших миссий на Востоке.
Человек тонет и просит о спасении. Ему подают веревку, которая одна может спасти его, а утопающий
человек говорит: утвердите во мне веру, что веревка эта спасет меня. Верю, говорит
человек, что веревка спасет меня, но помогите моему
неверию.
Но это иначе и быть не могло, потому что был это
человек огромных дарований и престрашней учености до того, что даже с Сковородою во мнениях сходился и на все замечения о тех або иних улучшениях по его части говорил: «Верти не верти, а треба пролагать путь посреде высыпанных курганов буйного
неверия и подлых болоть рабострастного суеверия», а сие, если помните, изречение оного вечнопамятного Григория Варсовы Сковороды.
Социализм лишь рабски воспринял это
неверие в
человека и в Бога, он доводит его до конца и дает ему всеобщее выражение.
В этом-то бессознательном
неверии народа и сознательном отрицании веры так называемых образованных
людей христианского мира и заключается причина бедствий
людей этого мира.